БРАТИ ГАДЮКІНИ - "Made In Ukraine"


(c) & (p) БРАТИ ГАДЮКІНИ, 2014
16 tks/T.t. 66:48


БРАТАМ ГАДЮКІНИМ немногим более четверти века. За это время группа выпустила 5 студийных альбомов и дала бог знает сколько концертов. Эпизодически - иногда подолгу - не подавала никаких признаков жизни, но никогда не прекращала своего существования. Тяжелым ударом для ГАДЮКІНИХ стала смерть Сергея "Кузи" Кузьминского в 2009 году. Но и с этим группа справилась: ГАДЮКІНИ продолжают дело своего основателя и лидера.

Автор оформления альбома Алексей Сай поместил на обложку основной состав группы в виде фигурок, вырезанных из дерева. В него входят: Павел Крахмалёв - ионика, вокал; Геннадий Вербяной - гитара, вокал; Игорь "Колбаса" Мельничук - музыка, тексты, бас-гитара, вокал; Михаил Лундин - барабаны, вокал. Таким образом, все музыканты поющие. Впрочем, и остальных участников записи никак нельзя назвать второстепенными. Такой духовой секции позавидовали бы многие и многие группы: саксофонист Олег Кадук (экс-DIAMOND DOGS BAND, ныне также Оркестр МВД Украины); трубач Антон Бурыко и тромбонист Владимир Пушкарь (оба - экс-MAD HEADS XL); к ним примыкает мультиинструменталист Евдоким Решетько (экс-R.J. ORCHESTRA, ныне - YOGHURT); сыгравший на дудке и гобое, а также на гитаре и перкуссии. На подпевках - женское трио: Елена Романовская (экс-999), Лилия Кувалдина и Неля Цапенко. И еще - гитарист Андрей Скачко и губной гармошечник Андрей Войтюк (экс-DRUGLINE, ныне - КАМЫШОВЫЙ КОТ, LESIK BAND, СОЛНЦЕКЛЁШ, МТ-3). Как видим, перечисленные музыканты играли самую разную музыку в различных коллективах.

Во многом музыкальная составляющая напоминает прежних ГАДЮКІНИХ времен альбомов "Всьо Чотко", "Ми - Хлопці З Бандерштату" и "Було Не Любити". Стилистика нынче представляет собой довольно крепкий и в то же время приятный на вкус коктейль из ритм-энд-блюза, фанка, пост-панка, львовского шансона (есть и такой) и госпела; фолковость то там, то здесь присутствует в виде вкраплений гуцульских мелодий...

Вербальный компонент хотелось бы выделить особо. По сравнению с 90-ми он претерпел заметную эволюцию: судя по альбому, ГАДЮКІНИ стали взрослее, солиднее и рассудительнее. В текстах Игоря Мельничука органично сочетаются внимание к быту и склонность к философским обобщениям. Автор во всех деталях воспроизводит гуцульский говор, который можно услышать в деревнях Львовской и Ивано-Франковской областей, с обилием диалектизмов, русизмов и полонизмов, широко использует просторечные выражения.

В альбоме нет никаких посвящений. Тем не менее, лично я склонен его воспринимать как дань уважения Кузе. Почему так? Наверно, есть вещи, которые не объяснить словами. Их можно ощутить разве что на подсознательном уровне.

Альбом проникнут чувством ностальгии. Особенно остро она ощутима на первых трех вещах. "Злидні" ("Злыдни") - философский взгляд лирического героя с высоты прожитых лет на детство и юность, пришедшиеся, очевидно, на советские времена. Бедность - это то, что объединяло всех, кто родился и рос как на западе, так и на востоке Украины. В трех куплетах песни тонкими штрихами воссоздается картина однообразной, предсказуемой жизни. Но даже посреди этого однообразия случались поводы для радости ("Танцюй у хаті гопака, краков'як, ча-ча-ча"). В коде автор впадает в назидательность и пытается донести до слушателя две простейшие истины: не в деньгах счастье, а бедность - не порок. Богатство же может лишать покоя и даже создавать проблемы. Эта же мысль положена в основу следующей песни - "Грай" ("Играй"). Мудрый дед, похожий одновременно на некрасовского Дедушку Мазая и на Последнего джедая Джакса Павана, учит внука играть на дрымбе* диско радости. Во вступлении один из ГАДЮКІНИХ (кто именно - в выходных данных не указано) сыграл на этой самой дрымбе. Мельничук немножечко побаловался со смыслами, ибо в итоге получилась самая настоящая ода: припев второго куплета полифонически сочетается с темой "Оды к радости" из Девятой симфонии Бетховена в исполнении духовой секции.

"Волосся На Долоні" ("Волосы На Ладони") - грустные воспоминания лирического героя о первой любви, вернее, о первых любовях. Это и есть тот самый "львовский шансон"; проигрыш на ионике в припеве заставляет вспомнить любительские ВИА, которые можно было услышать в 70-х в ресторанах, на свадьбах и танцевальных вечерах... И в других композициях ностальгия проявляется на уровне цитат. Вспоминаются музыкальные образцы, на которых лирический герой (и сам автор) рос и воспитывался, в диапазоне от "Горіла Сосна" и "Дивлюсь Я На Небо" до "Smoke On The Water" и "Stairway To Heaven".

У человека, искушенного в украинской музыке, заглавие "Made In Ukraine" поначалу может вызывать ассоциации с одноименным альбомом группы MAD HEADS. Но БРАТИ ГАДЮКІНИ имели в виду совсем иное. При всей, казалось бы, непритязательности представленной работы, в ней затрагиваются больные точки повседневного бытия украинцев (да и русских, белорусов и всех, кто "made in USSR"). Объектом пристального внимания Мельничука-поэта становятся человеческие пороки во всех проявлениях. Автор не впадает в депрессию, наоборот, проявляет незаурядное чувство юмора; при этом избегает давать какие-либо оценки, оставляя эту прерогативу за слушателем, а иногда не скупится на добрый совет. Название "Пилип З Конопель" говорит само за себя и не нуждается в переводе. Песенка выдержана в лучших традициях roots reggae. А мораль ее сосредоточена в двух строчках: "Хочеш іти Пилипа слідами, кеди міняй лівий на правий" ("Хочешь идти Филиппа следами, кеды меняй левый на правый"). Еще один реггейный номер - "Жаба" - обращен к знаменитой считалке: "Эне, бене, раба, квинтер, винтер, жаба". Многие из нас любят животных и птичек. Но жабу всем нам лучше душить в себе в зародыше...

Обращает на себя внимание интересная находка в песни "Молишся, Сину" ("Молишься, Сын"): в мелодии и тексте коломыйка воспроизводится метрически и накладывается на фанковую ритмическую основу. Герой песни повергает родителей в шок, поклоняясь девайсам и больше ничего вокруг не замечая... Кризис семьи стал темой еще одного львовского шансона - "Рік Шлюбу" ("Год Брака"): любовь имеет свое начало и, увы, свой конец... "Без Тіні" ("Без Тени") - посвящение падшим женщинам, растерявшим остатки стыда и совести. Две композиции - околореггейная "Мільйон Кубометрів" ("Миллион Кубометров") и фанковая "Secondhand Man" - образуют дилогию. Вся наша жизнь - сплошной секонд-хенд. Так можно общо обозначить их содержание. Песня "Вниз По Черемошу" исполнена глубокого сочувствия к людям, которые волей бога или обстоятельств остаются один на один со своими проблемами, и помощи им ждать неоткуда...

Еще в начале 90-х БРАТИ ГАДЮКІНИ дважды - в сентябре 1992-го и в мае 1993-го - проводили большой международный фестиваль "Рок против алкоголизма и наркомании" со слоганом "Не пропьем Украину!". С тех пор проблема пьянства не потеряла для них своей актуальности. В песенке "Чорна Горівка" (диалектизм "горівка" означает то же, что "горілка" - слово, понятное любому иностранцу) передано то состояние, когда "пити чи не пити - все одно" ("Пить или не пить - все равно").

ГАДЮКІНИ опровергают распространенный миф о том, что, как некогда спел популярный артист, "конечно, там рай, конечно, здесь ад". Чичка Маричка из одноименного рок-н-ролла работает на панели в Лондоне и шлет переводы родным в Украину... А герою песни-боевичка "День Народження" ("День Рождения") не повезло: простенький сюжетец - она красавица, он - хулиган. У нее золотая медаль, у него - УДО. Молодые люди встречаются, влюбляются, женятся... А когда страну сотрясает безработица, по приглашению одноклассника уезжают в одну из благополучных стран. Поначалу все идет хорошо. Ему сопутствует успех, он продвигается по службе... Случайный эпизод вносит в его жизнь кардинальные изменения. На него нападают и провоцируют драку, из которой он, благодаря разряду по боксу, выходит победителем. В процессе судебного расследования выясняется, что нападавшие африканского происхождения, половина из них - представители секс-меньшинства. Его показательно судят. Он не имеет денег на адвоката... и на свой день рождения получает подарок в виде пяти лет лишения свободы... Вот вам жертва европейской толерантности по отношению к афроамериканцам и гомосексуалам. Песня строится на контрасте между запевом и припевом. В запеве Игорь Мельничук беспристрастно рассказывает о происходящем. Припев же исполняется хором. В нем излагается основная мысль песни: "Кожен топче стежку свою, автостраду. Вірує в людей Іїсус з шоколаду" ("Каждый торит дорожку свою, автостраду. Верует в людей Иисус из шоколада").

Заглавная песня "Made In Ukraine" - печальный, я бы даже сказал, пронзительный итог всего альбома. Не случайно она помещена в самый конец. Автор с нескрываемой болью констатирует, что многие украинцы потеряли Украину внутри себя, а это самое страшное. И, наверное, сорока лет не хватит, чтобы вернуться домой... Большое спасибо за красивую аранжировку. Мне кажется, если изъять вокал, мог бы получиться великолепный инструментал.

Признаюсь честно: мне трудно выделить в альбоме лучшие песни. Поэтому я предпочитаю слушать его целиком - от начала до конца. Хотя воспринимать "Made In Ukraine" сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние мысли, гораздо сложнее, чем любой предыдущий альбом.

*Дрымба - самозвучащий украинский народный инструмент, похожий на маленькую подковку с упругим язычком в центре. Звучанием напоминает варган или хомус.

Слушать и скачать альбом (при желании заплатить)
Заказать диск

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 03 ноября 2014, 05:40
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиУкраїнський рок-н-рол - то є файно! (БРАТИ ГАДЮКІНИ в ДС "Украина", Львов, 7.11.2014)Геннадий Шостак03.12.2014
АрхивБРАТЬЯ ГАДЮКИНЫ (разные издания)Екатерина Борисова23.09.2014

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 6 / 0.03