Дважды юбилейный (V "Фестиваль Весеннего Равноденствия" в Минске)


С давних пор большим почетом у наших предков пользовался День весеннего равноденствия - тот момент движения солнца, когда день уравнивался с ночью, а затем начинал увеличиваться. Свет побеждал темноту, наступал долгожданный период потепления и пробуждения природы. Традиция празднования весеннего равноденствия сохраняется и в наше время.

Но был в этом году еще один повод для праздника: 25 марта 1918 года в занятом немцами Минске была провозглашена Белорусская народная республика (БНР). Уже на протяжении ста лет эта дата отмечается всеми сознательными белорусами как национальный праздник - Дзень Волі (День Свободы).

В этом году "Фестиваль Весеннего Равноденствия" прошел 23 марта - по традиции, в минском клубе "Re:Public". А поскольку он связан с двумя юбилеями, я задал несколько вопросов соорганизатору мероприятия Алесе Гурской-Таболич.

Геннадий Шостак: Ваш фестиваль проводится в пятый раз. А что непосредственно побудило к его созданию?
Алеся Гурская-Таболич: Уже проводились "Купальскае Кола" и "Калядны Фэст". Эти фестивали приурочены к сакральным датам летнего и зимнего солнцестояния. А в марте отмечается весеннее равноденствие. Раньше в это время праздновался Новый год. Эта дата очень важна для белорусов. Поэтому мы решили ее отметить и организовать фестиваль.

ГШ: По какому критерию определяются лайн-ап и очередность выступающих?
Алеся: Чтобы никого не обижать, очередность определяется по старшинству. Иначе говоря - по году создания. Группа, которая создана раньше всех, выступает последней.

ГШ: Одним из поводов для нынешнего фестиваля стало 100-летие провозглашения БНР. Должно ли это сказываться на репертуаре групп?
Алеся: ZNICH должны исполнить песню на стихи Анатолия Сыса "Крумкач" ("Ворон"), которую выпустили интернет-синглом специально к этой дате.

ГШ: Цены на билеты кажутся мне несколько завышенными. Не боитесь отпугнуть потенциального посетителя?
Алеся: Цены, на мой взгляд, нормальные. В 2014 году, когда мы начинали, курс доллара по отношению к белорусскому рублю был выше. Так что все осталось по-прежнему. По-другому никак не выживешь. Это будет бессмысленно.


Пока настраивались музыканты, из колонок звучала белорусская музыка всех жанров и стилей - от хоровых произведений до рок-композиций. Алесь Таболич, который взял на себя роль ведущего, на протяжении вечера несколько раз поздравлял зрителей со столетием БНР. "Жыве Беларусь!" - хором отвечали зрители.

Программу открывал фольклорный вокальный ансамбль РУТВІЦА. Рутвица - маленькие цветочки, которые держатся вместе и образуют ярко-желтые соцветия. В данном случае речь может идти о соцветии женского народного пения. Коллектив полностью состоит из девушек. И это не случайно: в Беларуси обрядовые песни традиционно исполнялись женщинами. А репертуар РУТВІЦЫ состоит преимущественно из белорусских обрядовых песен календарного цикла. Девушки спели а капелла несколько весновых зазывных песен и вместе со зрителями гукали (кликали или призывали) весну. Обряд пришелся как нельзя кстати: в Минске в это самое время падал снежок и дул холодный, пронизывающий ветер. Песня "Ой, Лялей, Вада" (в приблизительном переводе - " "Ой, Лёли, Вода" или "Ой, Люли, Вода") превратилась в театрализованное представление, отражающее пробуждение природы. Ближе к концу выступления девушки приглашали зрителей к сцене водить хороводы.

TROLLWALD открыли выступление композицией "Stenkenstollz", затем почти полностью повторили программу, сыгранную на прошлогоднем "Колядном Фесте": "Не Гуляйце, Дзеўкі, ў Лесе" ("Не Гуляйте, Девушки, в Лесу"), "Троль-Байструк", "Спыніўся Час" ("Остановилось Время"), "Два Тролі" и "Мёртвым Не Баліць" ("Мертвым Не Больно") войдут в готовящийся первый полноформатный альбом TROLLWALD. Выступление завершала песенка "Беляшы-Чэбурэкі", которая являет собой шутливый кавер на композицию ZNICH "Крыжы-Абярэгі" ("Кресты-Обереги"). Зрители просили "У Кішэнях Нуль" ("В Карманах Ноль"). Но время выступления ограничивалось, а задерживать следующие коллективы было никак нельзя. Что же, лично я с нетерпением жду альбома от TROLLWALD.

Могилевская группа ДРЫГВА ("топь", "трясина" или "болото") существует более 10 лет. Но я узнал о ней лишь недавно - быть может, по причине моего зачастую слабого интереса к тяжелой музыке. И был безумно рад восполнить пробел. Ибо ДРЫГВА понравилась. Группа играет паган-фолк-метал; применительно к большинству композиций мне хочется добавить еще одну характеристику - "симфо". Основу выступления составил материал альбома 2010 года "Сын Магутнага Роду" ("Сын Могучего Рода"), который, на мой субъективный взгляд, на сегодня остается самым лучшим: "Шлях Валхвоў" ("Путь Волхвов"), "Калі Загінеш у Баі" ("Если Погибнешь в Бою"), "Подых Вайны" ("Дыхание Войны"), "Навальніца" ("Гроза"), "Пад Сцягам Пяруна" ("Под Стягом Перуна"), "Святак" ("Праздник")... Последняя вещь прозвучала гораздо более празднично, чем в альбоме. "Вясна" ("Весна") из двухпесенного сингла "Ланцугі Мінуоых Стагоддзяў" ("Цепи Прошедших Столетий") посвящалась дню весеннего равноденствия. "Вольніца" без группы СВАРГА, с которой композиция писалась для альбома последней "Из Нави в Явь", заметно проигрывает.

Напоследок гости из Могилева представили новый интернет-сингл "Крывавая Гамарня" ("Кровавая Кузница"). Для музыки группы характерен разительный контраст между гроулингом и мелодичными инструментальными проигрышами. Выступление ДРЫГВЫ я считаю самым лучшим на фестивале. При возможности посещу сольный концерт.

После непродолжительной паузы Алесь Таболич представил собственную группу ZNICH. Перевоплощение из ведущего в вокалиста произошло мгновенно. "Жыве Беларусь!" выкрикнул Алесь. "Жыве!" - ответили ему из зала. Алесь Таболич аккуратно и исправно объявлял названия композиций: "Крыва Крывейта" (имя первого белорусского жреца), "Дунаю!" (обращение к Дунаю в звательном падеже), "Чорны Зніч" ("Черный Знич"), "Мроя" ("Мечта")... В песне "Беларусь" поющую клавишницу Марину Макаревич, простывшую и потерявшую голос, заменил зрительский хор. Исполнив кавер на песню легендарной группы VICIOUS CRUSADE "Айчына" ("Отчизна"), Алесь передал привет ее основателю и вокалисту Дмитрию Басику. Напоследок прозвучал еще один хит ZNICH - "Ярыла" ("Ярила"). А вот обещанная композиция на стихи Анатолия Сыса "Крумкач" из-за нехватки времени так и не была сыграна. Алесь Таболич уж никак не мог злоупотреблять служебным положением. Но мы обязательно ее послушаем на страничке ZNICH ВКонтакте.

Хедлайнерами фестиваля, как обычно, были гости из Гомеля - GODS TOWER. За несколько дней до фестиваля барабанщик группы Вячеслав Сивцов попал в автомобильную катастрофу и получил травму, а потому выступать не мог. И тогда на помощь GODS TOWER в лучших фестивальных традициях пришел барабанщик харьковской дэт-метал-группы TESSARACT Константин Змиевский. Материал был быстро разучен и блестяще сыгран. Правда, кое-чем пришлось пожертвовать: GODS TOWER подготовили к фестивалю несколько новых песен, но были вынуждены ограничиться лишь одной - "Fire". Остальная программа строилась на "классике": "Seven Rains Of Fire", "Liar", "Civilization", "Twilight Sun", "Rising Arrows", "Oyra", "Evil"... Но, честно говоря, пробыв в клубе в общей сложности около восьми часов, прослушав саундчек и весь концерт, я пресытился музыкой и GODS TOWER воспринимал с пребольшим трудом...

Статью я начал с интервью Алеси Гурской-Таболич. Последние же вопрос и ответ приберег на конец.

ГШ: Традиционно пожелания всем, кто будет читать этот материал.
Алеся: Слушайте металл! Приходите на концерты! Поддерживайте белорусскую сцену, потому что она сейчас уже находится как бы в запустении. Как показала практика, новые слушатели не появляются - есть только старые поклонники.

Абсолютно согласен с Алесей: белорусскую тяжелую сцену необходимо поддерживать и развивать.

Напоследок хочу поблагодарить Алеся и Алесю Таболичей за персональное приглашение, аккредитацию и проявленное гостеприимство.

Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 09 апреля 2018, 20:24
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.002