Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

Виталий Калгин - "Виктор Цой"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Геннадий Шостак
Автор


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1062
Откуда: Беларусь

Сообщение 14 Авг 2015, 03:35 - Виталий Калгин - "Виктор Цой" Ответить с цитатой

(c) Виталий Калгин, 2015
(p) М., "Молодая гвардия", 2015
361[7] с., илл. - 4000 экз.


За минувшие 25 лет о Викторе Цое и группе КИНО было издано немало книг - как сборников документов и материалов, так и работ монографического характера. В их числе хотелось бы упомянуть повесть Алексея Рыбина "Кино с самого начала", фантастическую киноповесть Александра Долгова "Цой: Черный квадрат" и биографическую книгу Александра Житинского "Цой forever".

Книга Виталия Калгина "Виктор Цой" вышла в биографической серии "Жизнь замечательных людей. Малая серия". Прежде чем приступить к ее рассмотрению, имеет смысл сделать маленькое теоретическое отступление.

Еще в 50-е годы издательство "Молодая гвардия" провозгласило основные принципы жанра "ЖЗЛ": это научная достоверность, высокий литературный уровень и занимательность. Как они преломляются в представляемой книге?

Виталий Калгин в силу возраста не мог лично знать своего героя: когда Цой погиб, автору книги было всего лишь 10 лет. Впрочем, в этом есть свой плюс. Калгину удалось избежать феномена, который Лев Гумилев называл "аберрацией близости": люди, близко общавшиеся с Цоем, не могли оценить масштаб его личности. Данная же книга представляет собой взгляд на жизнь и творчество основателя и лидера КИНО с определенной дистанции. Автор пишет о своем герое с большой любовью, но без панегирического придыхания. Еще один плюс настоящего издания - вклейка с более чем 30 архивными черно-белыми фотографиями: вот шестилетний Витя Цой. Вот Витя - пионер. Вот ночная встреча Виктора Цоя, Антона "Осла" Галина, Евгения "Юфы" Юфита и Андрея "Свиньи" Панова в 1980 году... Вот последний концерт группы РАКУРС с участием Цоя, датированный декабрем 1980 года... Вот фото со свадьбы Виктора и Марьяны 4 февраля 1984 года...

Эту книгу нельзя назвать научной в строгом смысле слова. Однако некоторые признаки научности здесь все же имеются. Во-первых, Виталий Калгин тщательно изучил широкий массив первоисточников - книг, газетно-журнальных публикаций, телепередач, материалов в Интернете (в тексте книги большинство из них цитируется); взял интервью у людей, знавших Цоя. В ткань повествования вплетаются голоса родителей Виктора - Валентины Васильевны и Роберта Максимовича, его коллег по цеху, друзей, знакомых, людей, сыгравших определенную роль в судьбе группы КИНО - Алексея Рыбина, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Андрея Панова, Джоанны Стингрей, Александра Липницкого, Артемия Троицкого и многих других. Во-вторых, автору удалось с максимальной правдивостью воссоздать необходимый культурный контекст, на фоне которого разворачиваются описанные события.

А вот литературный уровень книги называть высоким я, пожалуй, не стану. Правильнее было бы сказать - выше среднего. Чувствуется, что автор изо всех сил старается писать живым, увлекательным языком. Но в итоге получается просто грамотный, правильно построенный текст, не более. Когда его читаешь, не возникает никаких эмоций. Посему лично я воспринимаю эту книгу как познавательную, но никоим образом не занимательную. А еще раздражает, что Виталий Калгин на каждом шагу участников КИНО называет "киношниками". Возможно, так проще: не надо напрягаться и подыскивать слова.

Книга хронологически подразделяется на три части в соответствии с тремя периодами жизни главного героя: 1) 1962-1977 годы - детство; 2) 1977-1987 годы - молодость: учеба в художественном училище им. В. А. Серова, резьба по дереву, рок-тусовка 1980-х, работа в кочегарке, становление группы КИНО, запись первых альбомов, съемки в фильме "Асса", первые шумные успехи, знакомство с Марьяной и свадьба, рождение сына; 3) 1987-1990 годы - зрелый период жизни: обретение группой культового статуса, песни, ставшие классикой русского рока, новая любовь - Наталья Разлогова, съемки в фильме "Игла", роковая авария... Я намеренно обозначаю здесь каждый период лишь пунктирно: и потому, что о жизни и творчестве Виктора Цоя уже написаны тома, и потому что не уверен, имеет ли смысл пересказывать в рецензии содержание обозреваемой книги.

Но поскольку творчество артиста (будь то живописец, писатель или музыкант) определяется его личностью, на одном качестве главного героя хотелось бы остановиться.

Виктор Цой всю свою сознательную жизнь находился вне системы, проявлял тягу к свободе и независимости. Нет, он никогда не был ни антисоветчиком, ни диссидентом, - просто всегда предпочитал оставаться вне социума. Это качество отражалось и в его песнях на разных этапах творчества.

Из книги читатель узнает в мельчайших подробностях, как шла работа над каждым альбомом КИНО. И снова проседает искусствоведческий аспект. Но автор легко выходит из положения, предоставляя слово участникам КИНО, коллегам и друзьям Цоя.

Не проходит Виталий Калгин мимо такого явления как КИНОмания. Фанаты Виктора Цоя и его группы изображаются в негативном свете: они только то и делают, что крушат всё на своем пути и забрасывают бутылками и гайками музыкантов, выступающих у КИНО на разогреве... Вообще фанатизм в крайних его проявлениях, будь то религиозный, политический, футбольный или музыкальный - это всегда плохо. Но на самом деле не все так однозначно.

К сожалению, автор пользовался источниками, содержащими недостаточную или недостоверную информацию. Так, Жанна Агузарова выступала под сценическим псевдонимом Ивонна Петерс или Ивонна Андерс. Кроме того, Виталий Калгин допускает элементарную небрежность в написании названий некоторых песен. Как правильно - "Хочу Перемен", "Мы Ждем Перемен" или "Мы Ждем Перемен!" (с восклицательным знаком или без?). С подобными разночтениями надо было бы разобраться.

"Краткая информация о людях, чьи имена и комментарии присутствуют в данной книге" изобилует белыми пятнами. Издатели просто-напросто поленились лишний раз войти в Интернет и уточнить необходимые сведения. Так, о киевлянине Александре Евтушенко читаем следующее: "Александр Евтушенко - один из устроителей киевских концертов КИНО". А если б составитель настоящего раздела как следует погуглил, узнал бы, что это известный киевский журналист, радио- и телеведущий, автор книг и публикаций об украинском роке, искусствовед, поэт. Этим и ограничусь. Ибо, если обращать внимание на другие ляпы, объем рецензии может возрасти как минимум вдвое.

Увы и ах, книга производит впечатление незаконченной, не доведенной до совершенства. Хотя, бесспорно, некоторые интересные факты из жизни Виктора Цоя и группы КИНО, из истории ленинградской рок-н-ролльной сцены из этого труда можно почерпнуть.

Заказать книгу
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kavite
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.08.2015
Сообщения: 3

Сообщение 18 Авг 2015, 11:30 - Авторский ответ Ответить с цитатой

Laughing Laughing Laughing

Последний раз редактировалось: kavite (19 Авг 2015, 21:53), всего редактировалось 1 раз
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
kavite
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.08.2015
Сообщения: 3

Сообщение 19 Авг 2015, 21:52 - Re: Авторский ответ Ответить с цитатой

Спасибо Геннадий. Прочел с удовольствием. Попробую ответить по существу претензий.
Цитирую и отвечаю…

Виталий Калгин в силу возраста не мог лично знать своего героя: когда Цой погиб, автору книги было всего лишь 10 лет. Впрочем, в этом есть свой плюс. Калгину удалось избежать феномена, который Лев Гумилев называл "аберрацией близости": люди, близко общавшиеся с Цоем, не могли оценить масштаб его личности.


- Логично. Рад, что это так. Иначе и быть не могло, поскольку я не был знаком с Цоем лично

Данная же книга представляет собой взгляд на жизнь и творчество основателя и лидера КИНО с определенной дистанции. Автор пишет о своем герое с большой любовью, но без панегирического придыхания.


- Ну еще бы)Чего вздыхать –то? Я же не тургеневская барышня

Еще один плюс настоящего издания - вклейка с более чем 30 архивными черно-белыми фотографиями: вот шестилетний Витя Цой. Вот Витя - пионер. Вот ночная встреча Виктора Цоя, Антона "Осла" Галина, Евгения "Юфы" Юфита и Андрея Панова в 1980 году... Вот последний концерт группы РАКУРС с участием Цоя, датированный декабрем 1980 года... Вот фото со свадьбы Виктора и Марьяны 4 февраля 1984 года...


- Что касается фотовклейки - то вот это как раз именно косяк. Издатели обошлись совсем малым количеством фотографий, потому что за большее нужно было платить. Фотографий ОЧЕНЬ МАЛО ((( Я предоставил для книги сотню. Но увы. Равно как и обложка, дизайн которой тоже делало издательство, подгоняя ее под стиль всех обложек серии ЖЗЛ.

Эту книгу нельзя назвать научной в строгом смысле слова. Однако некоторые признаки научности здесь все же имеются. Во-первых, Виталий Калгин тщательно изучил широкий массив первоисточников - книг, газетно-журнальных публикаций, телепередач, материалов в Интернете (в тексте книги большинство из них цитируется); взял интервью у людей, знавших Цоя. В ткань повествования вплетаются голоса родителей Виктора - Валентины Васильевны и Роберта Максимовича, его коллег по цеху, друзей, знакомых, людей, сыгравших определенную роль в судьбе группы КИНО - Алексея Рыбина, Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Андрея "Свиньи" Панова, Джоанны Стингрей, Александра Липницкого, Артемия Троицкого и многих других. Во-вторых, автору удалось с максимальной правдивостью воссоздать необходимый культурный контекст, на фоне которого разворачиваются описанные события.


- Спасибо, я старался.

А вот литературный уровень книги называть высоким я, пожалуй, не стану. Правильнее было бы сказать - выше среднего. Чувствуется, что автор изо всех сил старается писать живым, увлекательным языком. Но в итоге получается просто грамотный, правильно построенный текст, не более. Когда его читаешь, не возникает никаких эмоций. Посему лично я воспринимаю эту книгу как познавательную, но никоим образом не занимательную.


- Вы совершенно не учитываете тот факт, что я отнюдь не филолог, не писатель и вообще не журналист! Я – обычный человек, совершенно далекий от публицистики. Я писал книгу СВОИМИ словами. Так что по словам редакторов «Молодой Гвардии» получилось очень и очень неплохо для рядового обывателя.

А еще раздражает, что Виталий Калгин на каждом шагу участников КИНО называет "киношниками". Возможно, так проще: не надо напрягаться и подыскивать слова.


- А вот это Вы зря. «Киношники» сами себя так называли и называют. И те, кто в теме, их точно так же зовут. Но я Вас прощаю. НЕ раздражайтесь. Писать на каждом шагу «музыканты группы «КИНО»» еще более стремно.

Книга хронологически подразделяется на три части в соответствии с тремя периодами жизни главного героя: 1) 1962-1977 годы - детство; 2) 1977-1987 годы - молодость: учеба в художественном училище им. В. А. Серова, резьба по дереву, рок-тусовка 1980-х, работа в кочегарке, становление группы КИНО, запись первых альбомов, съемки в фильме "Асса", первые шумные успехи, знакомство с Марьяной и свадьба, рождение сына; 3) 1987-1990 годы - зрелый период жизни: обретение группой культового статуса, песни, ставшие классикой русского рока, новая любовь - Наталья Разлогова, съемки в фильме "Игла", роковая авария...


- Совершенно стандартный план, поставленный мне редактором «Молодой гвардии».

Из книги читатель узнает в мельчайших подробностях, как шла работа над каждым альбомом КИНО. И снова проседает искусствоведческий аспект. Но автор легко выходит из положения, предоставляя слово участникам КИНО, коллегам и друзьям Цоя.


- Совершенно ничего не проседает. Я намеренно старался кК можно меньше писать своего текста. Пусть говорят друзья Цоя, его близкие люди. Многим из них сегодня уже за 50 и им НУЖНО ДАТЬ СЛОВО. Так что читателю гораздо важнее читать ИХ ПРЯМУЮ РЕЧЬ, а не мои искусствоведческие аспекты. К примеру в книги Житинского «Цой форевер» аспекта ОЧЕНЬ МНОГО, а про Цоя совсем мало, что полностью нивелировало ценность работы, о чем ему и заявила Мария Бурдакова в своей разгромной рецензии.

Не проходит Виталий Калгин мимо такого явления как КИНОмания. Фанаты Виктора Цоя и его группы изображаются в негативном свете: они только то и делают, что крушат всё на своем пути и забрасывают бутылками и гайками музыкантов, выступающих у КИНО на разогреве... Вообще фанатизм в крайних его проявлениях, будь то религиозный, политический, футбольный или музыкальный - это всегда плохо. Но на самом деле не все так однозначно.


- Фанаты совершенно не задеты в данном труде. Если Вы считаете что рассказы Толмачева о РЕАЛЬНЫХ ФАКТАХ гадостей на концертах не нужными – то уж простите. ДА, в то время фанаты «КИНО» иногда плохо себя вели на стадионах, но это исключительно из любви к Цою, перед которым просто благоговели. Но фанаты «КИНО» ангелы по сравнению с фанатами к примеру «Алисы» или « ГрОба».А о анатах я еще расскажу в своей основной работе, которая вскоре выйдет в свет. И будет там и хорошее и плохое. Как, собственно, и есть.

К сожалению, автор пользовался источниками, содержащими недостаточную или недостоверную информацию. Так, Жанна Агузарова выступала под сценическим псевдонимом Ивонна Петерс или Ивонна Андерс. Кроме того, Виталий Калгин допускает элементарную небрежность в написании названий некоторых песен. Как правильно - "Хочу Перемен", "Мы Ждем Перемен" или "Мы Ждем Перемен!" (с восклицательным знаком или без?). С подобными разночтениями надо было бы разобраться.


- Под каким псевдонимом выступала Агузарова я прекрасно знаю. Не считайте себя умнее остальных, пожалуйста. Я привел ее имя так, как рассказывал очевидец. Что касается небрежности в написании названий песен- то я Вас умоляю… А Вы знаете точно как называется та или иная песня Цоя? И Вы уверены в названиях? А знаете ли Вы, что Цой в черновиках песню называл вообще «Перемены»?И тому есть доказательства, которых пруд пруди. Многие из так называемых названий песен Цоя данных на выпущенных Мороз-рекордз дисках- вообще не правильны или имеют второе название.Так что с разночтениями мы еще разберемся.Уж Вы мне поверьте.

"Краткая информация о людях, чьи имена и комментарии присутствуют в данной книге" изобилует белыми пятнами. Виталий Калгин просто-напросто поленился лишний раз войти в Интернет и уточнить необходимые сведения. Так, о киевлянине Александре Евтушенко читаем следующее: "Александр Евтушенко - один из устроителей киевских концертов КИНО". А если бы как следует погуглил, узнал бы, что это известный киевский журналист, радио- и телеведущий, автор книг и публикаций об украинском роке, искусствовед, поэт. Этим и ограничусь. Ибо, если обращать внимание на другие ляпы, объем рецензии может возрасти как минимум вдвое.


- Опять мимо кассы))) Краткую информацию готовил не я ))), а издательство. Туда и вопросы относительно этого.Кто такой Евтушенко - я прекрасно знаю.

Увы и ах, книга производит впечатление незаконченной, не доведенной до совершенства. Хотя, бесспорно, некоторые интересные факты из жизни Виктора Цоя и группы КИНО, из истории ленинградской рок-н-ролльной сцены из этого труда можно почерпнуть.


- Увы и Ах, спасибо за прочтение от корки до корки текста, но мимо кассы почти все претензии. Нужно было разобраться что к чему, а Вы предпочли просто выразить свое мнение и недовольство, что вообще то правильно. Но желательно вообще сначала самому разобраться )))) А вообще спасибо.Удачи.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006