Выпуску трибьюта петербургской группе ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА предшествовали два противоположных по своему значению события. Первое со знаком плюс: коллектив благополучно дожил до 15 лет. Второе - со знаком минус: в начале 2024 года умер один из основателей ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ Денис Людоедов. Инициатором составления сборника выступил Георг Вампир, лидер и основатель группы ОРДЕН ВОЛЬНЫХ РАБОВЪ и сооснователь проекта ОТРЯД САМОУБИЙЦ.
Трибьют примерно на ⅓ состоит из каверов, предложенных питерскими музыкантами. Остальные версии - от исполнителей и групп из разных городов России. Иногда создается впечатление, будто материал подбирался на скорую руку. А некоторые прочтения получились лучше оригиналов.
Обрамляют трибьют "Вступительное слово" и "Слово напоследок" - два диалога, которые весело и непринужденно ведут под гитарные инструменталы Александр Вячеславович Бреховских, он же Соловей, и Виталий Анатольевич Новгородов. В начале они представляют трибьют, а в конце позволяют себе немножечко саморекламы в шутливой форме. А что же в самом трибьюте?
КОНТРКУЛЬТУРА (Новосибирск) - "Паническая Атака". Конечно же, имеется в виду не нойзовый инструментал, а песня. Увы и ах, как раз той самой панической атаки представленной версии не хватает.
СОЮЗ 317 (Санкт-Петербург) - "Водитель Трамвая". В исполнении Плохиша сотоварищи песня звучит сюрреалистически, запредельно.
Лука Сербский (Казань) - "Водитель Трамвая". Депрессивный лирик, известный по группам СЕРБСКИЙ КОНТРАБАС и СОЗВЕЗДИЕ ПСА, придал песне, извиняюсь за тавтологию, депрессивное настроение. Возникает ощущение, будто попадаешь на "трамвай до ближнего моста".
Я-Ха и СОВЕРШЕНСТВО (Санкт-Петербург) - "Вакуум". Яков Соколов спел песню по-своему и в то же время передал авторское настроение.
СТРОЙ (Ковров Владимирской области) - "Истина - Ложь". Инструментальное сопровождение близко к первоисточнику, в вокале явный перебор с надрывом и яростью.
Леона (Сибирь - Москва - Санкт-Петербург) - "Питерская". Очень мрачный, промозглый, отталкивающий Питер. Созданию образа способствует зафуззованная гитара. Все же Леоне следовало бы взять тональность чуть выше: низкие звуки даются ей с трудом.
Игорь Кэ (Губкин Белгородской области) - "Зомби". Добавить бы сюда аккордеончик и убрать на задний план гитарку - получился бы классный французский шансон. А так запев тяготеет к шансону, а припев - к панку.
ОРДЕН ВОЛЬНЫХ РАБОВЪ (Санкт-Петербург) - "Винтовка". Этот кавер я могу охарактеризовать коротким восклицанием: огонь!!!
ЖИВОТ (Конаково Тверской области - Санкт-Петербург) - "Манифест". Вячеслав Чистяков & C° превратили песню в прикол. Но исполнение понравилось.
ЧЕРНЫЙ СПУТНИК (Санкт-Петербург) - "Ампутация" и "Голуби". ОКНО ОВЕРТОНА (Тамбов) - "Куда Приводят Мечты". CWEORTH (Черноголовка Московской области) - "Ведьма II". НЕТ (Саратов - Санкт-Петербург) - "Фитофтора". Группы просто стараются предельно точно перепеть-переиграть первоисточники. Некоторые, как, например, НЕТ, транспонируют мелодию в удобную для вокалиста тональность.
Антоха Гумбин (Москва) - "Аминь". Трагическое настроение баллады усилено до предела. Особенно жутко становится от телефонных звонков, поступающих с того света...
ОТРЯД САМОУБИЙЦ (Молдова - Санкт-Петербург) - "Кукольный Дом". Георг Вампир и Матерь Bugoff исполнили песню как свою собственную. И получилось очень здорово!
УГЛИ (Сергиев Посад Московской области) - "Позитивчик". Кавер не вполне оправдывает свое название: позитивчика маловато по причине неуверенности исполнения.
ЦК (Южа Ивановской области) - "Игрушки". Сергей Николаевич спел под акустическую гитару. Очень душевно и проникновенно.
ВТОРОЕ АПРЕЛЯ (Москва) - "Покинутое". Аранжировка на высоком профессиональном уровне. А Ирине Сумраковой я бы посоветовал заняться вокалом.
JERZY I (Нижний Новгород) - "Ведьма III". Ну очень инфернально!
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС (Москва) - "Мыши в Голове". Это не кавер, а оригинальная композиция на стихи Александра Бреховских и Дениса "Дэна" Сидорова. Музыкальная составляющая тяготеет к гитарной волне. Первые три куплета выдержаны в маршевом ритме. Перед четвертым куплетом ритмический рисунок изменяется на так называемую "шестерочку" - удар по струнам на сильных долях такта, либо на синкопах, т. е. на несовпадениях ритмической доли акцента с метрическим, иначе говоря, на смещении ритмической опоры с сильной доли такта на слабую, с последующим глушением струн. Темп ускоряется до стремительного...
ВЛАЖНЫЕ КОШКИ (Сибирь - Москва - Санкт-Петербург) - "Осенняя". Версия еще более заунывна, чем оригинал. Убедительности каверу добавляют появляющиеся в первом куплете завывания.
ВИА ЭПИНЕФРИН (Саратов - Санкт-Петербург) - "Время Бежать". Припанкованный софт-метал со знаком качества.
РАДУНИЦА (Санкт-Петербург) - "Грустный Троллейбус". Если исполнение песни ПАНИЧЕСКОЙ АТАКОЙ вызывает грусть, от версии РАДУНИЦЫ хочется заплакать.
Бонус к трибьюту - эдакое самопосвящение. А почему бы не сделать к своему 15-летию приятное себе, любимым? "P. S. Юбилей" строится на наборе заимствований (цитат, антицитат и отсылок) из известных песен ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ.
Вместо резюме: одни каверы получились лучше, другие - хуже. Но все до единого сделаны от души.
Напоследок вернусь к диалогам Александра Бреховских и Виталия Новгородова: оба участника ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ пьют коньяк за представленный трибьют. Мне остается лишь присоединиться, поднять бокал и искренне порадоваться за одну из своих любимых групп.