ЧАЙФ - "Кино, Вино и Домино"


(с) & (р) ЧАЙФ, 2013
(р) Музыкальная индустрия, ,2013


Честно говоря, ждал чего-то худшего. ЧАЙФ уже давно напоминал мне пожилую актрису, при встрече с которой хочется расспрашивать не о новых ролях и творческих планах, а о том, как ей удалось настолько хорошо сохраниться в подобном возрасте. Причём расспрашивать скорее из лести, чем из любопытства. Ведь всё, что происходило после альбома "Реальный Мир" (1996), было ни чем иным как ленивым топтанием на месте с редкими проблесками откровенности. Понятное дело, от ветерана глупо требовать той удали и бесшабашности, которая так легко давалась лет тридцать назад. А всё же на фоне дилогии 1987 года "Дерьмонтин" и "Дуля С Маком", коряво записанных, но до сих пор остающихся непревзойденной вершиной в дискографии группы, средненький рок-мейнстрим, полный переживаний из-за того, что время не ждет, просто не стоит серьёзного внимания. И вот Владимиру Шахрину вдруг захотелось вспомнить тот старый добрый "постбит-недопанк", который принес ему когда-то всесоюзный успех. И память его не подвела.

О ностальгическом характере альбома говорит уже обложка. На картинке изображён своеобразный конструктивистский монумент, увековечивший в бетоне бутылку портвейна, плёночный фотоаппарат, виниловый проигрыватель и ещё кое-что из советского антиквариата. Вероятно, так на Урале в 1968-м могли бы оформить "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", если бы его пришлось записывать на бытовой магнитофон в хрущевской пятиэтажке на окраине Свердловска. (У ливерпульцев ассортимент был, конечно, поразнообразнее, но ведь с их миллионами и позволить себе можно куда больше!) Столь же многообещающе звучит и первый трек "Рок - Мой Выбор". Вот с чего действительно стоит начинать, если хочешь создать о себе правильное впечатление! Наверное, выросло уже целое поколение, считающее, будто все достоинства ЧАЙФА исчерпываются умением писать слезливые акустические баллады, которые хорошо петь за столом в любой стадии опьянения: "Ой-ё! Ой-ё!..." А тем не менее лучшее, что умела группа - это заводные рок-н-роллы в традициях Чака Берри - такие как "Шабенина", "Не Дай Мне Повод", "Рок-н-Ролл Этой Ночью". В новом альбоме рокабилльный репертуар пополняется несколькими номерами, и все они великолепны по качеству - "Зелёный Пиджак" и "Дом Вверх Дном" и драйвом, и общим положительным эмоциональным зарядом, способным взбодрить любого хронического лентяя и меланхолика. Впрочем, апофеозом веселья следовало бы назвать воистину эпохальное произведение под названием "Почти Похоже На Блюз". Четверть века назад лидер коллектива на концертах предварял вещи, выдержанные в подобной стилистике, монологами о том, что вплоть до последнего времени не подозревал о существовании какого-то там Тома Уэйтса и тем более не стремился ему подражать. Теперь оправдываться поздно. Всё сделано точно по присланным из-за океана рецептам: сыграно намеренно монотонно и грязно, спето хриплыми пропитыми голосами, тематика текста тоже сугубо алкогольная. Номер длится бесконечно долго, несколько раз обманывая ожидание вполне логичной коды, что неплохо работает на комический эффект - один профессор с местного университетского филфака называет такие приемы "доставальным стилем". Примечательно, между прочим, что когда речь заходит о веселых посиделках в дружеском кругу, сопровождающихся возлияниями, Шахрин наблюдает за ними как бы со стороны, исключая себя из числа активных действующих лиц. Сколь бы ни была привлекательной тема, а расставаться с имиджем солидного отца семейства, равнодушного к разгульной жизни, все равно уже не хочется.

Показать себя с лучшей стороны в качестве лирика остепенившийся рок-хулиган тоже не забывает. И здесь происходит еще одна удивительная вещь - впервые за последние четверть века к ЧАЙФУ возвращается интерес к социальной тематике. Эта линия в творчестве коллектива, доминировавшая на протяжении всего перестроечного периода, как будто безнадежно оборвалась в 1990-м балладой "Силы Небесные", полной бессильного, мучительного предчувствия большой беды, от которой очень хочется заслонить и защитить хотя бы самых близких людей, раз уж страну не спасти. Оказывается, даже в ней сказано далеко не всё. "Для Себя, Для Него, Для Меня" писалось вроде бы еще в период относительной стабильности на всем постсоветском пространстве, когда ничто не предвещало превращения Украины в поле для широкомасштабных военных действий. А душа поэта, успевшего изъездить все это пространство еще до распада красной суперимперии, уже что-то чувствовала и подсказала именно те слова, те ноты, которые нужнее всего сейчас: "Те, кто пишут лозунги, сами их никогда не несут. Говорящие нам о спасении вряд ли кого-то спасут. Кто делит мир на своих и чужих, никогда не обидит себя. Кто врет сам себе, легко и привычно обманет тебя!.." Здесь даже клипа снимать не надо - лица тех, к кому это может относиться, сами встают перед глазами. Тех, кому, к сожалению, ни сейчас, ни в далеком будущем не станет стыдно за сказанное и сделанное.

Вот такая крамола пришла в голову человеку, кажется, со времен акции "Голосуй или проиграешь!" старавшегося держаться подальше от политики.

Традиционная для Шахрина любовная лирика - лирика сурового уральского мужика, многое повидавшего и не склонного к сентиментальности, в альбоме тоже представлена. Это - прежде всего жесткая, резкая, жирная "Точка", рисующая уже семейные отношения как локальную гражданскую войну. Песня была изначально обречена на превращение в радиохит - и добилась своего в два счета. Судьба светлой и чуточку печальной - ибо молодость всё-таки прошла - баллады "Секрет" сложилась не столь успешно. Оно и понятно: это ведь всего лишь послание женам музыкантов, возвращающее воспоминания о том, как всё начиналось - то есть заурядная поздравлялка, новогодняя вариация на тему "Пусть Все Будет Так, Как Ты Захочешь". Но послание очень искреннее, и нет сомнений, что желающих подпеть ему по всей стране немало. Прибереженный же для финала номер "Нет Горизонта" - прекрасное утешение для всех, кто недоволен своей судьбой, сложившейся совсем не так, как виделось в юности. Возможно, не всем будет приято узнать себя в герое - помятом мужчине, который лишь заснув на диване с газетой в руках может поймать свое "оранжевое настроение". А с другой стороны, на описанную ситуацию можно взглянуть иначе. Разве для человека, умеющего сохранить в глубине души юношеский романтизм, уже все потеряно раз и навсегда? Несомненно, нет! До сих пор жизнь не удавалась, но зачем-то она все-таки продолжается - и в этом, может быть, всё и дело...

Благодаря тому, что альбом отлично аранжирован, даже проходные, посредственные вещи в нем по-своему интересны. Протяжная, как стон волжских бурлаков "Река-Море" с оркестром балалаек на заднем плане, фолк-роковый "Почтальон" с милым девичьим бэк-вокалом и даже абсолютно несуразный, достойный пера разве что какого-нибудь аутсайдера фестиваля "Сан-Ремо-82" "Небесный Диджей" хотя бы технически находятся на достойном уровне. В крайнем случае, здесь можно легко оправдаться, что многие песни писались по заказу для телесериалов, прошедших на второстепенных каналах и не ставших большими событиями даже для своего жанра ("Дом Вверх Дном", "Река-Море"). Мол, надо же было как-то пристроить и такие раритеты, затыкая дыры в репертуаре. Что ж, легенда, не чувствующая еще, что достигла своего горизонта, вполне может себе позволить и относиться к созданию дисков не очень серьёзно. И оптимизм музыкантов имеет веские основания. Самое главное ими, наверное, уже давно спето, - и все же не спешите их хоронить!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 09 июня 2014, 02:53
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииЧАЙФ - "48"LM16.07.2004
Архив"Я - Молодой" №50'1996 (Д. Ревякин, ЧАЙФ)Старый Пионэр20.11.2003
АрхивЧАЙФ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр11.07.2006
Архив"Ваша Антенна" (Н. Новгород) 23-29.03.1998 (АЛИСА, ЧАЙФ)Старый Пионэр03.11.2006
Архив"Московский Комсомолец" 25.08.1993 (КАРДАННЫЙ ВАЛ, ЧАЙФ и др.)Старый Пионэр20.03.2007
АрхивЧАЙФ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр08.10.2008

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 6 / 0.017