ВечеRock на хуторе близ Свищёво (фестиваль "Взлёт Мордой В Мёд VI" или "Хутор-2013" в Беларуси)


Фестиваль под двойным названием - "Взлёт Мордой В Мёд" или же "Хутор" - традиционно проводится на свежем воздухе, неподалеку от деревни Свищёво Каменецкого района Брестской области с 2006 года. Каждый год мероприятия приурочивается к празднику Медового Спаса, а потому приходится на последние или предпоследние выходные августа. Одновременно под Каменцем проходит очередной байк-слёт. Ни в СМИ, ни в Интернете фестиваль широко не рекламируется - такова принципиальная позиция организаторов: брестского клуба "Пасека" и его каменецкого филиала. Андеграунд есть андеграунд. Я не присутствовал на предыдущих "Хуторах", а потому не могу сравнивать. Но 24 августа сего года на фестивале было очень много народу.

Театр, как известно, начинается с вешалки. "Взлёт Мордой В Мёд" тоже имеет свое начало, а название мероприятия наполняется конкретным содержанием. У входа на территорию фестиваля стоит будочка с надписью "Правильный мёд". Каждому входящему предлагается выпить рюмочку самогона, сваренного на меду, и закусить столовой ложкой того самого правильного мёда!

На "Хуторе-2013" царила атмосфера ничем не ограниченной свободы со всеми её pro et contra. На территории феста не было ни одного блюстителя правопорядка, ни одного чиновника от культуры и идеологии. Поэтому каждый мог самовыражаться со сцены так, как считал нужным - ни о какой цензуре и речи не могло идти. Ведущие фестиваля Артем и Тимофей то и дело вворачивали в свою речь крепкое словцо, и это не считалось чем-то противоестественным. Если же вернуться к алкоголю, то и здесь наличествовала полная свобода: содержимое сумочек и багажников машин не проверялось, и каждый мог проносить/провозить с собой сколько угодно чего угодно. Рядом с фестивальной территорией располагался палаточный городок, где жили байкеры, съехавшиеся на слёт. Днем солнышко ещё пригревало, а ночью довольно сильно холодало, и спрос на алкоголь был весьма и весьма высок. Думаю, продуктовый магазин деревни Свищёво в этот день имел большую выручку как раз с продажи спиртных напитков...

И все-таки одно ограничение здесь было: оно касалось выступлений участников. Каждая из групп могла выступать лишь 30-40 минут. Исключение организаторы сделали лишь для двух коллективов - WOLFSHADE и РОДНИК, которым давалось по полтора часа. Забегая наперед, скажу, что далеко не все придерживались регламента. На то были свои причины.

В 15:00 начался саундчек. Я находился рядом со сценой, а потому имел возможность заранее ознакомиться с репертуаром групп, о творчестве которых доселе не знал. Начало "Хутора-2013" было заявлено на 17:30. Но ведущие появились на сцене минут за 40 до обозначенного времени и объявили первый конкурс, который учредил партнер фестиваля - брестская фирма "Bike City", торгующая мотоциклами и аксессуарами для мотоциклистов. Конкурсы в течение вечера были самые разные - на силу, на сноровку, на сообразительность... Честно говоря, я не очень за ними следил: необходимо было ловить музыкантов неизвестных мне групп, с тем чтобы раздобыть у них хотя бы минимальную информацию.

Фестиваль открывала молодая группа БРОВИ БРЕЖНЕВА из Жабинки. Средний возраст её участников - 18 лет. Ведущие прикола ради представили коллектив как борцов за здоровый образ жизни, что, конечно же, никоим образом не соответствовало действительности. Свой стиль ребята определяют как "социальный панк". То ли группа как следует не отстроилась, то ли вокалист Максим произносил текст мимо микрофона, но разобрать удавалось далеко не все. Первая песня называлась "Уроды" и посвящалась всем-всем-всем. Песню "Бомжи" Максим посвятил медработникам. Главный герой обращается к врачу с просьбой излечить его от алкогольной зависимости... "Веселая Школа" содержит обращение к учителям и воспитателям (цитирую по памяти): "Школа! Все вокруг уроды! Школа! Все вокруг козлы!" Что ж, возможно, возможно... Песня "Всё В Порядке" написана в соавторстве с поэтессой Ириной Ворон из Калужской области и являет собой веселую пародию на белорусскую пропаганду. Если вы включите Первый канал Белорусского ТВ или радио, возьмете в руки любое государственное печатное издание, то неизбежно узнаете, что жизнь говно, но Беларусь по сравнению со всем миром - это рай земной! И никакой иронии. И никаких кавычек!.. Спасибо БРОВЯМ и за то, что воскресили в памяти песенку "Трава" полузабытой пинской панк-группы HELTER SKELTER (не путать с одноименным коллективом из Минска!) Напоследок Максим представил только что написанную песенку "Титаник", но спел её совсем уж неразборчиво. Однако впечатление БРОВИ оставили хорошее: сыграли весело, непринужденно и драйвово.

Владимир Махнач, певец с консерваторским образованием, за более чем 30 лет музыкальной карьеры успел поработать со всеми оркестрами города Бреста - от симфонических до эстрадных. Ныне он - солист Оркестра военного округа Брестского гарнизона. Приглашая его на "Хутор-2013", организаторы, по-видимому, хотели внести в фестиваль жанровое разнообразие. Оркестр за собой не потащишь, и Владимиру пришлось выступать под минусовку. Старинные русские романсы, парочка неаполитанских песен, даже фрагменты из опер Джузеппе Верди - куплеты Герцога из "Риголетто" и "Заздравная" из "Травиаты", две песни из репертуара Григория Лепса... Кто-то из публики пытался даже освистывать певца. Но когда Владимир объявил "Рюмку Водки На Столе", что-то капитально изменилось. Все, включая тех, кто только что свистел и гнал Владимира Махнача со сцены, стройно подхватывали припев хита! Даже мне понравилось, хотя к числу поклонников Лепса я себя никак не могу отнести...

Панк-группу СЕНЬКА ПОЛИЦАЙ я слышал в начале нулевых. С тех пор наши пути не пересекались, и за творчеством коллектива я не следил. Тем приятнее было встретиться со старыми знакомыми. В настоящее время в репертуаре группы две разные по стилистике и содержанию программы - русскоязычная и белорусскоязычная. И в зависимости от того, какая программа исполняется, группа пишет свое название то как СЕНЬКА ПОЛИЦАЙ, то как СЕНЬКА ПАЛІЦАЙ.

16 августа группа тихонечко встретила свое 15-летие. Да праздничных концертов и не могло быть в принципе: во-первых, из-за названия коллектив официально запрещен с 2001 года в родном Каменце, а с 2011-го - во всей Брестской области. Хотя в Минске выступать пока изредка удается. Во-вторых, в последнее время группа испытывает большие трудности с составом. Вот и сейчас, на "Хуторе-2013", музыканты выступали вдвоем: Фёдор - гитара, вокал; Николай - барабаны. Поскольку басиста не было, Фёдор использовал гитару с низким строем и, таким образом, вышел из положения. Дуэт звучал тяжело и мрачно.

На фесте СЕНЬКА ПАЛІЦАЙ представили фрагмент белорусскоязычной программы (и готовящегося альбома) под рабочим названием "Tut.by". Композиции привязаны к белорусским реалиям и исполнены политического протеста. "Сонца Ня Трэба" ("Солнца Не Надо"), равно как и заглавная вещь, - развернутые метафоры обстановки в нынешней Беларуси. "Брэсцкая, 47" названа по адресу отделения милиции, хорошо знакомого участникам группы. В песне "Я - Беларус" лирический герой излагает свою гражданскую позицию. "Хлопчык, Глядзі" ("Мальчик, Смотри") посвящалась Коленьке - сыну Александра Лукашенко. Злющая-презлющая сатира, переходящая в сарказм. А закончил дуэт ещё одним манифестом - "Жыве Беларусь!" С такой программой ребятам самое время атаковать Европу - горячий прием и выпуск альбома как минимум на престижном польском лейбле гарантированы!

Группа NADSMILE заявила о себе в начале нулевых. Тогда в Бресте довольно часто проводились фестивали памяти Курта Кобэйна и трибьюты NIRVANA. На одном из них я и услышал эту группу. Игорь Шапран сотоварищи и поныне изредка радуют своих почитателей концертами. В музыке и большей части текстов этого коллектива остро ощущается влияние звезд сиэттлской гранжевой сцены. Игорь почти не разговаривал, лишь изредка объявлял названия некоторых композиций. Инструментальное "Intro" переросло в песенку "Мелодичный Бред". Народ вовсю колбасился под "Сколько Можно" и "Всё С Нуля", "Время" и "Скейт", "Глаза" и "Чайки", "Понедельник" и "Ленку-Флэтчицу"... Я не разделял всеобщей радости. NADSMILE показались мне весьма и весьма скучными, а их творчество - сплошным "Вчерашним Днем" (так называлась последняя исполненная песня). Однако я не собираюсь никому навязывать свое мнение. У группы есть немало поклонников, а значит, NADSMILE имеют безоговорочное право на существование.

На этом "панковская" часть фестиваля подошла к концу. Наступило время тяжелой артиллерии.

"Металлическую" часть открывали WHISKEY BAR. Слышали ли вы американскую группу CORROSION OF CONFORMITY? Брестчане пытаются во всем держать равнение на своих заокеанских кумиров. Не могу причислить себя к фанатам такой музыки, но отдаю должное профессионализму этого молодого трио.

Название первой композиции - "Ultradoom" - претендует на стилевую характеристику. Песню "GTWB", уже успевшую стать визитной карточкой группы, вокалист Кирилл "Рычаг" Егоров предварил кратким пересказом её содержания. Главному герою осталось жить один день. Последние перед смертью часы он проводит в виски-баре... Композиция "Red As A Hell" была представлена как хоррор. Название "Get Fucked" больше подходило бы панкам, нежели металлистам. Очень понравился кавер на композицию шведской группы MUSTASCH "Dead Again". А закончила группа свое выступление премьерой композиции, название которой ещё не придумано.

Старый афоризм "Veni, vidi, vici" целиком и полностью подходит для характеристики ветеранов брестской (да и, пожалуй, всей белорусской) "тяжелой" сцены - группы WOLFSHADE. Их сет мне хочется назвать самым удачным во всех отношениях - с точки зрения профессионализма и продуманности последовательности исполняемых композиций. В отличие от всех предшествующих и следующих участников "Хутора-2013", группа настраивалась недолго - минут 10-15, а быть может, и того меньше.

Выступление WOLFSHADE можно условно подразделить на две части: первая - авторские композиции участников коллектива, вторая - каверы на мировую и отечественную классику стиля. Начали с композиции RAINBOW "Kill The King", дополнив её довольно продолжительным, но очень красивым инструментальным вступлением собственного сочинения. Фанаты WOLFSHADE (коих в Бресте немало) снова имели возможность услышать композиции из разных альбомов: "Win The Enemies" и "Scream Of My Soul", "Truth" и Merciful Hate", дилогию "Gladiator" и " Gladiator pt. 2 - Still Alive" (напомню: GLADIATOR - первоначальное название группы). В целом мы получили в подарок полтора часа симфо-готик-метала, не побоюсь этого словосочетания, европейского качества! Вокал Сергея Стаховского отличается широтой диапазона и эмоциональностью подачи, обладает животным магнетизмом. Юрий Колычев (экс-УДАР и COBRA), лауреат многочисленных всебелорусских конкурсов гитаристов, выдает соляки по полной, - сам бог играет его руками! Ему же WOLFSHADE обязан высококлассными аранжировками. Владимир Стаховский украшает композиции прозрачными клавишными подкладками. Четкий, упругий бас Станислава Сюзева (экс-PULSAR и TERRAKOD) и безупречные барабаны Егора Прохоренко создают прочный ритмический фундамент.

Примерно в середине выступления группы Сергей Стаховский взял тайм-аут и объявил новую инструментальную композицию "Ruins Of Memories". Передохнув, снова вышел на сцену. И зазвучали кавер-версии: "Hallowed Be Thy Name" и "Fear Of The Dark" IRON MAIDEN, "Billy Jean" Майкла Джексона, "Гуляй-Поле" ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ, "Я Свободен" Валерия Кипелова... Кавер на "Героя Асфальта" Сергей Стаховский посвятил всем участникам байк-слёта. Прозвучали три хита, если можно так сказать, в "ретрансляции" Маргариты Пушкиной и АРИИ: "Свобода", "Беспечный Ангел" и "Пробил Час" (в оригинале соответственно - "Cry For Freedom" WHITE LION, "Going To The Run" GOLDEN EARRING, "Return Of The Warrior" MANOWAR). И напоследок ещё одно посвящение всем байкерам - "Highway To Hell" AC/DC.

Следующей была группа DISANE. Становилось весьма и весьма прохладно, и southern metal пришелся как нельзя кстати. Ребята отыграли программу минут на 50, но, по-видимому, никто, включая организаторов, не заметил нарушения регламента. Мне приходилось слышать отзывы лингвистов, которые критиковали автора текстов команды за корявый английский. Может быть, они правы. Зато с музыкальной составляющей, аранжировками и исполнением - всё в полном порядке. Был сыгран почти весь материал EP "We Owe You Nothing" вперемешку с новыми композициями, разными по настроению и тематике, которые, вероятно, составят грядущий сингл: "Possessed By Thrash", "Drink", "Escape From Fate", "Reality Insane", "Scream Of The Nation"... Запомнился кавер на композицию PANTERA "Down Below". Судя по выступлению на "Хуторе-2013", могу заключить, что живьем DISANE звучат даже лучше, чем в студийной ипостаси.

Зато выступление группы SANDGLASS оказалось самым неудачным и продолжительным (большей частью по причинам, не зависящим от музыкантов). Когда Александр Самойлов сотоварищи начали настраиваться, выяснилось, что в генераторе, от которого подавалось электричество, заканчивается бензин. Пришлось в пожарном порядке искать удлинитель и источник электропитания.

За пультом попеременно работали два звукорежиссера. Кто-то по доброте душевной подносил им самогон, которого в тот вечер оказалось очень много.... Но вернемся к фестивальной программе.

Группа SANDGLASS была создана совсем недавно. Поначалу название писалось в два слова. Но оказалось, что в Украине уже есть группа под таким же названием, и, чтобы ничего не менять, брестчане убрали пробел между словами. Пожалуй, это единственный в городе коллектив, играющий deathcore. Их сравнивают с SEPULTURA и SOULFLY; сами же музыканты ориентируются на такие группы как AGNOSTIC FRONT, HATEBREED и BIOHAZARD.

На фестивале ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (так переводится название группы) звучали сыровато. Запомнились две композиции с претензией на философичность - "Сам За Себя" и "Ломай Клетки". В концепцию коллектива вполне вписался и кавер на композицию BIOHAZARD "Resist". А вот кавер на песню PANTERA "Drag The Waters" я оценить не смог: вокал едва было слышно, эпизодически куда-то пропадали инструменты... Похоже, и сами музыканты чувствовали себя на сцене не вполне уверенно. Композицию "Искупление" начинали дважды. Но и со второго раза доиграть её до конца не удалось: невесть откуда взявшаяся пьяная девушка умудрилась дважды упасть на режиссерский столик. Набравшиеся к тому времени звукорежиссеры, похоже, были напрочь лишены способности как-либо реагировать на происходящее. Между тем, второе падение девушки чуть не положило фестивалю преждевременный конец: столик опрокинулся, ноутбук упал на землю, пиво из стоящих рядом бокалов вылилось на пульт... Хутор погрузился в кромешную тишину... Я сидел и наблюдал, как резко протрезвевшие звукорежиссеры пытаются привести аппарат в рабочее состояние. Минут через 40 им это удалось. Сделали всё, что могли, но до конца феста в колонках то и дело что-то фонило, гудело, пищало, свистело, пропадало...

SANDGLASS вернулись на сцену и с горем пополам сыграли "Искупление" и ещё две композиции - "Как Зверь" (у меня возникли отдаленные ассоциации с кинчевской "Печатью Зверя") и "Песочные Часы".

В небо взлетали ракеты, но фейерверк, похоже, оставлял публику равнодушной. Получив свою порцию музыки, люди либо уезжали, либо направлялись в сторону палаточного городка. Поэтому на выступление хэдлайнеров феста - группы РОДНИК - остались самые выносливые: детское время давно закончилось.

Дмитрий Тараданов сотоварищи отыграли почти весь материал альбома "Мне Ль Выбирать..." и несколько вещей из готовящегося альбома. Мне понравились "Было Или Нет", "Не Бойся" и "Весенняя", которые прозвучали более или менее сносно: оба звукорежиссера в это время крепко спали, опершись на столик...

У коллектива есть немало собственных композиций. Тем не менее, у брестчан РОДНИК пользуется репутацией прежде всего группы, исполняющей каверы цоевских песен. "Хутор-2013" не стал исключением. Идя навстречу пожеланиям публики, РОДНИК довольно неплохо исполнил (если применительно к условиям, в которых приходилось играть, уместно это слово) "Песню Без Слов", "Печаль", "Звезду" и "Перемен!", а закончил "Группой Крови".

Подведу итоги. Фестиваль под двойным названием и впечатление производит двойственное. Безусловный плюс "Хутора-2013" заключается в жанрово-стилевом разнообразии, благодаря которому каждый участник получает шанс расширить свою аудиторию. Я - ярый противник какой-либо цензуры, в первую очередь политической. И здорово, что группы наподобие СЕНЬКІ ПАЛІЦАЯ могут донести до публики своё творчество хотя бы таким образом.

Есть и безусловные минусы. Фестиваль проводится в шестой раз. Уверен, с бензиновой проблемой организаторы сталкиваются не впервые. Неужели так сложно решить вопрос с удлинителями и альтернативными источниками электропитания? И я понимаю, что наша жизнь непредсказуема, но уж эпизод с пьяной девушкой на режиссерском столике тоже можно было предотвратить.

Искренне надеюсь, что организаторы "Хутора-2013" примут к сведению высказанные пожелания. Но хочется сказать им и большое человеческое спасибо: программа фестиваля была действительно интересной и отвечающей разным вкусам. До встречи на "Хуторе-2014"!

Фото: Dara WIND

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 04 сентября 2013, 16:46
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.05 / 5 / 0.019