Н.О.М.: Всегда есть над чем посмеяться


Презентация нового альбома группы Н.О.М., первого после четырёхлетнего затишья, состоялась в Киеве на две недели раньше московской, и стала для меня кульминацией "Гоголь-феста" - представительного двухнедельного театрально-музыкального фестиваля. Русский рок традиционно дает много работы для мозга: по уровню "достоевщины" и стремлению постичь вечные проблемы он однозначно опережает мировые аналоги. Однако Н.О.М. ярко выделяется на фоне своих высоколобых соотечественников с гитарами заоблачным уровнем стёба и (само)иронии. Кажется, не стоит ждать ни одного серьёзного слова от НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ; но юмор группы, увы, по большей части чёрный, шутят тут не просто смеха ради: стёб Н.О.Ма ведет в ад души обывателя, раздираемого на куски личными ("Нина?! - Голова болит") и общественными ("Горбатый, скотобаза, страну развалил") фантазмами. Эти нюансы чувствуются на интуитивном уровне, но потрясают сознание как плевок в лицо. Честно говоря, такого неистового, просто звериного драйва я не наблюдал на концертах очень давно.

Сам же отчётный альбом "Превыше Всего", помимо своих художественных достоинств, примечателен еще и тем, что для его записи музыкантам удалось собрать своеобразный dream team коллектива за все годы его существования. Участие в создании пластинки принимали основатели НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ - Сергей Кагадеев и "золотой голос Женевской оперы" Александр Ливер.

"Превыше Всего" прокладывает себе путь к слушателю привычным для НОВЫХ ОСНОВАТЕЛЕЙ МИРА способом - доведением до абсурда вербальных сигналов социума, напёрсточной игрой в подмену смыслов. Например, первая композиция отчетного альбома "Миротворцы" - фактически конспект кремлевской пропаганды, и, полагаю, совершенно естественно звучала бы из уст "Идущих вместе" на марше. Тут тебе и панславянский шовинизм, и отрицание западных ценностей ("говённому доллару место в сортире", "сравняют с землёй Диснейленд обезьяний") - основные позывные на месте. Но Н.О.М. не был бы Н.О.Мом, если бы не оставил пространство для интерпретации - и эта, и контекстуально близкая к ней песня "Гимн Новой России" (старик Михалков их заметил и, в гроб сходя, благословил) исполняются настолько истово, что сомнения излишни: перед нами жестокий стёб. Некоторые ключевые слова соединяют, на мой взгляд, новую пластинку Н.О.М.а с "опричнической" эпопеей Владимира Сорокина.

В новом альбоме Н.О.М. развивает свои любимые темы: здесь мы встречаем и пародию на антисемитизм, и бытовой ад жлоба, то есть "маленького человека", атакованного предрассудками ("Помпом", "Ночь Разума", "Подшиток"), и относительно периферийные ранее мотивы "звёздных войн", актуализированные, очевидно, работой над саундтреком к новому Н.О.М-фильму в жанре космической одиссеи.

Тексты, как всегда, претендуют на афористичность. Припев песни "Энтузиасты", посвященной работникам прилавка ("а вместо сердца - клетчатый баул"), имеет все шансы пойти в массы.

После выступления группы мне удалось провести с ее участниками короткую беседу.

Сергей Гарагуля: В сегодняшней концертной программе вы представили почти все песни с нового альбома. Очень заметно ваше пристальное внимание к теме космоса и всей сопутствующей трэш-футурологии, как я это называю. Откуда это у вас?
Андрей Кагадеев: Космос в наших песнях появляется, прежде всего, вследствие кинематографического опыта. Мы сняли уже четыре фильма, все они разные, и работа над всеми так или иначе довлеет над песенным творчеством. Нынешний фильм, работа над которым идёт в настоящее время ("Звёздный ворс" - С. Г.), очень конкретно посвящён космосу. Так что и альбом под его влиянием вышел таким. Почти саундтрек к фильму.

СГ: Эта тенденция, если я не ошибаюсь, наметилась после изменения состава в 1997 году. До того центральным персонажем вашего творчества был такой себе зачумлённый масс-медиа обыватель, вываливавший свой бред на слушателей.
Андрей: Не только. Я, сочиняя песни, не руководствуюсь какой-то заданной наперёд программой. Какие стороны жизни меня как человека интересуют, такие, преломляясь через мою творческую природу, и становятся песнями. В целом, всё, о чём мы поём - это природа человека, неизменная на протяжении веков. Естественно, там много бытового идиотизма, естественно, там появляется этот маленький, убогий человек постсоветского пространства со своим столь же убогим мирком. Времена меняются, но не сильно. Всегда есть над чем посмеяться.

СГ: У группы Н.О.М., пожалуй, нет ни одной серьёзной песни. Вы можете обозначить истоки стёба в вашем творчестве?
Андрей: Сложно сказать. Стёб и ирония, можно даже сказать, гиперирония - наша манера изъясняться, вот и всё. Таким языком мы говорим со зрителем, и другого не приемлем.

СГ: Мне кажется, что это чисто русская творческая модель. У нас, в Украине, большинство групп предпочитает тексты серьёзные, пафосные, с надрывом.
Андрей: Странно, мне всегда казалось, что у украинского слушателя не возникает проблем с пониманием нашего посыла, все акценты они расставляют верно. Но есть же в Украине группа ГОВОРЯЩАЯ ГОВЯДИНА, к слову. Там стёба куда уж больше. Или вот ХАМЕРМАН ЗНИЩУЄ ВІРУСИ. Или ПЕРКАЛАБА. Так что зря вы напраслину возводите на украинскую музыку. К слову, Алик Гнатив, менеджер ПЕРКАЛАБЫ, человек, организовавший нашей группе первые гастроли по Украине году в 1988-89-м, будет сниматься в нашем фильме.

СГ: "Звёздный ворс", судя по доходящей со съёмочной площадки информации, будет наиболее масштабным вашим проектом?
Андрей: Да, это точно. Тут уж мы дали волю фантазии: это ХХІІІ век, роботы, межпланетные полёты, космическая одиссея... Размах большой: это и съёмки в павильоне с кучей специально сооружённых конструкций, и 3D-графика. Кроме того, в фильме сыграют многие наши "звёзды": Михалок из ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО, Шнур, Лаэртский. А этих людей трудно собрать всех вместе. Мы начали работу в октябре прошлого года, и на сегодня отсняли где-то 30 процентов материала. Дай бог, в начале следующего года закончим съёмки. А когда фильм выйдет, сказать не берусь.

СГ: Альбом "Превыше Всего" был записан, можно сказать, каноническим составом группы. Вам тяжело было собраться в студии?
Андрей: Тяжелее, как видишь, собраться для концерта. Ливер никогда особенно от нас не отдалялся. Его отсутствие связано лишь с тем, что он постоянно проживает во Франции. Да, он выпустил уже порядка шести сольных альбомов, но два-три раза в год он приезжает к нам, и мы вместе что-нибудь делаем. Вот, в Москве у нас 9-10 октября презентация нового альбома состоится, туда Ливер приедет, поскольку выходные у него планируются в Женевской опере. Ещё на альбоме можно услышать моего брата Сергея - вот он 10 лет с нами не играл. С "Более Мощного" в этот состав перекочевали гитарист и девушка на бэк-вокале.

СГ: Группа Н.О.М. синтезирует в себе артистов разных родов искусства: вы в последнее время заняты, в основном, кинематографом; Николай Копейкин - художник и автор видео-арта, который мы сегодня могли наблюдать: Николай Гусев задействован в театральных проектах. Вам этот синкретизм только помогает?
Андрей: А мы и не разделяем никак нашу деятельность. Сатира, ирония, то, о чём ты спрашивал в самом начале - это и есть наша концепция творчества. У нас и живопись КОЛХУИная, и музыка такая же КОЛХУИная, и фильмы. Там те же персонажи, по сути. Мы же не беспредметной абстракцией занимаемся.

СГ: Вопрос Николаю Гусеву. Я недавно узнал из интервью на радио о вашем совместном проекте с Антоном Адасинским. Это такая мини-реставрация АВИА?
Николай Гусев: Ну, не совсем. Мы уже второй год играем с Антоном в одном проекте (POSITIVE BAND - С. Г.). Это исключительно концертная программа, альбомов нет, но выступления фиксируются, можно послушать. Вскорости мы едем в Глазго, шотландцы пригласили нас принять участие в фестивале на интересных условиях: вот вам сцена, вот инструменты - и сделайте за неделю свою программу. То есть полная свобода творчества.

СГ: В начале года, насколько я знаю, были переизданы альбомы СТРАННЫХ ИГР, глубоко уважаемой мною группы.
Николай: Это была инициатива Олега Грабко, продюсера компании "Бомба-Питер". Помимо двух наших номерных альбомов ("Метаморфозы" 1983 года и "Смотри В Оба" 1986 года -С.Г.), он откопал где-то концертные записи, и они в качестве бонуса также были включены в переиздание. Издание было сделано с большой любовью к Грише Сологубу, буквально перед самым выпуском дисков ушедшего от нас. Мы периодически собирались старым составом, и даже планировался наш концерт, посвящённый этому переизданию. Но в феврале Гриша умер.

СГ: И в заключение философский вопрос: электронная музыка победит инструментальную? У нас недавно выступал Сугуру Гото, делавший музыку при помощи фонизации движений тела. И это преподносилось под таким соусом: вот это - будущее музыки.
Николай: Электронная музыка и музыка инструментальная - это параллельные вещи. И книги, отпечатанные на бумаге, будут читать через сто и тысячу лет, и на гитаре играть будут. То, о чём вы говорите, интересно как эксперимент, но говорить, что в конечном итоге кто-то кого-то победит - это экстремизм новововлечённых.

P.S. На настоящий момент съёмочный этап производства фильма "Звёздный ворс" завершён. Выход ленты ожидается во второй половине 2010 года.

Автор: Сергей Гарагуля
опубликовано 29 декабря 2009, 11:01
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНОМ - "Семеро Смертных"Jolly06.02.2015
СтатьиЭти тараканы - мои (Н.О.М. в клубе "Орландина", Петербург, 15.02.2007)Jolly20.02.2007
Архив"Парус" №12'1990 (И. Чиженок, НОМ, ОВЕРКИЛЬ, МОЛВА, АВАНТЮРА)Старый Пионэр03.02.2006

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.027