АЛИБИ - "На Виду У Неба"


(с) АЛИБИ, 2013
(р) Отделение Выход, 2013


Только прослушав подряд оба диска этого двойного альбома в течение почти двух часов, понимаешь, почему Сергею Попову - музыканту из поколения "сошедших с ума в 1965-м", ровеснику Градского, Макаревича и Барыкина, удавалось оставаться в андеграунде и в самые благоприятные, и в самые неблагоприятные периоды истории отечественного рока. По той же причине, по которой всё это же время он не может отделаться от репутации "легенды из второго эшелона". Он играет слишком правильную музыку, слишком гладкую и традиционную. О такой группе как АЛИБИ невозможно сказать, будто она способна "зажигать" на концертах: согреть душу - да, но не более. В 80-х, когда в цене были прежде всего остросоциальные тексты, а тем более в 70-х, когда самым главным считалось сходство с западными кумирами, это могло бросаться в глаза не так сильно. Сейчас же даже от бардов ждёшь чего-то большего, чем просто хорошей литературы под хорошо настроенную гитару. Попов - отличный поэт, гораздо более близкий к литературным и бардовским традициям, чем тот же Макаревич, но когда дело доходит до музыкального оформления текстов, фантазия его почему-то покидает. Хватаешься как за соломинку за вступление, похожее на цитату из CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, видя чуть ли не намёк на какое-то нестандартное аранжировочное решение очередной песни. Но нет - два часа среднего по качеству блюза, рок-н-ролла и биг-бита, поначалу ещё воспринимаемые более или менее сносно, под конец угнетают своей монотонностью.

В чём Попова не упрекнёшь точно - так это в неискренности. Полная глухота к современной конъюнктуре сочетается в нём с верностью хипповым идеалам юности. И по этой причине песни, написанные ещё тридцать с лишним лет назад в составе группы ЖАР-ПТИЦА или в годы перестройки, обнаруживают свою удивительную актуальность. В альбоме смешались в кучу новые вещи и очень старые, но определить дату их появления на свет может лишь слушатель, хорошо помнящий содержание всех магнитоальбомов АЛИБИ и ЖАР-ПТИЦЫ. Если бы не упоминание Путина, почти всё это могло быть и сочинено, и записано при любом режиме, при любой моде.

Как и тридцать лет назад, Попова волнуют главным образом три темы.

1. Ностальгия по "старым добрым временам", особенно - по музыке, пробившейся сквозь "железный занавес" и заразившей целое поколение вирусом творчества: "Когда у нас была рок-группа, портвейн плескался до утра. Из штопора выходишь в ступор, а там - менты и любера...", - какие яркие приметы "золотых времён" ранней перестройки, когда в каждом заштатном городишке проходил свой Вудсток и каждый доносящийся из подвала гитарный аккорд звучал почти как залп "Авроры"! Образы из прошлого с одной стороны вызывают у автора тёплые чувства, а с другой невозможно удержаться от иронии. Ведь большая часть тогдашних революционеров давно уже вышла на заслуженный отдых, променяв свободу на семейный уют. Причём перестроечные "металлисты" прошли этот путь не первыми - достаточно вспомнить, что стало с Малежиком, Добрыниным и Буйновым, когда-то считавшимися основоположниками московского бита. Этот процесс неизбежен и повторяется из поколения в поколение, но, к счастью, не всё проходит бесследно. И вот уже в песне "Злая" звучит монолог нынешнего шестнадцатилетнего нонконформиста, который смог унаследовать от своих предков главное - чувство юмора и умение отличать правду от лжи, пошлость от откровения. Конфликта между отцами и детьми для Попова, кажется, вообще не существует. То есть он присутствует где-то, но никак не касается человека, сумевшего и на шестом десятке сохранить в душе молодой задор. В "Субботнем Блюзе", имеющем ехидный подзаголовок "Памяти Стаса Михайлова" старый блюзмен рассказывает о своих любовных приключениях так непринуждённо, что образ попсового мачо, раздаривающего своим поклонницам ничего не значащие банальности, действительно меркнет и сразу становится очевидным, кто - мужик, а кто - лишь видимость. И самым настоящим гимном свободолюбию, объединяющему неформалов всех времен, звучит кавер-версия давней и многими уже подзабытой баллады Андрея Макаревича "Белый День", дополненная уже от себя ответом-посвящением "Если". Только здесь оказывается, что, сколько бы Сергей ни подсмеивался нал своим коллегой и его "Совком", общего у двух музыкантов гораздо больше, чем идейных расхождений, ибо корни у них одни и те же - то есть битломанские, и система ценностей весьма схожая.

2. Политика. Активная гражданская позиция Сергея Попова никогда ни для кого не была секретом. Многие в своё время и открыли-то для себя АЛИБИ либо после хлёсткой, выдержанной в лучших "высоцких" традициях акустической баллады "Не Для Вас" со знаменитой строчкой о том, как хочется плюнуть вслед чёрным "волгам", либо благодаря публикации на виниле фирмы "Мелодия" ("Рок-Панорама-87") горькой шутки по поводу нарастающего экономического кризиса: "Выше голову! Ниже цены! Больше поводов жить!" И то, и другое Попов время от времени исполняет и сейчас на всякого рода оппозиционных акциях, не скрывая удивления и досады в связи со всё возрастающей актуальностью старых лозунгов. Но в данном альбоме как раз для главных перестроечных хитов места не нашлось. Зато предостаточно новых песен протеста, которые, может быть, и не тянут на роль гимнов ввиду довольно сложных ассоциативных образов в текстах, но прекрасно отражают настроения не согласных с генеральной линией столичных интеллигентов советской закалки. "Белая Лента" и "За Нашу И Вашу Свободу" посылают дружеский привет всем современникам, не равнодушным к судьбе страны, "Грязная Кровь" и "Время Уродов", напротив, наполнены депрессией, ощущением, будто ХХ век сделал россиян мутантами, умеющими только наступать на одни и те же грабли раз за разом, а не вполне типичное для группы фолк-роковое "Всё!" вообще заставило героя судорожно искать выход из жизненного тупика до полного краха надежд, до понимания, что вокруг уже не осталось людей, способных разделить с тобой твою боль. Что особенно интересно: даже оказываясь мысленно в толпе, митингующей на Болотной, музыкант поёт не от имени безликой массы под названием "мы". Категории типа "народ", "поколение", "человечество" ему вообще неинтересны. Его гнев, тревога, сомнение глубоко личны. Возможно, именно поэтому политические песни из репертуара АЛИБИ оказываются вне времени. Лозунги - даже самые талантливые - со временем выцветают, а оскорблённое человеческое достоинство болит всю жизнь.

3. Девушки. Без политики ещё как-то можно прожить, а без них - вообще никуда! Всё началось более тридцати лет назад, когда ЖАР-ПТИЦА воспела свою знаменитую, ставшую уже героиней дворового фольклора "Машу", и успешно продолжается поныне. Трудно вспомнить рок-музыканта старой школы, у которого имелось бы столько же песен с женскими именами: "Марианна", "Зина" - это только из нынешнего альбома (впрочем, автор "Зины" - Владимир Сигачев), а ведь были ещё когда-то "Лиза", "Аэлита" и "Люба Из Клуба". В именах-то всё и дело! Как-то само собой вошло в традицию у наших рок-поэтов представление о женщине как о чём-то абстрактном, безликом, безымянном "ты" или "она", тусующемся где-то неподалеку и ни на какую особую роль не претендующем. (Разве что изредка промелькнёт какая-нибудь "Безобразная Эльза" или "Проклятая Алиса" - но только в порядке исключения из правил!) У Попова каждая героиня имеет своё лицо и характер, портрет каждой нарисован с такой любовью, что невольно начинаешь воспринимать её как свою давнюю знакомую. Правда, с годами объекты посвящения меняются - тридцать лет назад это были девчонки с соседнего двора, а сейчас представительницы поколения, к которым лидер группы питает скорее отцовские чувства. "Девочка Не Плачет, Девочка Поёт" - это уже о рождённых не в СССР, о не представляющих себе жизни без айподов и социальных сетей. Что это - заигрывание с подростками, которые всё равно подобных песен не услышат? Да нет, скорее поиск дороги из мрачноватого сегодняшнего дня в будущее. В новом поколении обнаруживаются светлые, энергичные люди, которые, может быть, чего-то и не понимают пока, но могут найти силы для изменения мира к лучшему. Лирика у АЛИБИ на удивление нежная, чистая, романтичная - и то, что на фоне всего остального именно она осталась недооценённой, можно объяснить чистым недоразумением.

У этой старомодной группы с большой историей можно найти много недостатков, но все они компенсируются одним большим достоинством. АЛИБИ играет музыку для взрослых. Значительная часть коллективов, выглядящих более современно и технически совершенно, настолько далеки от реальности, что даже не замечают, насколько они неизлечимо инфантильны. Слушая АЛИБИ, мы ни на минуту не забываем, а каком году и в какой стране живём. Четверть века назад это казалось не каким-то особым достоинством, а чем-то вполне естественным даже для музыкантов, исполнявших навороченный авангард. Сегодня днём с огнём не найдёшь рок-поэта, имеющего цельное мировоззрение, умеющего в равной степени называть своими именами и то, что он ненавидит, и то, что он любит.

"На Виду У Неба" - честное художественное высказывание, похожее на глас вопиющего в пустыне. Чересчур правильное, то есть, и для всех, и для никого одновременно, в чём его и прелесть, и проклятие...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 11 мая 2014, 19:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАЛИБИ - "Есть Ли Жизнь На Марсе?"Старый Пионэр01.04.2008
СтатьиЧетыре вопроса Сергею Попову (АЛИБИ)Старый Пионэр01.12.2005
СтатьиСергей Попов (АЛИБИ): "Чтобы эти песни не умерли"Старый Пионэр17.11.2006
СтатьиДубна, рок-н-ролл и весна (Презентация альбома АЛИБИ. Клуб "Патриот", Дубна, 23.03.2008)Старый Пионэр07.05.2008
АрхивАЛИБИ (разные издания)Старый Пионэр22.10.2004
Архив"Московский Комсомолец" 28.10.1988 (фестиваль "Рок-Автограф-88")Старый Пионэр02.12.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009