Беларусь как часть Европы (II фестиваль средневековой и этнической музыки в Гродно)


В последние годы белорусская периферия старается не отставать от столицы по части проведения всевозможных фестивалей, - в частности, с приставкой "этно/фолк". Иногда это получается, пусть и не с таким размахом, как в Минске. В то же время периферия тоже вполне может не только претендовать на статус культурной столицы, но и всецело его оправдывать.

Устроители мероприятия, речь о котором впереди, проводили его под лозунгом: "Гродно - культурная столица Беларуси!" и приурочили к 70-летию образования Гродненской области. Мне бы хотелось сделать две маленьких поправочки: во-первых, я бы воздержался от употребления числительных; во-вторых, Гродно сегодня можно с полным правом назвать столицей западного региона страны. Кое с кем я пообщался, что-то почитал-послушал-посмотрел... На основании всего воспринятого я делаю вывод о Гродно как о культурном центре, обладающем определенной автономией по отношению к Минску. Менталитет гродненцев более западный, чем у минчан и, быть может, брестчан. Сказывается географическая близость Польши и Литвы.

14 сентября 2014 года фестиваль средневековой и этнической музыки проходил во второй раз. Его организаторами выступили горисполком и Гродненская областная филармония. Городской дворец молодежи предоставил свою площадку. В Гродно, как и во всей Беларуси, бабье лето было в разгаре. Самое время проводить фестиваль на свежем воздухе! На территории фестиваля были расставлены столики и стулья; работали торговые точки, где можно было купить продукты, чай, кофе и даже пиво. Милиции то ли не было, то ли она себя никак не проявляла.

Журналист Гродненского ТВ Олег Косаренков с ролью ведущего справлялся блестяще. Он произносил спичи и объявлял выступления на хорошем литературном белорусском языке. Слушать его было одно удовольствие: самый настоящий мастер слова!

Открывал фестиваль детский фольклорный коллектив SALTARELLO из Гродно. Судя по выступлению, хороший ансамбль, каких немало в Беларуси. Только вот вопрос к руководителям: зачем было называть его по итальянскому танцу? Мало красивых белорусских слов?

В последние годы в Беларуси широкое распространение получают ансамбли средневековой музыки. Начало этому движению положила группа СТАРЫ ОЛЬСА/STARY OLSA. Причем известны коллективы с вокалом и без.

В Гродно есть группа под названием ХАРДИ-ГАРДИ (hurdy-gurdy - это англоязычное название инструмента, известного нам как колёсная лира). Своим составом она напоминает ансамбли, исполняющие средневековую музыку, но упор делает на белорусский фольклор. На фестивале были представлены инструментальные композиции "Вясна Красна", "Зялёны Дубочак" ("Зеленый Дубочек"), "А Я Злую-Злую" ("А я Злюсь-Злюсь") и "Цікла Рэчка" ("Текла Речка"). С удовольствием послушал бы их еще.

Минский Театр средневековой культуры ЯВАРЫНА устроил мастер-класс по европейским и белорусским танцам. И нашлось много желающих научиться танцевать. А когда объявили "Ойру", территория фестиваля превратилась в сплошной танцпол.

Затем Олег Косаренков пригласил на сцену трио в составе Александра Блохина, Татьяны Соловьевой и Игоря Адасика (Лида - Гродно). Все - люди довольно известные: Александр - лидер фолк-группы НЕМО. Татьяна - гродненский бард. Игорь играет во множестве групп, в частности, в ХАРДИ-ГАРДИ. Татьяна и Александр предлагают свои интерпретации белорусских народных песен. При этом Татьяна поет и играет на гитаре, Александр - на духовых и перкуссии, Игорь - на перкуссии. Мне запомнились "Каточак" ("Котик"), "Вясна Красна", "Чамбор" ("Чабрец"), "Калыханка" ("Колыбельная"), "Рэчанька" ("Реченька")... Перед исполнением "Каточка" Татьяна взяла в руки флейту и, стесняясь, произнесла: "Это не мой инструмент. Извините, если что не так". Но сыграла на ней абсолютно без лажи!

Настало время гостей из Минска - группы ЛІТЫ ТАЛЕР. Коллектив представил программу из европейских средневековых танцев. Номера не объявлялись. А из сыгранных произведений я узнал лишь немецкий "Toten Tanz". Играют ребята хорошо, но веет от них какой-то вторичностью. Лучше я бы послушал STARY OLSA.

ВОЧЫ (ГЛАЗА) - проект, ради и по приглашению которого я приехал на фестиваль. А прежде послушал демо-записи - и решил: нужно познакомиться с коллективом поближе! В проекте задействованы лучшие гродненские музыканты: автор всего материала, гитарист и вокалист Юрий Дубовик прежде возглавлял легендарную группу ВООБРАЖАЕМЫЕ ЛЮДИ, в которой также участвовали соло-гитарист Александр Ефимов, бас-гитарист Дмитрий Скобкарёв и барабанщик Сергей Холодный. Флейтист Василий Волощик играет в группе ЛЮДЗІ НА БАЛОЦЕ. Флейтистка, сопилочница, варганистка, клавишница и певица Дарья Богослова и перкуссионист Дмитрий Британов известны нам по проекту РАСА МЕЧТАТЕЛЕЙ. В творчестве ВАЧЭЙ как будто встречаются и взаимодействуют эпоха древности и современность, этника, world music и так называемая "новая импровизационная музыка". Юрий Дубовик пишет тексты на языке, максимально приближенном к старобелорусскому; композиции напоминают языческие заклинания. Игрался материал из двух интернет-синглов - "Званы-Звіняць" ("Звоны-Звенят") и "Хвіліны" ("Минуты"): "Кола" ("Круг") и "Варажба" ("Ворожба"), "Каханая" ("Любимая") и "Заглядалі" ("Заглядывали") и, конечно же, заглавные номера. Проект выступал в усеченном составе: Александр Ефимов отсутствовал по уважительной причине, а Дарья не стала использовать синтезатор. Но даже в упрощенном варианте коллектив прозвучал во всех смыслах этого слова. К моему большому сожалению, ВОЧЫ не были по достоинству оценены публикой, которой музыкальная составляющая показалась слишком сложной. Я же выступление проекта Юрия Дубовика однозначно считаю одним из лучших на фестивале.

Минская группа VŬRAJ понравилась абсолютно всем. Сяржук Долгушев сотоварищи привезли альбом "Rajok" и как программу, и как компакт-диск. Выступление открывалось песней "Даліна" ("Долина"). В настоящее время VŬRAJ работают над новым альбомом и концертной программой, которые будут состоять из песен, собранных в белорусском Полесье. Сяржук представил одну из них - "Стаўце Кашу На Стол" ("Ставьте Кашу На Стол"). Потом попросил Андрея Евдокимова отложить гитару и взять в руки гармонь. Прозвучала "За Валом". А закончили песней "Вэлытай, Пэрэпылко" ("Вылетай, Перепелка"), припев которой подхватывали зрители.

А после выступления VŬRAJ устроили маленькую распродажу своих дисков. К слову, альбом "Rajok" издавался в Украине, а в белорусские магазины не поступал и не поступит, - его можно купить разве что на концертах у самих музыкантов. Тем не менее, не думаю, что диски активно раскупались: альбом выложен в Интернете для свободного скачивания, в том числе на официальном сайте VŬRAJ. И кто хотел, тот давно его послушал бесплатно.

От Гродненской областной филармонии на фестивале выступил гитарист Владимир Захаров. Правда, поскольку исполнялась музыка эпохи Возрождения, играл он не на гитаре, а на лютне. Открыл выступление шотландской народной песней "Greensleeves". Потом сыграл "Канцону" (авторство которой, по одним данным, принадлежит Франческо ди Милано, по другим - советскому лютнисту Владимиру Вавилову; на ее мелодию Алексей Хвостенко положил стихотворение Андрея Волохонского "Город Золотой"; впоследствии песня под этим же названием вошла в репертуар АКВАРИУМА) плюс несколько произведений композиторов XVII века. Надо сказать, что на фоне остальных участников фестиваля Захаров смотрелся слишком академично. Не удивительно, что его практически не слушали...

Очень понравилась группа DZIVASIL. Свою стилистику музыканты определяют как этно-эмбиент. На первый взгляд может показаться, что коллектив исполняет белорусские народные песни. Это не совсем так. Внесу маленькое, но существенное уточнение: DZIVASIL создают авторские, как правило, развернутые композиции, вплетая в них белорусские народные песни. Инна Пересецкая (также ARTES LIBERALES, АЛЬТАНКА, ЯВАРОВЫ ЛЮДЗІ, ЛОМ, проект Алеся Камоцкого и др.) мастерски владеет аутентичным пением, которое органично сочетается с современным музыкальным языком. Программа группы включала в себя наиболее известные композиции: "Dzivasil" ("Девясил"), "Yavarovy Ludzy" ("Яворовые Люди"), "Galubets" ("Голубец"), "Kalodzez" ("Колодец"), "Losya" ("Лось"), "Pavetra" ("Воздух") и "Soneyka" ("Солнышко").

Заканчивался фестиваль средневековой дискотекой, а вернее, этнотекой "Litvin Dance", которую совместно проводили этно-электронный проект PAWA и народный танцевальный ансамбль ФЛАММЕЯ. К слову, участники PAWA известны нам по группе средневековой музыки TESTAMENTUM TERRAE, и многие композиции аранжированы и в акустическом, и в электронном вариантах. Инструментальное "Intro" плавно перетекло в белорусскую народную песню "Kaval" ("Кузнец"). Лидер проекта Юрась Панкевич вносил в этнотеку познавательный элемент, предваряя почти каждую композицию кратким рассказом. Он вспомнил польско-белорусского этнографа, фольклориста и археолога Михала Федоровского, который в конце XIX - начале XX века записывал белорусские народные песни на территории нынешних Брестской и Гродненской областей. Вниманию зрителей были предложены "Vulička" ("Улочка"), "Hańdziulieńka" (уменьшительно-ласкательное от "Анна"/"Гандзя"). Были и авторские композиции, например, "Napróžno Matko" или "Ciacierka".

Кому-то, быть может, покажется странным, что в программу этнотеки под названием "Litvin Dance" включались европейские танцы. Но ведь Беларусь - это часть Европы, а, следовательно, белорусская культура не просто открыта европейской, но и неотделима от нее. Так, в литвинскую этнотеку вписались старинная французская песня "Ai Vis So Lo Lop" и шведская "Herr Mannelig". Кстати, последняя прозвучала вполне по-белорусски. Я имею в виду не только белорусский перевод, а аутентичное белорусское исполнение. Не выглядела чужеродной и кавер-версия песни "Shipping Up To Boston" американской группы DROPKICK MURPHYS. Когда же речь заходила о танцах (а их было немало), девушки в средневековых костюмах из ансамбля ФЛАММЕЯ проводили маленький мастер-класс - показывали желающим движения, которые нужно выполнять. Можно было научиться танцевать польский "Krakoviak", французскую "Angleza", португальский "Cantiga De Santa Maria", и итальянскую "Tarantella"... Выступление PAWA и ФЛАММЕИ воспринималось на ура не только молодежью, но и публикой более зрелого возраста. Коллектив не отпускали со сцены. И тогда Юрась предложил всем вместе еще раз станцевать "Krakoviak".

Фестиваль закончился ровно в 21:00. Счастливая публика покидала территорию Дворца молодежи. Казалось, даже погода радуется вместе с нами, отдавая последнее тепло...

Большое спасибо организаторам фестиваля, всем выступившим исполнителям и коллективам. Отдельная благодарность Дарье Богословой, Дмитрию Британову и Юрию Дубовику, благодаря которым состоялся наш визит в западную столицу Беларуси.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 01 октября 2014, 23:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.003