Воздух свободы (фестиваль "Иллюминатор-2020" в Москве)


В Москву родные меня провожали как на фронт. Я и сама слегка опасалась ехать, причем вовсе не из-за ковида (чем московский его вариант страшнее питерского?), а из-за общей нервной обстановки, когда не знаешь, не запретят ли завтра то, что разрешено сегодня, а если вдруг запретят, то как из этого выкручиваться с наименьшими потерями. Правда, прямо накануне фестиваля Саша Самойленко еще раз созвонился с людьми из клуба "Glastonberry", и те опять подтвердили, что всё в силе и "Иллюминатор" состоится. Но все-таки, все-таки...

Однако боги и прочие силы добра нам благоволили, и фестиваль действительно состоялся. На входе в клуб, правда, мерили температуру и просили подниматься по лестнице, где висит камера наблюдения, строго в масках, но дальше уже все происходило как всегда. Во всяком случае, так же, как было те предыдущие пять раз, что я приезжала на "Иллюминатор". Прибалтийские группы, правда, опять не приехали - хотя в этом году не по финансовым причинам, - но российские иногородние таки были. Вообще, выступавших было заявлено даже, кажется, больше обычной нормы, поэтому сеты игрались довольно короткие - и хотя это не позволяло сполна оценить творчество тех, кто нравится, но зато и не давало заскучать под тех, кто нравится не очень. В целом нынешний "Иллюминатор" прошел в хорошем правильном темпе, и даже обычное и привычное сползание графика к полуночи никого, насколько могу судить, не напрягло.

Для тех, кто слышит о фестивале впервые, краткая справка: он ежегодный, прошел уже в 11-й раз, проводится обычно в конце сентября (в этом году 27-го) - поближе к дате рождения поэта, переводчика и философа Ильи Кормильцева, осмыслению наследия которого, в общем, и посвящен. Мне не очень нравится словосочетание "фестиваль памяти Кормильцева", поэтому я стараюсь не часто употреблять его в репортажах, и уж тем более "Иллюминатор" не стоит считать так называемым "поминальником": это скорее ежегодная встреча тех людей, на творчество и жизнь которых Кормильцев так или иначе повлиял. Есть завсегдатаи таких встреч, есть новички, часть которых со временем тоже становится завсегдатаями, есть и какие-то случайные прохожие, просто забредшие на огонек. Здесь никого не отвергают, особенно если человек оказывается своим по духу. Исполнение кавер-версий песен Кормильцева приветствуется, но не вменяется в обязанность: на "Иллюминаторе" можно делать и что-то совершенно свое, никак не связанное с историей свердловского или русского рока. Читать, например, стихи или исполнять хип-хоп, петь по-английски или играть джаз. В итоге "Иллюминатор" хоть и цементируется и направляется в некое заранее обрисованное русло фигурой Кормильцева, но в отдельных эпизодах может быть абсолютно непредсказуем. И это, конечно же, хорошо.

Организовывает это все Александр Самойленко, лидер группы ТОМАС (ныне - Саша Самойленко & TOMAS BAND), но не в одиночку, а с помощью разнообразных друзей, часть которых также выступает на фестивале, а часть находится в зале или даже вовсе на нем не присутствует, помогая дистанционно. Еще есть постоянная мысль вывести "Иллюминатор" за пределы Москвы, делая целую серию связанных локальных сентябрьских фестивалей в нескольких городах. Пока эту идею подхватил лишь Екатеринбург (что логично), где такой фестиваль проходил уже дважды, только что состоялся первый фестиваль в Челябинске, но существуют и виды на Питер и другие города. О реализации говорить пока рано (особенно сейчас), но хочется верить, что рано или поздно сбудется и это тоже.

Ну а теперь сводка о выступавших на нынешнем "Иллюминаторе" музыкантах, то есть, собственно, отчет.

Чисто по транспортным причинам я на фестиваль немного опоздала, так что первую из выступавших групп - ПОЛУГОРА - мне послушать не довелось, а пришла я ровно к сету Виса Виталиса. Виталис с группой, которая регулярно меняет названия и состав, выступает на "Иллюминаторе" ежегодно, но фишка в том, что исполняет всегда что-то иное, поэтому узнать, что он продемонстрирует в очередной конкретный раз, как минимум любопытно. Но данный раз меня откровенно не впечатлил - особенно по сравнению с прошлым годом или, скажем, с тем прекрасным безобразием, которое случилось здесь в 2017-м. Программа, если я правильно поняла, была довольно новая и потому не очень обкатанная, состоявшая почти сплошь из кавер-версий всяких англоязычных хитов различной степени известности. Есть ощущение, что Виталис нечто подобное может делать хорошо и интересно, но то ли выбор материала подвел (кто может исполнить "I Wanna Do Bad Things with You" лучше Эверетта?), то ли в целом что-то не задалось, то ли - что вернее всего - здесь и сейчас мне хотелось услышать нечто иное. Так что, увы, - мимо.

Зато короткометражный игровой фильм "Петифур" за авторством Виталиса, который нам показали где-то в середине фестиваля, мне, наоборот, весьма понравился. К Кормильцеву и вообще к музыке фильм отношения не имеет, пересказывать его содержание нет смысла, но посмотреть рекомендую. Ссылки есть на ресурсах Виталиса в соцсетях.

Судя по следующей группе (и некоторым другим, выступившим далее) с незатейливым названием ЯУЗА, в Москве наметилась тенденция собираться и играть рок не только в пубертатном возрасте, но и значительно позже окончания такового. Ну, то есть когда на сцену выходят вполне взрослые, иногда даже седые люди, вполне состоявшиеся в других сферах жизни, и говорят "а мы молодая группа, сегодня наш первый/второй/третий концерт" - это уже нормально и никого особо не удивляет. В принципе, и я тоже ничего не имею против. У ЯУЗЫ в составе имеется аккордеон, в музыке - некий привкус клезмера, а в активе - песня на малоизвестное стихотворение Кормильцева "На золотой цепи". Песня удалась, но общее впечатление от группы пока не очень внятное. Возможно, в силу ее молодости.

Далее в программе значилась группа ТОМиНОКЕРЫ, однако на сцену вышел единственный ее представитель под творческим псевдонимом Томми Нокер - человек с роскошным голосом и довольно противоречивым репертуаром. То есть каверы на "Тутанхамона" и "Крылья" он исполнил блестяще, а вот собственное его творчество мне не показалось сколь-либо интересным. Впрочем, это мое, как сейчас принято говорить, оценочное суждение, и если кому-то нравится не только голос этого музыканта, но и его песни, то и слава богу.

Группа КПД (что-то иссякла фантазия на названия у современных артистов) из Тульской области исполняла по большей части что-то героическое. Я не особенно вслушивалась в тексты, но общее впечатление сложилось именно такое. Причем от песен про любовь - тоже.

Игорь Хухрянский - из числа тех друзей фестиваля, которые не только на нем регулярно выступают, но и его поддерживают, за что особый респект. Группу ХУХРЯНСКИЙ я, соответственно, слышу на "Иллюминаторе" не впервые и не могу сказать, что как-то отдельно ее люблю, но всякий раз отмечаю неуклонно возрастающий уровень сыгранности и общего профессионализма. Лишнее тому доказательство - момент на нынешнем фестивале, когда вдруг отрубилась соло-гитара и песня "Бледная Луна" была доиграна лишь под бас и барабаны - без заминок и сбоев, уверенно и ничуть не хуже обычного, даже, пожалуй, получше. Такие эпизоды как раз и демонстрируют музыкантский класс и показывают, кто чего стоит на самом деле.

Юрий Богатенков, лидер полумифической уже челябинской группы РЕЗИНОВЫЙ ДЕДУШКА, был, напротив, не в форме, рвал струны, забывал тексты и выступил значительно ниже своих возможностей, даже несмотря на помощь подыгрывавшего ему Самойленко. Однако это тот самый случай, когда талант не скроешь и не пропьешь, песни-то все равно отличные, а уж "Лошадь Белую", когда-то позаимствованную ЧАЙФОМ, и вовсе пел хором весь зал. Просто жаль, что в этот раз так неудачно совпало, потому что именно Богатенкова я очень хотела послушать, памятуя те именины сердца, что случились в позапрошлом году. Ну да ладно, чай, не в последний раз.

Сам Самойленко, вопреки обыкновению, не стал откладывать свое выступление на самый конец фестиваля, а сыграл в середине, причем в неожиданном составе: гитара, барабаны, плейбэк и укулеле. На укулеле играл Антон Мизонов, весьма известный в московских кругах музыкант; звучало это все достаточно необычно, но никак не сказать, что плохо. И это опять тот случай, когда было мало и очень хотелось еще. Хочу и буду верить, что когда обстановка нормализуется, Саша снова станет приезжать с концертами в Питер - не важно, сольно или с группой, любой вариант годится и будет в радость.

Опять понравилась группа КВЭНДИ, которую красит не только приятный (а местами даже хитовый) песенный материал, но и общее обаяние. И когда рассказываешь про такого рода группы, словосочетание "русский рок" не вызывает никаких негативных чувств и, более того, вполне примиряет с существованием этого явления. Ибо не так важно, что играть, а важно - как. Причем именно живьем, на концертах. В записи мне КВЭНДИ, то есть, не очень катят, а вот на фестивале я их снова послушала с удовольствием.

Довелось совершить на нынешнем "Иллюминаторе" и пару личных открытий. Во-первых, это коллектив с милейшим названием ОБНИМИ КИТА, в данном случае состоявший из романтичной светловолосой девушки (Евгения Рыбакова) и мрачного мужчины совершенно хасидской наружности (Владимир Ванцов), оба - с акустическими гитарами. Выглядит это странновато, но песни очень интересные. Причем интересные не столько, может быть, содержанием как таковым, сколь мышлением - способом поэтической организации текста и манерой класть этот текст на музыку. Из тех русскоязычных авторов, которых я знаю и люблю, похожим образом пишет песни Атморави. Второе открытие - самарская группа МОРЕ!, которая, в общем, играет не очень мне понятную и не сильно мною любимую "альтернативу", но делает это очень хорошо и при том удивительно естественно и искренне, если такие определения здесь вообще можно применять. Казалось бы, для рока это обязательное свойство и качество, ан нет - за полсотни лет в нем накопилось крайне много искусственных, вымученных, невесть зачем созданных формаций. Поэтому когда видишь на сцене музыкантов, которые играют так, будто ничего другого в их жизни существовать вообще не может, это всегда радует. И как оно там на самом деле, уже и не важно.

Про московский бэнд У-ЛИЦА, "родившийся в коридорах Останкино", мне сказать особо нечего. Публике в целом понравилось, мне в целом не очень, хотя ничего конкретного им предъявить не могу. Ну, не совпадаю я с ними, такое бывает.

Алексей Кольчугин на "Иллюминаторе" часто появляется как поэт, иногда - как ведущий, а в этом году еще и выступил как музыкант в составе собственной группы РАЗНУЗДАННЫЕ ВОЛЕЙ. Послушать полностью этот сет мне в силу обстоятельств не удалось, однако несколько увиденных/услышанных фрагментов заинтересовали. Постараюсь сосредоточиться на них в следующий раз.

Челябинский музыкант, продюсер, журналист и т.п., которого многие знают под псевдонимом Гарри Ананасов, выступал в сопровождении пестрого состава музыкантов - в том числе из симпатичной группы СОН ЛЕМУРА, которые чуть позже подыгрывали Олегу Сакмарову, и самого Сакмарова. Ананасов на "Иллюминаторе" персонаж новый, а вот Сакмаров стоял у истоков и появляется здесь почти всякий год. При этом репертуар у него почти не меняется: всё тот же "Дождь", всё тот же "Джим" - смурная, серьезная, навороченная, местами очень дискомфортная музыка, на которую в конце длинного фестиваля может попросту не хватить уже внимания и терпения. Но парадоксальным образом хватает, и, более того, кажется, что именно без этого всего "Иллюминатор" лишился бы чего-то очень важного и нужного. И это здорово, и за это Сакмарову отдельная благодарность.

Но это был еще не финал. Вообще, я часто пишу, что идеальное завершение фестиваля (не только "Иллюминатора") - это выступление ТОМАС БЭНДА, потому что после него неизменно остается ощущение, что все было хорошо, а закончилось и того лучше. Но в этот раз Самойленко пошел на эксперимент и выставил в самый конец группу ТРЕСТ - когда-то весьма известную, да и сейчас не позабытую, несмотря на полугодовой провал в концертной деятельности. Я-то ТРЕСТ знаю с начала 90-х, когда неизменный лидер группы Владимир Колосов устраивал в родном Нижнем Новгороде всякие фестивали, куда я неоднократно ездила. С тех пор, конечно, много воды утекло (а Вовка вообще считает, что мы с ним не виделись с того самого 1992 года, хотя я уверена, что виделись и позже), и хотя встретиться было, безусловно, приятно, но совершенно при этом непонятно, что в итоге произойдет на сцене и в зале. А произошло все как надо: ТРЕСТ вышел, немного подстроился - и почти без разбега погнал тот же самый жесткий, раздолбайский и энергоемкий панк-рок, что и 30 лет назад, и откуда-то перед сценой снова сконцентрировалась и дружно заскакала потная публика, и сразу все стало хорошо, правильно и как должно быть. Еще одно идеальное завершение феста состоялось. Я уж не говорю о том, что Вовка воспитал, оказывается, из собственного сына шикарного гитариста, ради которого этот сет стоило послушать даже тем, кому панк-рок до лампочки. Это уже детали. Главное - дух и эмоция.

Тут еще надо сказать вот что. Год был, конечно, очень тяжелый - а для музыкантов и организаторов концертов и фестивалей тяжелый в отдельности. И если кому-то в данных обстоятельствах что-то удается организовывать и проводить, то благо им, даже если ради этого приходится соблюдать все мыслимые требования бесчисленных надзорных органов. Это не вина, это беда, из которой надо как-то выкарабкиваться. Но мне как-то раз довелось посмотреть видеоролик с одного такого фестиваля, который проводился на поле, куда зрители съехались на машинах без права из них выходить. Зрелище, честно говоря, жутковатое. Потому что рок-н-ролл нельзя слушать, находясь каждый в своей коробочке. Рок-концерт, где зрители должны сидеть за полтора метра друг от друга в масках и перчатках и ни в коем случае не выходить на танцпол, - это не рок-концерт, а издевательство. И над музыкантами, и над публикой. Не может быть рок-н-ролла без возможности обняться с другом / с музыкантом / с другом-музыкантом, улыбнуться знакомым и незнакомым, плечом к плечу поплясать перед сценой, поорать вместе песни, потолкаться в гримерке, познакомиться, расцеловаться, подружиться, расплакаться, влюбиться - на выбор, прожить эти несколько часов полноценной радостной жизнью, прочувствовать душой и телом единство с теми, кто на сцене и кто вокруг. Это рок. Это воздух. Это свобода. Так было всегда и так должно быть. И это на "Иллюминаторе" - было. Как обычно, как и прежде, как всегда. "Иллюминатор" всегда был отличным фестивалем, но в нынешнем году он стал для меня еще и единственным местом, где можно было подышать этим жизненно необходимым воздухом.

Спасибо.

Фото: Виктория ФРАДКИНА

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 14 октября 2020, 20:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2020, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002