АРИЯ - "Через Все Времена"


(р) M2БА, 2014

Больше всего в альбоме запоминаются гитарные соло - яркие, виртуозные, длинные настолько, чтобы слушатель успел забыть, о чем песни. Постарался на этот раз Владимир Холстинин как никогда, все свое мастерство показал - но вряд ли это был припадок творческого вдохновения. Скорее товарища своего прикрывал, не жалея себя. Все-таки новый вокалист группы Михаил Житняков, с которым АРИЯ записывает уже второй диск подряд, - обладатель самого невыразительного голоса за всю тридцатилетнюю историю группы. Он настолько холоден и бледен, что любое, даже самое экспрессивно окрашенное слово в его устах становится мертвым. Приходится как-то отвлекать внимание слушателей - подобно тому, как на "Дискотеках 80-х" забытые звезды пенсионного возраста прячут свои старческие немощи за спины по-спортивному подтянутых танцоров из кордебалета. Братская взаимопомощь - замечательная вещь, особенно в коллективе, исполняющем столь технически сложную музыку. Однако стоит прослушать инструментальные версии композиций, приложенные к специальному, расширенному изданию альбома - и становится ясно, что без слов они ровным счетом ничего не теряют, а может быть, даже делаются более содержательными, раскрывая новые просторы для нашей фантазии. Кстати, чем дольше слушаешь АРИЮ, тем больше удивляешься: почему ее вокалистом не сделался Виталий Дубинин? Ведь у него здорово получалось петь и в ВОЛШЕБНЫХ СУМЕРКАХ, и в АЛЬФЕ - гораздо лучше, чем у Сарычева! Неужели бас-гитара так сильно отвлекает от этого занятия?..

Но примечательно не столько как поет Житняков, сколько - о чем. Здесь мы видим, что Маргарита Пушкина и Александр Елин вступили в стадию такого глубокого творческого кризиса, что даже не стесняются откровенных самоповторов. Открывающая альбом заглавная песня если что-то и могла сообщить слушателю, так лишь то, что Маргарита Анатольевна тоже читала Блока. Причем в этом нет ничего удивительного - ведь стихотворение про скифов печаталось в школьных хрестоматиях по литературе для десятого класса. А ведь был у Пушкиной прекрасный опыт обращения к древнерусской истории. Записанная четверть века назад "Баллада О Древнерусском Воине" представляла собой настоящую былину в стиле хэви, где и люди, сочинявшие музыку, и поэт проявили свои лучшие качества и показали, что такое небанальный подход к теме. Теперь все наоборот - ничего, кроме движения по накатанной чужой колее с модными патриотическими лозунгами. То же самое касается и "Атаки Мертвецов". Все, что можно было сказать о Первой мировой войне, группа уже давно сказала в действительно очень сильной композиции "Прощай, Норфолк!" в середине 90-х. Однако тогда время подобных сюжетов еще не пришло. Сейчас же, в связи со столетним юбилеем, нам напоминают о трагических и героических страницах истории "германской империалистической" почти что в стиле ежедневных сводок Совинформюро, и сколько раз мне уже успели рассказать разные телеканалы об обороне крепости Осовец со всеми кровавыми подробностями, я уже сбился со счета. АРИЯ добавила свой голос в общий хор - и это ей совершенно не делает чести. Что мог бы себе позволить какой-нибудь искусственно распиаренный ПИЛИГРИМ, совершенно не к лицу настоящим классикам!

Не стали новостью и "Ангелы Неба" - вещь про военных летчиков. Была же когда-то на пластинке "Герой Асфальта" песня "1100", в которой одно только гитарное вступление, словно бы постепенно набирающее высоту и нагнетающее ощущение драматизма, уже само по себе казалось шедевром. Новая батальная сцена оказалась записанной "без божества, без вдохновенья" - схематично и скучно. Говорят, будто она во многом вдохновлена судьбой Якова Антонова, в 1942 году пропавшего без вести в немецком плену, однако из текста ничего подобного не следует. Если на что-то это и похоже - то на осовремененную и упрощенную версию "Яка-Истребителя" Высоцкого.

Кое-чем группа все-таки удивляет. Например, внезапно пробудившимся интересом к политике, от которой, судя по старым интервью, музыканты старались держаться как можно дальше. В последний раз попытка спеть нечто на злобу дня предпринималась в 1989 году ("Что Вы Сделали С Вашей Мечтой?"), да и то не очень-то удачная. И вот вам - целый плакат в стиле "Окон РОСТА" под названием "Не Сходи С Ума", призывающий не прислушиваться к пропаганде, не сливаться с толпой и вообще думать своей головой. Не знаю уж, как это понравится товарищу Хирургу, долгое время дружившему с "металлистами" и охранявшему вместе со своими "Ночными Волками" рок-фестивали, а в наши дни превратившемуся в придворного шоумена. Возможно, он и не узнает об измене, поскольку теперь слушает только Валерию и Кобзона. Про байкеров, кстати, в альбоме нет ни слова, что тоже удивительно после "Героя Асфальта", "Беспечного Ангела" и других хитов "кипеловской" эры, хотя эту тему можно эксплуатировать до бесконечности. Зато имеется кое-что о поколении, воспитанном той же самой АРИЕЙ: "Марш ревущих колонн на стыке времен! Марш ревущих колонн к сердцам на излом!..". Под "Время Затмений" действительно неплохо маршируется. И вся история человечества, представленная в виде одного бесконечного военного парада, выглядит правдоподобно. Вот только одна строчка смущает и заставляет задуматься, с кем же все-таки наши мастера культуры: "Крик о свободе бесам угоден!". А о чем кричать-то тогда? "Какое счастье быть рабами!", что ли? Да и что такое рок, если не один большой, многоголосый и отчаянный крик о свободе?

Кажется, наступивший век вот-вот приготовит человечеству сюрприз еще более страшный, чем век минувший. Две мировые войны так напугали весь цивилизованный мир, что он неизлечимо заболел инфантильным желанием быть "вечно молодым, вечно пьяным". Наши современники вот-вот придумают для себя такой тоталитарный строй, который не снился никакому Оруэллу, научатся получать от него удовольствие, а слово "свобода" начнут считать неприличнейшим из ругательств. Что ж, пусть маршируют себе туда, куда им хочется, - возможно, иного они и не заслуживают. Порою мне даже начинает казаться, что все перестройщики и революционеры, все борцы за освобождение чего бы то ни было мало чем отличаются от экологов-экстремистов, нападающих на зверофермы и выпускающих песцов и норок из клеток на волю. Зверьки, не привыкшие к самостоятельным поступкам, быстро погибают, а их доброжелателям и невдомек, что тем, кто годится только на шапку, хоть Кропоткина с Бакуниным вслух читай - все равно останутся при своем мнении. Печальнее всего, когда не рядовой обыватель, а талантливый художник вдруг решает, что ему комфортнее жить в клетке на звероферме....

Впрочем, есть еще надежда, что этих людей не покинули остатки разума и совести. Они, например, не утратили чувства прекрасного и смогли вставить в альбом одну неплохую лирическую балладу - "Точка Невозврата". Печальную - но не такую слезливую, как "Без Тебя" или "Возьми Мое Сердце", не очень сложную - но вполне годящуюся для того, чтобы помимо основной, предназначенной для радио версии, сделать еще и шикарную оркестровую. Это, конечно, не главный хит диска - успех "Штиля" вряд ли удастся повторить. И все же лучше вот так глубокомысленно рассуждать о "жизни вообще" и "человеке вообще", чем рядиться под народных трибунов, заранее зная, что подобная роль тебе не по силам.

А вообще они могут делать что угодно - все равно отечественный металл у всех будет ассоциироваться только с брендом фабрики, вот уже тридцать лет штампующей качественную, одинаковую, но конкурентоспособную продукцию. Все споры о том, какой солист лучше, к чему приведут те или иные изменения в составе, каким получится следующий диск или целая концертная программа - все равно что рассуждения светских хроникеров, кто станет новой любовницей некоего олигарха. Да с кем бы он ни был, он все равно не перестанет зарабатывать свои миллионы - хотя бы потому, что больше ничем другим в жизни не занимался и переквалифицироваться в управдомы поздно. Хорош новый альбом или плох - АРИЯ все равно будет с нами всегда, или, как минимум, еще лет тридцать. Так, что наберитесь терпения и смиритесь с судьбой. Все точки невозврата и ими и нами все равно уже пройдены...

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 02 апреля 2015, 23:50
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАРИЯ - "Феникс"Валерия Соколовская07.10.2011
СтатьиФениксы прилетели (АРИЯ в ЦКИ НАУ, Киев, 04.11.2011)Валерия Соколовская09.11.2011
АрхивАРИЯ, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр15.12.2004
АрхивАРИЯ, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр08.02.2008
ФорумКоцерт групы "Ария" во Львовеfree life17.09.2004

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.014