Егор и ОПИЗДЕНЕВШИЕ - "Прыг-Скок"


(c) ГрОб-рекордз, 1990
(p) Выргород, 2021
14 tks./ t.t. 35:38


20 февраля 1990 года Егор Летов, находясь в Ленинграде, дал интервью Дмитрию Сидоренкову. Спустя два месяца оно было опубликовано в первом номере самиздатовского журнала "Виниловый наркоман" под названием "Нас хотят сделать частью попса..." и пошло "гулять" в перепечатках по разным рок-изданиям. В том интервью лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ говорил: "...Судя по тому, что с нами происходит, с нашим именем сейчас - то, что нас крутят по радио без нашего ведома, судя по тому попсу, в который мы погружаемся, в котором нас буквально просто топят, видимо, мы перестанем давать концертные выступления. Либо будем давать их очень и очень редко... весь наш андеграунд стал одной из частей массовой культуры, одной из граней официоза". А после таллиннского концерта 13 апреля 1990 года распустил группу.

Для своего нового проекта Егор Летов выбрал матерное название, которое, во-первых, не могло воспроизводиться СМИ, во-вторых, отражало то состояние, которое на тот момент было у участников коллектива.

Появлению "Прыг-Скока" предшествовал альбом проекта КОММУНИЗМ "Хроника Пикирующего Бомбардировщика", записанный в конце 1989 - начале 1990 года. В какой-то степени "Прыг-Скок" является продолжением "Хроники...". Важно отметить, что в магнитиздате в начале 90-х эти альбомы часто распространялись вместе на 525-метровых катушках и 90-минутных кассетах. У меня самого такая катушка хранится до сих пор.

По окончании работы над альбомом "Русское Поле Экспериментов" Егор Летов занялся изучением мистических явлений, оккультных наук и первобытных религий. А летом 1990 года отправился путешествовать по уральским лесам и скалам. После возвращения в Омск тяжело заболел и бессонными ночами смотрел по телевизору футбольные матчи сборной Камеруна под руководством Валерия Непомнящего, которые, по словам Егора Летова, его спасли. Впоследствии он посвятит альбом этой команде, а также "лихой памяти" Евгения Лищенко (группы ПИК ЭНД КЛАКСОН и АДОЛЬФ ГИТЛЕР).

"Прыг-Скок" отразил эксперименты Егора Летова в области музыки, поэзии и магии. В музыке ощутимо влияние, с одной стороны, американского гаражного и психоделического рока (прежде всего, калифорнийской группы LOVE) и, с другой стороны, русского фольклора. Поэзия своими истоками обращена к традициям футуризма и обэриутов. В числе своих любимых поэтов Егор Летов называл Алексея Крученых, Владимира Маяковского и Александра Введенского. Магичность альбома проявилась в сюжете, отразившем путешествия лирического героя на грани посюстороннего и потустороннего миров.

Детский лексико-фонетический комплекс "прыг-скок" - развернутая метафора перемещения между бренной реальностью и неизведанным миром, состоящим из болезненных состояний. Альбом представляет собой философское осмысление смерти как неизбежной и неотъемлемой части нашей жизни. Изначальный подзаголовок альбома "Детские Песенки" Летов исчерпывающе объяснил в автоинтервью "Приятного аппетита": "Только ребенок способен на истинно великое безумство, только он способен по-настоящему безрассудно и сокрушительно "дать духу"!"

На лицевой стороне конверта помещен красочный психоделический коллаж за авторством Егора Летова, Константина "Кузи Уо" Рябинова и Кирилла Кувырдина. А внутреннюю сторону украшают фотографии, сделанные Анной Волковой, Евгением Колесовым, Владимиром Васильевым и Юрием Чашкиным. К пластинке прилагаются 16-страничный буклет с текстами песен и набор стикеров. Делюкс-издание дополняет автограф заглавной композиции и репринт коллажа "Прыг-Скок" в оригинальном размере.

"Прыг-Скок" выдержал несколько переизданий на виниле и CD. Основой для представляемого издания послужила авторская редакция 2005 года. К тому времени отношения между Егором Летовым и Романом Неумоевым прекратились, и треки "Красный Смех" и "Про Малиновую Девочку" ("Непрерывный Суицид") были изъяты из последующих изданий. А жаль. Неумоевские песни, наряду с летовскими, работали на концепцию альбома. Их можно услышать в бонусах к переизданиям альбома ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Инструкция по Выживанию".

Песня "Про Дурачка" проникнута русским народным колоритом. Припев строится на переработанном древнерусском заклинании на смерть:

Ходит покойничек по кругу,
Ищет покойничек мертвее себя.


В акапелльной версии (четырехголосный хор, все партии которого прописаны Егором Летовым) музыкальная составляющая более приближена к фольклорным истокам, нежели электрическая, вошедшая в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Солнцеворот". Первый куплет обращен к необрядовой лирике ("Идет смерть по улице, несет блин на блюдце, кому кольцо вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется"). В третьем куплете взаимодействуют лирическое и биографическое "я" автора ("Моя мертвая мамка вчера ко мне пришла, все грозила кулаком, называла дураком"). Строчка "Зубчатые колеса завертелись в башке..." отсылает к рассказу Акутагавы Рюноскэ "Зубчатые колеса" и роману Милана Кундеры "Невыносимая легкость бытия". Другая строчка - "Не бывает атеистов в окопах под огнем" - неточно воспроизводит афоризм "There are no atheists in foxholes", который приписывается то капеллану Уильяму Т. Каммингсу, то журналисту Эрни Пайлу.

"Про Святость, Мыша и Камыша" - песня-загадка, разгадка которой была известна разве что самому Егору Летову. Автор погружается в стихию неразгаданного, трансцендентного, невыразимого. Песню "Отряд Не Заметил Потери Бойца" Егор Летов посвятил памяти Евгения Лищенко. Название взято из стихотворения Михаила Светлова "Гренада". В песне "Про Червячков" ("Толчки и Червячки") автор касается темы субличности и путешествия к себе, в детской, шутливой манере обращается к образу множественного "я". А во втором куплете цитирует свое раннее безымянное двустишие:

Небо цвета мяса
Когда ты споткнулся о мертвую мышь


Стихотворение "Ночь" посвящено Александру Введенскому. В нем использованы стилевые приемы, характерные для поэтики "Чинаря авто-ритета бессмыслицы". И снова Егор Летов искусно сочетает лирическое "я" с биографическим: так, Евгений Колесов, перебравшийся в Москву, организовал в столице концерт ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Музыкантов и зрителей пытались атаковать гопники, на которых нарвался Федор Фомин - основатель и лидер группы ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ. Если верить Егору Летову, почти все жившие у него коты любили огурцы. Наконец, строчка "В Сибири наблюдался католический бум" - ирония в адрес Черного Лукича, который к концу 80-х стал католиком и обвинял ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ в сатанизме. Реальные персонажи сосуществуют с литературными, как, например, Передонов из романа Федора Сологуба "Мелкий бес".

Песня "Маленький Принц Возвращался Домой" изначально была написана для альбома КОММУНИЗМА "Хроника Пикирующего Бомбардировщика", в "Прыг-Скок" вошла в другой аранжировке. В ней обыгрывается окончание экзистенциально-романтической сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Игорь "Джефф" Жевтун сыграл соло на электрогитаре, кстати, единственное во всем альбоме.

Вторую сторону пластинки открывает интерлюдия "Еще Раз про Дурачка". Автор подчеркивает, что путешествие героя на грани миров продолжается.

"Про Мишутку" - посвящение Янке Дягилевой. Очень нежная и трогательная песня. А прецедентным текстом для ее создания послужило стихотворение Янки "Ударение на слоге выше прописной строки".

Стих "Когда я умер" - смысловая кульминация альбома: в художественном мире Егора Летова смерть "я" тождественна смерти мира. Литературоведы определяют такие сверхкраткие тексты как удетероны, а сам автор назвал свое творение хокку, поскольку оно состоит из трех строк:

Когда я умер,
Не было никого,
Кто бы это опроверг.


Это трехстишие - продолжение композиции "Когда я Умер" ("Анафема"), которая входила в альбом проекта КОММУНИЗМ "Веселящий Газ" (1989).

Инструментал "Жека Уже в Гамбурге" (первоначальные названия "Толкни Пивка" и "Про Голографических Соловьев") родился как импровизация во время работы над альбомом "Сто Лет Одиночества" и в итоге был посвящен Евгению Колесову. "Мое Описание Меня Бережет" - кратковременное погружение в учение Карлоса Кастанеды. А при желании (и при наличии определенного уровня эрудиции) можно обнаружить отсылку к рассказу Даниила Хармса "О явлениях и существованиях №2". Хардкор по-летовски! Песня "Про Окурок и Курок" ("Самоотвод") преисполнена суицидальных аллюзий и обращена к биографическому мифу Владимира Маяковского. Мне больше нравится версия, входившая в альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ "Боевой Стимул". "Иваново Детство" - еще одна песня, перекочевавшая в "Прыг-Скок" из "Хроники Пикирующего Бомбардировщика". Приведу комментарий Егора Летова из его автоинтервью "Приятного аппетита": " Я все еще дитя в какой-то бесценной степени, и я сияю и горжусь тем, что до сих пор среди всей этой вашей замысловатой гамазни я окончательно еще не потерял детского, наивного, чистого восприятия, и до сих пор безоглядно отношусь к жизни, к тому, что со мной происходит, как к игре. Значит, я все еще молод. И, стало быть, жив. И рок для меня - своего рода детская, жестокая и опасная игра, как те игры, в которые играл маленький Иван в фильме Тарковского". Строчка "Муха отдирается от липкой бумаги" - цитата из кафкианского "Процесса".

Заглавный номер "Прыг-Скок" - вторая смысловая, я бы даже сказал, эмоционально-смысловая кульминация альбома. Герой преодолевает законы времени и пространства. Пустые качели символизируют человеческую форму, покинутую духом, который отправляется в путешествие по ту сторону. Очевидно, этот образ позаимствован Егором Летовым из стихотворения Федора Сологуба "Качели". Центральная часть созвучна стихотворению Николая Заболоцкого "Искушение". Она представляет собой монолог больного человека, которому становится то хуже, то лучше. Нарочито примитивный аккомпанемент состоит из многократно повторяемого риффа. Раздел как бы разбит на две части акапелльным эпизодом - вокализом, изображающим плач. Здесь Егор Летов использовал ленточные кольца. За подпевки отдельное спасибо Юлии Шерстобитовой (НЕКИЕ СТЕКЛЯННЫЕ ПУГОВИЦЫ). Композиция (и весь альбом) завершается словами:

В аrкурат все сбудется
Все позабудется
Все образуется


Смерть так же естественна, как и жизнь. Мы переживаем кончину наших близких, страдаем, но в конце концов свыкаемся с утратой и продолжаем жить, а спустя некоторое время умираем сами. И в этом состоят философия, оптимизм и пессимизм нашей жизни.

Хочется искренне поблагодарить "Выргород" за возможность вернуться на 30 с небольшим лет назад, во времена виниловых вертушек, бобинных и кассетных магнитофонов, и переслушать любимый альбом сквозь призму накопленных знаний и опыта. Или просто - заново услышать эти песни.

Слушать альбом
Заказать:
LP
LP делюкс
LP тест-пресс

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 04 апреля 2022, 08:37
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2022, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.003