КИРПИЧИ - "Потому Что Мы Банда"


(р) Polygon Records, 2015

Как и двадцать лет назад, КИРПИЧИ тяжелы во всех смыслах этого слова. Гремучая смесь рэпа и хардкора, брутальность и драйв - то, чего у них уже не отнимешь. (Хотя чего только не было за прошедшие годы! И попыток всецело переключиться на рэп в чистом виде, и какой-то неряшливый и нелепый стеб-рок в песнях типа "Мы Не Виноваты"). Основной стиль не изменился, а азарта и желания бодаться с миром потребителей и обывателей только прибавилось. Иной стала, пожалуй, только мотивация, с которой музыканты продолжают изображать борцов за правое дело. Все-таки в 90-х, выходя на сцену пригревшего и раскрутившего их клуба "TaMtAm", они протестовали против окружающего их скотства. Сейчас же модно ностальгировать по первому постперестроечному десятилетию - особенно у тех, чья молодость пришлась именно на то время. И экстрим бандитского Петербурга вдруг начинает восприниматься как милая декорация к приключенческому фильму, мало связанному с атмосферой и подлинными деталями конкретной эпохи.

Впрочем, ностальгия всегда связана с мифом, а не с тем, что происходило на самом деле. Как сказал когда-то один мой знакомый - кстати, как раз из питерских: "Мы все ностальгируем по школьным годам, а посади нас за парту и заставь решать уравнения с дробями - от тоски завоем!" Не дай нам бог жить в Одессе 20-х годов прошлого века - а почитать про Беню Крика одно удовольствие! Родиться негром в нью-йоркских трущобах где-нибудь в 40-х тоже не хотелось бы, а блюзы печальные про тяжкую долюшку почему бы и не послушать? Вот и представляемая КИРПИЧАМИ "банда" похожа на настоящую только чисто внешне. А в общем, это - такая веселая игра в войнушку для взрослых, вернее - в современных благородных разбойников, которым знакома и красивая жизнь, и риск, и любовные переживания, и даже что-то вроде мук совести.

Альбом представляется удачным уже потому, что сделавшие его люди заняты тем, что у них получается лучше всего, и более ничем. Васина гитара, нагнетающая густую мрачную атмосферу, лихорадочные, истеричные ударные Вадима Латышева, рэповый речитатив, способный передать и русскую удаль, и угрозу, и другие яркие (но не слишком сложные) чувства, придают даже весьма средним по качеству вещам определенную выразительность. Первая композиция "Слон (Здесь Все Мое)" - типичный для группы рекламный аудиоролик, в котором музыканты рекламируют собственную крутизну и сами же ею любуются. Здесь впервые звучит голос того коллективного "мы", которое будет беседовать с нами "за жизнь" и в остальных треках. Агрессивный, примитивный криминал, вышедший из подполья и почувствовавший себя хозяином большого города. Симпатичны ли подобные герои мне как слушателю? Несомненно, нет - кто имел дело с настоящими гопниками, вряд ли полюбит их романтизированный образ из песен. Но если подумать хорошенько, чем это "мы" отличается от того, от имени которого вещает, допустим, Кинчев? Неужто только тем, что кинчевские идейнее и духовнее всех? Так ведь и у васиных героев своя, простая как мычание идея есть. Идея богатства, красивой жизни, торжества здорового мужского начала над всем остальным, наконец, достигнутых любой ценой.

Причем если о достижении своих идеалов наши олдскульные рок-романтики могут только мечтать, то у КИРПИЧЕЙ все куда проще и реалистичнее. Во второй композиции "Гуляет Банда" рисуется типичная сценка из жизни братвы, провернувшей какое-то дельце и теперь празднующей победу в кабаке. Сюжет предельно прост: выпили, закусили и набросились на девок. Обычно нечто подобное мы слышали в песнях легенд русского шансона, и именно такие произведения всегда лучше всего способствовали тому, что блатная жизнь делалась привлекательной для подростков с городских окраин. Ведь будни шансонных героев состоят либо из ресторанных загулов на широкую ногу, либо из сочинений писем старушке-матери из "колючего далека". КИРПИЧИ показывают нам все те же мотивы, но пересказанные на новый лад.

Это воспринимается как художественное открытие, потому что пока еще не успело надоесть. И еще потому, что в текстах группы все-таки нет никаких старушек и никаких слез и соплей, никакого намека на возможную расплату за поступки. Сентиментальность вообще незнакома лирическому герою песен. И "Гангстера Любовь" - это вам не есенинская "Любовь Хулигана"! Никакого восхищения красотами ли природы, женскими ли прелестями. Если вообще тут какая-то любовь и есть - так это к насилию, к своей криминальной профессии, в конечном счете - к самому себе со всеми понтами: "Телки, бабки, тачки, пушки!"

Очень убедительно, натуралистично показан в песне "Добро Пожаловать В Клан" обряд приема новичков в мафиозную группировку. Правда, вряд ли он срисован с натуры - скорее это похоже на музыкальную иллюстрацию к какой-нибудь книжке про итальянских мафиков, но то, что блатному миру присуща определенная театральность, факт общеизвестный. И когда в еще одной композиции примерно на ту же тему рефреном звучит гордое "виват!", в этом есть и своеобразное саморазоблачение, и горькая ирония. Ибо люмпен, определяющий судьбу Северной столицы и даже пытающийся рассказывать об этом с интеллигентским красноречием - наверно, гораздо более страшен, чем просто люмпен.

И все-таки Питер в конечном счете их переварил и выплюнул! Сперва они уничтожили друг друга, приговаривая: "Меня не беспокоят трупы каннибалов!". И по-своему они правы - ибо в мире, где все согласны, что человек человеку волк, жалости и сочувствия никто не заслуживает. Ну, а в самой странной и спокойной песне альбома "Ночная Стрельба" происходит вообще удивительная вещь. Некий крутой пахан, утомленный гулянкой в клубе, вылезает на крышу, чтобы пострелять в ночное небо. И... застывает в ужасе со стволом в руках при виде бесконечного простора. Пусть ненадолго, всего лишь на мгновение, но в нем появляются сомнения в себе. Вот ты, добившийся власти и богатства, великий гуру и король уличной шпаны, а вот - стихия, перед которой ты - никто: "Мира не существует, тебя обманули! И тогда ты понимаешь, что ты - это пуля! Эта пуля - ты, и в пути своем славном ты движешься вперед в спокойствии плавном..." Вряд ли настоящие бандиты, пусть даже питерские, умеют так медитировать и ощущать себя то кусочком свинца, то вообще каким-то вектором, направленным вглубь далекого космоса. Вряд ли они, пережив момент истины, перестанут быть бандитами - тем более что все это могло им только присниться. Но зато Вася Васин наконец-то снимает маску и проговаривается о своем истинном отношении и к своим героям, и к породившим их историческим обстоятельствам.

Альбом начинался как ода 90-м, а завершился приговором - жестким и далеким от политики. Точно так же БГ в годы перестройки иронизировал над породившей его советской империей, предлагая увязшим в бытовой рутине обывателям посмотреть на небо и вспомнить о вечном. Два очень непохожих друг на друга художника, озабоченных одними и теми же философскими проблемами, оказывается, поют об одном и том же, причем одинаково талантливо.

В общем, никто не ждал широкомасштабных эпических полотен от КИРПИЧЕЙ. А они его взяли и создали - в своем классическом традиционном стиле, цельное, яркое и многомерное. Как будто кирпич нам на ногу уронили. И то слово, которое должно вырваться из уст слушателя при первом же ощущении внезапной, обжигающей боли, могло бы запросто заменить все, что было написано мной выше. То ли в порядке возмущения, то ли в порядке восторга, но иначе реагировать на напоминание, чего стоит наша земная суета, невозможно.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 14 марта 2016, 11:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВместо нескольких рецензий... (ПИКНИК, ЭЛИЗИУМ, ПСИХЕЯ, КИРПИЧИ, ПИЛОТ и др.)Старый Пионэр29.04.2003
РецензииКИРПИЧИ - "Let's Rock"Старый Пионэр21.04.2004
СтатьиСП в СП (вступление)Старый Пионэр21.04.2004
СтатьиПохабный ноктюрн (КИРПИЧИ в Сарове, 30.09.2006)Старый Пионэр03.10.2006
СтатьиДавно бы так! (Вася Васин на afterparty фестиваля "Кубана", клуб "Ikra", Москва, 2.09.2009)Алексей Анциферов07.09.2009

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 6 / 0.013