В центре циклона (фестиваль шаманской музыки "Шаманы Шаблі" в Минской обл.)


О предстоящем фестивале "Шаманы Шаблі" я узнал совершенно случайно. Список участников впечатлял, в качестве хедлайнероав была заявлена питерская группа ОЛЕ ЛУКОЙЕ, которую не слышал лет двадцать... Да и вообще давно я никуда не выбирался. Поэтому решение созрело мгновенно.

Почти всю первую половину июля в Беларуси стояла жара, и это несколько настораживало. Ведь путь к деревне Малое Запрудье, рядом с которой расположен хутор "Шабли", хоть и уже знаком, но нелегок: от Бреста - поездом до Минска, затем двумя электричками до города Воложин, потом - километра три пешочком, причем примерно треть дороги - по гравию и шпалам. Конечно, можно доехать и на собственном автомобиле. Но это не про нас... И погода словно почувствовала наше с Юлией Хатыповой настроение. Температура понизилась, усилился северо-западный ветер, пошли дожди. Иными словами, Беларусь оказалась в зоне влияния циклона, который надвигался с территории Литвы. Но мы сохраняли спокойствие: ведь нам предстояла дорога в самый центр циклона, и это было хорошим знаком. Кстати, о северо-западном ветре: он стал своеобразным провозвестником фестиваля, программу которого составляли выступления коллективов из Санкт-Петербурга и прибалтийских республик...

Мы покидали Брест на рассвете 14 июля. Город провожал нас пасмурной погодой и мелким дождем. И по пути до Минска дождь тоже нас преследовал. Но мы искренне верили, что участники фестиваля разгонят тучи - недаром он заявлен как шаманский... И действительно, когда мы, усталые и запыхавшиеся, повернули на "Шабли", выглянуло солнышко, в воздухе разлилось тепло. До начала мероприятия оставалось более трех часов. Мы поставили палатку и неторопливо прогуливались по территории проведения фестиваля.

Наше внимание привлек прилавок с дисками. Я поинтересовался, нет ли альбомов ОЛЕ ЛУКОЙЕ и других участников "Шаманов Шабель". Оказалось, что нет. Зато можно было приобрести раритеты белорусского рока и авторской песни даже 10-летней давности...

Вдруг со сцены раздались звуки волынки - кто-то из участников уже настраивался. И мы направились туда, предвкушая хорошую музыку, интересные знакомства и приятное общение. Ожидания нас не обманули.

Если шаманизм понимать в узком смысле, как технику камлания и экстаза, может показаться, что не все участники фестиваля соответствовали его названию и концепции. Если же толковать шаманизм более широко, как мировоззрение, тогда точки над "i" расставляются сами собой. Ведь слово "шаман" означает ещё и "обуреваемый страстью, пылкий, неистовствующий". Не будем забывать, что колдовство, чародейство, магия в самых разнообразных формах свойственны разным народам земного шара. А, следовательно, и шаманить можно по-разному.

Фестиваль открывала питерская группа SAMOSAD BAND. Коллектив существует более десяти лет и пользуется широкой популярностью у любителей электронной музыки, причем не только в России, но и в странах Ближнего и Дальнего Зарубежья. Сегодня SAMOSAD BAND - это Александр Улаев (клавишные), Денис Гусев (бас-гитара), Александр Байбородин (ударные), Андрей Гудков (конги). Группа представила ряд инструментальных импровизаций в стиле даб, на которые накладывались различные сэмплы, - от аутентичного русского народного пения до интонирования "мимо нот" в стиле "ничего не понимаю". Инструменталы исполнялись non stop и воспринимались как одна большая композиция. Как потом выяснилось, группа вынуждена была затянуть свое выступление, поскольку следующие участники - братья Петрейкис из Литвы - почему-то сильно опаздывали. Поначалу, слушая SAMOSAD BAND, я даже расслабился и, как выразился один знаменитый телеэкстрасенс, отдался течению собственных мыслей. Но по прошествии какого-то времени SAMOSAD BAND начали меня утомлять, а потом и раздражать, - быть может, потому что я принципиально далек от электронной музыки. Публика поначалу танцевала у сцены, потом народ начал расходиться кто куда. В целом сет группы продлился примерно час с четвертью.

А потом... потом начался праздник - хоть и непродолжительный, но очень-очень большой.

На сцену вышли гости из Латвии - рижская группа под названием VĒJAM KABATĀ, что переводится с латышского как В КАРМАНЕ У ВЕТРА. Коллектив существует чуть больше года, но у себя на родине уже хорошо известен.

Некогда основоположник русской классической музыки Михаил Глинка сказал: "Музыку создает народ, а мы, композиторы, её лишь аранжируем". Авторы всех композиций VĒJAM KABATĀ - Карлис Иргенс, играющий на латвийской волынке (есть и такая!) и Екатерина Григорьева, которая поет и играет на ритм-гитаре, - целиком и полностью соответствуют приведенному высказыванию. И отсутствие специального музыкального образования не мешает им создавать мелодии, интонационно близкие к латышским народным напевам. Впрочем - не только латышским. Ведь музыкальная культура Латвии в ходе своего исторического развития испытывала на себе влияние музыкальных культур соседних стран - Эстонии, Литвы, России и Беларуси. Иначе и быть не могло. И в композициях Карлиса и Екатерины всё перечисленное проявляется в разных пропорциях: звучная, громкая волынка притягивает к себе шотландские и кельтские мотивы, а с появлением в группе Якова Шейх-Султана, играющего на разнообразных ритмических флейтах, в композиции вплетается и восточная тема. В последние месяцы группа испытывает сложности с барабанщиком и перкуссионистом, поэтому приехала на фестиваль в неполном составе. И тут в лучших фестивальных традициях в группу вписались, как родные, барабанщик ОЛЕ ЛУКОЙЕ Юрий Лукьянчик и перкуссионистка Анастасия Хмель, в свое время игравшая в минской фолковой группе ДЖАМБІБУМ. Вольно или невольно Настя привнесла в саунд VĒJAM KABATĀ белорусский национальный колорит. В целом стиль группы можно определять по-разному - нео-этно, позитив-транс, "наш ответ Средневековью". Мне же хочется его обозвать world music - музыкальные культуры разных наций в творчестве одной группы не просто органично сосуществуют, но и взаимодополняют друг друга.

К слову, когда слушал эту группу, мне вдруг вспомнились горе-политики, пытающиеся разобщить или даже противопоставить русскую и латвийскую культуры. Так и хочется посоветовать им сходить разочек на концерт VĒJAM KABATĀ.

Белорусскому зрителю был представлен ещё не записанный сингл "Кузнец". Прозвучали песни "Пойду за Водой", "Кузнец", "Транс", "Мать Земля". Имеют ли VĒJAM KABATĀ отношение к шаманизму? Скорее да, чем нет. Взять хотя бы песню "Пойду За Водой", в которой одни и те же фразы можно повторять до бесконечности...

Выступление латышских гостей всеми было принято "на ура". Лично мне хотелось, позабыв о возрасте, орать, плясать и подпрыгивать высоко-высоко, до самых облаков. Именно они, а не ОЛЕ ЛУКОЙЕ, стали для меня "гвоздем программы" и кульминацией фестиваля. И Открытием Года тоже.

После выступления VĒJAM KABATĀ состоялось мое знакомство с участниками коллектива и администратором группы Дианой Селивёрстовой. Диана, хоть и проживает в европейском пространстве, держит руку на пульсе времени и находится в курсе музыкальной жизни на территории СНГ. Эрудит во всех видах искусства, интересный собеседник, просто милый, хороший человек, - мне кажется, VĒJAM KABATĀ должны гордиться таким администратором.

Хоть поверьте, хоть проверьте, но рижане своим - к сожалению, коротким - выступлением разогнали над "Шаблями" тучи, в воздухе стало заметно теплее. А на сцене тем временем настраивались гости из Вильнюса.

Братья Саулюс и Донатас Петрейкисы создали свой дуэт в 2006 году. Донатас играет на акустической гитаре, а Саулюс - на многочисленных народных инструментах, список которых занял бы половину статьи. С 2010 года к ним эпизодически присоединяется молодая вокалистка Угне Клеинаускайте. Приезду литовцев в Минск предшествовала история, которую, думаю, следует рассказать.

В 2011 году известная минская группа KRAMBAMBULYA выпустила альбом "Drabadzi Drabada", в который вошли обработки песен разных народов Европы. Его презентация в белорусской столице была намечена на 11 февраля 2012 года, даже разрешение в Управлении культуры Мингорисполкома получить удалось... Но в конце января организатор мероприятия Владимир Шаблинский сообщил мне о срыве презентации: якобы администрация клуба "Re:Public", где она должна была происходить, не пожелала связываться с "одиозной" группой. Отменять презентацию Лявон Вольский сотоварищи не собирались, и пришлось перенести её в Вильнюс на 28 и 29 апреля. На разогреве у минчан играли братья Петрейкисы... KRAMBAMBULYA им очень понравилась, тем более что Лявон включил в альбом одну литовскую песню на языке оригинала. Тогда-то у Саулюса и Донатаса и созрело решение выступить при случае в Беларуси.

Однозначно стиль их группы не поддается определению. Я бы его охарактеризовал как эмбиент с добавлением... Фолка? Наверно. Этно? Возможно. World music? Скорее всего... Саулюс Петрейкис использует редкие этнические инструменты - как литовские, так и многих других народов и континентов. Преимущественно братья практикуют фонемное пение, часто переходящее в камлания; несколько песен прозвучало и на литовском. Как сказала мне после концерта Угне Клеинаускайте, тексты насыщены образами из литовского фольклора. Мне запомнилась композиция, выдержанная в стиле латино, написанная, вероятно, под влиянием Астора Пьяццолы.

Угне участвовала в исполнении лишь некоторых композиций - все остальное время стояла рядом со сценой. К ней подходили зрители и спрашивали, не привезли ли братья диски на продажу. Угне лишь разводила руками и предлагала электронный адрес Саулюса Петрейкиса, по которому желающие могут с ним связаться. Когда братья закончили выступление, публика стала скандировать: "Е-щё! Е-щё! Е-щё!.." На сцену вышла Угне и объяснила: "Саулюс не говорит по-русски. Я тоже плохо говорю по-русски". Извинилась и перешла на английский, которым владеет очень хорошо. Из всего произнесенного ею я понял лишь одно слово - "Lullaby". Саулюс и Данатас пропели фальцетом нечто, вовсе не похожее на колыбельную... Просто набор каких-то фонем. Под такую колыбельную я бы точно не заснул...

После непродолжительной паузы к выступлению начали готовиться хедлайнеры - группа ОЛЕ ЛУКОЙЕ, которая приехала в Беларусь впервые. Её лидер Борис Бардаш посылал публике возглас "Хэйя-гэйя-гэй!" и получал его же обратно. Он очень высоко оценил выступление литовской группы, пообещал не менее интересную программу и призвал зрителей глубже вникать в смысл песен. А потом началось священнодействие.

...Для тех, кто не в курсе. Группа ОЛЕ ЛУКОЙЕ образовалась в 1989 году в Ленинграде. Название происходит от имени скандинавского бога сна и смерти и обусловливает концепцию группы, которую общо можно сформулировать как обращение к аспектам сна, подсознания, психоделики. Свой стиль сами участники определяют как биохэк; специалисты же называют его "психоделическим трансом. В настоящее время ОЛЕ ЛУКОЙЕ выступают в составе: Борис Бардаш - клавишные, вокал; Александр Фролов - синтезатор, фагот; Юрий Лукьянчик - барабаны.

Вероятно, многие обратили внимание на несколько измененное состояние сознания Бориса Бардаша. Впрочем, и оно являлось составной частью концепции. Поскольку я сам слабо разбираюсь в теории шаманства, предоставлю слово профессионалу - Владимиру Леонидовичу Кляусу, доктору филологических наук, сотруднику Института мировой литературы, профессору Российского государственного гуманитарного университета, специалисту в области магии слова и шаманизма. В телепередаче "Очевидное - невероятное" от 18 июля 2009 года, посвященной шаманизму, он делился собственными наблюдениями. По словам Кляуса, шаман употребляет некоторое количество водки вовсе не для того, чтобы изменить свое состояние легким способом: "Этот напиток используется в качестве подношения для духов, он этим самым кормит духов в первую очередь... если мы будем лить воду, то для духов это будет огонь. А если мы льем для них водку, для них это вода. То есть мы их поим просто водой"... И духи в благодарность за щедрое подношение помогли Борису Бардашу сотоварищи и сделали всё, чтобы выступление группы прошло на самом высоком уровне.

ОЛЕ ЛУКОЙЕ продемонстрировали высокий класс игры и введения зрителей в состояние коллективного транса. Все композиции сливались в единое целое, несмотря на паузы, во время которых Борис общался с публикой. Кто-то из зрителей что-то сказал про эмбрион. Борис откликнулся: "А что, эмбрион еще жив?" - и начал напевать а капелла импровизированный текст на гребенщиковскую мелодию: "Эмбрион жив, а мы еще нет! Эмбрион жив, а мы..." Иногда награждал зрителей похвалами, от чего публика приходила в ещё больший восторг. Во время выступления ОЛЕ ЛУКОЙЕ на стену шатра, укрывавшего сцену, проецировались то абстракции, то надписи, разглядеть которые из-за высокой частотности смены кадров было чрезвычайно сложно. Это тоже один из способов воздействия на подсознание...

Группу трижды вызывали на бис. Борис поначалу извинялся, а потом ОЛЕ ЛУКОЙЕ исполнили целых три композиции! В итоге выступление ОЛЕ ЛУКОЙЕ продолжалось больше часа...

Ровно в 23:00 фестиваль закончился. На полночь было намечено праздничное файер-шоу. Мы немного посидели на скамеечке и отправились в палаточный городок, где жизнь била ключом. Кто-то тихо-мирно общался на разные темы, кто-то распивал заранее припасенные спиртные напитки (на территории фестиваля алкоголь не продавался), какая-то женщина приятным голосом пела старинные русские романсы; издалека доносились гулкие звуки танцевальной музыки. Нам уже было не до файер-шоу - мы очень устали. К тому же утром предстояла обратная дорога.

Как только мы расположились на ночлег, по брезенту палатки забарабанил дождь, чем дальше - тем всё чаще и сильнее... Я подумал сквозь сон: "Как же нам повезло!" А разве могло быть иначе? Ведь мы находились в самом центре циклона.

Вместо резюме. Первый - и, надеюсь, не последний - международный фестиваль "Шаманы Шаблі" состоялся. На нем выступили четыре уникальных, ярких коллектива, в творчестве которых фолк, этно и world music сочетались с такими направлениями современной музыки как даб, эмбиент и "психоделический транс". И, конечно, шаманизм в различных формах выражения. При этом Беларусь могла бы быть представлена на фестивале такими разными коллективами как ТРОІЦА и НАГУАЛЬ, отсутствие которых я ощущал почти физически. Но все-таки первый блин не оказался комом. Я бы даже сказал - не блин, а огромное пирожное, в котором и оболочка, и начинка имеют свой вкус. Хочется от всей души поблагодарить за организацию фестиваля Владимира Шаблинского и его частное предприятие "Шаблі" и выразить надежду, что такие фестивали превратятся в добрую традицию.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 июля 2012, 18:15
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002