Итоги-2013: Так отвечали авторы


1. Лучший отечественный музыкант/группа 2013 года?
2. Лучший отечественный альбом 2013 года?
3. Самые яркие события в вашей и окружающей музыкально-журналистской жизни в 2013 году?
4. Разочарование/огорчение/печаль года?
5. Ваши творческие планы на 2014 год?


Dara Wind (фотограф)

1. DISANE - ленивые, но талантливые. Для меня прям открытие, так как не увлекаюсь такой тяжелятиной. ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ, CLOVER CLUB.

2. DISANE - "We Owe You Nothing" (EP).

3. Концерт ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО в Вильнюсе, однозначно. Звук, свет, атмосфера!!!!!

4. -

5. Планы... хм... Никогда не загадываю на будущее, жизнь - такая непредсказуемая штука. Наверное, больше творчества, интересных мероприятий, проектов. Есть вариант сотрудничества с некоторыми группами; думаю, будет интересно поработать над обложками их альбомов.


Алексей Анциферов

1. LASCALA.

2. LASCALA - "Forte".

3. 1) Я стал директором Ольги Дзусовой;
2) Не музыкальное, но яркое: подготовка к юбилею А. С. Голубкиной в родном музее;
3) Программа "Живые" на "Маяке", впоследствии на "Нашем Радио";
4) Ведущий "Живых" Семён Чайка становится программным директором "Нашего Радио", но событие пока не в этом, а в создании им "НР. Версия 2.0". К сожалению, пока в Интернете, а не в FM.

4. Шевчук как автор. Хватит рыбы выдавать за песни! Но! Претензии только к песням. Как человек Шевчук и ДДТ как группа продолжают быть глыбами.

5. Работа с О. Дзусовой и СС-20. Писать в ННФ, кандидатскую, статьи.


Екатерина Борисова

1. В последние года два у меня такое ощущение, что в качестве слушателя я линяю как змея - сбрасываю старую кожу и обрастаю новой. То есть многие музыканты, которых я слушала энное количество лет, сейчас потеряли для меня актуальность. Я их уважаю, благодарна им за всё хорошее, но особого интереса к ним уже не испытываю. Зато пуще прежнего интересуюсь новой для себя музыкой и очень радуюсь, находя что-то яркое и свежее.
В связи с этим лучшие артисты 2013 года для меня - это те, которых я открыла в этом году. Прежде всего, это омский блюзовый дуэт GROGGY. Я их услышала и оценила еще на фестивалях 2012 года, но в этом году побывала на нескольких их сольниках, расслушала как следует - и влюбилась окончательно и бесповоротно.
Еще хочется отметить такие незаурядные коллективы из числа прежде мне неизвестных как RADIOLIFE (Москва), ROCCO (Красноярск), AQUAПАРК (Беломорск), BARADJ (Казань).
Также по возможности буду следить за развитием групп ВОТТОВААРА (Надвоицы), АНТАРЕС (Омск), BLOODY TOMATOZ (Архангельск).
Очень жду возвращения на концертные площадки моей любимой МЕДВЕЖЬЕЙ ИКРЫ, которая в 2013 году взяла тайм-аут и фактически не выступала.

2. Позорно мало слушала в этом году музыку альбомами, поэтому выделить никакой не могу.

3. Безусловно, фестивали "Rock-Line" (Пермь) и "Беломор-Буги" (Архангельск). Еще - новые знакомства с хорошими музыкантами и новые встречи с теми, кого я потеряла из виду много лет назад.

4. Грустно, что год снова не обошелся без потерь. Для меня лично самая большая из них - смерть Джей Джей Кейла, очень тихого американского музыканта, который, тем не менее, серьезно повлиял на фигову кучу куда более известных его коллег - от Эрика Клэптона и Марка Нопфлера до (в масштабах наших огородов) Ревякина и Чижа.
Недоумение вызывают пляски с бубнами вокруг недавнего альбома Земфиры, записанного явно по принципу "берите - и отвяжитесь". Товарищи! Девушка не только давно созрела, но и изрядно перезрела! Оглянитесь вокруг себя - обнаружите не менее дюжины куда более интересных певиц!
С некоторым скептицизмом отношусь к переформатированию "Нашего Радио". То есть прекрасно, конечно, что в сетке вещания появились те группы, которых раньше там и вообразить было невозможно, и я надеюсь, что сей факт им как-то поможет. Но вот включишь приемник - и все равно оттуда в основном раздается какая-то невообразимая херь, разве что имена поменялись. Хочется верить, что это всего лишь болезни роста, а не замена шила на мыло.
И отдельная моя печаль в том, что Валерий Гаина, изумительный гитарист и композитор, собравший было в России свой лучший состав со времен распада трио КРУИЗ, почти не нашел отклика среди российских слушателей и прокатчиков, поэтому состав заморозил и на данном этапе занимается другим проектом (SIREN ON THE MOON) в США. Что имеем - не храним, как обычно.

5. Я практически не писала рецензий в 2013 году. На то были объективные причины: почти все мое рабочее время занимает поддержка и развитие Нашего НеФормата, а на написание собственно текстов уже никаких сил не остается. Хочу в дальнейшем попробовать как-то выкраивать время и на рецензии. Все-таки по основной своей профессии я - музыкальный журналист.
Очень хочется поездить на какие-то новые для меня фестивали. Я нежно люблю "Rock-Line", "Беломор-Буги" и "Рыбку", с громадным удовольствием эти фестивали посещаю и намерена посещать их и впредь. Но хочется увидеть и услышать всякое другое, и чем больше, тем лучше. Так что, господа организаторы, зовите - охотно приеду и опишу увиденное и услышанное со всем тщанием.


Юлия Боровинская

В минувшем году я, увы, не только почти ничего не рецензировала, но и крайне мало слушала русской музыки - так уж сложилось. Вряд ли мои ответы будут очень информативны, но всё же.

1. АКВАРИУМ, АУКЦЫОН, Сергей Калугин, Ольга Арефьева.

2. КРЕМАТОРИЙ - "Чемодан Президента".
Редкий случай: группа, от которой я уже достаточно давно ничего не ждала, внезапно удивила - и удивила приятно.

3. С событиями у меня в прошлом году было туговато, к тому же, Алма-Ата - отнюдь не самый событийный город в отношении рок-музыки. Можно было бы вписать в эту графу фолк-рок-фестиваль, организованный радиостанцией "Тенгри ФМ", но приходится скрипнуть зубами и отнести его к следующему пункту.

4. Фолк-рок-фестиваль "Тенгри ФМ". Подготовка к этому мероприятию была долгой, отборочные туры проходили чуть ли не год, участники приехали не только из СНГ, но и из некоторых стран Дальнего Зарубежья (не европейских) - и та-акой облом!
Общее впечатление - тоска смертная, неминучая. Выступавшие (те, на кого ещё хватило моего безграничного энтузиазма и неисчерпаемого терпения) довольно чётко делились на следующие типы:
Тип первый. Вот у нас есть девица, которая голосом на скаку быка валит, - нарядим её позатейливее, поставим в центр, пускай орёт, а то, что она ни в одну ноту не попадает - это ничаво, прикинемся, что это пентатоника, с одной стороны, и фри-джаз - с другой.
Тип второй. А возьмем-ка мы свои три гитары и ударную установку и вот тебе, Вася/Серик, дадим национальную дуделку-бренчалку. Это ж неважно, что ты на этой хреновине играть не умеешь, - зато ею на экране крупным планом перед зрителями помашут, после чего мы вздохнём с облегчением и запилим свой металл, так что тебя и слышно-то не будет.
Сколько-нибудь бодрил публику только третий (и последний) тип выступавших - поп-фолковики, среди которых попадались действительно весёленькие и вполне профессиональные. Но попса она и есть попса, лично меня всё это как-то не согрело.

5. Надеюсь преодолеть свой писательский блок (в существовании которого я всегда сомневалась, пока он не накрыл меня медным тазом) и вновь начать писать рецензии - злобные и противные, а также восторженные и трепетные.
Иные планы у меня, к великому сожалению, вряд ли могут возникнуть, поскольку Алма-Ата... а впрочем, об этом я уже писала.


Олег Гальченко

1. АКВАРИУМ, КАЛИНОВ МОСТ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ, LUMEN, ANIMAL ДЖАZ.

2. ЦЕМЕНТ - "Антология", ДО МАЖОР - "Ноэма" (переиздание "Геометрии"), АКВАРИУМ - "Аквариум Плюс", АУКЦЫОН - "Птица" (переиздание "Геометрии"), Диана Арбенина - "Акустика".

3. Конечно же, мое интервью с Валерием Гаиной для Нашего НеФормата и "Лицея"! Ещё - мои совместные с бардом Сергеем Константиновым концерты в петрозаводском благотворительном центре "Истоки" в январе, июне и особенно в декабре. С таким драйвом ещё нигде и никогда не читалось и не пелось. А ещё радует, что певец и гитарист Фёдор Кузьмин наконец-то сделал для своего нового альбома студийную версию хита Стива Уандера "I Just Called To Say I Love You" с моим русским текстом, которую теперь можно услышать на моей страничке ВКонтакте.
Что касается окружающей музыкальной жизни, то самые светлые впечатления оставило "Наше Радио", снова меняющее свою репертуарную политику в сторону сближения с настоящим, "непричёсанным" и прежде как бы не существовавшим для него русским роком. Программа "Живые", в которой проходят концерты разных известных и неизвестных групп в прямом эфире, по степени живости переплюнула популярный в начале прошлого десятилетия "Воздух". На "Радио России" с удовольствием весь год слушал "Акустику" - ежемесячные живые концерты, правда, в основном не роковые, а джазовые. Там же уже который год выходит ещё одна прекрасная передача - "Бесполезное Золото", делающая примерно то же самое для отечественного андеграунда, что когда-то в 90-х делал "Тихий Парад" Романа Никитина. Достаточно сказать, что именно в ней стартовала карьера замечательной группы АНИМАЦИЯ. Кстати, именно АНИМАЦИЮ я бы назвал "прорывом года", хотя для меня лично были и куда более яркие открытия - например, Ксения Федулова.
"Кошмаром года" же могу назвать увиденный по телевизору в день 60-летия БГ его концерт "Огонь Вавилона". Если бы не вышедший почти одновременно альбом "Аквариум Плюс", я бы списал Бориса Борисыча в "сбитые лётчики" раз и навсегда! Впрочем, за последние двенадцать месяцев это было едва ли не единственное запоминающееся телевизионное зрелище. Всё самое интересное я смотрел и слушал в Интернете назло всем антипиратским законам, которые, слава богу, пока никак не отразились на моих активных скачиваниях...

4. Огорчение - смерть Лу Рида. Горшка тоже очень жаль - переслушав все записи КОРОЛЯ И ШУТА, понял, что многие вещи до сих пор трогают и вызывают ностальгию. Разочарования чисто слушательские - ПТВП, КУКРЫНИКСЫ.
Накрылся форум сайта rock-video.net, с которого я качал всю самую актуальную и редкую отечественную музыку - считаю это мощнейшим ударом по моей коллекционерской деятельности, как и гибель нескольких популярных файлообменников, ставшую первым ощутимым следствием ужесточения антипиратского законодательства (верните, гады, хотя бы Хотфайл и Рапиду!!!).

5. Написать некое количество рецензий для Нашего НеФормата. Продолжать серию ностальгических лирических этюдов из жизни поколения "восьмидесятников" на страницах интернет-журнала "Лицей" (уже опубликован текст под названием "Как не надо писать стихи", дальше, скорее всего, будет "1984: хит-парад от Большого Брата" - понятно, о чём, в нем - сентиментальные воспоминания о школьном выпускном вечере, случившемся ровно четверть века назад, которые лучше всего читать пол песню группы ТАРАКАНЫ! "Я Смотрю На Них"...). Продолжать ретро-раскопки для Живого Журнала. В общем - ничего чрезвычайного и сенсационного, по крайней мере - пока.


Максилла Кузнецов

1. УНДЕРВУД.

2. ЛЕД 9 - "Искушение Святого Простолюдина".
Тут очень важно отметить, что это единственный альбом, который в 2013 году я прослушал целиком. Даже "Чудовий Світ" ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА или БГшный EP "Праздник Урожая Во Дворце Труда", например, я честно не смог осилить за раз от начала до конца. Поэтому считаю необходимым добавить этот пункт подвопросом от себя (и чуть позже станет понятно, почему):
2.1 Лучшая отечественная песня/трек 2013 года:
Все эти песни от украинских исполнителей (и это не какая-то моя специальная поддержка #Євромайдану, просто так само собой получилось) - так или иначе, именно они стали для меня главным музыкальным сопровождением этого года:
1) УНДЕРВУД - "Ангелы и Аэропланы".
Благодаря фильму "Московские сумерки" (2013, реж. Алена Званцова);
2) МОТОР'РОЛЛА - "Осінь Жовто-Сіра".
В сентябре этого года, когда я подъезжал на поезде к Киеву, эта песня, звучавшая из радиоточки, полностью в меня, что называется, попала;
3) Дiля - "Где-То в Далеких Далях".
Об этом я уже писал здесь. На мой взгляд, сейчас очень важно понять и окончательно признать, что концепция альбома как способа распространения музыкальной информации полностью себя исчерпала и в настоящий момент попросту неактуальна. Позвоните любому своему другу (лучше не связанному с музыкой) и спросите, какой последний альбом он послушал, а лучше - купил, и вам сразу все станет ясно. Вместе с "альбомом", на мой взгляд, неизбежно уходит в прошлое и жанр рецензии. Какой смысл писать рецензию на одну песню?! А уж читать, - так и вовсе глупо.
Почему так произошло - тема, вероятно, отдельной дискуссии, но, на мой взгляд, дело в том, что музыка перестала быть самодостаточной и стала лишь производной или приложением к чему-либо: к хорошему фильму, к в-пробке-стоянию или, например, к политической акции... Даже на концерты теперь зачастую ходят не столько затем, чтобы послушать хорошую музыку, сколько чтобы зачекиниться или заинстаграмиться с музыкантами.
Это новые музыкальные реалии, и, думаю, чем быстрее это поймут люди, связанные с музыкой, тем быстрее они начнут искать какие-то новые пути вместо того, чтобы бесконечно на всех и все обижаться.

3. Приход Семена Чайки на пост программного директора "Нашего Радио", связанные с этим изменения программной политики и попадание в хит-парады и радиоротацию свежей музыкальной крови. Конечно, реально свежей эта "кровь", в основном, была уже, наверное, лет 10 назад, но все равно лучше поздно, чем никогда... Да и куда важнее то, что наконец-то задана правильная тенденция.

4. Очередная отмена фестиваля "Пустые Холмы". Я чувствую сквозняк от того, что это место свободно.

5. Предлагаете насмешить бога?! Ну, надеюсь, отчебучу чего-нибудь такое...


Игорь Лунёв

Выбираю из того, что слышал, а слушаю российского не так уж много. Плюс есть такое, что послушать хочу, но до сих пор не собрался, - например, новый альбом Леонида Фёдорова.

1. Леонид Фёдоров, Юлия Теуникова. Мне особенно важно, что эти люди ярко проявляют себя и как исполнители, и как композиторы.

2. Юлия Тузова - "Подлежащее".

3. В моей творческой жизни в 2013 году было три самых ярких события:
1) Завершение работы над альбомом ELIVA ... BAND "Нервы";
2) Выход книги моих стихов "Дыхательные упражнения";
3) Запись моего сольного альбома в Костроме.

Самые яркие впечатления в окружающей меня музыкальной жизни:
1) Возрождение группы ЛА ШУ и новые песни Ларисы Шуниной;
2) Концертные выступления Юлии Теуниковой, Павла Федосова, группы ЛЕПОТА. Но поскольку меня окружает не только российская музыкальная жизнь, то самое важное для меня событие этого года - новый альбом Пола Маккартни "New".

4. Все те же, что и в прошлом году - ПИКНИК (разочарование, огорчение и печаль), МУМИЙ ТРОЛЛЬ (огорчение и печаль). Это первые, кого вспомнил. Но больше думать не хочу, а то расстроюсь уж очень.

5. Завершение работы над сольным альбомом и над совместным альбомом с Артёмом Беловым, работа над новой книгой стихов, ещё разные студийные и концертные проекты. Но и не строя планов, можно сделать много интересного.


Владимир Е. Обломов

1. РАДА & ТЕРНОВНИК, Леонид Фёдоров.

2. Фёдоров и КРУЗЕНШТЕРН - "Быть Везде".

3. КРЕМАТОРИЙ в Доме офицеров флота (Севастополь) - через десять лет после первого их концерта, на котором побывал (в Калуге).


Сергей Райтер

1. Лучшая группа года: РАЗНЫЕ ЛЮДИ.
Для меня абсолютно ясно, кто стал группой года. И дело не в том, что в альбоме предстал какой-то новый Чернецкий - изменения коснулись лишь состава группы. И дело не в том, что его коллеги в этом году не выпустили, на мой взгляд, ничего мало-мальски выдающегося, а ему, наоборот, это удалось. "Чернец" как раз-то и получился таким, что нашей единственной (без дураков) супергруппе впору вручать какой-нибудь музыкальный "Оскар" за верность и вклад etc. В стилистически безупречном альбоме Саша привычно рассказывает о текущем положении дел. Рассказывает, называя вещи своими именами, без эвфемизмов, иносказаний, интеллигентских карманных фиг и карманных же откровений. Огромная доза невульгарной ностальгии, эдакие "Супер-супер-бизоны", расставляет приоритеты на грани "наше/не наше", "свой/чужой", защищает вплоть до грозного рыка "Руки прочь!". Меня очень удивила и подкупила изменившаяся социальная тональность текстов. Понятен и пафос альбома - как антитеза цинизму. Рискну предположить, что нынешний Чернецкий не спел бы собственные, допустим, "Проходчик Шахты №6" или "Россия" хотя бы из соображений общего концептуального порядка, если не сказать больше. Выход этого альбома стал началом логической цепи: "Чернец" - всеукраинский тур в честь освобождения УССР от фашистских захватчиков (РАЗНЫЕ ЛЮДИ, ЧАЙФ, БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ, NO SMOKING ORCHESTRA Эмира Кустурицы) - резкие заявления Чернецкого по поводу событий на Украине. Всё перечисленное плюс высокоградусный STOOGES-драйв определили мой выбор.

Лучший музыкант года - Умка.
Кто сегодня в Новосибирске, завтра в Воронеже, послезавтра в Харькове, затем - Минск, Варшава, Берлин, Нью-Йорк? Кто успевает гастролировать, записывать пластинки, бороться с болезнью, вести собственный менеджмент и дистрибуцию, заниматься литературоведением, выпускать Введенского и Вагинова, Патацкаса и Асю Фруман? На чей концерт вы попадёте в любом случае, даже если вы пьяны, без денег и находитесь в международном розыске? У кого даже в самой маленькой песне присутствует большая литература? Если всё это про вас, то вы - Умка. И пусть в этом году с новым альбомом не получилось, но "Весёлой Жизни" хватит ещё надолго.

2. РАЗНЫЕ ЛЮДИ - "Чернец". См. выше.
Nina Karlsson - "Хамелеон".
Поскольку я всегда ратую за арбузные развалы и россыпи свиных хрящиков, то мой выбор понятен. Это не рок, хотя свою энергетику Нина Карлссон может запросто одолжить иному року. Это не джаз, хотя так же изыскано и утончённо. Это не эстрада, хотя все формальные атрибуты присутствуют. Слежу за этой певицей давно, но самой малости мне не хватало. А именно - родного языка. "Хамелеон" - первый альбом Нины Карлссон на русском. Слушаю его с огромным удовольствием, чего и вам желаю. Свежестью веет от этого "Хамелеона".

3. Дебют на харьковской сцене TOMFINNA, хотя сценическими неофитами их назвать нельзя. TOMFINNA - авторский проект актрисы Инны Одноралец в содружестве с очень сильными сессионными музыкантами. Городской шансон в джазовых одёжках, где каждая песня подаётся как изящный мини-спектакль. Казалось бы, что в их случае ставка на формулу "просто о простых вещах" срабатывает на все сто, но это иллюзия. Немного разобравшись, слышишь и мастерские аранжировки, и нестандартные, местами даже не квадратные гармонии и интересные метафоричные тексты. Так что всё не так уж просто. Записанного песенного материала очень много, но с выпуском официального альбома TOMFINNA не торопится.
То, что вся наша русскоязычная музыка, кроме нас самих, по большому счёту, никому не нужна, я подозревал и раньше. А в ушедшем году убедился воочию, что неанглоязычная музыка Центральной Европы в такой же ситуации. Рокеры Чехии, Германии и Польши, поющие на своих родных, великих и могучих тоже считают себя со своими верными слушателями одинокими во Вселенной. Исключение - признанные монстры RAMMSTEIN, IN EXTREMO, LACRIMOSA, Нина Хаген etc., а также группы, исполняющие инструментальную музыку на высочайшем уровне. Чешский MODERN DAY BABYLON играют именно такую - сложную, космичную, вдохновенную. "По паспорту" они обозначены как groove-ambient-metal, а я по старинке называю это прогрессивом с вариациями. Кстати, ещё одни любимые мною инструментальные космополиты - киевляне CTHULHU RISE, играющие блистательный metal jazzcore, с альбомом "42" получили заслуженное признание на разных концах земного шара. На "42" есть рецензии, написанные не только на английском, не только самурайскими иероглифами (что правда), но и, возможно, клинописью на глиняных дощечках.

4. Так как очарований в году было не много, то и разочаровываться особо не пришлось. Большего ожидал от альбомов с участием двух Фёдоровых - Евгения и Леонида. Знаю-знаю, что о них принято говорить только хорошее, и "пикейные жилеты" им палец в рот не кладут. Я тоже не кладу, но всё же. Можно, например, констатировать кризис идей у Евгения, можно опровергать это. Но, по большому счёту, главное отличие TEQUILAJAZZZ от ZORGE - название.
Леонид Фёдоров с Владимиром Волковым и группой старых друзей записали развесёлый междусобойчик "Если Его Нет". После прослушивания хотелось воскликнуть: "Что-то подобное уже было!" А после совместной пластинки с израильской группой лезет на ум искажённая сентенция Атоса: "Для КРУЗЕНШТЕРНА - это много, для Фёдорова - мало".


Валерия Соколовская

Год был на удивление ровным, и выделить кого-то одного мне трудно, но попробую.

1. Лучший музыкант года - Валерий Гаина: концерт в Киеве он отыграл прекрасный (а что орги накосячили изрядно и людей почти не было - так это уже совершенно другое дело).
Лучшую группу назвать затрудняюсь, меня впечатлили, удивили и т. п. IMPERIAL AGE и НЕЖЕГОЛЬ. Больше как-то и не могу никого выделить.

2. НЕЖЕГОЛЬ - "Асгарда Рейд".

3. Хмм... и тут трудно. Меня больше всего впечатлил стимпанк-конвент - думаю, что у фестиваля огромный потенциал, и он может вырасти в отдельное явление нашей сцены, но подбор музыкантов как таковых там был слабенький. "Дети Ночи" были традиционно неплохи, но именно что на уровне, ни вверх, ни вниз фестиваль не сдвинулся. ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ в декабре отыграла более чем душевно, я до сих пор под впечатлением, но на концерт года тоже не тянет. Вот как-то так...

4. Зато однозначно могу назвать не провал, а утрату года - "Тодда" с Горшком в главной роли и так уже и не услышу, а хотелось бы... Ну, и МЕЛЬНИЦА без Заславского превратилась даже не в рок с волынками, а в немного приправленную фолком попсу.


Старый Пионэр

Весь год я, можно сказать, посвятил (ха-ха, какое вычурное слово) не отечественной, а мировой музыке, просвещаясь в том, что было упущено ранее. От Элвиса Пресли до DEERHUNTER. По этой причине итоги года в России могу подвести только поверхностно, но что есть, то есть.

1. LOUNA - хороший мощный год для группы. Альбом, правда, оказался чуть слабее предыдущего, но уровень держит, так что с группой полный порядок.
Вася Обломов - стал как-то лиричнее, что ли, задумчивее и в какие-то моменты даже мудрее (не только музыкально).
Галина Босая - этот год мог стать ее годом, но организационно как-то не заладилось. Значит, будем ждать мощного движения в 2014-м.
ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - откричали, отшумели, зафиксировали на альбоме. И все у них получилось хорошо.
ХУЙ ЗАБЕЙ - отличный год для легендарной группы, не окаменевшей под гнетом мифов и продолжающей концертировать.

2. Галина Босая - "Под Запретом. Электричество". К сожалению, с двухальбомной концепцией получилась незадача и электричество/акустику разложили на черное и белое, что уже делала Нино Катамадзе, а потому концепция обернулась неловким подражанием. Это было ошибкой. Так что "Любовь" не отмечаю.
Евгений Маргулис - "Маргулис". Без изысков и понтов, но здоровый духом, с настроением и без примет возраста. Удачная работа, способная дарить радость.
ЧАЙФ - "Кино, Вино И Домино". Не шедевр, но с парочкой очень сильных вещей, напоминающих о причинах, по которым уральские роллинги вышли в Первую лигу. И даже учитывая наличие двух-трех откровенно проходных номеров, альбом слушается атмосферно (не в том смысле, что воздушно, а создает уютную атмосферу музыкального вечера).
ХУЙ ЗАБЕЙ - "Гараж". Редкостная штучка - акустика от ХЗ. После великолепного альбома 2012-го "Вскрытие Покажет" ожидался неминуемый провальчик, но Бигимот и Карабас обманули судьбу, похоже, и попали в точку.

3. Для меня самое яркое в этом году не связано с отечественной музыкой. А то, что было на нашей сцене и вокруг, особенно ярких впечатлений не оставило. Разве что удивило и порадовало издание альбомов Галины Босой.

4. Разочарование года - рок-опера "Todd" группы КОРОЛЬ И ШУТ. Да, понимаю, что это работа 2012-го, но вторая часть добралась до меня только в 2013-м (как и до большинства, наверное), так что оценить полностью удалось лишь в прошедшем году. Беспомощное либретто, скучные мелодии и такое же исполнение. Ожидания были куда больше.
Огорчение года - группа СТОКГОЛЬМ. Творческая консервация и вялое существование. А ведь думалось, что вот-вот появится на свет еще один шедевр или концертами город укатают. Не случилось ни того, ни другого.
Печаль года - смерть Михаила Горшенёва. Итог закономерен, но от этого менее печальным не становится.

5. Никаких планов. Устал планировать впустую.


Хагнир

1-2. Называю всё по одному пункту, поскольку знакомлюсь с музыкой поальбомно, соответственно - наиболее яркие артисты с наиболее запомнившимися релизами:
BAJINDA BEHIND THE ENEMY LINES - "Pucina";
СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА - "Год Оленя";
ASPIRIN JAH - "Давай Уничтожим Зло";
EXIST/ - "Безысходность";
КОНТОРА КУКА - "Чек";
МУЗЫКА НЕВИДИМЫХ ЛЮДЕЙ - "Эффект";
МОРЕ ОБЛАКОВ - ЕР;
САЛЬТО НАЗАД - "Дерево";
PUR:PUR - "Nevertheless";
ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ - "Фобос"
.

3. Дальнейший рост числа музыкантов, предоставляющих своё творчество в безвозмездное пользование слушателя - то есть сейчас это есть норма.
Качественная работа некоторых сетевых лейблов и сообществ, действующих на той же безвозмездной основе (наряду с платной) и дающих нам ряд совершенно роскошных артистов: "Tunguska Electronic Music Society", "Karmatonic Records", "Light People Group", "Ru Trip Community", "Fancy Music", "USC", "MNMN Records"... и это далеко неполный список.
Тихое загибание дабстепа, расцветание ядовитого цветка витч-хауса, королевская поступь южного рока и стоунера, возврат интереса к блюзу.
Вообще заметное невооруженным глазом повышение качества музыки - как по технической составляющей, так и по идеям - опять же, сужу по андеграунду, грандов, честно говоря, в прошлом году если и слушал, то невнимательно. То, что таится еще в безднах безвестности, гораздо интереснее.

4. Околомузыкальных неприятностей хватало, но вспоминать о них не хочется. Плюсов было больше.
А что касается неудач отдельных артистов и коллективов... я о них просто умолчу, ибо провалы достойны только забвения. Лучше говорить о хорошем.

5. Как-то отладить свой рабочий график, чтобы времени и сил хватало на всё задуманное. Поверьте, хороших идей гораздо больше, чем реализованных проектов. Был где-то в мультсказках такой персонаж - Недодел, ну так вот это примерно я анфас. И это нехорошо.
Ну, и возобновить сборники свои хочу очень-очень - без них какая-то пустота...


Геннадий Шостак

Поскольку в минувшем году мне довелось побывать на одном из самых знаковых фестивалей Украины "Тарас Бульба", украинцы наведывались в Беларусь, и в общей сложности количество услышанных мной исполнителей и коллективов из этой страны превышало белорусских и российских, заранее прошу прощения за небольшой "украинский акцент".

1. Ольга Арефьева и КОВЧЕГ;
РАЗНЫЕ ЛЮДИ;
Бранимир;
Ирэна Котвицкая;
КОМУ ВНИЗ;
ПЕРКАЛАБА;
ДАХАБРАХА;
ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА;
ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ;
ПАЛАЦ
.

2. 1) Ольга Арефьева и КОВЧЕГ - "Театр".
Ольга Арефьева вписала красными чернилами одну из лучших глав - если не сказать лучшую главу - в историю русского арт-рока. Лично для меня "Театр" - цикл, песни которого воспринимаются как единое, неразрывное целое. Скажу больше: с творчеством Ольги Арефьевой я знаком более 20 лет, Но "Театр" стал для меня Настоящим Открытием. Такой Ольгу я еще не знал. А альбом считаю лучшим в ее дискографии.
2) РАЗНЫЕ ЛЮДИ - "Чернец".
О РАЗНЫХ ЛЮДЯХ можно говорить только хорошо вне зависимости от творческого периода и альбома. Мне кажется, Чернецкий сотоварищи просто не способны на плохую работу.
3) Бранимир - "Папа, Я Вернулся".
Демо-вариант этого альбома - первоначально он назывался "Папа, Я К Тебе Вернусь" - я услышал еще пять лет назад. Тогда песни исполнялись под одну акустическую гитару, их последовательность была несколько иной. В итоговом же варианте что-то было заменено, что-то выброшено... Но еще тогда, в 2008 году, я был уверен, что у Бранимира большое будущее. Так оно и случилось.
4) Irena Kotvitskaya - "Ethno Fantasia".
Программа Ирэны Котвицкой существует в нескольких вариантах, и каждый из них удачен и по-своему хорош, а название "Ethno Fantasia" уже стало брендом белорусской этно-певицы. Хочется от всей души пожелать Ирэне успеха в самопродвижении во всех направлениях.
5) КАЛИНОВ МОСТ - "Contra".
Несмотря на радикальные изменения, произошедшие в концепции группы, этот альбом почему-то напомнил мне "Оружие", - будто вернулся на 15 лет назад. Узнаю старого доброго Ревякина!
6) КОМУ ВНИЗ - выступление на фестивале "Тарас Бульба" (Дубно, стадион "Спартак") 13 июля 2013 года.
С творчеством киевской группы КОМУ ВНИЗ знаком на протяжении почти 25 лет. Выступление на "ТБ" произвело самое сильное впечатление. Несмотря на физиологический возраст, Андрей Середа сотоварищи остаются такими же молодыми и полными сил, как и четверть века назад.
7) ПЕРКАЛАБА - "Джєрґа".
К сожалению, ПЕРКАЛАБУ услышал достаточно поздно - почти через полтора десятилетия после ее основания. А после выступления на "Тарасе Бульбе-2013" влюбился без памяти. "Джєрґа" - это альбом классных автокаверов, которые группа подготовила к собственному 15-летию в подарок поклонникам и самим себе.
8) ВОПЛІ ВІДОПЛЯСОВА - "Чудовий Світ".
Альбом целиком и полностью оправдывает свое название - ни убавить, ни прибавить.
9) ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Грай".
После концерта на "Siemens Arena" в Вильнюсе мне начинает казаться, что ЛТ лучше воспринимаются в концертном варианте. Что касается "Грай" - материал большей частью знаком по предыдущим альбомам. Да и две новые песенки очень симпатичные.
10) АДАПТАЦИЯ - "Передвижные Хиросимы".
Весьма неплохие кавер-версии песен томской панк-группы. Но собственные композиции удаются Ермену Анти сотоварищи куда лучше.

3. Для меня в 2013 году таких событий было три:
1) Организация Андреем Янушкевичем вечеров неформатной акустической музыки и поэзии "Белый Абажур". В частности, концерт Умки в клубе "Palazzo" 22 сентября 2013 года;
2) Фестиваль "Тарас Бульба", прошедший в Дубно 12-14 июля 2013 года;
3) Концерт групп DRUM ECSTASY и ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ в Вильнюсе на "Siemens Arena" 30 ноября 2013 года.

4. Главным огорчением года были, есть и останутся впредь идеологические запреты на концерты и упоминания в государственных СМИ имен исполнителей и названий групп, позволивших себе так или иначе выразить несогласие с ныне действующей властью.

5. Саморазвитие.


Итоги-2013: Вводная часть

Итоги-2013: Так отвечали коллеги

Итоги-2013: Так отвечали музыканты

Итоги-2013: Постскриптум (полная таблица)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 21 января 2014, 10:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.004