Творец и его команда (Валерий Гаина в клубе "Зал Ожидания", Петербург, 24.10.2012)


День начинается с автограф-сессии в музыкальном магазине "Play". С двенадцати до двух Валерий Гаина расписывается на обложках новых CD и старых виниловых пластинок КРУИЗА, на плакатах и любых других предметах, принесенных сюда поклонниками. Музыканты его группы (которая вообще-то называется GAINA, но в последнее время всё чаще именуется просто "группой Валерия Гаины") в процессе задействованы меньше, поэтому мы с басистом Дмитрием Прониным сидим на диванчике и болтаем о модных цветных струнах для бас-гитары и о том, как он когда-то приходил в этот же магазин в надежде получить автограф Гленна Хьюза ("Поющий басист - это вообще мой идеал!"), а тихий и незаметный барабанщик Сергей Серебренников - вечером будет всего лишь четвертый его концерт в этом составе - нас всех фотографирует. Лёгкое, дружелюбное общение, тепло и уют; Валерий описывает свои впечатления от последних посещенных концертов и прослушанных альбомов (DREAM THEATER, Слэш, Джо Сатриани), охотно отвечает на любые вопросы, фотографируется в обнимку со всеми желающими. То же самое будет после концерта: едва переодевшись, группа выйдет в зал - общаться, фотографироваться, отвечать на вопросы. Нормальная и привычная часть жизни любого уважающего себя и свою публику артиста.

Когда два часа, отведенные на мероприятие, заканчиваются, мы все выходим на улицу, к сырому серому небу и холодному питерскому ветру. Группа приехала рано утром и уедет поздно вечером; позади - Москва, Волгоград и Нижний Новгород, впереди - Ульяновск, Тамбов, Ростов-на-Дону, несколько украинских городов и опять Москва. А сейчас - короткий отдых, обед и саундчек.

Саундчек длится почти два часа - сосредоточенная и тщательная работа четырех человек (четвертый - звукооператор Алексей Кондратьев), хорошо знающих, чего им ждать друг от друга, и пытающихся понять, чего ждать от этого зала и этого аппарата. Аппарат преподносит сюрпризы и загадывает загадки, но к половине восьмого всё становится уже ясно; можно вернуться в гримерку, выпить чаю с лимоном, сделать паузу. Дима гримируется (новый, недавно придуманный имидж), Валера беседует с внезапно зашедшим на огонек одноклассником (жизнь раскидала, да - от школы в молдавском селе Казанешты немало лет и километров и до Санкт-Петербурга, и до Лос-Анджелеса). Всё как обычно. Всё как у всех. Ничего особенного.

Особенное случается вскоре после того, как группа выходит на сцену и без разбега врезает "Raptor". Начинать с инструментальной вещи в целом рискованно, но в данном случае, имея в виду устоявшуюся репутацию Гаины как прежде всего виртуозного гитариста, вполне разумно: ждали - получите. Дальше предсказуемо идут два боевика из репертуара образцового хэви-метального КРУИЗА - "В Огонь" и "Hit For MTV", - и где-то к середине этого блока я осознаю, что на этом концерте всё будет совершенно не так, как я думала, и не то, чего я ждала. Потому что в 80-х я не ходила на концерты КРУИЗА, не сложилось, и знаю эту группу только по пластинкам и архивным роликам на YouTube, да и современного Гаину в формате большого выступления с сольным проектом не слушала ни разу - тоже только в записях или на видео плюс ещё разок (очень коротко и с другим составом) на фестивале пару лет назад. Этого, в общем, достаточно, чтобы и сейчас ожидать высокой техничности и должной энергетики; того, то есть, обязательного набора, который выдается слушателю каждым опытным рок-музыкантом. Первое свидание с ним обычно не разочаровывает - но и далеко не всегда очаровывает.

Для того чтобы уйти с головой в эту музыку, чтоб мурашки бегали по спине, а на глаза наворачивались слезы радости, нужно нечто гораздо большее. Нужно, чтоб музыкант выходил на сцену - и превосходил любые ожидания. Нужно, чтобы его мастерство было не самоцелью, не фишкой для привлечения внимания, а всего лишь фундаментом, на котором построен улетающий в небо дворец из музыки и слов, звука и ритма. И нужно обладать таким талантом, чтобы от красоты и мощности построенного захватывало дух. Мастерство - творчество - искусство: вот правильная последовательность. Вокруг нас слишком много музыки, мы отвыкли от того, что музыка - это не фон, не проходная деталь быта, а одно из величайших искусств. И когда (редко) мы встречаемся с настоящим творцом, который способен вернуть музыке её изначальное предназначение - будить чувства, потрясать душу, околдовывать тело, - это всегда растерянность и счастье, открытие и чудо. Об этом трудно и неловко рассказывать - мы, взрослые, усталые, циничные, вдруг плачем, смеемся и скачем в восторге, как малые дети, - но это жизненно необходимо пережить хотя бы однажды. И Валерий Гаина - один из тех немногих музыкантов, которые это чудо создают. И дарят нам.

Какая жалость, что я не ходила на его концерты прежде. Какая удача, что мне довелось на его концерте побывать.

Если попытаться выплыть из вороха ощущений и рассказать что-то конкретное, то, во-первых, надо упомянуть о звуке. Он насыщенный, яростный, принципиально современный, разнообразный, страшно увлекательный. Во-вторых, прекрасны концертные аранжировки: ураганный трэш-метал "Железного Рока" и "Последнего Рассвета", абсолютно психоделическое intro к "Пилигриму", восхитительные электроакустические версии баллад "Ветер Мой, Ветер" и "Там", свежие песни - "Творец", "Война", "Завтра" - решенные на стыке альт-метала и прогрессива, ещё один инструментал "Fingertips" с почти фолковыми переливами в середине, финальный незапланированный "Волчок", наконец, с хулиганскими гитарными проездами... Вещи, принадлежащие к разным пластам музыки и времени, подразумевающие очень разный контекст, складываются в идеально цельное, но ежесекундно меняющееся в оттенках полотно. Это ровно то, что нужно для полноценного проживания-переживания происходящего: концерт как способ не только насладиться великолепной музыкой, поддаться сбивающему с ног драйву, но и совершить путешествие по всему спектру собственных эмоций и понять что-то новое не только о музыкантах, но и о себе. Что может быть лучше?

Тут надо ещё сказать, что в группе имени Гаины, исполняющей музыку Гаины, он, конечно, главный персонаж, но без его нынешних товарищей по сцене он вряд ли смог бы добиться описанного звучания и эффекта. Яркий, своевольный, склонный к экспериментам Дима Пронин и скромный, надежный, трудолюбивый Сергей Серебренников - парадоксальная ритм-секция, на деле подарившая Валерию и твердую опору, и свободу двигаться вперед по нужной траектории. Стремительные гитарные соло, изобретательные басовые партии, уверенный и четкий барабанный ритм сплетаются в музыкальную ткань удивительной плотности и красоты. Эти трое играют так, будто были вместе всегда, - и сочетание их талантов, темпераментов (кто тут лед, пламя, вода или воздух, решайте сами), профессионализма и увлеченности своим делом дает в сумме такой результат, что остается единственный вопрос: почему эта команда до сих пор не собирает стадионов? Не тех круизовских стадионов, бог с ними, - а нынешних, здесь и сейчас? Группа Валерия Гаины - это группа мирового класса. И миру давно пора об этом узнать.

Мне повезло, и я уже знаю об этом. И немного завидую тем, кому только предстоит это узнать и пережить впервые. И хочу побывать на таком концерте ещё раз. Много-много раз.

Фото: Александр ПЛАХОВ (2, 3, 4), из архива Сергея СЕРЕБРЕННИКОВА (1)

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 02 ноября 2012, 06:29
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВалерий Гаина - "Fingertips"Олег Гальченко17.07.2012
СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу"Екатерина Борисова25.11.2009
СтатьиВалерий Гаина: "Я всегда буду делать то, что я хочу" (окончание)Екатерина Борисова25.11.2009
СтатьиВалерий Гаина: "Самое прекрасное - когда люди подходят к делу профессионально"Олег Гальченко05.03.2013
СтатьиДелай, что должен (группа Валерия Гаины в музыкальном ресторане "Dom", Киев, 11.04.2013)Валерия Соколовская22.04.2013

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.006