Новости :: Артисты :: Рецензии :: Статьи :: Архив :: Музыка(mp3) :: В рифму ::
Ссылки :: О проекте :: Об авторах :: Форум :: Гостевая книга :: Объявления ::
     
 

Поиск : Регистрация : FAQ : Пользователи : Группы : Профиль : Войти и проверить личные сообщения : Вход 

"Книга Поэтического Рока. Глава Третья. Север"
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алексей Караковский
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 10.12.2007
Сообщения: 1

Сообщение 10 Дек 2007, 19:31 - "Книга Поэтического Рока. Глава Третья. Север" Ответить с цитатой

(c) Дмитрий Румянцев - составление
(c) Представленные авторы, 2006


Зона неконтролируемого сознания: русский поэтический рок

Сборник современной музыки "Книга поэтического рока" - беспрецедентный в своём роде проект. Сам факт его появления - знак того, что русская песенная культура, несмотря на идеологическое давление извне, продолжает подвергаться независимому анализу - с точки зрения не утилитарной, но содержательной.

Затёртый штамп, что русский рок - это музыка вдумчивых или, в крайнем случае, просто духовных людей, ничего не даёт для понимания русского рока. Да и что называть русским роком? Тиражируемых ДДТ, явно уступающих попсовому, но более качественному своему аналогу ЛЮБЭ, постаревший, но не вышедший за пределы четырёх аккордов ЧАЙФ?

Составитель сборника, поэт, музыкант и музыкальный критик Дмитрий Румянцев определённо знает ответ, что считать русским роком и что считать русской рок-поэзией. То, что на диске присутствует минимальное количество звёзд - признак хорошего вкуса. Правда, при внимательном прослушивании сборника становится заметно, что критерий, использованный при отборе (вероятно, поэтичность?), соблюдается не вполне последовательно. С другой стороны, представлено большинство существующих направлений: от изысканного филологического (Аня Ширяева, Олег Медведев) до примитивного воспроизведения существующих традиций (Кирилл Комаров, ЯСНЫЙ-SVETLY, ДРУГОЙ ГОРОД). Такой подход, как мне кажется, даёт более объективное представление о реальности - о том, что остаётся за кадром телепрограмм, и о чём не прочтёшь в газетах.

Конечно, моя оценка крайне субъективна. Но, чтобы не превратиться в толпу, люди обязаны мыслить по-разному. Мне кажется, что личностность, инакость стала основным пафосом этого сборника - да и русского рока вообще. Поэтому мне было приятно составить и изложить своё мнение. Надеюсь, читатели меня поймут.

Теперь - о каждой песне отдельно.

Екатерина Ачилова - "Северная"
Украшение альбома. Полная гармония изысканной акустической аранжировки, лирического текста, лишённого затасканных оборотов, и волшебного голоса певицы. Говорить о невыразимом словами - преступление. Поэтому ограничусь лишь простой констатацией: влюбляйтесь в Екатерину Ачилову - и почувствуете себя счастливыми.

ДЕФЕКТЫ РЕЧИ - "Вавилонская Башня"
Стилистически это шансон с характерным ресторанным синтезатором и грубоватыми голосами вокалиста и вокалистки, но при более внимательном вслушивании обнаруживаются следы традиций авторской песни: длинные строки с прихотливой логикой, интеллектуальный уровень выше среднего. Впрочем, тема мне показалась высосанной из пальца: причём тут изучение языков? Что вообще этой песней хотели сказать?

КЛЮЧИ ОТ НЕБА - "Плен"
Довольно брутальная электронная музыка с вкраплениями тяжёлой электрогитары и теряющимся на заднем плане текстом с серьёзными, но довольно расхожими идеями о том, что мы все жители матрицы. Отторжения, вроде бы, ничего не вызвало, но и сопереживания особого тоже не появилось. Вероятно, это особенности незнакомой мне субкультуры или песенной традиции. Хочется верить, что КЛЮЧИ ОТ НЕБА на голову выше своих коллег: уровень их творчества совсем неплох и без труда позволяет то предположить.

Дмитрий Коновалов - "Нечего Терять"
Ремейк НАУТИЛУСА 80-х - как по остросоциальному тексту, так и по музыке (вокал, правда, похож не только на Бутусова, но и чем-то на Бычкова из группы АЛОЭ). Пожалуй, одно из самых приятных исполнений на диске - но, в то же время, нет ощущения, что "Город Братской Любви" или "Стриптиз" НАУТИЛУСА хуже раскрывают заявленную тему.

Александра Арбатская - "Матросская"
В музыке сплошной аранжировочный мейнстрим - много синтезатора и приятных намёков на джаз. Всё миленько, гладенько, не хуже, чем у всех. Зато текст песни - один из наиболее ярких, образных в сборнике. Картинка создаётся мгновенно и, что ценно, не отпускает. Правда, я всегда думал, что в слове "кораблей" ударение ставится на последний слог. Видимо, ошибался.

Василий К. - "Кеша"
О Василии К. принято говорить хвалебно, но я этого делать не буду. При очевидных достоинствах - приятной музыке, грамотном тексте, песня перегружена эффектами и разжёвана аранжировочно до такой степени, что итоговый саунд трудно назвать иначе чем попсой. Может, Летов и одиозная фигура, но его первым альбомам веришь гораздо больше, чем понтовым музыкантам с дорогими инструментами, утверждающим, что их музыка имеет отношение к рок-н-роллу. В то же время, сам текст достаточно многопланов, информативен, чем, безусловно, компенсирует скудость основной идеи - "кто не работает, тот не работает". Вероятно, это творение принесло бы немало пользы на "Радио Шансон" - для подъёма интеллектуального уровня любителей жанра. Впрочем, судя по популярности Василия К. - и так уже приносит.

ДРУГОЙ ГОРОД - "Изольда"
Романтические слёзы со всеми вытекающими последствиями. Само выражение "Изольда не изо льда", стоящее в основе текста, затёрто донельзя; простейший визит в Яндекс или ЛитПоиск даёт десяток вариаций различного авторства на эту тему. Мелодика лирически перебираемых под скрипку трёх блатных аккордов замечательно сочетается с недостатком идей и слов. Особенно покоробила строка "увезёт тебя во чужи края" - ну что ж делать, если гласная в размер не влезает? Наверное, это прекрасно, когда девочка умеет писать песни, а потом их петь. Но стоит ли потом это творчество выносить за пределы своей квартиры, подобно графоманам-поэтам, просиживающим сутками в Интернете?

Дмитрий Максимачёв - "Разбудить"
Насколько я понял, эта весёленькая бодрая песня повествует о чуваке, лежащем в коме, которого надо просто разбудить, разобраться с ним и отпустить. Дальнейшие куплеты выводят тему на новый уровень - что чувака никто "не знает" (точнее, не понимает), и эта трагедия - причина написания песни. Текст изобилует фразочками типа "сюжет, восхитительный для оригами", не особо относящимися к теме. Понравилась, впрочем, строка: "Чтобы разрушить студию эту, надо понять, что студии нету". Впервые встречаю, что принцип Линь Цзи "убей Будду" применён в типично музыкантской практике. Впрочем, весёленькая музыка а ля ТАНЦЫ МИНУС или БРАТЬЯ ГРИМ как-то не настраивает на серьёзность.

Кирилл Комаров - "За Высокой Горой"
Песня представляет собой набор штампов, передёрнутый из многих поколений предшественников (начиная с КАЛИНОВА МОСТА): "за высокой горой да за синей рекой", "нёс тебе чистый огонь", "будь околдована мной". Чего я решительно не понимаю, какое отношение это имеет к поэзии. К китчу, пародии, буриме - вполне возможно. Но к поэзии, тем более "славянской" (на что она часто претендует) - никакого.

Юлия Теунникова - "Самоходка"
Бодрый акустический блюз, придуманный и исполненный в полной мере талантливым человеком. Ни одной банальности, великолепный голос, умные музыканты. Второе украшение альбома (наряду с Екатериной Ачиловой).

ЯСНЫЙ-SVETLY - "Наяву"
Электронная музыка с гитарой, упорно напоминающей флойдовское "Shine On You Crazy Diamond", но звучащей нарочито медленно и даже, пожалуй, замогильно. Текст особой оригинальностью не отличается и вполне соответствует по качеству сотням доморощенных стишков, выкладываемым пятнадцатилетними поэтами на своих готических форумах. В общем, "душа тоскует и болит и ничего не говорит", а также "кто объяснит мне, почему сон происходит наяву" (не правда ли, свежие мысли?).

Cергей Каннуников & Никита Алешин "Провинция У Моря"
Пример акустического рока в полном смысле слова: стилистическая принадлежность ощущается и в тексте, и в музыке. И вся эта верность традиции - в сочетании с удивительной глубиной, свежестью, нетривиальностью, а потому - подлинностью. Впрочем, что говорить: знающие люди верят в Каннуникова как в бога. И я их понимаю: потому что есть ещё в мире музыка, которая затягивает как наркотик. Услышав Гребенщикова в четырнадцать и Каннуникова в двадцать девять, я испытал абсолютно идентичную необходимость срочно поехать в город и скупить все записи, чтобы погрузиться и не выныривать как можно дольше. Хорошо, что есть такие наркотики. Хорошо, что есть Каннуников.

ЗРЕНИЕ - "Детский Сад"
Странная песня с акустической гитарой, скрипкой и голосом вокалиста, в данном случае черпающим вдохновение не то из ПИЛОТА, не то из ЗВЕРЕЙ - словом, чего-то такого, вроде бы, эпатажного, но слишком уж тиражируемого. Наверное, предполагался панк-рок - судя по обилию нелепых бытовых сценок в тексте и такой же нелепой социальной их трактовке. Впрочем, строчка "На развалинах Газпрома пишет наши имена" меня очень рассмешила, да и вообще песня, как минимум, не поверхностна. Да и вообще Роман Филиппов намного более интересный музыкант, чем можно предположить по этой песне - это я говорю как человек, давно интересующийся его творчеством.

Аня Ширяева и ТРЕТИЙ ШАГ - "Слово Блюз"
Первая строка "Я хочу написать тебе блюз" исчерпывает первое впечатление от грамотно аранжированной и исполненной песни, где поэтическая составляющая заметно перевешивает музыкальную. Попытка эта, при всей заурядности темы, выполнена очень здорово, и в песне можно услышать массу восхитительных находок - например: "Если стих достаточно бел, его никто не найдёт, пока снег не растает" или "Это нелепое слово "блюз"... созвучным слову "люблю" и слову "болею"". Правда, темп достаточно быстрый, и я бы посоветовал прослушать эту песню не меньше двух раз подряд: текст от этого станет только лучше и раскроется как вкус дорогого французского вина.

Олег Медведев - "Парагвай"
Медведев - признанный классик жанра, чья песня про "метафизического водилу" и "непопсовую страну Парагвай", как обычно, балансирующая на грани постмодернового фола, отлично отражает идею сборника. Её нахождение здесь - оправданно и мудро. Слушать её приятно и полезно. Как и вообще Медведева. Единственное, чего я никогда не узнаю - понимает ли сам Медведев смысл хоть одной своей песни от начала до конца? Наверное, он об этом даже не думает - и в этом ему легче, чем его слушателям: мы будем сидеть и гадать, а он просто напишет что-нибудь ещё...

Вот и все песни - прекрасные, хулиганские, мудрые, легкомысленные - непохожие. Но оставляющие яркое впечатление и интерес к прочим главам "Книги русского рока", которых перед "Севером" вышло две. В заключение мне хотелось бы поблагодарить Дмитрия Румянцева за интересную пищу для ума и отметить ещё один важный аспект. В наше время, когда идеологический контроль в стране ориентируется на потребителя средств массовой информации, русский рок является одной из немногих зон бесконтрольности и свободы слова. Возможно, сейчас его невозможно позиционировать как масштабное социальное явление, несущее в массы свет, радость и полное понимание своего места в жизни. Но глупо спорить, что через 2-3 года культурный вакуум в стране может привести к тому, что русский рок останется одним из немногих источников удовлетворения духовных потребностей. И тогда станет по-настоящему важно, как, кем и для кого пишется наша сегодняшняя Книга поэтического рока.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дункель
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 11.12.2007
Сообщения: 30

Сообщение 11 Дек 2007, 21:58 - Ответить с цитатой

Тиражируемых ДДТ, явно уступающих попсовому, но более качественному своему аналогу ЛЮБЭ

Для меня что-то не очень явно. Внесите ясность, пожалуйста. В чём конкретно ДДТ уступает Любэ?
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Пассажир
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 05.05.2007
Сообщения: 46

Сообщение 12 Дек 2007, 13:24 - Ответить с цитатой

интересный текст. возникло сразу пару вопросов.

во-первых, действительно не совсем понятно чем же современное ЛЮБЭ качественней ДДТ. Мне кажется, что о качестве тут говорить можно только если начать копаться в тонкостях. А о содержимом... а содержимое в современном их (ээ..) творчестве мне ни там, ни там не симпатично.

во-вторых, кое что по конкретной песне. ЗРЕНИЕ - "Детский сад". Не могу принять аналогию с ПИЛОТОМ и тем более со ЗВЕРЯМИ. Ничего такого я там не слышал. В песнях ПИЛОТА гармония вообще таким образом никогда не строилась. А упомянутая фраза звучит так: "..Что единственному чаду покорится вся страна, и на развалинах Газпрома впишут наши имена" Вроде бы всё логично и отсылка понятно к чему.

А вот фраза "личность и инакость стала основным пафосом русского рока" понравилась. Сам так считаю. Вот только не могу знать, на сколько содержимое данного сборника вливается в эту концепцию, поскольку не слушал его. А хотелось бы. Где можно приобрести? Но судя по перечисленным именам и названиям, всетаки хочется надеяться, что пафоса там не так много, как сказано в данной рецензии.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дункель
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 11.12.2007
Сообщения: 30

Сообщение 12 Дек 2007, 16:37 - Ответить с цитатой

во-первых, действительно не совсем понятно чем же современное ЛЮБЭ качественней ДДТ. Мне кажется, что о качестве тут говорить можно только если начать копаться в тонкостях. А о содержимом... а содержимое в современном их (ээ..) творчестве мне ни там, ни там не симпатично.

Симпатии - особый разговор. Мне просто интересно, что автор понимает в данном случае под качеством.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 12 Дек 2007, 17:12 - Ответить с цитатой

Дункель
Мне просто интересно, что автор понимает в данном случае под качеством.

А мне интересно, по каким критериям выведено, что ЛЮБЭ - это аналог ДДТ.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Дункель
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 11.12.2007
Сообщения: 30

Сообщение 12 Дек 2007, 17:24 - Ответить с цитатой

Мне тож, кстати... Но я уже столько раз это слышал, что просто перестал обращать внимание.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Редхап
Гость





Сообщение 12 Дек 2007, 17:42 - Ответить с цитатой

А мне интересно, по каким критериям выведено, что ЛЮБЭ - это аналог ДДТ.

С точки зрения стороннего человека могут быть выделены следующие общие черты:
1. Русскоязычные группы
2. В творчестве обеих групп немало патриотических, военных тем.
3. Чередуются песни в полном электричестве с "просто под гитару".
4. Имеется явный фронтмен, остальные участники группы кажутся просто его сопровождением.
Чтобы меня не пинали, сразу скажу: я с этим не согласен. Поверхностная чушь, таким же образом можно сравнивать Кинчева с Леонтьевым, БГ с Меладзе, Умку с Орбакайте и т.д.
Список был любезно предоставлен моим двоюродным братом. Он, правда, применял ещё два пункта:
5. В обеих группах есть брюнеты.
6. У большинства участников обеих групп есть нос.
 
Румянцев Дмитрий
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 11.07.2007
Сообщения: 85
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 13 Дек 2007, 10:51 - Ответить с цитатой

А хотелось бы. Где можно приобрести?


Если вы живёте в Питере то у меня. Я сейчас как раз доп. тираж делаю. В магазинах пока не будет, а у меня будет. Напишите на мыло:

Если же вы не в Питере, то могу вам в мп3 перекинуть. Ибо с почтой лишний раз предпочитаю не заморачиватся. Это одно мучение.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алексей В. Караковский
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 14.12.2007
Сообщения: 2

Сообщение 14 Дек 2007, 14:04 - Ответить с цитатой

2 Дункель:
ЛЮБЭ и ДДТ, на мой взгляд, занимают одну и ту же идеологическую нишу в современной популярной музыке. Но ДДТ проигрывает за счёт слабых текстов (я имею в виду нездоровое стремление Шевчука к поэтическим красивостям, которое приводит в итоге цитатам а-ля "нарочно не придумаешь"). Ну и в мелодическом плане ЛЮБЭ, конечно, посильнее - как минимум, разнообразнее (если вообще можно считать мелодией перебор в разной последовательности аккордов C / G (или E) /Am / F - за пределы которых воображение Шевчука, похоже, не распространяется). Если честно, для меня это не очень принципиальный вопрос... Если Вы поклонник ДДТ, не обижайтесь на меня, у меня выстраданная позиция по этому поводу.

2 Пассажир:
Статья писалась принципиально субъективно. Если Вы не согласны о мной, это достоинство текста, а не недостаток ))
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Пассажир
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 05.05.2007
Сообщения: 46

Сообщение 14 Дек 2007, 14:36 - Ответить с цитатой

субъективно или нет, не так мне сейчас важно. я бы всё таки хотел увидеть Ваше раъеснение на тему схожести групп ЗРЕНИЕ и ПИЛОТ, хотя бы в данной песне. Вы же объяснили про ДДТ и ЛЮБЭ. Я просто не понимаю. Думал на эту тему.. ну, разве что тембр голоса местами.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 14 Дек 2007, 14:40 - Ответить с цитатой

Алексей В. Караковский
ЛЮБЭ и ДДТ, на мой взгляд, занимают одну и ту же идеологическую нишу в современной популярной музыке.

Т.е. не "аналог", а одна и та же "идеологическая ниша". ПОнятнее не стало. Шо це таке?
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Игорь Лунёв
Наш человек
Наш человек


Зарегистрирован: 13.08.2007
Сообщения: 604

Сообщение 17 Дек 2007, 05:35 - Ответить с цитатой

Вы уж простите меня, но любые аналогии между «Зрением» и «Пилотом» - полная ерунда. Вот угораздило же автора статьи…
Ну а по поводу «ДДТ» и «Любэ»… Я бы понял, если бы эта тема обсуждалась читателями какого-нибудь глянцевого журнала. Но вот люди читают статьи на сайте, который называется «Наш неформат», стало быть, интересуются чем-то таким, ну, неформатом этим самым. И не могут отличить попсовый продюсерский проект, «фишкой» которого является усреднённо-мужественный имидж и патриотическая тематика с лёгким оттенком ностальгии по «совку», и группу, пусть и позволяющую себе порой сомнительные заигрывания с ресторанно-блатной музычкой, но ведомую талантливым поэтом, не боящимся независимо мыслить.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Екатерина Борисова
Site Admin


Зарегистрирован: 25.07.2004
Сообщения: 1915
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 17 Дек 2007, 18:42 - Ответить с цитатой

Есть вопросы:

1. Почему "То, что на диске присутствует минимальное количество звёзд – признак хорошего вкуса"? То есть "звездность" какого-либо автора автоматически означает, что тексты его - полное фуфло?

2. (к абзацу о Василии К.) Рок-н-ролл должен непременно играться на дешевых инструментах?

3. Где и когда Кирилл Комаров претендовал на "славянскую" поэзию?

4. (к абзацу о Канунникове) "Пример акустического рока в полном смысле слова: стилистическая принадлежность ощущается и в тексте, и в музыке" - это как? То есть как некий стиль "акустический рок" ощущается в тексте?

5. В чем заключается сходство ЗВЕРЕЙ и ПИЛОТА (кроме "Эпатажности" - кстати, в чем же эпатажность обоих коллективов?)?

6. Возможно, глупо спорить с автором, но я искренне полагаю, что и через 2-3, и через большее количество лет основными источниками удовлетворения духовных потребностей по-прежнему останутся книги, театры и музеи, а не русский рок. Или я что-то пропустила и русский рок когда-либо был таковым источником?
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Старый Пионэр
Site Admin


Зарегистрирован: 24.10.2003
Сообщения: 2869
Откуда: Арзамас-75

Сообщение 17 Дек 2007, 19:02 - Ответить с цитатой

Екатерина Борисова
Есть вопросы:

Вот это подход. Вместо того, чтобы как я тыкаться-мыкаться с одним вопросом, можно загрузить сразу вязанку. Я, может, тоже так поступлю, а пока присоединюсь-ка к первым трем.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Румянцев Дмитрий
Почти мембер
Почти мембер


Зарегистрирован: 11.07.2007
Сообщения: 85
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение 17 Дек 2007, 20:30 - Ответить с цитатой

И не могут отличить попсовый продюсерский проект, «фишкой» которого является усреднённо-мужественный имидж и патриотическая тематика с лёгким оттенком ностальгии по «совку», и группу, пусть и позволяющую себе порой сомнительные заигрывания с ресторанно-блатной музычкой, но ведомую талантливым поэтом, не боящимся независимо мыслить.


Как я понял, для автора рецензии Шевчук превратился в тот же Поп-проект что и Любэ. Хотя возможно я ошибаюсь. Мне то самому так не кажется.

Или я что-то пропустила и русский рок когда-либо был таковым источником?


Возможно Катя и пропустили Wink
Для меня БГ до сих пор такой источник. Причем особенно в последних альбомах. А в своё время таковым был Башлачёв. В нынешнее - Сергей Калугин. А театр никогда не был таким источником к примеру. Книги, Рок, редкие фильмы, и конкретные люди. Вот источники.
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Наш НеФормат -> Рецензии Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


   
  Rambler's Top100 Copyright © 2002-2006, "Наш Неформат"
Основатель Старый Пионэр
Дизайн Кира © 2003 (HomeЧатник)
Техническая поддержка Пашти © 2006