НАИВ - "Populism"


(p) Союз Мьюзик, 2015

Вполне возможно, что где-то в глубине души Чача все еще чувствует себя Сидом Вишесом. Хотя представить себе 47-летнего Сида я лично не могу в принципе. На деле же лидер НАИВА давным-давно уже превратился во Владимира Кузьмина - разве что петь таким же звонким фальцетом не научился и никаких призов в качестве "лучшего гитариста" от "Песни года" никогда не получит. Сходства интонаций в некоторых песнях просто невозможно не заметить. Более того - случилось сие превращение вовсе не вчера, как думают многие ценители "настоящего" панк-рока, разочарованные альбомом и теперь выплескивающие свою досаду на разных форумах. Я, например, начал улавливать что-то до слез знакомое уже лет пятнадцать назад, когда в эфире зазвучала песня "Когда Я Перестану Пить".

Исчезновение НАИВА с музыкального небосклона в конце прошлого десятилетия воспринималось как попытка предотвратить грехопадение, к которому явно шло дело. Как видите, не помогло. Бывший бунтарь и экстремист больше не поет про жопу, нюхающую цветы, и не обзывает в прямом эфире мудаком высокопоставленное лицо, приговорившее к закрытию канал "НТВ". В его душе царит гармония и мир. И, в принципе, всякий художник имеет полное право эволюционировать в какую угодно сторону - на то и свобода творчества. Но вот вопрос: смог бы при встрече Чача образца 1991-го и даже 2001 года подать руку нынешнему? Ох, боюсь, что они даже встречаться бы не захотели!

А ведь начинается альбом весьма многообещающе. Вначале идет длинное двухминутное интро "Антиутопия" - коллаж из фрагментов телевизионной криминальной хроники и репортажа из горячих точек, показывающий, в каком безумном мире мы живем. Каждую минуту здесь кто-то кого-то режет, расстреливает, взрывает, и сообщения обо всем этом уже даже сделались привычным фоном для будней любого сравнительно благополучного обывателя. Далее следует песня "Другие". Пожалуй, на панк она не очень похожа - скорее на чуточку утяжеленное рокабилли, а надтреснутый Чачин голос и вовсе напоминает раннего Челентано, усердно косившего под Элвиса. Разве что текст при этом произносится такой, что вряд ли под него попляшешь - о том, что в мире всегда найдутся желающие нарушить привычный порядок вещей, по-хакерски залезть в чужой мозг, подчинить других своей - скорей всего, весьма недоброй воле. Не то чтоб очень глубоко и оригинально, но как повод для размышлений о причинах охватывающей человечество приступов немотивированной злобы вполне сойдет. В конце концов, если панк - музыка протеста, то давно бы уже пора начать протестовать против несправедливости мироустройства, а не против всякой ерунды, не стоящей внимания взрослого человека, занимающей в песнях наших поп-панков в последние годы слишком много места.

А дальше идут "20 Лет Одиночества", в которых Чача старался изо всех сил "подкузьмить". И мелодия вполне типичная для ДИНАМИКА образца 1994 года, и поэзия претенциозная, пафосная, с потугами на философичность, сводящаяся, впрочем, к одному нехитрому тезису: "Открой глаза и посмотри - здесь нет ни счастья, ни любви. Есть только свет фальшивых звезд и отражения". Нет, вообще-то Кузьмину слабо было бы настолько четко сформулировать свои мысли, а вот на гитаре он сыграл бы виртуознее крепкого середнячка Валерия Аркадина, да и аранжировку бы подобрал поинтереснее. И уж такой бы сентиментальности нагнал, что все бы рыдали. Слушатель же, знающий Чачу давно и хорошо, еще продолжает слабо надеяться, что здесь есть какой-то хорошо спрятанный подвох, может быть, даже скрытая пародия. Увы, надежда рушится уже на следующем треке "Вверх!". Слишком светло, слишком романтично и по-настоящему танцевально. И без того наши попсовики, желая оторваться от забот грешного мира, почти в каждом своем творении вспоминают о небесах, зовут улететь в какую-нибудь страну сладких грез или просто полюбоваться на звезды. Когда подобное банальное чириканье звучит в устах Стаса Михайлова или Кристины Орбакайте, это еще простительно - в конце концов, от них мы не ждем никаких особенных откровений. Даже БРАВО в припадке романтического жизнелюбия такое может сойти с рук - Хавтан ведь изначально позиционировал себя как пижона, интересующегося лишь девушками да веселыми вечеринками. Но человек, еще пять минут назад внушавший, будто в жизни нет ни капли смысла, а в небе все звезды фальшивые, теперь предлагает нам не относиться к жизни слишком серьезно. И совершенно непонятно, есть ли у него на самом деле хоть какая-нибудь твердая жизненная позиция.

Далее лидер группы вдруг словно бы просыпается и вспоминает о своем панковском прошлом. "И Снова Осень" - это попытка поиронизировать над так называемым "кризисом среднего возраста", причем на грани фола, с провокационными шуточками насчет бога и Ермошки с гармошкой. И именно здесь хочешь - не хочешь, а ощущаешь прилив веселья и оптимизма: не от музыки и не от слов (в общем-то, достаточно банальных), а от своевременного напоминания, что можно в любом возрасте оставаться молодым. А следующий трек - коротенький лирический этюд-интерлюдия на акустической гитаре - вновь не сулит ничего хорошего. И "Тройка" - мощная, напористая, полная частушечного озорства - на поверку оказывается всего лишь хилым закосом под позднего Гарика Сукачева. Для полного счастья не хватает разве что душераздирающего рева духовых инструментов и воплей "Эй, ямщик, поворачивай к черту!" И ощущения, что поющий это человек находится в родной фольклорной стихии, а не выдавливает из себя "русскость" ценой неимоверных мучений.

Затем, набрав в легкие побольше воздуха, Чача вдруг принимается на полном серьезе бороться за мир. Песня "Война" в результате запоминается лишь вступлением - цитатой из речи какого-то агрессивно настроенного украинского политика, но никак не следующим за ним невнятным потоком сознания на тему "война - это плохо, а смерть - это страшно". Приклейте на это место хоть знаменитый кусок речи нашего ненаглядного насчет "мочить в сортире", хоть афоризм Мао Цзе Дуна насчет того, что "каждое поколение должно иметь свою войну", поменяйте местами куплеты - восприятие произведения не изменится ничуть. Кажется, со времен "Батяни-Комбата" ЛЮБЭ мы не слышали более бессовестного заигрывания с политической конъюнктурой, с темами, о которых надо или по-честному, или никак. Еще трек - кавер на "Ранетое Сердце" ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО вообще похож на хороший анекдот в сбивчивой интерпретации рассказчика, не обладающего чувством юмора. То есть никакой смеси мулявинщины и кобейновщины. Вообще ничего особенного, ни комизма, ни трагизма - чисто механическое переигрывание чужого и явно чуждого исполнителям материала. И уж когда дело доходит до тихой лирики "Прощай", стилизованной под классический французский шансон - почти кальки с хита Далиды "Paroles, Paroles", возмущаться, - огорчаться или удивляться чему-либо нет сил. И так очевидно, что Чача, старающийся придать своему голосу как можно больше нежности, - совсем не Ален Делон, да и едва слышно попискивающей на его фоне Жене Любич очень далеко до парижской поп-дивы.

И только идущее бонус-треком и стилизованное под похмельный экспромт "Утро" многое объясняет. Здесь Чача очень похож на себя прежнего - настроением. Роль простого парня, никак не выделяющегося из толпы маргиналов, ему по-прежнему идет и неплохо удается. Хотя песенку-то мог, в принципе, сочинить кто угодно - хоть Галанин, хоть Шахрин, хоть все тот же Сукачев. Невольно на ум приходят строчки из главных конкурентов НАИВА - ТАРАКАНОВ: "Что с тобой сделал русский рок, парень? Такой молодой - и уже Сергей Галанин! Что с тобой сделал русский рок, друг? Такой молодой - и уже Шевчук!.." Знавал я музыкантов, которые, завязав с алкоголем, получили второе дыхание и открыли в своем творчестве новые горизонты. Не знаю точно, как у Чачи с этим делом обстоит сейчас, но выступать на трезвую голову ему явно противопоказано. Кураж не тот и своего единственного и неповторимого лица, которое ни с чем не спутаешь, в упор не видно!

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 21 ноября 2016, 11:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииНАИВ - "Наив Форева"Старый Пионэр05.05.2002
РецензииНАИВ - "Rock'n'Roll Mертв?"Старый Пионэр17.12.2003
РецензииНАИВ - "Обратная Сторона Любви"Максилла Кузнецов20.09.2006

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.004