Музыкальный уик-энд в "T.I.R.-club" (ДЖАН КУ, ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA и др., Псков, 16-18.01.2004)


День первый: ДЖАН КУ

Ксения Ермакова За столь недолгое время уже успев привыкнуть к тому, что "T.I.R.-клуб" привозит к нам только хорошие команды, того же ожидал и на этот раз. Тем более что имя группы мне было давно известно - впервые о ДЖАН КУ услышал, наверно, лет 6 или 7 назад. Но - в этот раз обломался: как оказалось, в тот вечер в Пскове выступала совершенно проходная группа.

Началось всё так: на сцене появилась вокалистка группы Ксения Ермакова, села за барабаны и, глядя в пол, спела под караоке (тут же заигравшую музыку) песню "Один Плюс Один". "Неужели всё так и будет?" - насторожились все. Но тут на сцене появились музыканты: гитарист, басист и ударник, что вызвало оживление в зале и народ потянулся к сцене.

Очень быстро подключившись, группа заиграла. Исполнялась довольно тяжелая, среднеритмичная, мрачная музыка со столь же мрачными текстами - которые, впрочем, были слышны далеко не везде - и с весьма простыми аранжировками. Теоретически это можно было бы определить как некую противоестественную смесь GUANO APES (музыкальная основа) с Янкой Дягилевой (общий депрессивный настрой) - но, в любом случае, как до первых, так и (особенно) до второй ДЖАН КУ было далеко абсолютно по всем показателям. Музыка группы была очень скупо (если не сказать - примитивно) аранжирована, а тяжелый звук казался неуместным, так как не "зажигал" и не давал никакого драйва. Вдобавок и голос вокалистки дисгармонировал - в том смысле, что он не дотягивал до той тяжести, что выдавала группа. Всё было как-то мутно, очень невнятно, невыразительно и вызывало какие-то прямо-таки болезненные ощущения...

ДЖАН КУ В результате эффект в зале был практически нулевой, а самое главное - не было атмосферы. Конечно, чувства праздника быть и не могло - не в том стиле играет группа - но даже того депрессивного настроения, что заложено в их музыку, музыканты передать не смогли (или всё-таки смогли - и в результате такой отзыв?.. Ну, тогда будем считать, что у них всё получилось...). Плюс ко всему - дежурное, не в полную силу, исполнение: группа откровенно не выкладывалась (кроме, пожалуй, ударника), а в одном месте и вообще сбилась и бросила играть; подумав, музыканты махнули руками и затянули другую песню. "Позор!" - крикнул кто-то из зала.

Можно сказать, что я придираюсь по мелочам (с кем не бывает?) - но в том-то и дело, что из таких мелочей и состояло всё выступление, а положительных моментов - по крайней мере, для себя - я там не нашёл. Постепенно для того, чтобы слушать, приходилось прикладывать всё большие усилия. "Оно мне надо?" - подумал я, и после шестой-седьмой песни решил тихо свалить. Одеваясь в гардеробе, оглянулся в сторону сцены: около неё мрачно топтались человек десять. Наверно, им нравилось...


День второй: ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA

Щураков Вот только после таких концертов начинаешь понимать свою ограниченность от того, что всю жизнь слушал исключительно рок-н-ролл, хотя и в разных его проявлениях... Как оказалось, я совершенно неправильно представлял себе музыку, исполняемую ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA. По старым "FUZZ"овским статьям и интервью, по термину "необарокко", употребляемому руководителем оркестра Сергеем Щураковым, представлялось нечто лёгкое, воздушно-невесомое, и хотя, наверное, красивое, но столь же и искусственное. Но - "только вышло по-другому, вышло вовсе и не так".

Народу в этот вечер в "T.I.R.-клубе" собралось довольно много. Встретили музыкантов хотя и приветливо, но как-то настороженно: перед сценой образовался довольно большой круг пустого пространства, а дальше - плотная толпа. Трудно сказать, что "отпугивало", но подойти вплотную к сцене и вправду было как-то страшновато... Состав оркестра (рискуя ошибиться в именах, назову лишь инструменты: кнопочный аккордеон, мандолина, флейта, акустическая гитара, виолончель, бас, ударные, перкуссия), по-видимому, часто менялся: среди появившихся на сцене я не обнаружил никого (кроме, конечно, Щуракова) из тех, кого запомнил и кого пытался найти потом по старым "FUZZовским" фотографиям. Зато присутствовал ещё один "аквариумовский" музыкант - Олег Шар (записывавший, впрочем, с оркестром все диски).

Как встретили, так же настороженно приняли и первую композицию: раздались осторожные аплодисменты, но - сложно было вот так сразу переварить, прочувствовать услышанное... Щураков же справился, слышны ли в зале барабаны; получив утвердительный ответ, успокоенно кивнул: "Это самое главное..." - и, загадочно улыбнувшись, объявил следующую вещь. И вот с этого момента всё началось по-настоящему.

Это не было ни на что похоже. Это не было "пост-АКВАРИУМОМ" (как было указано в афишах) - родство угадывалось разве что в общих корнях. Это не укладывалось ни в какие рамки, ни в какие стили - и было одновременно и роком, и джазом, и этникой, и чем угодно ещё. Это было явно очень сложно сыграно, очень сложно построено - и поразительно легко воспринималось. Будучи немного знакомым с техникой игры, с ритмикой, я постоянно ловил маленькие, ускользающие и почти незаметные кусочки то джазовых, то роковых, то блюзовых, то фолковых, то совершенно незнакомых мне ходов - и всё это постоянно переливалось, переходило одно в другое, сплетаясь в завораживающее и абсолютно органичное единое целое. При этом музыка совсем не оказалась лёгкой и воздушной, как я предполагал - нет, драйва - настоящего, мощного, всепробивающего - было столько, сколько нет у большинства чисто роковых групп. Временами были слышны настоящие риффы - что при отсутствии в составе оркестра электрогитар звучало намного сильнее, чем если бы они были.

Прозвучал последний аккорд; на секунду - полная тишина, и - чей-то восхищенный возглас:

- Ух ты...

И - шквал аплодисментов.

ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA Лёд настороженности был моментально сломлен - хотя пространство перед сценой всё же осталось пустым до самого конца. Да, собственно говоря, большое всё-таки лучше виделось на расстоянии.

А дальше было ещё лучше. Когда крики "Браво!" и овации немного стихали, Щураков пытался объявлять композиции. Таким образом, запомнились "Византия", "Танец Королевских Пингвинов" и особенно "Танцующий Сфинкс". Во время исполнения последней перед глазами просто совершенно реально возникала соответствующая картина! Эффект получался до мороза по коже. Грешным делом подумалось - а не круче ли это самого АКВАРИУМА?.. Ведь БГ всё же пользуется словами, а здесь всё передано одной музыкой, а тексты, наверное, и не были бы уместными... Как было указано в афишах, "только музыка, и этим сказано всё". Действительно - всё.

Во всяком случае, это мощно, это живо, и это потрясающе современно. Если вообще не вне времени.

Концерт шёл уже около часа, и после очередной композиции кто-то крикнул:

- Ещё раз с самого начала, пожалуйста!..
- Запросто, - не растерялся Щураков, и, добродушно улыбаясь, объявил следующую вещь.

Фрагменты первого альбома оркестра "Анабасис" сменялись композициями с "Византии", были и совсем новые - ещё даже без названия - темы. Прозвучала также "Гиневер" Дюши Романова (альбом АКВАРИУМА "Треугольник", 1981 г.). И каждая вещь неизменно встречалась овациями и криками "Браво!" - что было более чем уместно и заслуженно.

Разговор в толпе:

- Когда они уезжают?
- Ночным поездом, двухчасовым.
- До поезда додержим?..

Давно уже не припомню, чтобы хотелось удерживать кого бы то ни было на наших клубных концертах...

Уйти просто так музыкантам всё-таки не дали: концерт закончился двумя выходами "на бис", во время которых была исполнена "Антарктида" - совершенно потрясающая вещь, в которой реально слышались звуки ветра, хруст бьющихся льдин и крики птиц, и ещё одна новая композиция, даже без названия, которое Щураков предложил придумать каждому своё.

Общее впечатление от концерта можно описать одним словом: эйфория.

О читатель! Какую бы музыку ты не предпочитал - классику или джаз, рок-н-ролл или блюз, этнику или хэви-метал - но если ты узнаешь, что в твоём городе даёт концерт ВЕРМИШЕЛЬ ORCHESTRA, бросай всё и иди на этот концерт. Не услышав этой музыки вживую, ты многое потеряешь в жизни.


День третий: АКЗА, CHOCOLATE CHOICE

Обе эти псковские группы, надо сказать, вызвали гораздо меньший интерес у зрителей, чем приезжие. И это закономерно - количество как хороших, так и вообще рок-групп в последние годы в Пскове стремительно сокращается, и мало кто уже ждёт от местных команд чего-то хорошего. Хотелось бы надеяться, что "T.I.R.-клуб" сыграет в этой ситуации роль катализатора - впрочем, это, в лучшем случае, дело будущего, а в воскресный вечер послушать своих пришли лишь самые стойкие. Даже число завсегдатаев клуба было меньшим, чем обычно.

АКЗА Впрочем, выступавшая первой АКЗА местному зрителю практически незнакома: последний раз группа выступала года три назад, и то - в акустике. На этот раз предполагалось полноценное электричество, но здесь выяснилась совершенно неожиданная вещь: в отсутствии состава музыка исполнялась под частичную фонограмму, т.е. под минусовку. Вживую шёл лишь голос вокалиста и автора песен Александра Богаева и гитара второго музыканта (который оказался позже ещё и ударником CHOCOLATE CHOICE). Остальная музыка шла в записи, и уже из-за этого не прозвучала. Например, там были достаточно длинные периоды, когда шла вообще одна фонограмма, а вокалист и гитарист пританцовывали в ожидании своих партий... Кроме этого, песни оказались для такого выступления чрезмерно длинными, затянутыми и от этого уже скучными.

По стилю же группа сильно напоминала классический ТЕЛЕВИЗОР - образца не "Отечества Иллюзий", а, скорее, "Шествия Рыб": та же ломаная ритмика, та же холодность аранжировок и отстранённый, механистичный вокал. Но при этом песни Борзыкина в своё время "выстреливали" уже хотя бы из-за своей лаконичности, которой здесь явно не хватало, и даже различные редкие вставки - то тяжёлых гитар, то духовых - в общем-то, положение не спасали.

Пожалуй, навряд ли стоит данному проекту выступать ещё без полноценного состава...

CHOCOLATE CHOICE Выступающие следом CHOCOLATE CHOICE смотрелись (и слушались) гораздо лучше. Со времени появления первой демо-записи (которая была записана, если мне не изменяет память, года три назад) группа, в общем-то, выросла. Стала серьёзнее музыка, чуть изменился стиль - от "альтернативного" саунда группа пришла к гранжу, причём в достаточно тяжёлом его варианте. Усложнились аранжировки, более сильным стало исполнительское мастерство музыкантов (особенно мне понравился басист). Песни исполнялись с большим чувством - выкладывались ребята на все сто, и было видно, что делают они это с удовольствием. Одним словом, всё было хорошо, и, если чего и не хватало, так это толпы поклонников под сценой: как уже говорилось, зрителей было непривычно мало, и вся энергетика группы растворялась в пустоте. Впрочем, поклонники - это дело наживное и для данной группы вполне реальное. Ну, а если музыканты чуть-чуть добавят всё же мастерства и блеска в исполнение, то к штурму питерских клубов их можно будет признать вполне готовыми...

Итог: несмотря ни на что, уик-энд в "T.I.R.-клубе" можно считать удавшимся стопроцентно - хотя бы по общей сумме полученных впечатлений. Неужели таких уик-эндов у нас будет всё больше и больше? Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить...

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 21 января 2004, 17:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииДЖАН КУ - "Jan_Coo"Старый Пионэр14.09.2000
РецензииДЖАН КУ - "Лабиринт"Старый Пионэр05.02.2001
РецензииДЖАН КУ - "Свобода"Старый Пионэр15.03.2001
Рецензии"Ситка Пит 2011-02" (ДЖАН КУ, ШМЕЛИ, DenDerty, GEVOLT, NEW EDGE, TENGRY LAB и др.)Хагнир17.05.2011
СтатьиСП в СП (Часть 15. ДЖАН КУ. Альбом)Старый Пионэр10.11.2004
Архив"Nашъ Драйвъ" №01, ноябрь 1995 (ДЖАН КУ, ЦИКАБА и др.)Старый Пионэр03.05.2005

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.004