"Московский Комсомолец" 13.04.1989 ("Фестиваль Надежд-89")


В поисках «надежды»

«Фестиваль надежд» всегда вызывает большой интерес у самой широкой рок-общественности. Вот и в этот раз в ДК им. Горбунова — традиционном месте проведения фестивалей рок-лаборатории — был аншлаг, там можно было встретить как известных людей из «тусовки», так и «инвалидов рока». В зале были и Игорь Сукачев, собирающийся на днях в Америку, и ВА-БАНК, только что вернувшийся из турне по Скандинавии, и Андрей Якушин, кандидат в участники «Юрмалы-89». Рок-лаборатория на «Фестивале надежд» представляет молодые группы, которые в этом году могут оказаться в «топе», и, конечно, приятно находиться при рождении сенсации. Тем более что в этот раз рок-лаборатория проводила фестиваль совместно с Ленинградским рок-клубом, и кроме 13 московских команд в концертах принимали участие и 7 ленинградских.

Однако, честно говоря, настоящих открытий на этом фестивале для меня случилось только три.

Группа ПОГО (Москва)Первое — это прежде всего группа ПОГО, половина старой лабораторской команды ПАРИ. Ребята играют энергичную и очень модную сейчас в Европе музыку, когда из стены ритмического шума вырываются крик вокалиста и мелодия лидер-гитары. Недаром, наверное, фирма «Пепси-кола» привлекла их к рекламе своей продукции. (С ПОГО был сделан клип, и мы ждали, что его покажут в конкурсе видеоклипов, но так и не дождались...). Лидер группы — гитарист и вокалист Леонид Сигалов, на бас-гитаре играет и стихи пишет Павел Арапенков, известный еще по службе в университетской группе КАБИНЕТ (из которой, кстати, вышли «ва-банковские» гитарист Е. Никонов и барабанщик А. Маликов), ритм-гитара — Альберт Исмагилов, и барабаны — Сергей Майстренко.

А второе открытие — это женская группа БОЛЕЗНЬ. Я впервые видел чисто женскую группу, которая играла бы с такой мощью, с таким невероятным духом рок-н-ролла. Нечаянно получилось так, что БОЛЕЗНЬ выступала сразу же вслед за ленинградской женской командой ЭКС-МИССИЯ, чью лидер-гитаристку я знаю еще по работе в СИТУАЦИИ и которая, несмотря на все свое усердное подражание Ляпину, выглядела довольно беспомощно, втыкая во все без исключения композиции — даже «волновые» — металлические гитарные проигрыши, от которых песня чаще всего проигрывала. В принципе зал, конечно, «завелся», так как молодые девушки на сцене для нас все еще редкость. Но когда ЭКС-МИССИЮ сменила Джанис с командой, началась бурная и заслуженная овация. И хотя техника группы вызывает, мягко говоря, споры, но из групп, играющих музыку такого разряда, БОЛЕЗНЬ — третья команда после ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА и ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ, от которой я получил исчерпывающее удовольствие. Видимо, все же не только в профессионализме дело, но и в том, что принято называть «духом рок-н-ролла».

И третье — МАТРОССКАЯ ТИШИНА. Никто не ожидал от них такого мощного взлета, но свершившийся факт объясняется просто: ТИШИНА несколько месяцев репетировала под руководством Кима Ингеманна, лидера датской группы NRG, и тот поставил группе саунд.

В принципе, конечно, ПОГО и БОЛЕЗНЬ не единственные группы, которые произвели хорошее впечатление на фестивале. Великолепно выступили ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ. Этой осенью вокалист Мефодий наконец оставил бесплодные скитания по андерграунду и показался на РЛ-фестивале «1-й панк-съезд». С тех пор он выступает почти каждую неделю и имеет неизменный успех. Вот и в этот субботний вечер большинство публики пришло, чтобы посмотреть именно НИИКОС. Но я как-то не решаюсь назвать КОСМЕТИКУ открытием фестиваля, так как знаю их еще с 1986 года.

Точно так же я уже год почти знаю группу ПОРТ-АРТУР, а некоторые их песни, такие, как «Убивал меня любер Василий...» и «Боевик», успели стать «классикой» в московском рок-сообществе.

Очень хорошо выступили группы РУКАСТЫЙ ПЕРЕЦ и НОГУ СВЕЛО. У обеих — веселые, остроумные тексты, свежая музыка и общий барабанщик. Кроме того, приятно было чувствовать, что Дима Якомульский (РУКАСТЫЙ ПЕРЕЦ) и Максим Покровский (НОГУ СВЕЛО) — настоящие лидеры своих команд. Однако, несмотря на то, что и сам я тоже участвовал в аплодисментах, меня не покидало ощущение, что все это когда-то уже было видено и слышано. Эклектика в выступлениях молодых групп идет в полный рост — это настоящая болезнь времени и предвестник кризиса.

Остальные группы я, честно говоря, не запомнил.

Ленинград же — кроме, пожалуй, БУКВЫ О — просто разочаровал. Почти все группы исполняли музыку, которую постоянно показывают сейчас во «Взгляде»; ортодоксальный хард-рок и уже далеко не новая «новая волна» со средними «революционными» текстами. Даже знаменитый НЭП разочаровал: появиться ему пару лет назад, он имел бы успех, а сейчас это все уже проехало. И этот пафос, эта «кавалерийская атака на капитал» не характерны для рок-н-ролла. И без сомнения, именно в доминировании социального протеста, выраженного таким вот арифметически-усредненным способом, и заключается одна из главных причин общего кризиса рок-музыки, о котором начали шептать год назад.

В приручении рока особое усердие проявило телевидение, в частности программа «Взгляд». Настоящего «страшного» рока там не показывают, в эфире в основном конъюнктурные образцы, которые и вызывают письма «трех писателей». И в этот раз видеокамеры смущенно жались в углу, пока выступали Э.С.Т., ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ, БОЛЕЗНЬ, но они тут же ожили, когда на сцену вышла ленинградская группа ПРЕМЬЕР, абсолютно укладывающаяся в прокрустов размер телевидения.

Итак, «Фестиваль надежд» — как и всегда — вскрыл динамику развития рок-сообщества. Фигуры заняли позиции на шахматной доске, каждая — свою. Публика находится в поисках нового, а волна рока, выращенная в тепличных условиях андерграунда, похоже, реализовала себя. Вся надежда теперь на следующее поколение, которое придет вслед за нами. Что это будет за музыка? Трудно сказать. Но при сохранении всех музыкальных и социальных достижений рока должна проявиться какая-то новая идея. (Нынешний кризис — слишком сложный вопрос. Все, кого это беспокоит, смогут подробнее прочитать об этом в ближайшем выпуске рок-лабораторского альманаха «Сдвиг», когда тот выйдет...).

Кто-то, может быть, обидится на меня за эту статью, к кому-то я, наверное, был несправедлив, но я — как это там у Майка? — «люблю вас всех... нет, ну, скажем, почти всех». В конце концов «Фестиваль надежд» — это только «Фестиваль надежд». Группа заявлена и имеет возможность развиваться на виду у всех. О группе уже не забудут. Кто, например, смог реализовать себя после прошлогоднего фестиваля? Это — ЭЛЕКТРО-СУДО-РОЖНАЯ ТЕРАПИЯ, НЕБО И ЗЕМЛЯ, ДИАНА. У ТУПЫХ — прошлогодних фаворитов — наоборот, кризис. А МАФИЯ, которую никто не брал тогда в расчет, сегодня выступает в качестве «хэдлайнеров» (новое модное слово, обозначающее главного гостя, на которого все идут), а за неделю до фестиваля МАФИЯ в Свердловске на «Металлопластине-89» заняла 3-е место, уступив лишь Э.С.Т. и ФРОНТУ (Ленинград). Поэтому каждый держит удачу в своих собственных руках, и подождем до летних итоговых концертов, которые уже не за горами.

Владимир МАРОЧКИН,
редактор журнала «Сдвиг»
Московской рок-лаборатории.
Фото Михаила ТРУШИНА.


Автор: Старый Пионэр
опубликовано 11 июня 2009, 19:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.01