П. Волотович, А. Ковалёв - "Огромная тень дождевого червя (Почти правдивая история группы NEURO DUBEL)"


(c) Павел Волотович, Алексей Ковалёв, 2021
(p) Минск, А. Н. Янушкевич, 2021
170 с., илл. - 500 экз.


Выход книги о культовой белорусской группе НЕЙРО ДЮБЕЛЬ/НЭЙРА ДЗЮБЕЛЬ/NEURO DUBEL стал событием в культурной жизни Беларуси, а лично для меня - большим потрясением со знаком плюс. Быть может, потому, что с 2000 года я сам был знаком с лидером НД Александром Куллинковичем, рецензировал альбомы и освещал концерты группы.

Павел Волотович и Алексей Ковалёв снабдили свою книгу двумя предисловиями и двумя эпилогами (с посвящениями ушедшим от нас Александру Куллинковичу и Юрию Наумову). Название "Огромная тень дождевого червя" - строчка из песни НД "Полцарства". Обращает на себя внимание подзаголовок "Почти правдивая история группы NEURO DUBEL". Почему - "почти"? Ответ на этот вопрос находим в первом предисловии: "Саша очень ревностно относился к изложению своей биографии: какие-то детали скрывал, что-то приукрашивал, что-то с годами менял". Жанр книги можно определить двояко - как летопись и портрет крупным планом. Книга построена на многочисленных интервью, взятых у участников группы, игравших в ней в разное время, друзей и знакомых. В числе интервьюируемых - Александр Куллинкович (лидер и вокалист), Максим Ивашин (клавишник), Юрий Наумов (гитарист), Максим Паровой (гитарист), Дмитрий Чиж (басист), Андрей Степанюк (барабанщик), Алексей Мовзон (первый администратор и менеджер НД), а также Ядвига Поплавская (композитор, солистка ВИА ВЕРАСЫ и соосновательница дуэта СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ), Анастасия Поплавская (поп-певица, дочь Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича), Александр Помидоров (радиоведущий, основатель и лидер групп ПЬЯНЫЕ ГОСТИ и POMIDOR/OFF), Юрий Будько (журналист и бизнесмен, основатель фирмы "Мэджик"), Анатолий и Оксана Вечер (ведущие музыкальной программы "Аколлада" на Первом канале Белорусского телевидения) и многие другие.

Авторы оговариваются, что история НД заканчивается на прекращении существования "золотого состава" группы - в 2003 году. События, происходившие с коллективом с 2004 года и до смерти Александра Куллинковича, обозначены лишь пунктирно.

Главы книги названы по строчкам из песен НД: "Меня мама била в детстве керосиновою лампой", "Летели гуси-лебеди", "Сердце нежно мне щекочет банка огненной воды", "По полям скакали тройки, деньги падали в копилки", "Бог не дал таланта", "И комнаты пропитаны томными стихами", "Завтра начнется судьба"... С одними я готов согласиться, с другими поспорить, в третьих отметить незаурядное чувство юмора авторов.

Как Кулинкович стал Куллинковичем, как пришел к музыке и журналистике, каких политических убеждений придерживался, откуда появилось название НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, как рождались альбомы, как зарабатывали музыканты, как попали на "ПесняРок" (трибьют ВИА ПЕСНЯРЫ) и стали лауреатами "Рок-коронации-98", почему группа не вписалась в российский шоу-бизнес, почему лидер НД подрался с музыкантами группы ЧАЙФ - в книге можно узнать об этом и еще о многом другом.

Блестяще передана атмосфера, в которой формировались НД: 1992 год - первый год независимости Беларуси, свобода и безнаказанность, полное отсутствие цензуры, возможность смотреть, слушать, играть и делать что хочешь, нехватка денег, изобилие пива, высокие цены на водку, которую заменял спирт, разбавленный водой...

Вообще теме "НЕЙРО ДЮБЕЛЬ и алкоголь" в книге уделяется много места. Процитирую самое начало первого предисловия, написанного Павлом Волотовичем:

"- Дай попробую, что ты там пьёшь.
- Тебе не понравится.
- Ну дай.
- Ну тебе не понравится.
Делаю из чашки большой глоток холодного чая с водкой. Гадость нереальная. Хочется выплюнуть обратно. Куллинкович смеется:
- Я ж говорил, что тебе не понравится"
.

А некоторые фрагменты, посвященные алкогольной теме, невозможно читать без улыбки. Например, этот: "Началось всё с того, что известный спекулянт Александр Михайлович завязал с торговлей шоколадками и начал торговать спиртными напитками. Количество алкоголя дома у Куллинковича было за пределами разумного, и поэтому не секрет, что в то время там "дневал и ночевал" Юра Наумов".

Александр Куллинкович регулярно употреблял алкоголь для расширения сосудов. Но при этом никогда не терял человеческий облик. Иногда спиртные напитки положительно влияли на творческий процесс. Так, основным источником вдохновения во время записи альбома "Битва на Мотоциклах" (1994) был чешский ром "Tuzemak". Но нередко музыканты изгонялись из НД за пьянство.

В книге вносится уточнение, важное для меломанов и коллекционеров: обложки к "Тотальной Дефлорации" не существует - первый и единственный вариант, который был нарисован, Александр Куллинкович забраковал. Альбом выходил на кассетах с фотографией группы, на которой присутствовали Дмитрий Чиж и Андрей Степанюк, в записи не участвовавшие. Другое уточнение касается авторства песен. В выходных данных к альбомам можно прочитать: "Музыка и тексты - Александр Куллинкович". Павел Волотович и Алексей Ковалев подчеркивают, что это было сделано исключительно с технической точки зрения - для соблюдения авторских прав. На самом деле Александр Куллинкович является автором лишь текстов - музыку он никогда не писал, так как не имел музыкального образования. Но очень тонко ее чувствовал и подсказывал музыкальные идеи, которые реализовывались участниками группы. В первой половине 90-х музыку сочиняли Юрий Наумов и Максим Ивашин, во второй половине десятилетия - Ивашин и Максим Паровой.

Безусловное достоинство книги - живая, увлекательная манера изложения. Читатель будто сам становится очевидцем и непосредственным участником описываемых событий. Приятный бонус к изданию - полтора десятка архивных фотографий, как черно-белых, так и цветных. Книгу оформила Наталья Поваляева - автор обложек большинства альбомов НД.

Увы, в книге есть досадная фактологическая неточность и парочка ляпов и неточных формулировок. Авторы чуть-чуть напутали с песней "Здравствуй, Чужая Милая", которая стала визитной карточкой белорусского эстрадного певца Александра Солодухи, а затем вошла в репертуар НД. Вернее, упустили одну важную деталь: дело в том, что стихи украинского поэта Леонида Татаренко "Здравствуй, чужая милая" в разное время клали на музыку два композитора - Анатолий Горчинский и Эдуард Ханок. Песню Анатолия Горчинского среди прочих включил в свой репертуар Аркадий Северный, о чем сказано в книге. Александр Солодуха, а вслед за ним НД исполняли песню с музыкой Эдуарда Ханка. Ну, и "Народное Достояние" - это все-таки не альбом, а сборник хитов НД, the best.

Но если не обращать внимания на мелочи, достоинств у представляемой книги много больше, чем недостатков. Из нее читатель узнает множество интересных и ценных фактов не только из биографии НД, но и из истории белорусской рок-музыки.

Хочется надеяться, что летопись культовой белорусской группы когда-нибудь будет дописана до конца.

Приобрести книгу можно:
* на сайте издательства А. Н. Янушкевича
* на сайте магазина "Imbryk"
* в книжных магазинах Минска: "Академкнига" (пр. Независимости, 72), "Кніжная шафа" (пр. Дзержинского, 9)

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 13 апреля 2021, 20:20
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2021, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003