Александр Непомнящий и КРАНТЫ - "Цепная Реакция"


(c) Александр Непомнящий, Кранты, 1999

Имя рок-барда Александра Непомнящего знакомо многим любителям акустического рока. Александр начинал с блюзов и красивых лирически-протестных песен в духе Яны Дягилевой. Позже вступил в Национал-большевистскую партию, что не преминуло сказаться на его творчестве. Написанная Александром песня "Убей Янки" в своё время стала практически народной. Потом Непомнящий отошёл от партийных дел, и место политических лозунгов в его новых песнях заняло православие. В 2004 году врачи обнаружили у Александра злокачественную опухоль головного мозга, и 20 апреля 2007 года Непомнящего не стало.

В основном в официальных альбомах Александра Непомнящего звучит только голос и акустическая гитара - стандартный набор для рок-бардов. Исключение - только полуэлектрический альбом 1997 года "Полюс", в записи которого участвовал соло-гитарист металлической группы КРАНТЫ Андрей Булычёв. Альбом отличается грязным панковским звуком и непродуманностью аранжировок.

"Цепная Реакция" - совсем другой случай, хоть альбом и не числится в официальной дискографии Непомнящего. Тут Александру аккомпанирует полноценный электрический состав, и делает он это весьма хорошо.

Минутное "Интро" - пафосный инструментальный марш, мелодикой напоминающий советские песни. За ним - песня "По Своей Земле", в акустике зафиксированная в альбоме "Экстремизм" (1995). Драйвовая металлическая аранжировка и голосовые эффекты явно добавили песне мощи. Правда, настораживает небольшое отличие текста от оригинала.

Когда ты идёшь по своей земле,
Кто имеет право свинтить тебя,
Бить тебя дубинкой и тащить в КПЗ
Только за то, что ты курнул или выпил вина?


Последняя строчка волей автора заменена на "только за то, что ты не снял повязку с рукава". Вот и гадайте, что за повязка имеется в виду: с серпом и молотом или?..

Следом звучит "Отрепьевская", в акустике прозвучавшая в том же 1999 году в двойнике "Земляника". Скоростное исполнение в духе АДАПТАЦИИ или ЧЕРНОЗЁМА и текст, полный издевки над алкогольно-тусовочным радикализмом.

В зеркале увидел утром нимб над головою -
Это не с похмелья - это Бог за нас горою!
Так под сапог чужое горе, поебать какое,
Для совести покоя наш диагноз – паранойя!
И крикнем остальным - вперед до водопоя,
За нашей вот такою пресвятой водою!
И крикнем остальным - вперед, за нами
В любое пламя!


Вступление песни "Все, Кто Любит Вавилон" (оригинал - с вышеупомянутого "Экстремизма") напоминает реггей-альбомы Ольги Арефьевой. Но бескомпромиссный текст с припевом "Всё равно на вас найдётся пуля!" заставляет забыть о каком-либо позитиве.

Старайтесь умирать пореже,
В промежутках избегайте думать,
Берегите тела и вещички,
Любите свои три шестерки.
Все равно на вас найдется пуля!


Под конец это уже не реггей, а тяжёлый блюз.

"Собачка" (в акустической версии называвшаяся "Опричники") повествует примерно о том же, но под другую музыку, другими словами и, на мой взгляд, более талантливо:

Покупалась надежная мебель
На бесчисленные столетья,
Набивались добром желудки,
Сундуки, мозги и чуланы.
Хотя все еще было время,
Хотя все еще снилось что-то,
Но стоял, снова грелся чайник -
Так никто и не торопился.


"Полюс" с одноимённого альбома здесь представлен в гораздо лучшей версии, чем оригинальная. Когда нужно, группа может играть тихо и мягко, постепенно наращивая энергию в соответствии со смысловым напряжением.

Воскресал Христос, превращался в мост Дионис Распятый.
Срок исправительный, урок золотой получал горбатый.
Вкусных вам харчей и хороших новостей, и всего такого.
Граждане, пока - мы, как видно, на века, на недельку - до второго!

Так что торопи собак, брат якут,
Мы пойдем искать Полюс.


"Всех Не Перевешаете" - скороговорка-манифест под ураганную музыку:

Сатана хочет, чтобы ты торговал собой,
Сатана хочет, чтобы ты стал дураком,
Ему надо, чтоб ты забил на свою любовь,
Сатана сдохнет, если ты станешь живым!

Наши следы в снегах гор, покуда песенка не спета,
Превращаются в буквы Сверхнового Завета.


"Новая Жюстина" - одновременно колыбельная безысходности и некролог-пророчество существующему миропорядку:

Микки Маус с утра обнаружит простуду,
В полдень синие пятна по телу пойдут,
Ну а к вечеру - рак и выпадут зубы,
А потом пауки из углов поползут.
И лифт оборвется, дискотека заглохнет,
Псы найдут горла жертв, грянет пир, будет вой,
Когда захлестнет и погасит все окна
Клокочущей, пенной, бездонною тьмой.

Безумная поэзия кованых сапог,
Добродетельный мир, новая Жюстина.
По всей Земле поэзия кованых сапог,
Добродетельный мир - баю-бай…


Аранжировка построена на контрасте тихих «колыбельных» куплетов и забойных припевов.

"На Всех Волнах" вышла в акустике только в 2003 году, в последнем альбоме Непомнящего "Хлеб Земной". Но в "Цепной Реакции" она звучит гораздо ярче.

Hе спят оборотни, ведь под горку катит трамвай.
Новый облик по маршруту в каждый новый рай-х.
Свобода... Порядок... Гуманность... Террор...
Бесы знают заранее свой новый колор,
Лишь бы - алая вьюга, или - еще поподлей,
Чтоб всем красить матрешки во славу чистых кровей
И, ловя недотыкомку под сверхрусский гоп-стоп,
С бессмысленным взглядом шить стога новых роб,
Свой Покой и Достаток в свой заколачивать гроб:
«Мурка» и «Семь Сорок» на всех волнах!


Сильная аранжировка, сильный текст. Тут бы альбому и закончиться, ан нет. Завершается он довольно слабой сатирической песней "Товарищ НТВ" (выпущенной под названием "О Разжигании" в акустике годом позже в альбоме "Поражение"). Совершенно никакая аранжировка, халтурный (в отличие от всего альбома) вокал, да ещё непонятно зачем подложенные миди-аплодисменты. Видимо, песня добавлена только для того, чтобы добить звучание до сорока с лишним минут. А брать надо было качеством.

Остаётся добавить, что сотрудничество Александра Непомнящего и группы КРАНТЫ, помимо этого альбома, вылилось только в сингл 2001 года "Kill The Yankees", состоящий из трёх композиций: собственно "Убей Янки" в невнятной обработке, странной зарисовки "Сказка О Том, Как Сгорела Останкинская Башня" и вальса "Солнце На Рукаве". А жаль.

Автор: Владимир Е. Обломов
опубликовано 15 ноября 2007, 12:18
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (6) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииАлександр Непомнящий - "Зеленые Холмы"Геннадий Шостак22.03.2004
Рецензии"Рок-поэзия Александра Непомнящего. Исследования и материалы"Геннадий Шостак20.08.2009
АрхивНебо под ногами (интервью с А. Непомнящим)Старый Пионэр14.04.2004
Архив"Порог" (СПб) №03, июнь 2001 (отчеты, статьи, рецензии)Старый Пионэр08.10.2007

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 7 / 0.009