Сергей Попов (АЛИБИ): "Чтобы эти песни не умерли"


Торговый дом "Горбушкин двор" жил своей привычной, суматошной и крикливой жизнью, когда над торговыми рядами пронесся звонкий голос Сергея Попова. Концерт-презентация сольного альбома лидера дубнинской группы АЛИБИ не заставил содрогнуться крупнейшую музыкальную толкучку страны, но удивленное внимание на себя обратил. Песни альбома "Биг-Бит" были написаны с 1967-го по 1969 год и исполнялись первым коллективом Сергея Попова - бит-группой ФОБОС. Почти тридцать последующих лет одни из них пелись кем ни попадя, а другие прозябали в забвении. И вот в 2006 году Сергей записал эти песни на пластинку и исполнил на концертной площадке огромного торгового комплекса. Биг-бит в чреве биг-трейда.

Сергей ПоповСтарый Пионэр: Почему концерт-презентация именно здесь?
Сергей Попов: Ответ очень простой. Были большие сомнения насчет этого места, но оказалось, что за деньги, которые мы потратили на бензин, мы имеем очень большую рекламу. Мы этим концертом напомнили о нашем существовании.

СП: Есть ведь клубы с неплохим звуком...
Сергей: У нас будет такой концерт - презентация этого же альбома в клубе, где будут только свои. В конце ноября или начале декабря, клуб "Высоцкий".

СП: Основная идея "Биг-Бита"?
Сергей: Чтобы эти песни не умерли. Был ряд песен, которые не очень известны. Мне всегда хотелось их записать, но не удавалось ни с кем это сделать.

СП: Эстетика 60-х сейчас востребована?
Сергей: Да. Достаточно послушать FRANZ FERDINAND, чтобы понять это. И у нас много гитарных групп, которые используют эту стилистику. Тот же МУМИЙ ТРОЛЛЬ, если послушать их повнимательней. В музыке 60-х есть два направления - THE BEATLES и все остальные. THE BEATLES воспроизвести сложно, т.е. сделать так, чтобы это было похоже на THE BEATLES и при этом было хорошо. Но я все-таки попытался сделать это в "Биг-Бите", хотя использовать их в постоянной музыкальной практике довольно сложно. Но была масса очень хороших групп, кроме БИТЛОВ, которые я слушаю до сих пор с большим удовольствием, - THE KINKS, SMALL FACES, THE ROLLING STONES, THE WHO - у них было много находок музыкальных и стилистических, которые я сейчас использую при записи нового альбома АЛИБИ. Они не затерты. Если подслушать какой-нибудь гитарный рифф у тех же SMALL FACES и использовать его сейчас, то никто не догадается, что ты слушал SMALL FACES. Как сделали LED ZEPPELIN в свое время? Они взяли у них парочку идей и развили их. И никто даже об этом не думал, потому что SMALL FACES почти никому не были известны. В 60-х море материала, который можно использовать, адаптировать, развивать.

СП: Вот тут пора вспомнить основной упрек отечественным музыкантам: "ни одной оригинальной ноты".
Сергей: Оригинальные ноты появятся тогда, когда будет достойно использовано русское наследие. Но оно еще не адаптировано до такой степени, чтобы представлять собой музыкальную самоценность. В основном все очень поверхностно. Масса таких исполнителей, тот же Гарик Сукачев - все здорово, все очень хорошо, но это шансон. Это не рок-н-ролл. А если взять, допустим, ZDOB SI ZDUB - вот там уже, скорее, рок-н-ролл. Много фольклорного, но больше рок-н-ролла. В этом проблема. Я, скорее всего, никогда не буду слушать мексиканский рок-н-ролл. Именно чистой воды рок-н-ролл под Чака Берри, Элвиса Пресли. Это мое личное мнение.

СП: Песня "Письмо Английского Солдата" не попала в альбом. А ведь тема была по тем временам опасной...
Сергей: Эта песня будет в следующем альбоме. А история была такая. Когда меня призвали в армию, я окончил сержантскую школу, попал в боевой полк, и буквально за неделю до моего приезда часть полка уехала в Египет воевать с евреями на Синайском полуострове. За несколько месяцев до моего дембеля они вернулись. Отношение к русским в Египте было примерно такое же, как к англичанам, когда они там были. И у меня такая ассоциация родилась. Я же не мог написать про наших, которые мне очень много рассказывали, про то, как им девушек продавали, про то, как у них выпрашивали боеприпасы на металлолом...

СП: Значит, "Биг-Бит-2" будет?
Сергей: Да, будет. Это будут уже не песни ФОБОСА. Я в первый альбом всего намешал, а потом, когда начал записывать конкретные песни, понял, что то, что я стал писать в армии, отличается от того, что я писал до нее. Там совершенно другая психологическая обстановка, там смотришь на все вещи серьезнее. Любовь уходит, все эти увлечения... Не в "дедовщине" дело, ее у нас не было вообще никакой. Об армии у меня самые хорошие воспоминания, и там я написал массу песен. И вот второй альбом - это будут как раз армейские песни с 1970 по 1972 год. ФОБОСА в тот момент уже не было. Многое из написанного в те годы осталось невостребованным. Процентов семьдесят не исполнялось вообще. Я их мог в компании петь, но чтобы со сцены - нет. Вот они (Сергей показывает на Александра Азнаурова из группы КЕНТАВРЫ) играли кое-какие из этих песен.

Сергей Попов и Александр АзнауровАлександр: Дело в том, что тогда группы в основном играли чужие вещи. Мы, например, копировали всяких CHRISTIE, THE CREAM. Чем точнее скопируешь, тем выше рейтинг команды. Но при этом была острая потребность в русскоязычных песнях. Сами мы не умели писать, не могли и не знали, что это вообще возможно. Был Сергей Попов, которого я услышал на катушках. Мы делали свои собственные аранжировки, часто меняли аккорды, меняли гармонию, свои соло вставляли. Просто не хватало русских THE BEATLES. Он - один из них. В его песнях битловские интонации очень точно прослеживаются. Если вы поступаете в музыкальную школу, то играете Баха, а лысый дяденька следит по нотам, чтобы вы правильно снимали. Та же школа и у Сергея была. Он снимал THE BEATLES одно время, потом стал писать сам, как THE BEATLES, и не хуже. КЕНТАВРЫ были одной из первых команд в стране, которые стали играть рок. Началась группа в 1967-68 годах. И сразу в репертуар вошли песни Сергея Попова. Потом, в первой половине 70-х мы начали пытаться писать всё уже псевдостудийно. С двух магнитофонов, дома, на коленях, но там слышно все.

Сергей: А как же Андрей Макаревич, который в это время был уже достаточно известен? Его МАШИНУ ВРЕМЕНИ ведь и называют русскими THE BEATLES.
Александр: Ой-ой-ой. Во-первых, мы МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ сильно не увлекались. А во-вторых, на мой взгляд, он свой собственный, он не THE BEATLES. У него не прослеживается явное влияние THE BEATLES. А в песнях Сережи слышатся THE BEATLES очень явственно. И смысл даже не в "здорово - не здорово". В то время было очень много команд равных THE BEATLES. Те же THE TROGGS, THE KINKS, HOLLIES. Слушаешь - ведь копии THE BEATLES, слепки. Но при этом, почему именно THE BEATLES остались? Потому что есть некая субстанция, которая называется музыкальной интонацией. Возьмите CREEDENCE. Там же мелодии в некоторых вещах вообще практически нет, а интонации - масса. Вот эти "вопросики-ответики" - все это живет и дает жизнь. У Сергея музыка именно такая. Там очень много естественных интонаций, которые делают музыку Музыкой, чего про современный рок сказать нельзя. Нынче люди играют просто для того, чтобы вылезти на сцену. Берешь любую современную молодую команду - все умеют играть, там все классно, здорово, а вот интонаций музыкальных нет. Это талант, наверное. Мы же вот тоже ничего не писали сами, играли чужие песни.

СП: Сергей, а что за пробел в хронологии после армии? Сначала ФОБОС, потом армия, а потом до ЖАР-ПТИЦЫ белое пятно в несколько лет. Что это было?
Сергей: Когда я служил последние полгода, в Москве была создана практически под меня группа. Я списался с человеком - был такой клавишник Леня Левенштейн. Мы с ним по переписке сдружились, и когда я пришел из армии, он мне сказал: "Вот группа. Ты на чем будешь играть?" Я был басистом, поэтому и сказал, что буду играть на бас-гитаре. И я пытался устроиться в Москве. Простоял в Банном переулке - знаменитое место, где сдавали квартиры - несколько месяцев и не смог найти квартиру для того, чтобы снять. А Леню по национальной линии стали утягивать в Израиль. И он мне сказал, что все-таки уедет. Получилось, что группа так и не состоялась. Мы даже не репетировали ни разу, только пили вместе. Мне пришлось осесть в Дубне. Я там играл с Борисом Гетмановым в его коллективе. Потом мы с ним разругались. Сделали группу ОБЛАКА, но ее закрыла администрация Дома культуры, в котором мы занимались. Сделали ЛЕГЕНДУ. Полгода я в ней поиграл и ушел. Так что с 1972-го по 1975-й время ушло как-то безрезультатно, на пустопорожние, наверное, действия. Причем, в этот период я и песен-то немного написал. А потом уже появилась ЖАР-ПТИЦА, моя группа, в которой я уже делал то, что хочу. И 9 лет мы делали то, что хотели.

СП: АЛИБИ готовит новый альбом?
Сергей: Порядка 60% из него уже сделано. Вот сегодня мы вещей пять с нового альбома сыграли. Он, в принципе, записан, но мне не очень нравится, как получилось, поэтому сейчас будем менять какие-то партии, что-то перемикшировать.

СП: Каков на сегодня постоянный состав АЛИБИ?
Сергей: Александр Рябов - бас, вокал. Поет все наши хиты фактически. То есть я как бы такое "мясо" создаю, а ему отдаю хиты. Сергей Никодимов - барабанщик, ударник. Он уже четыре года с нами. Игнат Ленский - клавиши. Он самый молодой. Много сделал для альбома "Биг-Бит". Разброс возрастной среди участников большой, но это специфика маленького города, где не так много хороших исполнителей. С другой стороны, музыканты - это такие люди, которые много пьют и много курят. Мы могли бы взять из ЖАР-ПТИЦЫ Сергея Пестова, но у него уже нет этого накатанного отношения к работе. Обычное отношение - прийти и что-то сыграть, а нам это не подходит. У молодых есть амбиции. Предыдущий наш клавишник, Игорь Крылов - хороший был клавишник. Парень от сохи, а соображал лучше японских инженеров. Но у него слабость к алкоголю. Вот и все.

СП: Игнат, а почему именно АЛИБИ? Это же не круто. Какой может быть биг-бит, когда есть рэпкор?
Игнат Ленский: На самом деле до АЛИБИ я начинал играть с молодой панк-командой. Вообще после окончания музыкальной школы у меня был перерыв, связанный с тем, что меня там перекормили классикой и воспитали временное отвращение ко всякой музыке. Года 2-3 я вообще не подходил к инструменту. Потом у меня друг сколотил команду. Я смотрю на них, а они всегда в хорошем настроении, довольны тем, чем занимаются. Ну, я и решил попробовать с ними поиграть. Пришел, попробовал. Сыграли мы на трех панк-сейшенах, а потом позвонил Сергей Попов и сказал, что у них есть вакантное место.

СП: Сергей ходил по панк-сейшенам?!
Игнат: Нет, он организовывал этот концерт, был арт-директором клуба, в котором мы выступали, и видел нас всех, разумеется. Я приехал, попробовал - мне понравилось. В самом деле. Для меня это было гораздо интереснее, чем с панками. Для меня эта музыка была оригинальной - я видел, что все мои сверстники занимаются совсем другим.

Сергей: Есть еще одна версия. Пока молодежь устоится в своих исканиях, претензиях, амбициях, проходит какое-то время. А он пришел к нам, и ему сразу сказали, что надо записывать альбом, делать то и то. И он начал работать, увидев результат через относительно небольшой промежуток времени. Это один важный момент, а потом... родители не против!
Под дружный хохот Сергей продолжил:
И девушка его на все наши концерты ездит. Кстати, о девушках. Вчера ко мне пришла девушка Маша, начала мне предлагать какую-то работу, связанную с концертами, а потом призналась - ей лет двадцать - что ее папа терпеть меня не может. Я спрашиваю ее: "А чем я перед твоим папой провинился?" (папа ее младше меня) Она говорит, что папа ей сказал: "На Попова все девчонки западали, в том числе и твоя мама". А я на самом деле никогда об этом даже не задумывался. Для меня было откровением, что на меня целый класс западал.

Сергей ПоповСП: Общий тон отзывов о группе АЛИБИ в отечественной рок-журналистике такой, что это группа, которая, эксплуатируя "социальщину", пела о сосисках. Я не говорю, что все так писали, но обобщая...
Сергей: Да, есть такое. Они просто мало слышали АЛИБИ. Я сталкивался с тем, что в статье пишут, мол, АЛИБИ не нашли ничего лучше, чем сейчас спеть песню "Чижик-Пыжик". А песня ведь совершенно другая. Они даже текст не слышали! Что тут скажешь... Конечно, у АЛИБИ много песен ежемоментных, рассчитанных на определенное время, на определенную ситуацию. Я этого отрицать не буду. Но я это понимал в то время как свой гражданский долг. И не только я так считал. Эти песни просто сделали свое дело, и у меня есть повод гордиться некоторыми событиями. Как, например, концертом в "Горбушке", который транслировался в прямом эфире. Я там спел песню, где открыто говорилось, что если "старые" придут к власти, то я возьму в руки оружие и буду в них стрелять в буквальном смысле. И эту песню вырезают непосредственно в прямом эфире. То есть концерт транслировался с запозданием минут в десять, и эту песню вырезали. "Немое Кино" - так называлась песня.

СП: А сейчас есть причины для написания таких песен?
Сергей: Если бы я знал, что ты такие вопросы будешь задавать, то я сегодня бы спел песню "Порно". Есть у нас такая очень жесткая песня. У нас социальная тематика в какой-то степени осталась. В небольшой, но есть. Вокруг что-то происходит, это задевает, и не реагировать на это сложно. "Порно" обязательно войдет в наш следующий альбом. Мы просто не стали ее здесь исполнять, потому что непонятно было, какая публика придет. Зачем случайным людям портить настроение и говорить, что "Дом-2" - это говно, а Моисеев недостоин сцены?

СП: Это зависит от публики?
Сергей: Это зависит не от публики, а от того, где ты сам в данный момент находишься, и что ты делаешь. Для аудитории, которая это поймет, мы эту песню обязательно исполним. Для аудитории, которая этого не понимает, важнее другие вещи - ритм, харизма, прыжки на сцене. Ну, чего мы будем распинаться, правда? То есть мы их уважаем, мы споем им про любовь.

СП: Когда в следующий раз можно будет услышать то, что именно вы хотите спеть, а не то, что от вас ждут?
Сергей: Да все остальные разы. Мы пришли в Торговый центр. Мы играем, а в пяти метрах сидит ребенок. И мы будем петь про прокладки? Чтобы какой-нибудь папа подошел и сказал: "Ребята, вы чего, обалдели, что ли?" С другой стороны, если нас пригласили, если заказано, то мы должны отработать. Если ты профессионал, то должен делать свое дело. Вот мы и делаем.

СП: Где проходит грань между профессионализмом и свободой творчества? Каков он - допустимый компромисс?
Сергей: Раньше как считалось в Советском Союзе? Если ты работаешь за деньги, то ты - профессионал. Неважно, где это происходило - в кабаке или филармонии. Сейчас этой грани по большому счету нет. Все зависит от того, насколько ты востребован. Например, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Они слабо играют. Они слабые как музыканты, но их музыка востребована, они собирают стадионы и получают огромные бабки. Я уж не говорю про все это фонограммное пение. Я не представляю, что они делают в студии, и не завидую тому звукорежиссеру, который начинает им тянуть ноты в тональность. Так что грани такой серьезной нет. Есть востребованность той или иной музыки. Попробую подойти к этому вопросу еще с другой стороны. У меня был такой случай, и он меня очень порадовал. Я по объявлениям искал себе комбик. Ездил, смотрел, чего у ребят есть - мне подешевле нужно было. Приезжаю я на Кутузовский проспект в какую-то шикарную квартиру. В ней парень лет семнадцати. Он приводит меня в свою огромную комнату. У него стоит стойка, в стойке - пять гитар, три комба, клавиши. Я думаю про себя: "Ну, это папа тебе купил". Он спрашивает меня: "Показать вам, как комбик звучит?" Я говорю с некоторой иронией: "Ну да, покажи". Он втыкает, берет из стойки гитару и начинает играть - как Хендрикс!.. На самом деле сейчас у всех есть возможность учиться, стать хорошими музыкантами. Независимо даже от среды. Неважно, живешь ли ты на Кутузовском или в Ясенево. Недостаток российского рока состоит в том, что сформировавшиеся рок-группы не могут выдать продукт, по воздействию и качеству сравнимый с попсой. Именно по этой причине наши рок-группы не востребованы в своем большинстве. Если бы был у нас хороший рок-н-ролл, сочный, питательный, мастерски сделанный, как это есть на Западе... Там тоже рок-н-ролльная аудитория ограничена, она меньше, чем попсовая - но она огромна. За счет чего живет Стинг? А у нас есть люди уровня Стинга? И дело ведь не в конкретном Стинге. Да у них гитарных команд 20 штук можно легко найти, которые по полмиллиона дисков продают за первые недели. А у нас продукт могут выдать только единицы. А вот чтобы это было массово, чтоб было 40 отличных групп, на которые бы ходило 30% аудитории - этого нет. И не потому что это не востребовано, а потому что они пока сыграть так не могут. В том числе и мы. Это общая болезнь.

Группа АЛИБИСП: Кто из наших исполнителей подходит под эти критерии?
Сергей: ДДТ не подходит, АЛИСА не подходит, ЧАЙФ не подходит... Мне многое нравится у Земфиры, но не нравится она сама. Причем, совсем не нравится, строго не нравится. Но вот музыка, аранжировки - там все на хорошем уровне. Если бы таких коллективов было штук сорок, то такая музыка была бы востребована. С точки зрения идеи мне нравится МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Хотя личность самого Лагутенко меня не очень привлекает, но это неважно. Они - музыканты, они действительно делают хорошую музыку. И не попса, и не такой вот простецкий рок-н-ролл.

СП: Не в качестве комплимента: АЛИБИ тоже совсем не слабо играют.
Сергей: Мы изначально хорошо играли, начиная с 1987 года. Это отличало нас от многих. Мы играли ту музыку, которая не очень была востребована, но с точки зрения исполнительства у меня никаких претензий нет к своим музыкантам. Да и к себе лично больших претензий не имею.

СП: Ну, и последний вопрос: где кепка?
Сергей: Ха-ха-ха! Дома лежит! Всё, образ ушел. Всё!

Фото: Максилла КУЗНЕЦОВ

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 17 ноября 2006, 22:12
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиЧетыре вопроса Сергею Попову (АЛИБИ)Старый Пионэр01.12.2005
РецензииАЛИБИ - "Есть Ли Жизнь На Марсе?"Старый Пионэр01.04.2008
РецензииАЛИБИ - "На Виду У Неба"Олег Гальченко11.05.2014
СтатьиДубна, рок-н-ролл и весна (Презентация альбома АЛИБИ. Клуб "Патриот", Дубна, 23.03.2008)Старый Пионэр07.05.2008
АрхивАЛИБИ (разные издания)Старый Пионэр22.10.2004
Архив"Московский Комсомолец" 28.10.1988 (фестиваль "Рок-Автограф-88")Старый Пионэр02.12.2009

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.005