Игорь "Варвар" Гончаров: Как научиться играть на "кофемолке"


Представление о рок-группе как составе из "одного стучала, двух бренчал и одного рычала" теряет актуальность: кроме скрипок и контрабасов (широко использующихся также в готике и прогрессиве), фолк-рок, например, давно уж прирастает самыми разнообразными инструментами - от ставшей уже почти привычной волынки до диджериду. На концертах иных команд можно услышать и увидеть совсем редкостные инструменты, словно шагнувшие в наше время из прошлых веков. Их звучание уникально и ни на что не похоже, изготовленные с ювелирной точностью, такие раритеты всегда вызывают особый интерес у публики.
О том, как украинские музыканты осваивают редкие музыкальные инструменты, обогащая современный рок и фолк, и обо многом другом я беседую с киевским музыкантом-мультиинструменталистом, участником ряда команд, бардом Игорем "Варваром" Гончаровым.


Валерия Соколовская: Игорь, ты играешь на нескольких музыкальных инструментах, а также пел в группах TAXI и СНЫ. Скажи, у тебя есть классическое музыкальное образование или ты самоучка?
Игорь Гончаров: Да, я закончил музыкальную школу по классу гитары. Во время обучения уже был солистом и автором многих песен замечательной харьковской группы TAXI. Эта команда была моим первым коллективом, а дальше, вкусив кайф рок-музыки, я решил попробовать себя в разных стилях. Тесно сотрудничал с московской фолк-группой ЗОЛОТО РАККАРД, играл в бесшабашной рок-н-рольной банде BOTTLE HUNTER, угорал и "трэшевал" с КАРМИНОЙ, пел с группой СНЫ, участвовал в симфо-метал-оперном проекте МЕРЦАНА и, наконец, создал фолк-роковый коллектив АМАРОК.

ВС: Расскажи, как возник интерес к таким не характерным для рок-групп струнным инструментам как лютня и бузука?
Игорь: В первый раз познакомиться с лютней мне довелось ещё во времена совместной деятельности с группой ЗОЛОТО РАККАРД. Уже тогда, взяв её в руки, я понял, что одной гитарой не удовлетворюсь. С тех пор я и стал интересоваться старинными струнными и не только струнными инструментами. Мне очень нравилось сочетание их звучания с современными стилями. Так я стал больше интересоваться фольклорной и этнической, а в особенности кельтской музыкой. В итоге вполне закономерным стало приобретение ирландской бузуки. Она представляет собой одну из разновидностей лютни, модернизированную в Ирландии и получившую там очень широкое распространение. Но помимо Ирландии бузуки в различных ее модификациях часто встречалась и у других народов.

ВС: Я смотрю на твои инструменты и не могу даже представить себе, где их можно приобрести.
Игорь: В том то и состоит сложность - такие инструменты не выпускаются серийно. Их можно только заказать у мастера, а мастеров, делающих средневековые инструменты, единицы. Но главной проблемой оказывается то, что из-за отсутствия отлаженной серийности производства их изготовление очень трудоёмко, длительно, а изготовленные инструменты невероятно дороги. Особенно это касается работ, связанных с деревом - от придания формы до нанесения лака и высыхания. Не говоря уже о том, что даже заготовка, доска или брус, из которого будет выполнена какая-либо деталь, должна высохнуть в естественных условиях. И на это может уйти не один год, что, опять же, отражается на цене.

ВС: То есть, для человека, решившего начать учиться играть, скажем, на колесной лире, главная проблема - купить инструмент?
Игорь: Не совсем, для начала ему нужно найти мастера, способного сделать такой инструмент, определиться с ценой, которую он готов заплатить, и заказать экземпляр, максимально соответствующий выбранной цене и требуемому качеству. А потом набраться терпения и ждать выполнения заказа.

ВС: Трудно ли было их осваивать - это же не привычная гитара? И как ты учился - сам или с преподавателем?
Игорь: Учусь сам. Пока что на территории СНГ не встретил ни одного преподавателя, обучающего игре на бузуке или на других европейских этнических инструментах.
Конечно, всегда можно обменяться опытом и посоветоваться с другими фолк-музыкантами, которые также сами осваивают этот необычный и редкий в наше время антиквариат.

ВС: Можно ли найти в Интернете уроки игры на бузуке или лютне?
Игорь: Полноценных уроков, как, допустим, для той же гитары, фортепьяно и т. д., для таких инструментов, конечно же, нет. Но, как я уже говорил, если хорошенько поискать, то можно найти намёки, отзывы, разъяснения и подсказки от тех людей, кто хоть немного освоил эти редкие инструменты. Иногда музыканты, самостоятельно научившиеся играть, скажем, на колесной лире, создают темы и сообщества на форумах или в социальных сетях, где обмениваются познаниями и опытом. Там можно кое-что почерпнуть. Но общую картину всё равно придётся собирать самому по частям, как мозаику. Но как говорится, кто ищет - тот всегда найдёт: немного усидчивости, логического ассоциативного мышления - и вы сможете разобраться. Возьмем, к примеру, игру на лютне - лютневая техника даётся мне не очень сложно. Дело в том, что после освоения в достаточной мере одного музыкального инструмента обучиться играть на других становится гораздо проще. А гитара оказалась отличной базой для дальнейшего развития.

ВС: Игорь, как ты считаешь, обязательно ли сначала освоить ту же гитару, и только потом браться за редкие инструменты, или можно сходу начинать учиться играть именно на них?
Игорь: Для того, что бы научиться играть на лютне, гитару осваивать не обязательно, но крайне желательно. В принципе, можно сходу попробовать начать учиться играть на лютне, но, учитывая, что как таковых преподавателей и самоучителей по игре нет, это может оказаться весьма затруднительно. Но, опять же, нет ничего невозможного. Вообще эти инструменты во многом схожи, и гораздо легче разобраться с одним инструментом, владея другим. Колесная лира же вообще ни на что не похожа. Так что можно смело начинать сразу с неё, но я бы рекомендовал для начала ознакомиться хотя бы с фортепьяно.

ВС: Скажи, для тебя все инструменты одинаковы в плане освоении техники игры?
Игорь: Нет, из инструментов для меня самыми сложными всегда были духовые. Сколько ни пытался научиться играть на флейте, сопилке, вистле или даже волынке, как все окружающие сразу же слёзно, а иногда и с угрозами жестокой расправы или многоэтажного заковыристого проклятия до сто седьмого колена просили меня прекратить это издевательство.... Но я искренне надеюсь, что когда-нибудь смогу сыграть на вистле нежную кельтскую мелодию без риска получить гнилым помидором промеж глаз.

ВС: Сколько времени в день ты стараешься уделять музыке - час, два или как получится?
Игорь: Музыке стараюсь уделять как можно больше времени. Что, к сожалению, не всегда получается. В наше время мало кто из музыкантов может похвастаться тем, что любимое занятие способно его прокормить, не говоря уже о нынешней ситуации в стране, развитию творчества и рок-музыки никак не способствующей. Думаю, я не одинок в признании того, что время, которое хотелось бы потратить на музыку и творчество, зачастую уходит совсем в другое русло.

ВС: Мы уже не раз упоминали в разговоре колесную лиру. Это же целое произведение искусства. Расскажи о ней немного подробнее: как именно извлекается звук и есть ли для нее своя нотная партитура?
Игорь: Колёсная лира так же известна как органиструм или hurdy-gurdy - средневековый струнный инструмент, сочетающий свойства смычкового и клавишного, только роль смычка выполняет колесо, трущееся о струны. Музыкант приводит колесо в движение, вращая вороток правой рукой, а левая рука зажимает клавиши, играя мелодию. Конечно же, для неё есть нотная партитура. Каждая клавиша соответствует ноте (если это диатонический инструмент), или полутону, если это хроматика. Кроме этого, по тому же принципу, что и у волынки, колёсная лира имеет одну или несколько мелодических струн, которые, соответственно, отвечают за мелодию, и несколько бурдонов, играющих постоянную ноту.

ВС: Уточни, пожалуйста, в чем отличие диатонического инструмента от хроматического?
Игорь: В том, что в диатонике присутствуют только чистые ноты до, ре, ми и т. д., а в хроматике ещё есть диезы и бемоли.

ВС: Как ты думаешь, что привносят такие экзотические инструменты как колесная лира или лютня в фолк- и рок-музыку?
Игорь: Думаю, фолк-музыка на них как раз и строится, и без их применения не очень то "фолково" звучит. А рок с использованием этнических инструментов и партий становится оригинальней и богаче. Я думаю, что совмещение роковой динамики с фолковой составляющей очень благоприятно влияет на оба стиля, раскрывая и дополняя элементами обоих. И в конечном итоге это сочетание заметно обогащает музыку.

ВС: К волынке потихоньку привыкли, а как воспринимает публика твои инструменты - не просят подержать или рассмотреть?
Игорь: Да, смешные случаи бывают довольно часто. Например, как только не обзывали мои инструменты... Бузуки нарекали "электробалалайкой", "мандолиной переростком" и "недобандурой". А про лиру как-то сказали, что на этом "пепелаце" не обязательно играть - достаточно его просто показать, и все уже в экстазе. Хотя и её не преминули назвать "кофемолкой" и "шарманкой".

ВС: У тебя в активе не только кавер-версии, но и собственные песни. Если обратиться к ним, то откуда прилетает вдохновляющая тебя муза?
Игорь: Прилетает из разных мест и в самое разное время. Так что иногда только и ищи, на чём бы записать пришедшую в голову идею. Чаще всего это что-то пережитое или наболевшее, или увиденное, или даже прочитанное. Бывает неясный сон или полуночный бред, а бывает просто крик души. Но каждый раз на свет рождается что-то новое.

ВС: Планируешь ли ты и дальше выпускать сольные альбомы?
Игорь: Конечно, планирую - они были, есть и будут есть! Много моих сольных как студийных, так и концертных записей гуляют по просторам Интернета.

ВС: Сейчас ты играешь в интернациональных группе MYSTTERRA и в проекте КАНЦЛЕР ГИ. Получается ли в нынешних условиях сотрудничать с российскими музыкантами, легко ли это?
Игорь: Верно, я играю в составе этно-индастриал-команды MYSTTERRA и время от времени выступаю вместе с замечательным человеком и прекрасной исполнительницей Майей Котовской. Но в нынешних условиях сотрудничать с российскими музыкантами крайне затруднительно... Из-за всего происходящего в нашей стране они не могут приехать с гастролями в Украину, а я, соответственно, не могу поехать на концерты в Россию... Так что единственное, что остаётся на данный момент - это работать дистанционно и надеяться на мирное решение и урегулирование ситуации.

Мне кажется, что только благодаря таким "варварам" как Игорь Гончаров у нас развивается и обретает все большую популярность рок, исполняемый с редкими музыкальными инструментами, а поклонники могут услышать уникальное звучание колесной лиры. И мне остается пожелать Игорю освоить упрямые духовые инструменты, и еще не раз выступить вместе с его иностранными коллегами. Особенно интересно будет, если он познакомится еще и с российской фолк-панк-группой INVERSIJA, чья солистка Яна Василенко также играет на колесной лире...

Фото из архива Игоря Гончарова

Автор: Валерия Соколовская
опубликовано 07 июля 2014, 04:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.003