Валерий Гаина - "Fingertips"


(р) Metalism Records, 2011

Этот музыкант удивляет уже тем, что будущее и настоящее для него до сих пор интереснее, чем прошлое. Далеко не всем рок-легендам 80-х удалось сохранить в себе столько молодого задора и не превратиться в памятник самому себе. Имея за плечами такую длинную биографию и дискографию, можно уже ничего не сочинять - достаточно раз в год на какой-нибудь "Дискотеке 80-х" под фонограмму тридцатилетней давности изображать творческий экстаз, радуясь, что тебя кто-то ещё помнит. Вот только не хочется почему-то. И дело даже не в некрасивой истории монинского КРУИЗА, с такой помпой возрождавшегося в начале 90-х - не будем лишний раз тревожить его прах. Валерий Гаина получил куда более мощную прививку от халтурной "ретрухи" ещё четверть века назад - во время первых зарубежных гастролей, когда увидел "живьём" Ричи Блэкмора. "После 1983-84 годов Блэкмор утратил представление о том, что значит играть на гитаре, - делился потом Валерий впечатлениями с корреспондентом журнала "Сельская Молодёжь". - Я слышал концерт DEEP PURPLE в Италии, и, поверь мне, ничего хуже припомнить не могу. Мне кажется, что группа дискредитирует свое громкое имя. А тем временем на Западе они даже популярнее сейчас, чем в семидесятые годы, когда они действительно играли. DEEP PURPLE образца 1989 года деградировал до попса, массовой музыки. Так что мы имеем дело фактически с двумя совершенно разными группами, и сравнивать их - это все равно что сравнивать КРУИЗ с ЛАСКОВЫМ МАЕМ - образчиком массового искусства в худшем смысле этого слова". Мудрый человек даже не пытается повторять чужие ошибки, и плоды его трудов выглядят несколько иначе...

Новый альбом Гаины состоит из четырёх песен и восьми инструментальных пьес. Песни носят русскоязычные названия, инструменталы - англоязычные, и это к лучшему: иногда искусственно созданный языковой барьер даёт полную свободу воображению слушателя. О чём, например, может быть композиция "Big Time"? Не столь уж и важно. Куда важнее, что это по сути - джаз, пусть и сыгранный на хэви-металлических инструментах, а джаз всегда - прежде всего о том, что во все времена свобода лучше, чем несвобода. А почему в "Clean Run" гитара вместо привычного хищного рычания вдруг начинает нежно, по-кошачьи мяукать? Каждый имеет право на свои ассоциации, однако наверняка для кого-то станет откровением факт, что тяжёлая музыка - не всегда агрессия пополам с депрессией, что в руках мастера инструмент способен выразить всю гамму человеческих эмоций и даже немножко больше. Вообще количество извлекаемых Гаиной звуков в секунду кажется запредельным, физически невозможным для одного человека. Но быстро-то играть в последние двадцать лет у нас научились многие. А вот сочинять музыку, за которой стояла бы не прослушанная классе в шестом пластинка Ингви Мальмстина, а три века европейской классики, способны единицы. Валерия называли наследником лучших баховских традиций уже двадцать пять лет назад, после выхода первого винилового диска КРУИЗА. Эти традиции аукаются в его творчестве до сих пор, более того - получают достойное развитие, наглядно демонстрируя, каким должен быть настоящий прогрессивный рок.

С песнями же, как всегда, дело обстоит неоднозначно. Ещё ранний КРУИЗ не очень ладил с поэзией - даже при использовании стихов таких классиков как Заболоцкий или Рождественский ничего путного, как правило, не получалось. И теперь, кажется, понятно, почему. Есть музыканты, которым слова не нужны, поскольку в рамках песенной формы им очень тесно и неуютно. Но в нашей неритмичной стране приходится искать компромисс с публикой, которая, конечно, уважает виртуозов, но любит всей душой, прежде всего, бардов. В данном альбоме по-настоящему удавшимися кажутся только две песни - "Твой Путь" и "Не Убий И Не Убей". В них не сказано ничего принципиально нового по сравнению с таким хитами прошлых лет как "Послушай, Человек!", "Не Падай Духом" или "Иди Же С Нами (Пилигрим)", философия в них заложена, прямо скажем, немудрёная, но, по крайней мере, в текстах основная мысль сформулирована чётко и внятно. Особенно отрадным стало появление "...Не Убей" - ведь несмотря на то, что современный мир куда более жесток и тревожен, чем мир конца 80-х, антивоенных, пацифистских гимнов почему-то никто не пишет и не исполняет. Видимо, подобная тематика считается атрибутом советских филармонических рокеров, хотя Джон Леннон требовал дать миру шанс вовсе не по заданию ЦК ВЛКСМ. Наивно, даже смешно надеяться, что одна песня способна останавливать войны, но с каких это пор стало стыдно показывать, что у тебя есть совесть и гражданская позиция?

Вывод из всего услышанного прост. Есть подозрение, что со временем Валерий Гаина окончательно откажется от пения, даже с технической точки зрения дающегося ему плохо. А вот о его гитаре мы ещё сможем узнать много нового. Чтоб Блэкмор когда-нибудь лопнул от зависти.

Автор: Олег Гальченко
опубликовано 17 июля 2012, 04:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу"Екатерина Борисова25.11.2009
СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу" (окончание)Екатерина Борисова25.11.2009
СтатьиТворец и его команда (Валерий Гаина в клубе "Зал Ожидания", Петербург, 24.10.2012)Екатерина Борисова02.11.2012
СтатьиВалерий Гаина: "Самое прекрасное - когда люди подходят к делу профессионально"Олег Гальченко05.03.2013
СтатьиДелай, что должен (группа Валерия Гаины в музыкальном ресторане "Dom", Киев, 11.04.2013)Валерия Соколовская22.04.2013

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.004