Алексей Проскурнин - "Льзя" & "Пудра для Мозгов. Песни для Фильма"


(c) Алексей Проскурнин, 2020
(p) Бомба-Питер, 2020
10 tks./t.t. 48:05
(c) Алексей Проскурнин, 2021
(p) Бомба-Питер, 2021
29 tks./t.t. 59:15


Город Харьков уже более трех десятилетий ассоциируется у меня с хорошей рок-музыкой. Приходят на память такие имена и названия как Борис Смоляк и Паша Павлов, ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ/РАЗНЫЕ ЛЮДИ и ТИХИЙ УГОЛОК, ОТДЕЛ КАДРОВ и СУТКИ-ТРОЕ, ДЖИНСОВАЯ ОСЕНЬ и RODGER MILLS, КАЗМА-КАЗМА и ТОВАРИЩ, УТРО и ЧЕРЕПАХИ...

К сожалению, в 90-х годах записи группы ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ прошли мимо меня. О команде Алексея Проскурнина узнал из журнала "Fuzz", который тогда регулярно выписывал. Помню, читал рецензию на один из альбомов и глотал слюнки: интернет тогда еще не был развит, а достать альбомы ПШ на кассетах или CD-R там, где я жил, не было никакой возможности. Практически всю дискографию группы и Алексея Проскурнина я прослушал лишь недавно, благо, все есть в ВКонтакте. И скажу честно: сольники Алексея Проскурнина мне нравятся гораздо больше, чем альбомы ПШ.

В интернете встречаются два определения стиля Алексея Проскурнина - эстрада и инди. Первое дискредитировало себя ассоциациями с попсой и развлекаловкой. Под второе подпадает все, что не ориентировано на коммерческий успех. Уж очень общо и расплывчато. Эстрада же бывает весьма и весьма разной. Остановлюсь на этом понятии более подробно. Советская эстрада отличалась широтой диапазона - от Леонида Утесова, Клавдии Шульженко и Марка Бернеса до Софии Ротару, Аллы Пугачевой и Юрия Антонова, от Александра Вертинского, Петра Лещенко и Тамары Церетели до Льва Лещенко, Иосифа Кобзона и Эдуарда Хиля, от Владимира Бунчикова, Владимира Нечаева и Леонида Кострицы до Муслима Магомаева, Вадима Мулермана и Эдуарда Хиля... Лидер группы ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА Денис Третьяков предложил для характеристики своего творчества термин "параллельная эстрада", т. е. эстрада, не подверженная законам шоу-бизнеса. Наконец, Алексей Румянцев определял стиль своей группы ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА как "грязную страшную тяжелую эстрадную песню". В интерпретации Алексея Проскурнина эстрада ориентирована на взыскательного, вдумчивого слушателя.

"Льзя" - слово, которое ребенок произносит в ответ на запрет делать то, что ему хочется. Любой творческий человек - это и есть ребенок. Песни Алексея Проскурнина по-детски непосредственны и искренни. И в то же время в них все совершенно и безупречно.

Альбом записывался большей частью с музыкантами, с которыми Алексей Проскурнин работал в группе ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ и проекте KIROF. Сам он все спел (иногда несколькими голосами), сыграл на всех гитарах, детском металлофоне и добавил звуковые эффекты. Сергей "Сова" Савенко извлекал звуки из кларнета, тенор-саксофона и клавишных. Александр Девяткин отвечал за разные звуки и саундпродюсирование. Баянист Алексей Еськов и раньше помогал Алексею Проскурнину в записи альбомов. Также на запись был приглашен трубач Вячеслав Анохин, известный по группам ВНУТРИ и JUST'OS.

Тексты Алексея Проскурнина - чистейшей воды декадентство. Лирическому герою (или лирическим героям), по-видимому, живется не очень весело. Музыка и поэзия находятся в абсолютной гармонии друг с другом.

Настроение альбому задает песня "Город Эн, Время Че". Все вокруг печально и безысходно. Даже Бах вешается на скрипичном ключе. Хор духовых во вступлении будто рыдает... Самолет из одноименной песни летит и не может зайти на посадку: его нигде не ждут... "Новичок" - монолог творческого человека, возможно, поэта, не имеющего жизненного опыта. Алексей Проскурнин поет под баянные переборы, которые сменяются стилизацией русского шансона. Герой песни "Издержки" находит оправдание своему алкоголизму. Видимо, так проще жить.

Алексей Проскурнин - мастер портрета. "Хватай" - песня человека, одержимого честолюбием и тщеславием, возомнившего себя великим актером, но на самом деле ничего собой не представляющего. "Мерзавка" - песня от лица тракториста, либо побывавшего в местах не столь отдаленных, либо корчащего из себя блатного. Его образ создается с помощью просторечных выражений ("поло́жил"), эпентезы или вставки ("энтот"), тюремного сленга ("сявка"), а также русскошансонными интонациями. Вот уж где Вячеслав Анохин отрывается во всю мощь. Превосходный джазмен!

"Казимир" - рефлексия на тему "Черного квадрата". А в песне "Снежный, или По Мотивам" встречаются снежный человек, Дубровский, Поп и его работник Балда; также цитируется гребенщиковский хит "Рок-н-ролл Мертв". И все выглядит весьма и весьма органично.

"Понедельник" - песня-брюзжание. Лирического героя раздражают буквально все и всё. И "это только понедельник, это даже не среда"... Хочется ему от всей души посочувствовать и посоветовать обратиться к психологу. "У Меня" - жалоба человека, который в жизни ничего не имеет...

Сценарий к воображаемому фильму, саундтрек к которому представляет собой второй альбом, придуман Александром Девяткиным. Песни чередуются с краткими сценами-интермедиями - монологами или диалогами. Часто сцена тематически связана с последующей песней.

Альбом также записывался с музыкантами ПШ. Алексей Проскурнин не только играл на гитаре и басу и пел, но и нес ответственность за программирование; на запись одного трека приглашались Сергей и Эдуард Новосельцевы, сыгравшие соответственно на клавишах и басу; в двух треках гитару прописал Алексей Карташов; также в записи участвовал тромбонист Егор Реммер из HEARTBEAT BRASS BAND. Звук спродюсировал Александр Девяткин.

Сцена №1 "Начало" - диалог воображаемых собеседников, которые решают начинать с конца. За ней с логической закономерностью следует песня "Капут". Фраза "Гитлер капут", которую Алексей Проскурнин в шутку приписывает Хоме Бруту, связывается с весной, когда, по мнению автора, все заканчивается и умирает. У меня почему-то создается такое впечатление, будто герой лишь имитирует плохое настроение, а на самом деле стебется... Сцена №2 "Золотые руки" предшествует песне "Левша", которая являет собой авторскую рефлексию по поводу сказа Николая Лескова. В тексте также встречается отсылка к чеховской "Палате №6". Связь между сценой №3 "Таксисты" и песней "Как Они Живут" я, честно говоря, не обнаруживаю. Припев строится на сопоставлении москванавтов и москва/олазов. Первые, по-видимому, отсылают к повести Антона Рязана "Москвариум". Согласно прилагаемому к ней "Русско-московскому словарю терминов", "Москванавт - житель провинции, совершающий осознанное погружение в чужеродный микрокосм планеты М"; планета М - это и есть Москва. Москвалаз (или москволаз) - видимо, индивидуальный авторский неологизм. Сцена №4 "Кирпичи" обозначает характер взаимоотношений между начальником и подчиненным. Герой песни "Жду" пребывает в депрессивном настроении и надеется на перемены к лучшему. Я согласен с персонажем сцены №5 "Хорошее кино" с маленькой поправкой: вообще смотреть любые фильмы лучше в одиночестве, а не в присутствии родственников - они только мешают своими репликами и комментариями. "Наташка" наводнена реальными, вымышленными, кино- и литературными персонажами, которые встречаются и веселятся. Так, в одной компании оказываются Чебурашка, Гита и Зита. Припев-вокализ ("най-на-на") - точная музыкальная цитата из "Безобразной Эльзы" Армена Григоряна. Содержание сцены №6 "Марафонец" сводится к тому, что дистанция закончилась и можно снимать копыта. Песня "Само Собой" исполнена безграничного оптимизма. Как бы ни было трудно, жить все-таки надо. Упоминание черного солнца отсылает, вероятно, к триллеру Рассела МакКлауда. Герой сцены №7 "Табачок" повторяет простую истину: с табачком всегда лучше. Ну, кому как. Блюз "Псева. Другу" - песня-посвящение, адресат которого преодолевает на трамвае расстояние от Огайо до Тростянца. Сцена №8 "Керосин" - просто прикол: керосин не только пьют - оказывается, он еще и горит. Идиоты из одноименной песни - метафора обывательства... к которому Алексей Проскурнин относится резко отрицательно. Сцена №9 "Пропуск" стилизована под русские народные сказки. Песня "А у Нас" заставляет вспомнить стихотворение Сергея Михалкова "А что у вас?" Верховная Рада Украины показана в неприглядном свете. В тексте цитируется песня Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева "Остров Невезения" из к/ф "Бриллиантовая рука". Герой сцен № 10 "Потихоньку" и № 14 "А ты говоришь" не находит ответов на вопросы о мироустройстве... "В Самой Гуще" - монолог человека, явно находящегося не в ладах с самим собой. Сцена №11 "Снегурочка" - пересказ русской народной сказки в одном предложении. "Из Меньшинства" - еще один блюз, песня о человеке, который не такой как все. Судьба его сложилась печально... Сцена №12 "А что теперь" - воспоминание о молодости. Увы, что было, то прошло. "Шашки" - метафора движения вперед, философское размышление о жизни. Сцена №13 "Солдатик" строится на диалоге: пожилой мужчина обращается к солдатику с глупыми вопросами, тот его в ответ посылает. "Три Пулевых" - песня о военнослужащем. Раненый, он попадает в тыл, недоумевает, почему другие люди не хотят воевать ("Они же крысы тыловые..."), разочаровывается в любимой, которая ушла к другому и теряет абсолютно все. "Три пулевых, две ножевые - все, что осталось у него". Название "Песня Познающего Мир" говорит само за себя: герой задается вопросами о мироздании и сам пытается дать на них ответы. А такие экзистенциальные категории как война и любовь считает пудрой для мозгов. Завершает альбом сцена, в трек-листе обозначенная как последняя: голос Алексея Проскурнина, произносящего реплику на некоем инопланетном языке. На самом деле, это трек, пущенный задом наперед.

От обоих альбомов я получил большую порцию эндорфинов. Чего желаю всем и каждому.

Слушать альбомы:
"Льзя"
"Пудра для Мозгов. Песни для Фильма"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 18 января 2023, 23:38
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.005

Warning: Unknown: open(/tmp//sess_pcm3cmuct52lf8l64amrcfpbb1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp/) in Unknown on line 0