Вася Васин & BLUES DOCTORS - "В Ритмах Синевы"


(p) Soyuz Music, 2015

Ровно двадцать лет назад в одной радиопередаче, вспоминая добрым словом Майка Науменко, Александр Ф. Скляр заявил, что знает, кто является продолжателем заложенных ЗООПАРКОМ традиций. Есть, мол, в Питере такая хорошая группа - КИРПИЧИ, и она делает примерно то же самое, только на другом техническом уровне. Еще некоторое время спустя Артемий Троицкий, представляя в авторской телепрограмме "Кафе Обломов" клип КИРПИЧЕЙ "Байка", что-то сморозил насчет "лучших ленинградских традиций". Мне, тогда еще считавшему, вслед за Пауком, что весь отечественный рэп - точно кал, было это слышать весьма странно. Ну не мог я представить, чтобы Майк даже в очень сильном подпитии стал бы слушать что-нибудь типа BEASTIE BOYS.

А мэтры-то правы оказались, разглядев что-то такое, чего я в упор не заметил! Закорешившись с екатеринбургской группой BLUES DOCTORS, Вася Васин показал, что вполне мог бы стать солистом ЗООПАРКА. Правда, при двух условиях: не в 1979 году и не при живом Майке. Ибо к первоисточнику он близок примерно так же, как некий Бекхан - к Цою. Впрочем, смотря что считать первоисточником. "Я люблю буги-вуги, я люблю буги-вуги, я танцую буги-вуги каждый день!", - звучат бессмертные строчки своеобразного то ли пролога, то ли эпиграфа к альбому. И мы ведь знаем, что эта вещь, ассоциирующаяся у большинства скорее с голосом Максима Леонидова, была Майком содрана у T.REX ("I Love To Boogie"). И они разъясняют сразу все! Да, Вася - не Науменко хотя бы потому, что злее, циничнее, приземленнее и почти лишен по-настоящему трагического восприятия жизни. Он не удосуживается заглянуть в себя, побывать наедине с собственной совестью, и поэтому в принципе не может сочинить ничего, хотя бы отдаленно напоминающего "Выстрелы", "Старые Раны" или "Оду Ванной Комнате". Но как автор, шедший параллельным курсом и наследующий многие приемы и идеи Марка Болана напрямую, он по-своему интересен.

Критики успели подметить примитивность и сухость аранжировок, которые якобы стоило бы приукрасить чем-нибудь эдаким, но разве T.REX точно так же не примитивны и не прямолинейны в выражении своих эмоций? Пожалуй, единственное, что Васин действительно делает вопреки своим предшественникам - это добавляет в мировоззрение лирического героя некоторую долю мужского шовинизма. "Женщина Молчи, Когда Я Говорю!", - лозунг, который вряд ли осмелился бы уже в 70-х произнести кто-нибудь из западных рок-звезд, да и ленинградскому интеллигенту 80-х такое бы ни за что не пришло в голову. Однако иногда лучшее продолжение традиции - это учет чужого горького опыта. Демократичный Майк, лишь пытавшийся казаться циником и тщательно подбиравший выражения даже при обличении жлобства гопников, такие злые монологи как "Ты Дрянь" произносил лишь в минуту отчаяния - да и то упоминания о "пятьсот пятом аборте" старался заменять на что-нибудь менее обидное для воображаемой собеседницы. Тут же мы слышим голос человека, любящего все держать под контролем. Ему просто так рога не наставишь! Скажет - как по морде врежет: "Живу спокойно, словно дуб. Бываю крут, бываю груб. Что ты несешь тут мне - царю? Женщина, молчи, когда я говорю!"

Кстати, ведь таков его стиль общения не только с противоположным полом, но и вообще со всем окружающим миром! Помните, как поздний Майк в "Выстрелах" ощущал себя мишенью, находящейся под постоянным обстрелом даже со стороны друзей и любимых женщин? Так Вася уже и тут предусмотрел все заранее - и мы все давно уже находимся у него на мушке: "Ее зовут Beretta, Beretta 92. Когда она в моей руке, то не нужны слова!" И попробуй тут что-нибудь возразить, а тем более заметить, что прикрикивать на дам "Че уставилась, коза!" как-то уж слишком неполиткорректно, совсем не по-джентльменски!.. До сих пор оружие как символ воинствующего мужского начала, как атрибут власти над миром воспевали разве что самые отмороженные революционеры типа Летова ("Винтовка - Это Праздник!") да многочисленные исполнители русского шансона, уже успевшие перебрать в своих сочинениях все марки пистолетов и газовых баллончиков. Вася же сделал себе имя в бандитских 90-х на произведениях, хоть и тяготеющих к рэпу, но мало чем отличавшихся по содержанию от шансона. И теперь научить бандитской романтике он сумеет не только блюзменов, но и балерин Большого театра, если на то будет необходимость.

А еще, по его мнению, звезде рок-н-ролла нужна только водка, а не ром и пепси-кола. И любопытные случаи он обычно наблюдает не в элитных салонах, а в спортзале. А в "Отель Под Названием Брак" такого маргинала и на порог бы не пустили, так, что он и не особенно туда рвется. В общем, Вася - не Майк. Ценность его сольного творчества совсем в другом - в расширении границ свободы. Двадцать лет работы с оглядкой на радиоформат сделали свое дело - даже самые лучшие из отечественных поющих поэтов боятся лишнее неосторожное слово произнести. Уж если самого БГ в песне "Бурлак" радиоцензоры на месте упоминания о кокаине заставляют смачно икнуть, то что говорить о молодых и более робких! Русский рок по степени откровенности давно отстал от хип-хопа, смело называющего все своими именами, а рядом с лучшими западными образцами вообще выглядит по-детски. Тут-то и появился человек, хорошо знакомый с хип-хоповой эстетикой, разбирающийся в музыке зарубежной и в то же время ощущающий свою причастность и к классическому русскому року. И решил соединить все эти влияния вместе так, чтобы современность и традиционализм гармонично взаимодействовали друг с другом.

Идея сама по себе отличная, однако реализовать ее удалось на сотую долю как минимум. Уж больно мало силенок у Васина как у сочинителя. Он однообразен и поверхностен, за его описаниями маргинального быта нет никакой глубокой мысли. Что вижу - о том и пою, честно и натуралистично, но не более того. В отличие, кстати сказать, от аккомпанирующих ему BLUES DOCTORS. Вот кто не просто находится "в материале", но и заполняет все содержательные пустоты по мере сил. На фоне их профессиональной и напористой игры солист и идеолог проекта смотрится самоуверенно, но беспомощно. Интересно, можно ли где-нибудь послушать ребят без Васи?

Все равно ведь, как бы меня ни пытались убедить данным альбомом, что блюз - это когда плохому человеку хорошо, верится в это с трудом. И злодей перед нами опереточный, и пистолет в его руках пластмассовый, детский, а люди, стоящие у него за спиной - взрослые и хорошие, и инструменты у них настоящие. Значит, и делать настоящую музыку они умеют тоже. Только, увы, не здесь и не сейчас...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 24 февраля 2016, 17:43
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВася Васин - "Демонстрация Достижений"Алексей Анциферов16.11.2009
СтатьиДавно бы так! (Вася Васин на afterparty фестиваля "Кубана", клуб "Ikra", Москва, 2.09.2009)Алексей Анциферов07.09.2009
СтатьиВася Васин и группа SKAFANDR: Ленинградская историяАлексей Анциферов10.06.2010

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2017, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 7 / 0.008