Три дня "T.I.R."а и музыки (MUSICA VIVA, ИВА НОВА, МОРЭ & РЭЛЬСЫ, МУЛЬТFИЛЬМЫ. Псков, май 2004)
Как могли заметить постоянные посетители "Нашего НеФормата", большинство моих статей в последнее время связано с псковским "T.I.R.-club"ом. Рискуя быть уличенным в рекламе сего славного заведения, замечу одно: не моя вина в том, что это единственное место в нашем городе, где что-то происходит в плане разнообразной живой музыки. Также прошу не упрекать в излишнем акцентировании концертов псковских команд, ибо на сцене "T.I.R.-club"а они появляются скорее в порядке исключения, нежели правила, и речь в моих обзорах, как правило, не о них.
Зачастую бывает так, что для более или менее правдоподобного описания того или иного музыкального явления нужно быть либо углубленным "специалистом по вопросу", либо просто сторонним наблюдателем. Но в последнее время на псковской сцене (к счастью) так часто появляются музыкальные коллективы совершенно разного толка, что рассказать о них одинаково компетентно вряд ли возможно. Поэтому ограничусь просто зарисовками.
В последний весенний месяц, словно предвкушая "мёртвый" летний сезон, "T.I.R.-club" представил своим посетителям более чем насыщенную концертную программу. О некоторых её моментах и пойдёт речь.
11 мая. MUSICA VIVA (СПб) + хор псковского русско-немецкого центра встреч. Средневековая музыка + пение по манускрипту XIV века
С самого начала всё говорило о необычайности предстоящего действа. Контингент, заполнивший клуб почти до отказа, отличался от обычного: "продвинутая" молодёжь была сильно разбавлена людьми постарше, а завсегдатаи терялись в массе публики, явно пришедшей сюда впервые. Слышалась иностранная речь - говорили на немецком и английском.
Началось всё тоже необычно. И даже не на сцене. Перекрывая гомон толпы, от дверей клуба вдруг послышалось слаженное, торжественное пение. По тут же образовавшемуся живому коридору к сцене двинулась процессия людей в белых монашеских рясах с опущенными на лица капюшонами. В руках у медленно идущих и поющих фигур были раскрытые брошюры, напоминавшие молитвенники.
Выйдя к сцене (коридор за последней парой сразу же сомкнулся), поющие построились полукругом. На сцене тем временем уже появилось трое музыкантов. Все они были одеты в средневековые европейские одежды; столь же причудливы были и их музыкальные инструменты. Один из них, говоря современными терминами, играл на ударных - то на старинном барабане, то на бубне, то на различных... подзвучках, скажем так. Второй оказался настоящим человеком-оркестром: использовал он различные духовые - от флейт и деревянных труб до волынки и рога, а на ноге у него была закреплена связка бубенчиков: отбивая ритм, он имитировал звучание современных тарелок. Дополнялось трио женщиной, игравшей на органе-портативе (как оказалось, такой инструмент был широко распространен в средневековой Европе).
На последних словах хористы сбросили капюшоны, из-под которых открылись молодые лица двух парней и полутора десятка девушек. Под аплодисменты и аккомпанемент музыкантов они запели вновь. Пели на иностранном языке, который среди публики попытались определить. Ставили на немецкий или английский - никто не угадал: оказалось, пели на латыни! Торжественные, даже где-то грозные раскаты готического мужского вокала сливались со столь же возвышенными, чистыми, не слишком сильными, но великолепно поставленными голосами девушек. Всё это дополнялось средневековой музыкой и в целом создавало совершенно замечательную картину.
Несмотря на явно религиозную тематику, это не было церковным пением. По крайней мере, исполнение сильно отличалось от пения хоров православных храмов. Гораздо более живой была эта музыка, более радостной и даже более оптимистичной. Временами мелодии и общие ощущения напоминали даже рок-оперу "Jesus Christ Superstar". Другой звук, другие голоса, но в общем и целом это было близко. Такая же светлая, столь же эмоциональная и наполненная внутренней мощью музыка.
Одним пением выступавшие не ограничились. Очень скоро начались танцы. Не прекращая петь, хористы сначала образовали хоровод, а затем стали пританцовывать. Ещё через пару песен хоровод разорвался и образовал живую цепь, которая с пением и танцем пустилась по клубу. И не просто пустилась, а вовлекала и зрителей, так что к концу первого круга эта цепь стала уже вдвое длиннее, а концу второго ещё больше. Получилась своеобразная средневековая дискотека - и, надо сказать, отплясывали под её ритмы с не меньшим удовольствием, чем под музыку современных "продвинутых" ди-джеев.
Танцы чередовались с пением хора, которое завершилось столь же красиво, как и началось. Не прекращая петь, хористы снова выстраивались парами, совершая поклон друг другу, и медленно уходили к дверям. Последнюю пару провожали совершенно заслуженными овациями.
Концерт завершился сольной игрой MUSICA VIVA. Меняя инструменты, музыканты ещё некоторое время знакомили слушателей с фольклором средневековья разных стран и народов.
После концерта руководитель хора Юрий Стрекаловский сказал несколько слов для журналистов.
- Мы исполняем аутентичную музыку. То есть в нашем исполнении старинная музыка звучит так, как и несколько веков назад, когда её только написали. Как нам это удается? Мы стараемся использовать инструменты, сделанные по старинным образцам, поём в натуральном старинном строе, пытаемся восстанавливать музыкальную эстетику тех лет.
По словам Юрия, в репертуаре хора - немецкая музыка: средневековье и Ренессанс, раннее барокко. Иногда музыканты исполняют русские канты, то есть хоровые песни конца XVII - начала XVIII веков, а также старинные и даже современные произведения на других европейских языках.
- То, что такая музыка востребована в наше время, - закончил он, - явление, ярко характеризующее XXI век. Изучая, исполняя, воссоздавая её, мы одновременно начинаем лучше понимать наше собственное время...
14 мая. ИВА НОВА (СПб)
Это был тоже фольклор, только уже исключительно славянский. И донесён он был до зрителей уже не в первозданном виде, но в современных аранжировках и звуке. Состав (а "в джазе только девушки") достаточно традиционен для рок-групп: вокал, гитара, бас, ударные, баян - но музыку, исполняемую группой, как мне кажется, зря в различных СМИ именуют "фолк-роком" и даже "фолк-панком". Да нет, пожалуй, это просто фолк, и к року музыка ИВА НОВОЙ имеет очень и очень косвенное отношение.
Это был именно фольклор - по мелодиям, по манере пения, по гармониям, по ритмике соответствовавший тем песням, что до сих пор поются ещё кое-где в деревнях. Но - фольклор, озвученный мощным, местами даже тяжёлым звуком, повторюсь, не бывшим роком. Стилизация - но кто сказал, что фолк можно играть только на гармошке или балалайке?.. Нет, можно и на гитарах, весь вопрос - как. У девушек из группы ИВА НОВА это получалось здорово.
С первых песен, впрочем, показалось: что-то не так. Не сразу, наверно, музыканты поймали кураж, а голос вокалистки ещё не набрал полную силу. Из-за чего атмосфера, создаваемая группой, показалась рваной, а песни не слишком-то сбалансированными. Но это прошло довольно быстро, и уже с третьей-четвёртой песни всё встало на свои места.
Народные русские песни, исполняемые на различных диалектах, сменялись песнями украинскими и балканскими. Впрочем, большая часть программы состояла всё же из собственного материала, практически ничем - ни мелодикой, ни языком текста - не отличавшегося от корневого русского фольклора. Плясовые мелодии чередовались с балладными и даже колыбельными, а драйву, выдаваемому девушками, могла бы позавидовать любая "настоящая" рок-группа.
Об исполнительском мастерстве стоит сказать отдельно. Сильный, экспрессивный вокал Веры Огаревой подкреплялся по-настоящему мощной ритм-секцией в лицах Кати Федоровой (ударные) и Лены Новиковой (бас). Украшалось всё это мастерской игрой на гитаре Инны Лишенкевич и резкими, "стреляющими" соло "трэш-баяна" (как его называют в группе) Лены Жорник. Впечатлял максимализм исполнения: если тяжелая гитара - то уж тяжесть в полный рост; если плясовая - то ритм до предела, а если лирический напев - то трогательно до глубины души.
Не знаю, кого как, а меня особенно впечатлила игра барабанщицы. Видел я не раз игру женщин-ударниц, и всё, что можно сказать об их исполнении, укладывается в эпитеты "аккуратно" и "интеллигентно". Здесь же девушка совсем не мужской комплекции играла так, что временами казалось, что она вот-вот разнесёт ударную установку. Но вот парадокс: из барабанов явно было выжато все (временами Катя играла стоя), но при этом так и не был порван ни один пластик и не сломана ни одна палочка. Впрочем, почему парадокс? Просто это называется "мастерство"...
Завершился концерт оригинальным выходом "на бис". Выйдя на сцену, все девушки поменялись инструментами: гитаристка взяла микрофон, а вокалистка - гитару, баянистка перебросила через плечо ремень бас-гитары, басистка села за барабаны, а барабанщица взяла баян. "Слушайте - такого больше не услышите!" - произнесла в микрофон Инна и объявила "Песню О Дружбе". И со сцены зазвучала чуть манерная, чуть даже блатная, но очень весёлая песня, которой всё и закончилось. Замечательный финал отличного концерта.
...Помнится, в прошлогоднем интервью Захар Май говорил мне, что единственный шанс на успех русской музыки у западного слушателя - в том, чтобы довести национальный этнос до глобально продаваемого уровня. По-моему, ИВА НОВА - если не основной кандидат на подобный успех, то - один из главных...
P.S. За неимением эксклюзивных фото, фотографии ИВА НОВОЙ взяты с