"Московский Комсомолец" 13.04.1989 ("Фестиваль Надежд-89")


В поисках "надежды"

"Фестиваль надежд" всегда вызывает большой интерес у самой широкой рок-общественности. Вот и в этот раз в ДК им. Горбунова - традиционном месте проведения фестивалей рок-лаборатории - был аншлаг, там можно было встретить как известных людей из "тусовки", так и "инвалидов рока". В зале были и Игорь Сукачев, собирающийся на днях в Америку, и ВА-БАНК, только что вернувшийся из турне по Скандинавии, и Андрей Якушин, кандидат в участники "Юрмалы-89". Рок-лаборатория на "Фестивале надежд" представляет молодые группы, которые в этом году могут оказаться в "топе", и, конечно, приятно находиться при рождении сенсации. Тем более что в этот раз рок-лаборатория проводила фестиваль совместно с Ленинградским рок-клубом и, кроме 13 московских команд, в концертах принимали участие и 7 ленинградских.

Однако, честно говоря, настоящих открытий на этом фестивале для меня случилось только три.

Первое - это прежде всего группа ПОГО, половина старой лабораторской команды ПАРИ. Ребята играют энергичную и очень модную сейчас в Европе музыку, когда из стены ритмического шума вырываются крик вокалиста и мелодия лидер-гитары. Недаром, наверное, фирма "Пепси-кола" привлекла их к рекламе своей продукции. (С ПОГО был сделан клип, и мы ждали, что его покажут в конкурсе видеоклипов, но так и не дождались...). Лидер группы - гитарист и вокалист Леонид Сигалов, на бас-гитаре играет и стихи пишет Павел Арапенков, известный еще по службе в университетской группе КАБИНЕТ (из которой, кстати, вышли "ва-банковские" гитарист Е. Никонов и барабанщик А. Маликов), ритм-гитара - Альберт Исмагилов, и барабаны - Сергей Майстренко.

А второе открытие - это женская группа БОЛЕЗНЬ. Я впервые видел чисто женскую группу, которая играла бы с такой мощью, с таким невероятным духом рок-н-ролла. Нечаянно получилось так, что БОЛЕЗНЬ выступала сразу же вслед за ленинградской женской командой ЭКС-МИССИЯ, чью лидер-гитаристку я знаю еще по работе в СИТУАЦИИ и которая, несмотря на все свое усердное подражание Ляпину, выглядела довольно беспомощно, втыкая во все без исключения композиции - даже "волновые" - металлические гитарные проигрыши, от которых песня чаще всего проигрывала. В принципе зал, конечно, "завелся", так как молодые девушки на сцене для нас все еще редкость. Но когда ЭКС-МИССИЮ сменила Джанис с командой, началась бурная и заслуженная овация. И хотя техника группы вызывает, мягко говоря, споры, но из групп, играющих музыку такого разряда, БОЛЕЗНЬ - третья команда после ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА и ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ, от которой я получил исчерпывающее удовольствие. Видимо, все же не только в профессионализме дело, но и в том, что принято называть "духом рок-н-ролла".

И третье - МАТРОССКАЯ ТИШИНА. Никто не ожидал от них такого мощного взлета, но свершившийся факт объясняется просто: ТИШИНА несколько месяцев репетировала под руководством Кима Ингеманна, лидера датской группы NRG, и тот поставил группе саунд.

В принципе, конечно, ПОГО и БОЛЕЗНЬ не единственные группы, которые произвели хорошее впечатление на фестивале. Великолепно выступили ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ. Этой осенью вокалист Мефодий наконец оставил бесплодные скитания по андерграунду и показался на РЛ-фестивале "1-й панк-съезд". С тех пор он выступает почти каждую неделю и имеет неизменный успех. Вот и в этот субботний вечер большинство публики пришло, чтобы посмотреть именно НИИКОС. Но я как-то не решаюсь назвать КОСМЕТИКУ открытием фестиваля, так как знаю их еще с 1986 года.

Точно так же я уже год почти знаю группу ПОРТ-АРТУР, а некоторые их песни, такие как "Убивал меня любер Василий..." и "Боевик", успели стать "классикой" в московском рок-сообществе.

Очень хорошо выступили группы РУКАСТЫЙ ПЕРЕЦ и НОГУ СВЕЛО. У обеих - веселые, остроумные тексты, свежая музыка и общий барабанщик. Кроме того, приятно было чувствовать, что Дима Якомульский (РУКАСТЫЙ ПЕРЕЦ) и Максим Покровский (НОГУ СВЕЛО) - настоящие лидеры своих команд. Однако, несмотря на то, что и сам я тоже участвовал в аплодисментах, меня не покидало ощущение, что все это когда-то уже было видено и слышано. Эклектика в выступлениях молодых групп идет в полный рост - это настоящая болезнь времени и предвестник кризиса.

Остальные группы я, честно говоря, не запомнил.

Ленинград же - кроме, пожалуй, БУКВЫ О - просто разочаровал. Почти все группы исполняли музыку, которую постоянно показывают сейчас во "Взгляде"; ортодоксальный хард-рок и уже далеко не новая "новая волна" со средними "революционными" текстами. Даже знаменитый НЭП разочаровал: появиться ему пару лет назад, он имел бы успех, а сейчас это все уже проехало. И этот пафос, эта "кавалерийская атака на капитал" не характерны для рок-н-ролла. И без сомнения, именно в доминировании социального протеста, выраженного таким вот арифметически-усредненным способом, и заключается одна из главных причин общего кризиса рок-музыки, о котором начали шептать год назад.

В приручении рока особое усердие проявило телевидение, в частности программа "Взгляд". Настоящего "страшного" рока там не показывают, в эфире в основном конъюнктурные образцы, которые и вызывают письма "трех писателей". И в этот раз видеокамеры смущенно жались в углу, пока выступали Э.С.Т., ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ, БОЛЕЗНЬ, но они тут же ожили, когда на сцену вышла ленинградская группа ПРЕМЬЕР, абсолютно укладывающаяся в прокрустов размер телевидения.

Итак, "Фестиваль надежд" - как и всегда - вскрыл динамику развития рок-сообщества. Фигуры заняли позиции на шахматной доске, каждая - свою. Публика находится в поисках нового, а волна рока, выращенная в тепличных условиях андерграунда, похоже, реализовала себя. Вся надежда теперь на следующее поколение, которое придет вслед за нами. Что это будет за музыка? Трудно сказать. Но при сохранении всех музыкальных и социальных достижений рока должна проявиться какая-то новая идея. (Нынешний кризис - слишком сложный вопрос. Все, кого это беспокоит, смогут подробнее прочитать об этом в ближайшем выпуске рок-лабораторского альманаха "Сдвиг", когда тот выйдет...).

Кто-то, может быть, обидится на меня за эту статью, к кому-то я, наверное, был несправедлив, но я - как это там у Майка? - "люблю вас всех... нет, ну, скажем, почти всех". В конце концов "Фестиваль надежд" - это только "Фестиваль надежд". Группа заявлена и имеет возможность развиваться на виду у всех. О группе уже не забудут. Кто, например, смог реализовать себя после прошлогоднего фестиваля? Это - ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНАЯ ТЕРАПИЯ, НЕБО И ЗЕМЛЯ, ДИАНА. У ТУПЫХ - прошлогодних фаворитов - наоборот, кризис. А МАФИЯ, которую никто не брал тогда в расчет, сегодня выступает в качестве "хэдлайнеров" (новое модное слово, обозначающее главного гостя, на которого все идут), а за неделю до фестиваля МАФИЯ в Свердловске на "Металлопластике-89" заняла 3-е место, уступив лишь Э.С.Т. и ФРОНТУ (Ленинград). Поэтому каждый держит удачу в своих собственных руках, и подождем до летних итоговых концертов, которые уже не за горами.

Владимир МАРОЧКИН,
редактор журнала "Сдвиг"
Московской рок-лаборатории
Фото Михаила ТРУШИНА


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 11 июня 2009, 19:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.003