"Кругозор" №09'1991 (фестиваль "Интершанс" в Киеве)


Рок и шанс

В конце 80-х в послесловии к своему нашумевшему эссе "Рок в СССР" Артем Троицкий писал: "Рок сегодня уже не является вызовом, брошенным общественному спокойствию, хотя не сомневаюсь, что и сейчас найдутся люди, сохраняющие верность его бунтарскому духу. Наверное, скоро у нас будет настоящий шоу-бизнес - со множеством звучащей продукции, хит-парадами и вручением золотых дисков..."

Знаменитый рок-критик как в воду глядел. И хит-парады, и вручение золотых дисков стали у нас в чести. Только вот беда, имена тех, кто находится в центре общественного внимания, зачастую далеки от настоящей рок-музыки. Что же касается шоу-бизнеса, с ним гораздо сложнее. Он по сию пору находится в младенческом состоянии.

Развитию шоу-бизнеса в нашей стране способствует существующий уже почти год международный конкурс-фестиваль "Интершанс", который своим появлением обязан энергии и фантазии сотрудников внешнеторгового объединения "Международная книга". Дважды "Интершанс" проходил в Москве. В этом году переместился в столицу Украины.

Нежным цветением персиковых деревьев и нарциссов встретил Киев прибывающих музыкантов. Атмосфера, в какой проводился "Интершанс", отличалась сдержанностью, если не сказать - строгостью. Дни проведения фестиваля совпали с проходящей Неделей памяти чернобыльской трагедии. Его организаторы и участники сознательно пошли на это, так как сборы от гала-концертов в многотысячном зале Киевского Дворца спорта сулили немалые суммы, и две трети их было решено передать в Фонд помощи жертвам Чернобыля.

В Киев приехали представители крупных зарубежных фирм, специалисты разных рангов, так или иначе связанные с мировым шоу-бизнесом - из Англии, Испании, Японии, Бельгии, Чехословакии. Когда я спросила у Кристофера Пирса из фирмы "Вижен Клейн", на что он рассчитывает на фестивале, он ответил: "Прежде всего крупные компании грамзаписи ищут в артисте оригинальность. Только не копирование того, что есть на Западе. Своеобразность, индивидуальность - важнейшее условие для контракта с фирмой".

Чем конкретно привлекают зарубежных представителей шоу-бизнеса новые имена на эстраде? Питер Долан, английская фирма "Хилтон саунд": Первое - это особенности страны, которую представляют музыканты. К примеру, в Ирландии основу современной музыки составляют корни кельтской культуры. А далее - вопрос в том, чтобы приблизить народную оригинальную музыкальную культуру к формам, свойственным рок-музыке".

Афиши обещали встречу с кумирами и прекрасными "незнакомками" и "мистерами Икс". Порадовало, что наряду с исполнителями из Москвы, Киева, Риги и Еревана в конкурсной программе были музыканты из Днепропетровска и Ялты, Львова и Запорожья, из столицы Калмыкии Элисты.

Члены жюри и пресса вздохнули с облегчением, узнав, что на этот раз каждый из дней конкурса отмечен своим жанровым знаком. В первый день на сцену должны были выйти хард-роковые группы, второй проходил под знаком "поп-рок", а название третьего дня звучало многообещающе: "фолк-альтернатива". Не надо было быть профессиональным аналитиком, чтобы понять, находясь "внутри" одного из этих жанров, степень его плодотворности.

После прослушивания хард-роковых групп у меня лично сложилось досадное впечатление, что все музыканты, исповедующие этот стиль, оказались, как говорится, из одной связки: одинаково загримированные лица, похожие прически, черного цвета костюмы и полные бурной экспрессии композиции. Хард-роковые группы, как никто другой, были способны мгновенно "разогреть" огромный зал своими эмоциональными инструментальными соло. Отличалось их исполнение и зрелищностью.

Но музыкальное единообразие постепенно утомило и жюри, и всех сидящих в зале. Единственным светом в окне в первый день стала московская группа ГИБЕЛЬ БОГОВ. Было видно, что этот ансамбль - собрание артистических индивидуальностей. Каждый исполнитель был интересен и как музыкант, и как лицедей.

Во второй день конкурса многие возлагали надежды на Ольгу Раецку - рижанку, лауреата конкурса "Юрмала-87". Но ее выступление разочаровало. Будто и не прошло нескольких лет. Все осталось по-прежнему. Зато общий восторг - Вика Врадий. Запомните это имя. Львовская группа ВИКА, с которой она выступает, стала открытием конкурса. Смесь колоритных, сочных, суперсовременно звучащих аранжировок, свежие краски украинского фольклора, тонкий сценический юмор, запоминающийся облик солистки.

И, наконец, день третий. Ощущений праздника оставило выступление московского АЛЬЯНСА. Его можно было оценить высшими баллами: профессионально, оригинально, захватывающе.

После выступления АЛЬЯНСА нелегко было выйти на сцену молодым музыкантам группы КАЛМЫКИЯ. Но талант таланту не помеха. Ребята из Элисты начали с многоголосной песни a capella, посвященной жертвам Чернобыля. Эта взволнованная композиция расположила к музыкантам всех сидящих в зале. И потом все, что исполняли калмыцкие музыканты, только укрепляло мостик доверия и уважения, который они перебросили в зал в самом начале. Группе КАЛМЫКИЯ всего два года. Она стала известна после удачного дебюта на международном конкурсе "Голос Азии-90" в Алма-Ате. Лидер группы, автор аранжировок и многих композиций, исполняемых КАЛМЫКИЕЙ, Аркадий Манджиев, пишет оперы, балеты и симфонии. Уже по этому можно судить о его музыкальной одаренности и культуре.

Так каковы же "Интершансы" советских рок-музыкантов? Представители зарубежных фирм не спешат при подписании контрактов и долговых бумаг. Так что еще немного терпения...

На восьмой звуковой дорожке вы услышите в исполнении групп КАЛМЫКИЯ и ДДТ (гость фестиваля) песни: "Звезда" (калмыкская народная, аранжировка А. Манджиева), и "Не Стреляй" (Ю. Шевчук).

Полина ВАСИЛЬЕВА
"Кругозор" № 9'1991


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 24 октября 2015, 19:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.01 / 5 / 0.002