Все начиналось 7 февраля далекого 1991 года. Именно в этот день студенты Киевского политехнического института, экс-участники двух команд - ХЗ (просьба не путать с ХУЙ ЗАБЕЙ) и группы Владислава Гримальского - образовали новый коллектив. Первое название подарил ему один из участников - Вадим "Кактус" Прудников: из прозвища была изъята первая буква. Так родился на свет АКТУС.
Приблизительно к середине 90-х АКТУС стали основоположниками нового стиля - козак-рока, для которого были характерны сочетание рок-н-ролла с мелодикой украинских козацких песен и присутствие в инструментарии бандуры, реже кобзы или лиры.
В 2001 году произошла смена названия на ГАЙДАМАКИ. Само слово происходит от турецкого haydımak - нападать, или hajdamak - разбойник. Гайдамаками называли участников повстанческих (иногда разбойничьих) отрядов на территории правобережной Украины, принадлежавшей Речи Посполитой. Отношение к гайдамакам было противоречивым. Согласно одной из версий, они боролись за освобождение Украины. По-видимому, этой версии придерживались и Сашко Ярмола сотоварищи, выбирая название.
ГАЙДАМАКИ изначально ориентировались на фолк во всевозможных его разновидностях, стали законодателями мод в так называемом Karpaten ska, которому свойственно соединение карпатских мелодий с ритмикой ска. В творчестве группы причудливо сочетаются козак-рок, Karpaten ska, панк, реггей и другие стили.
14 февраля 2012 года в результате личных и творческих разногласий коллектив раскололся. В новый состав, который представлен на обложке, входят: Сашко Ярмола - сопилка, коса, пение; Роман Дубонос - труба, пение; Максим Бойко - тромбон, пение; Дмытро Мотузок - аккордеон; Андрей Слепцов - гитара; Дмытро Киричок - бас-гитара; Дмытро Кушнер - ударные. Плюс сессионные музыканты, которых ГАЙДАМАКИ, как правило, приглашают на запись альбомов. Остальные экс-участники вскоре основали новую группу под названием KOZAK SYSTEM. Важно отметить, что многие композиции присутствуют одновременно в репертуаре обеих групп. Так что у слушателя есть возможность сравнивать.
В записи альбома "Годі Спати!" участвовал огромный интернациональный состав музыкантов: скрипач Васыль Попадюк, украинский канадец, основатель PAPA DUKE BAND; вокалистки Саша Кольцова (она же - Каша Сальцова), известная по группам КРИХІТКА ЦАХЕС и КРИХІТКА, и Марыся Юрчишен, участница группы ТОЛХАЄ; мастер горлового пения тувинец Альберт Кувезин (ЯТ-ХА); сербский певец Нелле Карайлич (он же - Ненад Янкович), один из основателей знаменитого NO SMOKING ORCHESTRA; реггей-музыканты - поляк Камил Беднарек (экс-STAR GUARD MUFFIN, ныне - BEDNAREK) и испанская группа CHE SUDAKA; британские рэйверы APOLLO 440.
Тема борьбы Украины за национальную независимость эпизодически встречалась у ГАЙДАМАКОВ и раньше. Но наиболее ярко она воплотилась в шестом и седьмом номерных альбомах группы - "Годі Спати!" ("Довольно Спать!") и "УкрОп". Я бы даже сказал, что оба альбома образуют своеобразную публицистическую дилогию.
Название "Годі Спати!" позаимствовано у Сергея Кузьминского - лидера группы БРАТИ ГАДЮКІНИ, чья песня "Гей, Іване!" ("Эй, Иван!") закрепилась в репертуаре ГАЙДАМАКОВ. Ее припев сохраняет для Украины актуальность и в настоящее время:
Гей, Іване, годі спати!
Гей, Іване, Україну рятувати!
(Эй, Иван, довольно спать!
Эй, Иван, Украину спасать!)
Я бы сказал, что Сашко Ярмола если не предвосхитил, то предвидел Евромайдан.
Однако нельзя сводить содержание альбома лишь к политике. Сашко Ярмола сосредоточивает внимание на жизни современного украинского общества со всеми его пороками и добродетелями.
Альбом открывает 52-секундная песенка "Хто Не Любить Гайдамаків". В трек-листе она обозначена по-украински, а исполняется по-сербски. Ее спел Нелле Карайлич. Вернее, не спел, а подурачился. На этом шутки заканчиваются. А заявленную тему продолжает "Гайдамацька" на стихи Тараса Шевченко. Она была написана Сашком Ярмолой еще с предыдущим составом, а потому исполняется и ГАЙДАМАКАМИ, и KS. Но если Иван Леньо сотоварищи интерпретировали ее в реггейном ключе, то версия ГАЙДАМАКОВ скорее ска-панковая.
"Передзвони Мені Пізніше" ("Перезвони Мне Позже") - монолог бизнесмена, пострадавшего от мирового экономического кризиса. А лирический герой песни "Мафія" испытывает боль за родную Украину, которая стала сырьевым придатком одной большой страны... Угадайте, какой? "Окружна" ("Окружная") - наименование киевской улицы. В украинской столице есть Большая Окружная и Малая Окружная, но не так уж и важно, о какой именно идет речь: ведь жизнь с крутыми тачками и ночными бабочками кипит повсюду. Опошление любви, превращение ее в псевдолюбовь, - так бы я сформулировал содержание и лирической (или все-таки псевдолирической?) песни "Літо" ("Лето").
Авторство музыки и слов песни "Меч Арея" принадлежит Живосилу Лютому, члену УНА - УНСО. В ней содержится прямой призыв к борьбе... Против кого? Мне кажется, объяснять излишне. К слову, эту песню любят украинские рок-музыканты. Например, ее блестяще исполняет еще одна киевская группа - ТІНЬ СОНЦЯ. Два кавера - на песни MOTORHEAD "Ace Of Spades" и БРАТІВ ГАДЮКІНИХ "Гей, Іване!" - нынче можно услышать в исполнении и ГАЙДАМАКОВ, и KS. Последние также включили их в свой дебютный альбом "Шабля". С точки зрения аранжировки версии практически не отличаются, поскольку делались одними и теми же людьми. Но, мне кажется, Иван Леньо поет более убедительно, чем Сашко Ярмола.
К концу альбома наступает расслабление. Публицистика уступает место чистейшей воды любовной лирике. Песня "Ефір" ("Эфир") входила в альбом ГАЙДАМАКОВ "Кобзар" (2008), здесь она по-новому аранжирована. В первой версии припев исполнялся дуэтом, а во второй мы слышим почти битловское многоголосие. Баллада "Дощ" ("Дождь") - развернутая метафора окружающей реальности, противостоять которой помогает любовь. Зарисовка "Дівчина З Дніпра" ("Девушка Из Днепра") отражает мимолетные ощущения лирического героя (Днепр в данном случае - не река, а просторечное сокращенное наименование Днепропетровска). Завершает альбом баллада "Птахи" ("Птицы"). Любовная история с печальным концом. Но жизнь-то продолжается!
Альбом целиком и полностью оправдал свое название. Им Сашко Ярмола с товарищами внесли весомый вклад в пробуждение национального самосознания украинцев и - не побоюсь этих слов - подготовили "Революцію гідності" ("Революцию достоинства").
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах