(c) Дмитрий Румянцев - составление
(c) Представленные авторы, 2006
Зона неконтролируемого сознания: русский поэтический рок
Сборник современной музыки "Книга поэтического рока" - беспрецедентный в своём роде проект. Сам факт его появления - знак того, что русская песенная культура, несмотря на идеологическое давление извне, продолжает подвергаться независимому анализу - с точки зрения не утилитарной, но содержательной.
Затёртый штамп, что русский рок - это музыка вдумчивых или, в крайнем случае, просто духовных людей, ничего не даёт для понимания русского рока. Да и что называть русским роком? Тиражируемых ДДТ, явно уступающих попсовому, но более качественному своему аналогу ЛЮБЭ, постаревший, но не вышедший за пределы четырёх аккордов ЧАЙФ?
Составитель сборника, поэт, музыкант и музыкальный критик Дмитрий Румянцев определённо знает ответ, что считать русским роком и что считать русской рок-поэзией. То, что на диске присутствует минимальное количество звёзд - признак хорошего вкуса. Правда, при внимательном прослушивании сборника становится заметно, что критерий, использованный при отборе (вероятно, поэтичность?), соблюдается не вполне последовательно. С другой стороны, представлено большинство существующих направлений: от изысканного филологического (Аня Ширяева, Олег Медведев) до примитивного воспроизведения существующих традиций (Кирилл Комаров, ЯСНЫЙ-SVETLY, ДРУГОЙ ГОРОД). Такой подход, как мне кажется, даёт более объективное представление о реальности - о том, что остаётся за кадром телепрограмм, и о чём не прочтёшь в газетах.
Конечно, моя оценка крайне субъективна. Но, чтобы не превратиться в толпу, люди обязаны мыслить по-разному. Мне кажется, что личностность, инакость стала основным пафосом этого сборника - да и русского рока вообще. Поэтому мне было приятно составить и изложить своё мнение. Надеюсь, читатели меня поймут.
Теперь - о каждой песне отдельно.
Екатерина Ачилова - "Северная"
Украшение альбома. Полная гармония изысканной акустической аранжировки, лирического текста, лишённого затасканных оборотов, и волшебного голоса певицы. Говорить о невыразимом словами - преступление. Поэтому ограничусь лишь простой констатацией: влюбляйтесь в Екатерину Ачилову - и почувствуете себя счастливыми.
ДЕФЕКТЫ РЕЧИ - "Вавилонская Башня"
Стилистически это шансон с характерным ресторанным синтезатором и грубоватыми голосами вокалиста и вокалистки, но при более внимательном вслушивании обнаруживаются следы традиций авторской песни: длинные строки с прихотливой логикой, интеллектуальный уровень выше среднего. Впрочем, тема мне показалась высосанной из пальца: причём тут изучение языков? Что вообще этой песней хотели сказать?
КЛЮЧИ ОТ НЕБА - "Плен"
Довольно брутальная электронная музыка с вкраплениями тяжёлой электрогитары и теряющимся на заднем плане текстом с серьёзными, но довольно расхожими идеями о том, что мы все жители матрицы. Отторжения, вроде бы, ничего не вызвало, но и сопереживания особого тоже не появилось. Вероятно, это особенности незнакомой мне субкультуры или песенной традиции. Хочется верить, что КЛЮЧИ ОТ НЕБА на голову выше своих коллег: уровень их творчества совсем неплох и без труда позволяет то предположить.
Дмитрий Коновалов - "Нечего Терять"
Ремейк НАУТИЛУСА 80-х - как по остросоциальному тексту, так и по музыке (вокал, правда, похож не только на Бутусова, но и чем-то на Бычкова из группы АЛОЭ). Пожалуй, одно из самых приятных исполнений на диске - но, в то же время, нет ощущения, что "Город Братской Любви" или "Стриптиз" НАУТИЛУСА хуже раскрывают заявленную тему.
Александра Арбатская - "Матросская"
В музыке сплошной аранжировочный мейнстрим - много синтезатора и приятных намёков на джаз. Всё миленько, гладенько, не хуже, чем у всех. Зато текст песни - один из наиболее ярких, образных в сборнике. Картинка создаётся мгновенно и, что ценно, не отпускает. Правда, я всегда думал, что в слове "кораблей" ударение ставится на последний слог. Видимо, ошибался.
Василий К. - "Кеша"
О Василии К. принято говорить хвалебно, но я этого делать не буду. При очевидных достоинствах - приятной музыке, грамотном тексте, песня перегружена эффектами и разжёвана аранжировочно до такой степени, что итоговый саунд трудно назвать иначе чем попсой. Может, Летов и одиозная фигура, но его первым альбомам веришь гораздо больше, чем понтовым музыкантам с дорогими инструментами, утверждающим, что их музыка имеет отношение к рок-н-роллу. В то же время, сам текст достаточно многопланов, информативен, чем, безусловно, компенсирует скудость основной идеи - "кто не работает, тот не работает". Вероятно, это творение принесло бы немало пользы на "Радио Шансон" - для подъёма интеллектуального уровня любителей жанра. Впрочем, судя по популярности Василия К. - и так уже приносит.
ДРУГОЙ ГОРОД - "Изольда"
Романтические слёзы со всеми вытекающими последствиями. Само выражение "Изольда не изо льда", стоящее в основе текста, затёрто донельзя; простейший визит в Яндекс или ЛитПоиск даёт десяток вариаций различного авторства на эту тему. Мелодика лирически перебираемых под скрипку трёх блатных аккордов замечательно сочетается с недостатком идей и слов. Особенно покоробила строка "увезёт тебя во чужи края" - ну что ж делать, если гласная в размер не влезает? Наверное, это прекрасно, когда девочка умеет писать песни, а потом их петь. Но стоит ли потом это творчество выносить за пределы своей квартиры, подобно графоманам-поэтам, просиживающим сутками в Интернете?
Дмитрий Максимачёв - "Разбудить"
Насколько я понял, эта весёленькая бодрая песня повествует о чуваке, лежащем в коме, которого надо просто разбудить, разобраться с ним и отпустить. Дальнейшие куплеты выводят тему на новый уровень - что чувака никто "не знает" (точнее, не понимает), и эта трагедия - причина написания песни. Текст изобилует фразочками типа "сюжет, восхитительный для оригами", не особо относящимися к теме. Понравилась, впрочем, строка: "Чтобы разрушить студию эту, надо понять, что студии нету". Впервые встречаю, что принцип Линь Цзи "убей Будду" применён в типично музыкантской практике. Впрочем, весёленькая музыка а ля ТАНЦЫ МИНУС или БРАТЬЯ ГРИМ как-то не настраивает на серьёзность.
Кирилл Комаров - "За Высокой Горой"
Песня представляет собой набор штампов, передёрнутый из многих поколений предшественников (начиная с КАЛИНОВА МОСТА): "за высокой горой да за синей рекой", "нёс тебе чистый огонь", "будь околдована мной". Чего я решительно не понимаю, какое отношение это имеет к поэзии. К китчу, пародии, буриме - вполне возможно. Но к поэзии, тем более "славянской" (на что она часто претендует) - никакого.
Юлия Теунникова - "Самоходка"
Бодрый акустический блюз, придуманный и исполненный в полной мере талантливым человеком. Ни одной банальности, великолепный голос, умные музыканты. Второе украшение альбома (наряду с Екатериной Ачиловой).
ЯСНЫЙ-SVETLY - "Наяву"
Электронная музыка с гитарой, упорно напоминающей флойдовское "Shine On You Crazy Diamond", но звучащей нарочито медленно и даже, пожалуй, замогильно. Текст особой оригинальностью не отличается и вполне соответствует по качеству сотням доморощенных стишков, выкладываемым пятнадцатилетними поэтами на своих готических форумах. В общем, "душа тоскует и болит и ничего не говорит", а также "кто объяснит мне, почему сон происходит наяву" (не правда ли, свежие мысли?).
Cергей Каннуников & Никита Алешин "Провинция У Моря"
Пример акустического рока в полном смысле слова: стилистическая принадлежность ощущается и в тексте, и в музыке. И вся эта верность традиции - в сочетании с удивительной глубиной, свежестью, нетривиальностью, а потому - подлинностью. Впрочем, что говорить: знающие люди верят в Каннуникова как в бога. И я их понимаю: потому что есть ещё в мире музыка, которая затягивает как наркотик. Услышав Гребенщикова в четырнадцать и Каннуникова в двадцать девять, я испытал абсолютно идентичную необходимость срочно поехать в город и скупить все записи, чтобы погрузиться и не выныривать как можно дольше. Хорошо, что есть такие наркотики. Хорошо, что есть Каннуников.
ЗРЕНИЕ - "Детский Сад"
Странная песня с акустической гитарой, скрипкой и голосом вокалиста, в данном случае черпающим вдохновение не то из ПИЛОТА, не то из ЗВЕРЕЙ - словом, чего-то такого, вроде бы, эпатажного, но слишком уж тиражируемого. Наверное, предполагался панк-рок - судя по обилию нелепых бытовых сценок в тексте и такой же нелепой социальной их трактовке. Впрочем, строчка "На развалинах Газпрома пишет наши имена" меня очень рассмешила, да и вообще песня, как минимум, не поверхностна. Да и вообще Роман Филиппов намного более интересный музыкант, чем можно предположить по этой песне - это я говорю как человек, давно интересующийся его творчеством.
Аня Ширяева и ТРЕТИЙ ШАГ - "Слово Блюз"
Первая строка "Я хочу написать тебе блюз" исчерпывает первое впечатление от грамотно аранжированной и исполненной песни, где поэтическая составляющая заметно перевешивает музыкальную. Попытка эта, при всей заурядности темы, выполнена очень здорово, и в песне можно услышать массу восхитительных находок - например: "Если стих достаточно бел, его никто не найдёт, пока снег не растает" или "Это нелепое слово "блюз"... созвучным слову "люблю" и слову "болею"". Правда, темп достаточно быстрый, и я бы посоветовал прослушать эту песню не меньше двух раз подряд: текст от этого станет только лучше и раскроется как вкус дорогого французского вина.
Олег Медведев - "Парагвай"
Медведев - признанный классик жанра, чья песня про "метафизического водилу" и "непопсовую страну Парагвай", как обычно, балансирующая на грани постмодернового фола, отлично отражает идею сборника. Её нахождение здесь - оправданно и мудро. Слушать её приятно и полезно. Как и вообще Медведева. Единственное, чего я никогда не узнаю - понимает ли сам Медведев смысл хоть одной своей песни от начала до конца? Наверное, он об этом даже не думает - и в этом ему легче, чем его слушателям: мы будем сидеть и гадать, а он просто напишет что-нибудь ещё...
Вот и все песни - прекрасные, хулиганские, мудрые, легкомысленные - непохожие. Но оставляющие яркое впечатление и интерес к прочим главам "Книги русского рока", которых перед "Севером" вышло две. В заключение мне хотелось бы поблагодарить Дмитрия Румянцева за интересную пищу для ума и отметить ещё один важный аспект. В наше время, когда идеологический контроль в стране ориентируется на потребителя средств массовой информации, русский рок является одной из немногих зон бесконтрольности и свободы слова. Возможно, сейчас его невозможно позиционировать как масштабное социальное явление, несущее в массы свет, радость и полное понимание своего места в жизни. Но глупо спорить, что через 2-3 года культурный вакуум в стране может привести к тому, что русский рок останется одним из немногих источников удовлетворения духовных потребностей. И тогда станет по-настоящему важно, как, кем и для кого пишется наша сегодняшняя Книга поэтического рока.
Дункель Почти мембер
Зарегистрирован: 11.12.2007 Сообщения: 30
11 Дек 2007, 21:58 -
Тиражируемых ДДТ, явно уступающих попсовому, но более качественному своему аналогу ЛЮБЭ
Для меня что-то не очень явно. Внесите ясность, пожалуйста. В чём конкретно ДДТ уступает Любэ?
Пассажир Почти мембер
Зарегистрирован: 05.05.2007 Сообщения: 46
12 Дек 2007, 13:24 -
интересный текст. возникло сразу пару вопросов.
во-первых, действительно не совсем понятно чем же современное ЛЮБЭ качественней ДДТ. Мне кажется, что о качестве тут говорить можно только если начать копаться в тонкостях. А о содержимом... а содержимое в современном их (ээ..) творчестве мне ни там, ни там не симпатично.
во-вторых, кое что по конкретной песне. ЗРЕНИЕ - "Детский сад". Не могу принять аналогию с ПИЛОТОМ и тем более со ЗВЕРЯМИ. Ничего такого я там не слышал. В песнях ПИЛОТА гармония вообще таким образом никогда не строилась. А упомянутая фраза звучит так: "..Что единственному чаду покорится вся страна, и на развалинах Газпрома впишут наши имена" Вроде бы всё логично и отсылка понятно к чему.
А вот фраза "личность и инакость стала основным пафосом русского рока" понравилась. Сам так считаю. Вот только не могу знать, на сколько содержимое данного сборника вливается в эту концепцию, поскольку не слушал его. А хотелось бы. Где можно приобрести? Но судя по перечисленным именам и названиям, всетаки хочется надеяться, что пафоса там не так много, как сказано в данной рецензии.
Дункель Почти мембер
Зарегистрирован: 11.12.2007 Сообщения: 30
12 Дек 2007, 16:37 -
во-первых, действительно не совсем понятно чем же современное ЛЮБЭ качественней ДДТ. Мне кажется, что о качестве тут говорить можно только если начать копаться в тонкостях. А о содержимом... а содержимое в современном их (ээ..) творчестве мне ни там, ни там не симпатично.
Симпатии - особый разговор. Мне просто интересно, что автор понимает в данном случае под качеством.
Мне просто интересно, что автор понимает в данном случае под качеством.
А мне интересно, по каким критериям выведено, что ЛЮБЭ - это аналог ДДТ.
Дункель Почти мембер
Зарегистрирован: 11.12.2007 Сообщения: 30
12 Дек 2007, 17:24 -
Мне тож, кстати... Но я уже столько раз это слышал, что просто перестал обращать внимание.
Редхап Гость
12 Дек 2007, 17:42 -
А мне интересно, по каким критериям выведено, что ЛЮБЭ - это аналог ДДТ.
С точки зрения стороннего человека могут быть выделены следующие общие черты:
1. Русскоязычные группы
2. В творчестве обеих групп немало патриотических, военных тем.
3. Чередуются песни в полном электричестве с "просто под гитару".
4. Имеется явный фронтмен, остальные участники группы кажутся просто его сопровождением.
Чтобы меня не пинали, сразу скажу: я с этим не согласен. Поверхностная чушь, таким же образом можно сравнивать Кинчева с Леонтьевым, БГ с Меладзе, Умку с Орбакайте и т.д.
Список был любезно предоставлен моим двоюродным братом. Он, правда, применял ещё два пункта:
5. В обеих группах есть брюнеты.
6. У большинства участников обеих групп есть нос.
Румянцев Дмитрий Почти мембер
Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
13 Дек 2007, 10:51 -
А хотелось бы. Где можно приобрести?
Если вы живёте в Питере то у меня. Я сейчас как раз доп. тираж делаю. В магазинах пока не будет, а у меня будет. Напишите на мыло:
Если же вы не в Питере, то могу вам в мп3 перекинуть. Ибо с почтой лишний раз предпочитаю не заморачиватся. Это одно мучение.
Алексей В. Караковский Новичок
Зарегистрирован: 14.12.2007 Сообщения: 2
14 Дек 2007, 14:04 -
2 Дункель:
ЛЮБЭ и ДДТ, на мой взгляд, занимают одну и ту же идеологическую нишу в современной популярной музыке. Но ДДТ проигрывает за счёт слабых текстов (я имею в виду нездоровое стремление Шевчука к поэтическим красивостям, которое приводит в итоге цитатам а-ля "нарочно не придумаешь"). Ну и в мелодическом плане ЛЮБЭ, конечно, посильнее - как минимум, разнообразнее (если вообще можно считать мелодией перебор в разной последовательности аккордов C / G (или E) /Am / F - за пределы которых воображение Шевчука, похоже, не распространяется). Если честно, для меня это не очень принципиальный вопрос... Если Вы поклонник ДДТ, не обижайтесь на меня, у меня выстраданная позиция по этому поводу.
2 Пассажир:
Статья писалась принципиально субъективно. Если Вы не согласны о мной, это достоинство текста, а не недостаток ))
Пассажир Почти мембер
Зарегистрирован: 05.05.2007 Сообщения: 46
14 Дек 2007, 14:36 -
субъективно или нет, не так мне сейчас важно. я бы всё таки хотел увидеть Ваше раъеснение на тему схожести групп ЗРЕНИЕ и ПИЛОТ, хотя бы в данной песне. Вы же объяснили про ДДТ и ЛЮБЭ. Я просто не понимаю. Думал на эту тему.. ну, разве что тембр голоса местами.
ЛЮБЭ и ДДТ, на мой взгляд, занимают одну и ту же идеологическую нишу в современной популярной музыке.
Т.е. не "аналог", а одна и та же "идеологическая ниша". ПОнятнее не стало. Шо це таке?
Игорь Лунёв Наш человек
Зарегистрирован: 13.08.2007 Сообщения: 604
17 Дек 2007, 05:35 -
Вы уж простите меня, но любые аналогии между «Зрением» и «Пилотом» - полная ерунда. Вот угораздило же автора статьи…
Ну а по поводу «ДДТ» и «Любэ»… Я бы понял, если бы эта тема обсуждалась читателями какого-нибудь глянцевого журнала. Но вот люди читают статьи на сайте, который называется «Наш неформат», стало быть, интересуются чем-то таким, ну, неформатом этим самым. И не могут отличить попсовый продюсерский проект, «фишкой» которого является усреднённо-мужественный имидж и патриотическая тематика с лёгким оттенком ностальгии по «совку», и группу, пусть и позволяющую себе порой сомнительные заигрывания с ресторанно-блатной музычкой, но ведомую талантливым поэтом, не боящимся независимо мыслить.
Екатерина Борисова Site Admin
Зарегистрирован: 25.07.2004 Сообщения: 1915 Откуда: Санкт-Петербург
17 Дек 2007, 18:42 -
Есть вопросы:
1. Почему "То, что на диске присутствует минимальное количество звёзд – признак хорошего вкуса"? То есть "звездность" какого-либо автора автоматически означает, что тексты его - полное фуфло?
2. (к абзацу о Василии К.) Рок-н-ролл должен непременно играться на дешевых инструментах?
3. Где и когда Кирилл Комаров претендовал на "славянскую" поэзию?
4. (к абзацу о Канунникове) "Пример акустического рока в полном смысле слова: стилистическая принадлежность ощущается и в тексте, и в музыке" - это как? То есть как некий стиль "акустический рок" ощущается в тексте?
5. В чем заключается сходство ЗВЕРЕЙ и ПИЛОТА (кроме "Эпатажности" - кстати, в чем же эпатажность обоих коллективов?)?
6. Возможно, глупо спорить с автором, но я искренне полагаю, что и через 2-3, и через большее количество лет основными источниками удовлетворения духовных потребностей по-прежнему останутся книги, театры и музеи, а не русский рок. Или я что-то пропустила и русский рок когда-либо был таковым источником?
Вот это подход. Вместо того, чтобы как я тыкаться-мыкаться с одним вопросом, можно загрузить сразу вязанку. Я, может, тоже так поступлю, а пока присоединюсь-ка к первым трем.
Румянцев Дмитрий Почти мембер
Зарегистрирован: 11.07.2007 Сообщения: 85 Откуда: Санкт-Петербург
17 Дек 2007, 20:30 -
И не могут отличить попсовый продюсерский проект, «фишкой» которого является усреднённо-мужественный имидж и патриотическая тематика с лёгким оттенком ностальгии по «совку», и группу, пусть и позволяющую себе порой сомнительные заигрывания с ресторанно-блатной музычкой, но ведомую талантливым поэтом, не боящимся независимо мыслить.
Как я понял, для автора рецензии Шевчук превратился в тот же Поп-проект что и Любэ. Хотя возможно я ошибаюсь. Мне то самому так не кажется.
Или я что-то пропустила и русский рок когда-либо был таковым источником?
Возможно Катя и пропустили
Для меня БГ до сих пор такой источник. Причем особенно в последних альбомах. А в своё время таковым был Башлачёв. В нынешнее - Сергей Калугин. А театр никогда не был таким источником к примеру. Книги, Рок, редкие фильмы, и конкретные люди. Вот источники.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах