Егор Летов - "Сияние. Прямая речь, интервью, монологи, письма. 1986-1997"


(c) Алексей Коблов (авт.-сост.), 2022
(p) ООО "Издательство АСТ", 2022
400 с., илл (+48 с.). - 4.000 экз.


Для меня эта книга стала, быть может, самым дорогим подарком судьбы, а ее выход - Культурным Событием №1 с прописных букв. Как и все издания, выходящие в последнее время и имеющие отношение к Егору Летову, книгу я проглотил залпом, а некоторые вошедшие в нее материалы перечитал по несколько раз. Хотя со многими был знаком ранее... Но обо всем по порядку.

Есть творческие личности, чьи интервью не менее интересны, чем собственно произведения. Егор Летов - из их числа. Это человек, не получивший специального образования, нигде не учившийся после школы, который, тем не менее, обладал гораздо более обширной эрудицией, чем многие высокообразованные специалисты. Так получилось, что, прежде чем добраться до интервью, публиковавшихся в самиздате, я переслушал всю дискографию группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и несколько альбомов проекта КОММУНИЗМ. О Егоре Летове я почти ничего не знал, но на основании всего прослушанного предполагал, что у него есть высшее образование. По разным песням разбросаны многочисленные цитаты и отсылки: Эпиктет и Никколо Макиавелли, Иммануил Кант и Фридрих Ницше, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр, Франц Кафка и Антуан де Сент-Экзюпери, Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли, Рэй Брэдбери и Кен Кизи, Карлос Кастанеда и Хорхе Луис Борхес, Акутагава Рюноске и Кендзабуро Оэ, Акира Куросава и Фрэнсис Форд Коппола, Александр Пушкин и Николай Некрасов, Федор Достоевский и Лев Толстой, Федор Сологуб и Владимир Набоков, Даниил и Леонид Андреевы, Александр Введенский и Николай Заболоцкий, Даниил Хармс и Александр Блок, Владимир Маяковский и Михаил Светлов, Андрей Платонов и Александр Солженицын, Евгений Замятин и Максим Горький, Николай Островский и Михаил Шолохов, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн, Библия, русский фольклор, поэзия северных народов, советская песенная классика, западный рок в диапазоне от THE BEATLES до SEX PISTOLS... Я намеренно привожу такой огромный список (впрочем, далеко не полный), чтобы подчеркнуть, сколь широким был массив источников заимствований, которыми оперировал Егор Летов.

Лично я выделяю для себя в книге три большие темы, которые между собой тесно связаны и переплетены: это, во-первых, творчество как таковое; во-вторых, взаимоотношения Егора Летова с государством и представителями разных политических сил, его эволюция от анархизма до симпатий сначала НБП, потом РНЕ; в-третьих, рассуждения Егора Летова о культуре и искусстве. Под таким углом зрения я перечитывал материалы в хронологической последовательности.

Почему у книги именно такое название? Сияние - это синоним славы Егора Летова, как прижизненной, так и посмертной. Его любят, поют, играют, изучают, интерпретируют. И интерес к личности и творчеству основателя и лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ с годами не ослабевает.

В книге собраны почти все тексты Егора Летова за период с 1986 по 1997 год - вернее, те, которые автор-составитель Алексей Коблов счел возможным в нее включить. Почти каждый материал снабжен небольшим комментарием от автора-составителя.

Вот, например, "Краткая история ГО", написанная в 1986 году, в которой перечисляется вся дискография предшествующей ей группы ПОСЕВ. Или два письма другу и соратнику Валерию Рожкову - от 19 мая и 24 ноября 1986 года. В первом Егор Летов излагает свои впечатления от только что прочитанных самиздатовских журналов "Рокси" (Ленинград) и "Ухо" (Москва). Из музыки ругает почти все, что тогда пользовалось популярностью, но восторженно отзывается о группе ДК и их альбоме "ДМБ-85", при этом Сергея Жарикова называя Шариковым: увы, в те времена информация часто искажалась. Меня позабавил абзац, в котором Егор Летов написал, будто Рыба (Алексей Рыбин) ушел из КИНО, потому что Цой взял в группу "свою бабищу Марианну". Второе письмо прилагалось в рукописном виде на вкладке к "выргородскому" изданию квартирного концерта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Песни в Пустоту". В нем Егор Летов пытался объяснить, почему квартирник прошел неудачно. Бонус к письму - вступительная статья Натальи Чумаковой, публиковавшаяся на диджипаке CD.

Еще одно сильное место книги - монологи Егора Летова, расшифрованные с записи на концерте в Киеве в ДК им. Батюка 24 августа 1990 года, позднее выпущенном под названием "Праздник Кончился". Егор отвечал на записки, давал толкование собственным песням, размышлял на разные темы.

Что касается интервью - большая их часть была известна еще по книге-дайджесту "Я не верю в анархию", почти все есть на разных интернет-ресурсах, в том числе на официальном сайте ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и на фан-сайте "ГрОб-хроники".

В интервью под названием "В нашем обществе возможно лишь частично быть человеком", взятом в Томске в 1987 году неизвестным автором и опубликованном лишь в 1993 году в новокузнецком издании "Твои проблемы", Егор Летов проявил себя прежде всего как философ и культуролог. Беседа в трех частях "Панки в своем кругу", впоследствии напечатанное в первом и единственном номере самиздат-журнала "Сибирская язва", была записана во время приезда Егора Летова в Тюмень. Тогда разовый проект ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБОРОНЕ, собранный из музыкантов групп ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и КООПЕРАТИВ НИШТЯК, создал легендарный альбом под названием "Карма Ильича". Интервью "Одиночки опаснее для социума, чем целое движение", опубликованное в журнале "Урлайт" №5(23) за 1989 год, было взято Сергеем Гурьевым во время фестиваля "СыРок" в Москве в декабре 1988 года. Еще одно широко известное интервью - "Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества" за авторством Депы Побокова (Вадима Макашенца) из барнаульского самиздат-журнала "Периферийная нервная система" №02'1990 - ранее перепечатывалось почему-то в усеченном виде, без нескольких последних вопросов. В этой книге оно впервые публикуется полностью. Телефонный разговор Евгения Киселева с Егором Летовым в ночь с 9 на 10 мая 1991 года публиковался в самиздатовском журнале "Юлдуз Ньюс" (поселок Юлдуз Чистопольского района Татарской АССР). Накануне погибла Янка, о чем собеседники еще не знали и говорили о ней как о живой. И, конечно, в книгу вошли такие материалы, как статья Егора Летова и Константина "Кузи Уо" "Концептуализьм внутри" из журнала "Контр Культ Ур'а" №01'1989, интервью Егора Летова "200 лет одиночества" и I оффициальная (так в оригинале) дискография ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и других "ГрОб"-проектов под названием "ГрОб-хроники" из "Контр Культ Ур'ы" №03'1991...

Материалы, датированные 1993-1997 годами, читаются как одно огромное интервью, хоть и взятое разными авторами. "Русский Прорыв", Лимонов, Дугин, Баркашов, НБП, РНЕ и т. д. и т. п. В интервью 1997 года Егор Летов положительно отзывался о белорусском президенте Александре Лукашенко и о создании белорусско-российского союзного государства как первом шаге на пути к возрождению СССР.

Приятное дополнение к текстам - три 16-страничные вкладки с архивными фотографиями: Вот Егор Летов у себя дома в 1986 году. Вот он в дачном поселке Красково (Люберцы Московской области) в 1983 году. Вот на концерте памяти Дмитрия Селиванова в Новосибирске в ДК им. Чкалова 3 июня 1989 года. А вот с коллажами для альбома проекта Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ "Прыг-Скок: Детские Песенки" в Москве в квартире у Кирилла Кувырдина летом 1991 года. Трогательное фото Анны Волковой, изобразившее Егора Летова у себя дома с котами Тишей и Степой и котенком Мухой. Фото из известной серии Андрея Кудрявцева, на котором запечатлены Янка, Егор Летов, Олег "Манагер" Судаков и Игорь "Джефф" Жевтун на Старо-Восточном кладбище в Омске в декабре 1988 года. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА в Омске в 1985 году. Фото Юрия Чашкина с выступления группы на фестивале "СыРок" в Москве в киноконцертном зале гостиничного комплекса "Измайлово" 3 декабря 1988 года. Несколько фотографий Егора Летова и ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на II Новосибирском рок-фестивале в ДК им. Чкалова 14 апреля 1988 года за авторством Андрея Кудрявцева. Евгений "Эжен" Лищенко (проекты АДОЛЬФ ГИТЛЕР и ПИК КЛАКСОН, впоследствии КЛАКСОН ГАМ) на репетиционной точке в Омском рок-клубе в ДК "Звездный" осенью 1985 года. Несколько снимков с фотосессии в Омске в квартире Лищенко в 1987 году. Фото, сделанное в Омске летом 1992 года: Олег Судаков, Константин Рябинов, Константин Мишин (на момент фотосъемки БРЕШЬ БЕЗОПАСНОСТИ, БАНДА ЧЕТЫРЕХ, СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, ОГОНЬ, впоследствии ОЖОГ, КООПЕРАТИВ НИШТЯК, московский состав МЕРТВЫЙ ТЫ и др.), Егор Летов и Евгений Грехов (тогдашний директор ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ). Несколько фото с акции "Руководство к действию" в Москве в ДК им. Горького 19 декабря 1993 года. Акция "Русский Прорыв на Украине" в Киеве в ДК политехнического института 9 апреля 1994 года. Эдуард Лимонов и Егор Летов на акции "Русский Прорыв" в Москве в ДС "Крылья Советов" 27 мая 1994 года (автор фото - Вадим Ходаков). Они же на Воробьевых горах 1 мая 1994 года (фото неизвестного автора). Снимки, сделанные разными авторами в окрестностях Омска, на двух из них - хэппенинги проекта КОММУНИЗМ. Автографы (беловики) песен Егора Летова "Дембельская", "Забота у Нас Такая", "Победа" и "Мертвые"... И еще много фотографий, отразивших различные моменты жизни Егора Летова и его друзей.

В послесловии Алексей Коблов сообщает читателю, что продолжение воспоследует. А на презентации книги, состоявшейся 12 июня 2022 года в Москве в книжном магазине "Дом культуры", запись которой выложена на YouTube, уточняет, что ожидается как минимум еще один том. В него будут включены тексты 1997-2008 годов. Кроме того, в представляемое издание вошли лишь два письма Егора Летова. На самом деле сохранившихся писем десятки. Вероятно, в дальнейшем они тоже будут опубликованы.

Книга позволит читателю по-новому взглянуть на Егора Летова как на творца и - не побоюсь этого слова - мыслителя, узнать о его песнях и альбомах из первых уст и просто повысить свою эрудицию. С нетерпением ждем второго тома!

Заказать:
книгу
электронный вариант

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 21 июля 2022, 21:39
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002