"Московский Комсомолец" 25.11.1987 (фестиваль "Московская Осень-87")


Осенний рок-н-ролл

ГОДА три-четыре назад это и вообразить было невозможно: Союз композиторов, «Московская осень», рок-концерт...

Такое сочетание и сегодня выглядит несколько непривычно. Но стереотип наконец сломан, и рок-музыка довольно естественно вписалась в панораму ежегодного московского фестиваля. Его организаторы сделали все возможное, чтобы концерт во Дворце культуры АЗЛК не превратился в ординарную «тусовку», но стал событием «Московской осени». И цели своей достигли.

Им удалось выстроить разнообразную и насыщенную программу. Без особых перепадов — по уровню профессионального мастерства, силе эмоционального воздействия. А главное — дать почувствовать, что рок-музыка не праздное занятие радикальных эксцентриков, не «звуковой наркотик» для безумной толпы, но, в сущности своей, особая область современной музыкальной культуры. Со своими истоками и традициями. Многое унаследовавшая от форм джазового и предджазового музицирования, кое-что взявшая от европейской академической музыки. Особый мир — слова, интонации, жеста, чувства, мысли.

Этот концерт отнюдь не был ретроспективой. Наоборот. Преобладало ощущение современности, даже сиюминутности происходящего. Но в исполняемой музыке звучала и ее «собственная история».

Перенасыщенный раствор блюзовой лексики в двух композициях АРСЕНАЛА. Преподнесенный очень мощно и виртуозно, без тени стилизации. Это — основа основ языка рока. Быть может, отсюда — своеобразная классичность и стройность исполнительской манеры нынешнего АРСЕНАЛА, внимание музыкантов к каждому звуку, интонации, мелодической фигуре. Наверняка отсюда — «раскаленная» эмоциональная атмосфера музицирования, создаваемая Алексеем Козловым и его коллегами.

БРИГАДА С выступила как обычно — и как обычно, с успехом. Его, конечно же, обеспечивают иронические, но вместе с тем достаточно «прозрачные» поэтические тексты, пластика неутомимого Игоря Сукачева, неплохая ансамблевая сыгранность. И все-таки самое привлекательное в музыке этой группы — умение найти в каждой композиции свою «изюминку», то, что в странах английского языка называют словечком «хук» (крючок, ловушка, зацепка). Угловатую мелодическую фразу, рискованный гармонический оборот, внезапное восклицание, навязчивое сочетание слов, — короче говоря, то, что придает целому индивидуальный характер и — нередко — своего рода шлягерность, «ударность».

Группа НЮАНС оказалась самой бескомпромиссной. Манера, в которой работают музыканты, — жесткий ритм, звучащий агрессивно, нервно. Его изломанные линии лишь отдаленно напоминают об источнике — благообразной негритянской музыке соул. В духе «новой волны» — немного наивная, но все ж таки впечатляющая театрализация. Парадокс — в музыке, созданной этнической субкультурой, мы слышим сейчас нечто важное и общезначимое.

Неудачи тоже поучительны. Композиции группы КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ перенесли слушателей примерно лет на пятнадцать назад — во времена волевого хард- и маньеристского арт-рока. Кажется, все на месте: налицо профессиональная композиторская работа, соответствующая исполнительская манера, костюмы... И вместе с тем — статичный пафос. Нет интонационного «нерва», естественности перетекания музыкального материала. Клочковатость формы, неприкрытые швы.

Быть может, язык, на котором изъясняются музыканты, уже обесценен? И способствует ли сегодня академическая традиция внятности и выразительности рок-музыки?

Но и в этом — многоликость рок-музыки.

Фестивальный концерт продемонстрировал возможность серьезного и компетентного к ней отношения — организаторов, музыкантов, публики. Необходимость «окультуренных» форм преподнесения рока. Адекватного понимания его языка и традиций.

Главное — непредвзятость.

Нельзя сваливать на рок все мыслимые и немыслимые грехи. Вспомним годы неистовой борьбы с фокстротом и «нэпманской музыкой», эпоху «разгибания саксофонов». Разве история учит нетерпимости?

Николай ДЕГТЯРЕВ
Фото Александра АСТАФЬЕВА


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 17 ноября 2009, 16:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Комсомольская Правда" 27.01.1988 (фестиваль "Московская Осень")Старый Пионэр07.08.2009
АрхивБРИГАДА С, часть 1 (разные издания)Старый Пионэр26.01.2005
АрхивБРИГАДА С, часть 2 (разные издания)Старый Пионэр22.08.2006
Архив"Московский Комсомолец" 17.09.1993 (МАШИНА ВРЕМЕНИ, БРИГАДА С)Старый Пионэр27.02.2007
Архив"Московский Комсомолец" 30.09.1988 (БРИГАДА С, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС и фирма "Мелодия")Старый Пионэр28.01.2008
Архив"Работница" №04'1988 (БРИГАДА С, АВИА, КРУИЗ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС)Екатерина Борисова12.02.2015

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 8 / 0.012