ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА - "К Святым Местам"


(c) ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, 2015
(c) & (p) Выргород, 2015
12 tks./T.t. 47:44


К сожалению, я не литературовед по профессии, но изучаю литературоведение, в особенности те его отрасли, которые связаны с авторской песней и рок-поэзией. Имею определенный опыт литературоведческого анализа творчества некоторых авторов. С позиции накопленного опыта мне хочется проанализировать второй студийный альбом ЦЕРКВИ ДЕТСТВА. Я намеренно выдвигаю на первое место поэтическую составляющую, ибо считаю ее главенствующей. Ей подчинены остальные компоненты - музыкальный и исполнительский. Хотя признаю, что вряд ли можно оценивать творчество Дениса Третьякова с сотоварищами, руководствуясь лишь некими академическими критериями.

Информации о Денисе Третьякове и ЦД в Интернете предостаточно. Посему перейду непосредственно к рассмотрению артефакта.

Поэзия. Совершенно очевидно, что содержание поэзии того или иного автора определяется его мировоззренческой позицией, ценностными ориентациями.

Философ по образованию, Денис Третьяков, очевидно, отталкиваясь от андерсеновской "Дюймовочки", создал новое религиозно-философское учение - кроторианство. Это модификация и разновидность сатанизма. В основе учения лежит представление о том, что нашим богом является Крот, который живет под землей. В кроторианстве добро и зло неотличимы. Люди совершают неправильные поступки, пользуясь слепотой Крота.

Поэзия Дениса Третьякова цитатна. Яркий тому пример - такие аллюзивные названия или заголовки-реминисценции, как "Прощание с Матерой", "Свинарка и Пастух", "Дюймовочка". А песня "Делай Что Хочешь" (цитата, перекочевавшая от Франсуа Рабле к Алистеру Кроули) написана по мотивам романа Кэти Акер "Эвридика в подземном царстве". И хотя цитатность - с определенной долей условности, конечно - связывается с постмодернизмом, сам Денис Третьяков уверенно относит свою поэзию к модернизму. Впрочем, вряд ли ее можно охарактеризовать каким-либо одним понятием. Местами чувствуется код декадентской западной литературы XX века, слышны отголоски экспрессионизма, где-то возникают ассоциации с киностилем "нуар", ужастиками и триллерами. Есть что-то от трубадуров и шутов, в частности, менестрельная манера повествования.

Музыка. Критики характеризуют стиль альбома как альтернативный дарк-шансон. Денис же Третьяков предпочитает другое определение - "параллельная эстрада". Это городские песни, ориентированные на модернистское, "кафешантанное" звучание, обращенные к мелодиям Дариуса Мийо и Эрика Сати, к песням Александра Вертинского, Петра Лещенко, Мориса Шевалье, Анны Марли... Параллельная эстрада лишена развлекательности. Она создается не по законам шоу-бизнеса, а в домашних условиях для простого человека. Можно сказать, что "К Святым Местам" - первый альбом в жанре параллельной эстрады.

Исполнение. Альбом записывался дуэтом: Денис Третьяков - тексты, музыка, гитара, пение; Олег Толстолуцкий (также М.Я.С.О., БИРЮЧИЙ КУТ, МЕРТВЫЙ АКСАЙ, ПОЛОНИЙ 210 и др.) - баян, гитара, бас-гитара, барабаны, перкуссия, подпевки, звукорежиссура. Все очень просто и незатейливо. В большинстве песен солирует баян; иногда создается впечатление, будто звучит не гитара, а не то домра, не то мандолина. У Дениса Третьякова своеобразный вокал, который надо распробовать. А Олег Толстолуцкий воспроизводит манеру казачьего пения.

Оформление. Подарочное издание включает в себя 6-полосный диджипак и 16-страничный буклет с текстами песен и фотографиями за авторством Дмитрия "Митрича" Калашина. Фронтон диджипака украшает рисунок донского художника-модерниста Вадима Мурина - ласточка, сложенная из христианской рыбы и мусульманского полумесяца. В древности ласточка выступала как посредница между "этим" и "тем" миром и связывалась с культом Великой Матери. Нынче же она символизирует стремление к родине, родной стороне, раю, возвращение домой..

Половину альбома составили новые (на время выхода) песни, половину - знакомые по концертам и акустическим сольникам Дениса Третьякова. Их объединяет образ Вознесшейся Леди, известной всему миру под именем Дюймовочка. Главная героиня сказки Андерсена - воплощение всех существующих зол, грехов и пороков. Покинув теплую нору и предав Крота, она замерзает насмерть. Сказочная страна с порхающими эльфами - всего лишь галлюцинация ребенка, умирающего в снегу.

Итак, добро пожаловать в "персональный ад" Дениса Третьякова!

"Прощание с Матерой" перекликается с экспрессионистской "драмой крика". Лирический герой провожает в последний путь свою возлюбленную. Из текста ясно, что она покончила с собой ("Ты в том платье, что вчера повесилась"). В восьми строках второго куплета рельефно показана картина похорон. Высшая точка эмоционального напряжения приходится на вторую строфу:

А когда тебя накрыли крышечкой,
Я подумал: твою мать, не выдержу!
Повернулся и пошел я с кладбища,
Поминать тебя пошел, товарищ мой.


Казалось бы, вот сейчас Денис Третьяков сорвется на надрывный крик. Но этого не происходит: верх берет чувство меры... Песню портит финал, где автор играет аллитерациями. Строки

...Выпить на троих,
Выпить на двоих,
Выпить на твоих похоронах


ставят под сомнение серьезность происходящего.

Камилла из одноименной песни становится жертвой маньяка. История маленькой девочки - вовсе не плод больного воображения: Денис Третьяков был знаком и жил по соседству с Андреем Чикатило. Героиня песни "Невидимка" - девица легкого поведения, лишенная социальных связей. Она появляется неизвестно откуда и исчезает неизвестно куда... "Попрошайка" - посвящение Вадиму Мурину, близкому другу Дениса Третьякова. Хотя, как мне показалось, в тексте есть отсылки к картинам Эдварда Мунка. Всех нас ждет только ад. Автор отталкивается от бинарной оппозиции "детство - взрослость":

Муки адские только для взрослых,
Падших леди и пьяных отцов.
Только дети невинны пред Господом
Среди прочих других мертвецов.


В песне использован фрагмент мотета Баха "Иисус - Моя Радость". Баян берет тайм-аут. Финал, в котором вступают электрогитара, бас и ударные, подводит жирную черту.

"Свинарка и Пастух" - версия, альтернативная предложенной в свое время Иваном Пырьевым и Виктором Гусевым. Но не менее захватывающая, чем первоисточник.

"Письмо" принципиально отличается от остального материала. Это кульминация всего альбома. Песня весьма спорная, вызывающая различные, а, быть может, диаметрально противоположные толкования. Герой тайно уезжает от любимой девушки - отправляется в зону военного конфликта. Строки про Луганск и святую войну вызывают неоднозначную реакцию: Дениса Третьякова уже называли фашистом и ватником. На самом же деле речь здесь идет о любви в ситуации военных действий. Из текста не понять, на какой стороне сражается герой - проукраинской или пророссийской. А притянуть за уши можно все что угодно... Баян снова берет паузу. Но, мне кажется, эта песня могла бы прозвучать под одну акустическую гитару и ничего не потерять.

"К Святым Местам" - самый пронзительный и самый лучший номер альбома.

Песня "Человек с Головою Коня" написана на текст несколько переработанного Денисом Третьяковым стихотворения московского поэта-нонконформиста 70-х годов Владимира Ковенацкого. По сути, человек с головой коня - галлюцинация во время белой горячки. Отдельное спасибо Олегу Толстолуцкому! Он постарался на славу: в припевах будто звучит казачий хор. Да и в целом в музыке ощутимо влияние БИРЮЧЕГО КУТА.

"Танго" - монолог человека, находящегося на пороге старости, видевшего и видящего в жизни лишь все плохое. И только природа безучастна к происходящему:

Посмотри, Олежка, сколько здесь жулья,
Мелочной трухи, площадной рвоты.
И над всем, как прежде, песня соловья,
Радостная песня идиота.


"Ку-ка-ре-ку" Денис Третьяков посвятил своему другу Максиму Куприянову. Песня вновь строится на оппозиции "детство - взрослость". Этакая "веселая тоска" по прошлому. Следующая за ней "Делай, Что Хочешь", как уже отмечалось, написана по мотивам романа-ужастика Кэти Акер "Эвридика в подземном царстве" и выдержана в ритме вальса.

В выходных данных к альбому песня "Зимний Вечер" обозначена как народная. Мне ближе термин "подъездная гитарная музыка", в свое время предложенный Александром Градским. В разных вариантах и модификациях ее можно было слышать в дворовых компаниях под гитару. Основное содержание песни сосредоточено в припеве:

Я не верю, я не верю, я не верю,
Что в глазах твоих обман, а в сердце ад.
Я не верю, я не верю, я не верю,
Что ребята про тебя мне говорят.


В версии Дениса Третьякова в припеве третьего куплета, исполняемом хором, местоимение "я/мне" заменяется на "мы/нам": мы влюбляемся и, влюбляясь, готовы бесконечно обманываться и прощать обман, чтобы обмануться снова... Песню венчает роковый финал с вокализом Дениса.

Завершает альбом песня "Дюймовочка" - манифест кроторианства. Мажорная тональность, торжественность, величественность придают ей гимнический характер. "Жизнь пуста и коротка. Жизнь горька и нелегка". И в финале нас не ждет ничего хорошего.

Так что пой и веселись,
И других рецептов нет.
Прожигай в пожарах молодость свою.
Убивай, насилуй, грабь и хохочи.
Никому не открывай своих имен.
Никогда не отворяй своей души,
В чистоте ее храни...


Итак, эксперимент Дениса Третьякова по созданию нового жанра удался на все 100%. Альбом очень на любителя. Но ЦД (в данном случае Денис и Олег) вряд ли ориентировались на широкую аудиторию. Лично я услышал "К Святым Местам" с большим опозданием. С одной стороны, альбом показался мне очень тяжелым для восприятия и крайне болезненным. С другой, мне всегда очень нравилось (и нравится) то, что делает Денис Третьяков - с группой или без. А потому представляемую работу ЦД я рекомендую тем немногим, кто разделяет мои вкусы.

Слушать альбом
Заказать CD

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 26 ноября 2017, 21:00
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002