Три дня "T.I.R."а и музыки (MUSICA VIVA, ИВА НОВА, МОРЭ & РЭЛЬСЫ, МУЛЬТFИЛЬМЫ. Псков, май 2004)


Как могли заметить постоянные посетители "Нашего НеФормата", большинство моих статей в последнее время связано с псковским "T.I.R.-club"ом. Рискуя быть уличенным в рекламе сего славного заведения, замечу одно: не моя вина в том, что это единственное место в нашем городе, где что-то происходит в плане разнообразной живой музыки. Также прошу не упрекать в излишнем акцентировании концертов псковских команд, ибо на сцене "T.I.R.-club"а они появляются скорее в порядке исключения, нежели правила, и речь в моих обзорах, как правило, не о них.

Зачастую бывает так, что для более или менее правдоподобного описания того или иного музыкального явления нужно быть либо углубленным "специалистом по вопросу", либо просто сторонним наблюдателем. Но в последнее время на псковской сцене (к счастью) так часто появляются музыкальные коллективы совершенно разного толка, что рассказать о них одинаково компетентно вряд ли возможно. Поэтому ограничусь просто зарисовками.

В последний весенний месяц, словно предвкушая "мёртвый" летний сезон, "T.I.R.-club" представил своим посетителям более чем насыщенную концертную программу. О некоторых её моментах и пойдёт речь.


11 мая. MUSICA VIVA (СПб) + хор псковского русско-немецкого центра встреч. Средневековая музыка + пение по манускрипту XIV века

хорС самого начала всё говорило о необычайности предстоящего действа. Контингент, заполнивший клуб почти до отказа, отличался от обычного: "продвинутая" молодёжь была сильно разбавлена людьми постарше, а завсегдатаи терялись в массе публики, явно пришедшей сюда впервые. Слышалась иностранная речь - говорили на немецком и английском.

Началось всё тоже необычно. И даже не на сцене. Перекрывая гомон толпы, от дверей клуба вдруг послышалось слаженное, торжественное пение. По тут же образовавшемуся живому коридору к сцене двинулась процессия людей в белых монашеских рясах с опущенными на лица капюшонами. В руках у медленно идущих и поющих фигур были раскрытые брошюры, напоминавшие молитвенники.

Выйдя к сцене (коридор за последней парой сразу же сомкнулся), поющие построились полукругом. На сцене тем временем уже появилось трое музыкантов. Все они были одеты в средневековые европейские одежды; столь же причудливы были и их музыкальные инструменты. Один из них, говоря современными терминами, играл на ударных - то на старинном барабане, то на бубне, то на различных... подзвучках, скажем так. Второй оказался настоящим человеком-оркестром: использовал он различные духовые - от флейт и деревянных труб до волынки и рога, а на ноге у него была закреплена связка бубенчиков: отбивая ритм, он имитировал звучание современных тарелок. Дополнялось трио женщиной, игравшей на органе-портативе (как оказалось, такой инструмент был широко распространен в средневековой Европе).

MUSICA VIVAНа последних словах хористы сбросили капюшоны, из-под которых открылись молодые лица двух парней и полутора десятка девушек. Под аплодисменты и аккомпанемент музыкантов они запели вновь. Пели на иностранном языке, который среди публики попытались определить. Ставили на немецкий или английский - никто не угадал: оказалось, пели на латыни! Торжественные, даже где-то грозные раскаты готического мужского вокала сливались со столь же возвышенными, чистыми, не слишком сильными, но великолепно поставленными голосами девушек. Всё это дополнялось средневековой музыкой и в целом создавало совершенно замечательную картину.

Несмотря на явно религиозную тематику, это не было церковным пением. По крайней мере, исполнение сильно отличалось от пения хоров православных храмов. Гораздо более живой была эта музыка, более радостной и даже более оптимистичной. Временами мелодии и общие ощущения напоминали даже рок-оперу "Jesus Christ Superstar". Другой звук, другие голоса, но в общем и целом это было близко. Такая же светлая, столь же эмоциональная и наполненная внутренней мощью музыка.

Одним пением выступавшие не ограничились. Очень скоро начались танцы. Не прекращая петь, хористы сначала образовали хоровод, а затем стали пританцовывать. Ещё через пару песен хоровод разорвался и образовал живую цепь, которая с пением и танцем пустилась по клубу. И не просто пустилась, а вовлекала и зрителей, так что к концу первого круга эта цепь стала уже вдвое длиннее, а концу второго ещё больше. Получилась своеобразная средневековая дискотека - и, надо сказать, отплясывали под её ритмы с не меньшим удовольствием, чем под музыку современных "продвинутых" ди-джеев.

MUSICA VIVAТанцы чередовались с пением хора, которое завершилось столь же красиво, как и началось. Не прекращая петь, хористы снова выстраивались парами, совершая поклон друг другу, и медленно уходили к дверям. Последнюю пару провожали совершенно заслуженными овациями.

Концерт завершился сольной игрой MUSICA VIVA. Меняя инструменты, музыканты ещё некоторое время знакомили слушателей с фольклором средневековья разных стран и народов.

После концерта руководитель хора Юрий Стрекаловский сказал несколько слов для журналистов.

- Мы исполняем аутентичную музыку. То есть в нашем исполнении старинная музыка звучит так, как и несколько веков назад, когда её только написали. Как нам это удается? Мы стараемся использовать инструменты, сделанные по старинным образцам, поём в натуральном старинном строе, пытаемся восстанавливать музыкальную эстетику тех лет.

По словам Юрия, в репертуаре хора - немецкая музыка: средневековье и Ренессанс, раннее барокко. Иногда музыканты исполняют русские канты, то есть хоровые песни конца XVII - начала XVIII веков, а также старинные и даже современные произведения на других европейских языках.

- То, что такая музыка востребована в наше время, - закончил он, - явление, ярко характеризующее XXI век. Изучая, исполняя, воссоздавая её, мы одновременно начинаем лучше понимать наше собственное время...


14 мая. ИВА НОВА (СПб)

ИВА НОВАЭто был тоже фольклор, только уже исключительно славянский. И донесён он был до зрителей уже не в первозданном виде, но в современных аранжировках и звуке. Состав (а "в джазе только девушки") достаточно традиционен для рок-групп: вокал, гитара, бас, ударные, баян - но музыку, исполняемую группой, как мне кажется, зря в различных СМИ именуют "фолк-роком" и даже "фолк-панком". Да нет, пожалуй, это просто фолк, и к року музыка ИВА НОВОЙ имеет очень и очень косвенное отношение.

Это был именно фольклор - по мелодиям, по манере пения, по гармониям, по ритмике соответствовавший тем песням, что до сих пор поются ещё кое-где в деревнях. Но - фольклор, озвученный мощным, местами даже тяжёлым звуком, повторюсь, не бывшим роком. Стилизация - но кто сказал, что фолк можно играть только на гармошке или балалайке?.. Нет, можно и на гитарах, весь вопрос - как. У девушек из группы ИВА НОВА это получалось здорово.

С первых песен, впрочем, показалось: что-то не так. Не сразу, наверно, музыканты поймали кураж, а голос вокалистки ещё не набрал полную силу. Из-за чего атмосфера, создаваемая группой, показалась рваной, а песни не слишком-то сбалансированными. Но это прошло довольно быстро, и уже с третьей-четвёртой песни всё встало на свои места.

Народные русские песни, исполняемые на различных диалектах, сменялись песнями украинскими и балканскими. Впрочем, большая часть программы состояла всё же из собственного материала, практически ничем - ни мелодикой, ни языком текста - не отличавшегося от корневого русского фольклора. Плясовые мелодии чередовались с балладными и даже колыбельными, а драйву, выдаваемому девушками, могла бы позавидовать любая "настоящая" рок-группа.

Катя ФедороваОб исполнительском мастерстве стоит сказать отдельно. Сильный, экспрессивный вокал Веры Огаревой подкреплялся по-настоящему мощной ритм-секцией в лицах Кати Федоровой (ударные) и Лены Новиковой (бас). Украшалось всё это мастерской игрой на гитаре Инны Лишенкевич и резкими, "стреляющими" соло "трэш-баяна" (как его называют в группе) Лены Жорник. Впечатлял максимализм исполнения: если тяжелая гитара - то уж тяжесть в полный рост; если плясовая - то ритм до предела, а если лирический напев - то трогательно до глубины души.

Не знаю, кого как, а меня особенно впечатлила игра барабанщицы. Видел я не раз игру женщин-ударниц, и всё, что можно сказать об их исполнении, укладывается в эпитеты "аккуратно" и "интеллигентно". Здесь же девушка совсем не мужской комплекции играла так, что временами казалось, что она вот-вот разнесёт ударную установку. Но вот парадокс: из барабанов явно было выжато все (временами Катя играла стоя), но при этом так и не был порван ни один пластик и не сломана ни одна палочка. Впрочем, почему парадокс? Просто это называется "мастерство"...

Завершился концерт оригинальным выходом "на бис". Выйдя на сцену, все девушки поменялись инструментами: гитаристка взяла микрофон, а вокалистка - гитару, баянистка перебросила через плечо ремень бас-гитары, басистка села за барабаны, а барабанщица взяла баян. "Слушайте - такого больше не услышите!" - произнесла в микрофон Инна и объявила "Песню О Дружбе". И со сцены зазвучала чуть манерная, чуть даже блатная, но очень весёлая песня, которой всё и закончилось. Замечательный финал отличного концерта.

...Помнится, в прошлогоднем интервью Захар Май говорил мне, что единственный шанс на успех русской музыки у западного слушателя - в том, чтобы довести национальный этнос до глобально продаваемого уровня. По-моему, ИВА НОВА - если не основной кандидат на подобный успех, то - один из главных...

P.S. За неимением эксклюзивных фото, фотографии ИВА НОВОЙ взяты с официального сайта группы. Автор фото - Катерина Сурнина.


15 мая. МОРЭ & РЭЛЬСЫ (СПб) + МУЛЬТFИЛЬМЫ (СПб)

МОРЭ & РЭЛЬСЫ1. МОРЭ & РЭЛЬСЫ
Впервые на моей памяти на сцене "T.I.R.-club"а играла панк-группа. Состояла она из трёх человек: ударника Ильи Липатова, блиставшего обнаженным торсом, гитариста Михаила Шульгина в спортивной куртке (панковское пренебрежение к концертному костюму?) с полуакустической "Музимой" наперевес и колоритного вокалиста-басиста Алексея Зверькова, выделявшегося военной (НАТОвской?) рубашкой, широким черным галстуком и очками (согласитесь, не самый традиционный имидж для панк-музыканта). Впрочем, как оказалось позднее, выделялся басист не только внешне.

Началось всё с одноименной песни - "Море Энд Рельсы". Весёлый, отточено сыгранный поп-панк, разбавленный (нет, скорее украшенный) гранжевыми и рэпкоровыми вставками, отличающийся от российских адептов стиля разве что более умными текстами и более разнообразными аранжировками, отлично покатил в зале. Чем дальше, тем больше распалялись как музыканты, так и зрители. Впрочем, до слэма не дошло - может, и к лучшему.

По ходу концерта становилось очевидным: без бас-гитариста этой группы, скорее всего, не было бы вообще. Двое остальных музыкантов, несмотря на техничную игру, именно так и выглядели - "остальными музыкантами". Лидер же группы - явно Алексей, и дело вовсе не в том, что он ещё и пел. Просто он играл не концерт, а - музыку, выкладываясь до отказа и целиком уйдя в неё. Казалось, он вообще не замечает зала. Я бы даже сказал так: на сцене были один панк и два хороших музыканта.

Звук был, кстати, отличный - лишнее доказательство тому, что и не с самыми современными инструментами можно играть вполне современную музыку, и делать это на достойном уровне. Единственно, что мне не совсем понравилось - манера игры ударника. Нет, с техникой-то у него всё в порядке, но уж слишком пристальное внимание уделял он игре на тарелках, забывая про сами барабаны. В результате временами колонки были перегружены звоном шелестящей меди, что давило на уши и забивало текст.

Закончилось выступление настоящим панк-угаром, во время которого на сцене были повалены пара стоек и вырублены микрофоны. "Мы приедем сюда ещё обязательно!" - попрощался Алексей. Думаю, не я один буду этого ожидать...

Фото взято с сайта группы

2. МУЛЬТFИЛЬМЫ
Эту модную молодёжную группу в Пскове ждали, и именно на её концерт собралось довольно много народа. Хорошо разогретый предыдущим выступлением зал ожидал выхода кумиров - и вот появились они. На сцену вышли два молодых музыканта (по виду подростки) и чуть более взрослый ударник и принялись неторопливо подключаться. Наконец, из-за кулис появился сам Егор Тимофеев, и, подойдя к микрофону, лучезарно улыбнулся, чем вызвал аплодисменты и восторг зала.
- Здравствуйте, дорогие друзья, - сняв микрофон со стойки и повернувшись задом к залу, а лицом к барабанщику, скучным голосом произнесла звезда, - сейчас мы подключимся, и всё произойдёт.

Концерт начался с раскрученного "МТВ"-хита "За Нами Следят". Впрочем, поняли это все не сразу, так как на первых двух песнях звук представлял собой сплошную кашу, состоявшую из однообразного ритма барабанов и неразборчиво фуззящей гитары. К слову, я предполагал, что столь известная команда располагает лучшими инструментами, ну, а уж если их нет, то, как МОРЭ & РЕЛЬСЫ, умеет хорошо играть и на том, что есть, - однако оба эти предположения оказались ошибочными. К чести звукооператора "T.I.R.-club"а, проблемы со звуком он решил достаточно быстро, и с третьей-четвёртой песни уже можно было разбирать отдельные мелодии и даже текст.

Чем в больший восторг приходила публика, тем большее недоумение вызывала музыка МУЛЬТFИЛЬМОВ у меня. Не знаю, чему радовались зрители - может быть, знакомым песням, а может быть, тому, что эти мальчики умеют, не сбиваясь, играть четырехаккордные квадраты?.. Музыка группы оказалась крайне простой и убого аранжированной - можно даже сказать, что следов аранжировок не было заметно вообще. Песни игрались по схеме "куплет-припев" без малейшего разнообразия. Конечно, может, это я ошибся и чего-то не услышал - но вот что об этом говорит сам лидер группы, Егор Тимофеев (фрагмент интервью журналу "FUZZ" №1-2/2000):

"...Мы пришли к тому, что нужна простая гитарная музыка. Очень простая... Не хватает простой очень музыки - мелодичной хорошей обычной музыки. Если я хочу слышать, а никто не может мне это дать, почему мне не сделать это самому?.. Пусть это наворочено будет 30 раз, чтобы музыкантам было интересно, но при этом чтоб мелодия была простая и запоминающаяся - чтоб на ухо садилась. Чтоб человек мог напеть её, когда идёт".

Ну, насчет 30-кратной навороченности - это, прямо скажем, товарищ Тимофеев себе запредельно польстил, а что касается "простой гитарной музыки", то есть музыка из категории "просто, как всё гениальное" (КИНО), а есть музыка из категории примитивной (МУЛЬТFИЛЬМЫ).

И ещё один пассаж из того же интервью:

"...Первые пробы пера - "Чужие Звёзды" - дописывались прямо на "Мелодии". Мы уже записали все фонограммы, а слов не было. Пришлось вечером слова придумывать. Слова не так интересны, как музыка. Придумывание слов вообще мучительно. Хочется, чтобы всё было попроще. Попонятнее".

Что тут можно сказать?.. Ну, разве что: если тебе нечего сказать - не выходи на сцену. Особенно если учесть, что и музыка-то у тебя сведена до максимального примитива. А вообще-то, в свете вышесказанного лидером группы, дальнейший анализ творческой составляющей МУЛЬТFИЛЬМОВ, за неимением таковой, мне представляется излишним...

...Нет, вообще-то концерт получился, как надо. Было всё: и заполненный народом зал, и толпа человек в шестьдесят, танцующая под сценой уже к середине выступления, и восторженные визги девушек, и узнавание песен с первых аккордов, и музыканты, купающиеся в лучах славы. Более того - похоже, я был единственным, кому эта дискотека не доставляла никакого удовольствия.

Два основных впечатления от этого концерта. Первое: недоумение по поводу того, почему МОРЭ & РЭЛЬСЫ играли "на разогреве" у МУЛЬТFИЛЬМОВ - более логичным был бы обратный порядок. Второе: может быть, МУЛЬТFИЛЬМЫ и хороши как танцевально-развлекательная группа, но в творческом плане это полный и безнадёжный отстой.

Автор: Алекс Драйвер
опубликовано 27 мая 2004, 16:42
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииИВА НОВА - "К Себе Нежно"Валерия Соколовская28.03.2011
СтатьиНа дискач!!! (МОРЭ & РЭЛЬСЫ в "T.I.R.-club", Псков, июль 2004)Алекс Драйвер13.07.2004

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 9 / 0.008