Дышим свежим воздухом! (этно-фестиваль "Вольнае Паветра" в Минской обл.)


Дословно название фестиваля можно переводить на русский двояко - и как "свежий воздух", и как "свободный воздух" (вернее - "воздух свободы"). Впрочем, я бы хотел сразу предостеречь потенциального читателя от придания мероприятию какого-либо политического контекста (замечу в скобках: среди зрителей нашлись молодые люди, желающие покричать, но на провокации никто не поддался). Изначально организаторы фестиваля преследовали совершенно иные цели, от политики принципиально далекие.

Почему - "свежий воздух"? А потому что фестиваль проходил "вдали от шума городского", приблизительно в 80 километрах от белорусской столицы - на хуторе Шабли, что у села Малое Запрудье Воложинского района Минской области. Погода 27 августа радовала по-настоящему летним теплом и безоблачным небом. Но чтобы добраться до места проведения фестиваля, необходимо было приложить усилия - либо материальные, либо физические. Ну, прямо-таки целая эпопея!

публика на фестивалеУстроители феста организовали автобус от минской станции метро "Красная Горка" до Шабель и обратно. Но, увы, экономические реалии есть экономические реалии, и не считаться с ними никак нельзя. Жестокий кризис, охвативший все без исключения отрасли народного хозяйства Беларуси, повлек за собой перманентный рост цен на бензин, что не могло не отразиться и на стоимости проездных билетов. Поэтому позволить себе поездку на фестивальном автобусе мог далеко не каждый. По этой же причине ничуть не легче было обладателям легковых машин. Кто-то оседлал велосипеды. Добираться на них хоть и долго, зато без затрат на горючее.

Мы с Юлией Хатыповой выбрали наиболее приемлемый для нас вариант проезда - по железной дороге: от Бреста до Минска, затем пригородными поездами через Молодечно на Воложин, а оттуда пешком около пяти километров. Дорога была не очень легкой и не самой удобной, но мы ничуть не жалеем, - будет что вспомнить...

На фестиваль собралась разношерстная публика - и по возрасту, и по статусу. Приехавшие дифференцировались по специальным браслетам, которые надевались на руки: у обычных зрителей - голубые, у представителей прессы - желтые, у VIP-персон - розовые. В одежде большинство зрителей придерживалось этнического стиля, а кто-то надел белорусский национальный костюм...

"Вольнае Паветра" началось с часовым опозданием, за что мы искренне благодарны организаторам феста. За это время мы успели поставить палатку и как следует подкрепиться после долгой дороги, чтобы с новыми силами приступить к работе.

символикаФестиваль стартовал с мастер-классов по йоге, организованных редакцией минского журнала "Yoga+life". Мы как люди, от йоги далекие, пошли бродить по близлежащим территориям. Наше внимание привлек импровизированный прилавок, за которым молодой человек торговал дисками с белорусской и русской музыкой. Мы с Юлией даже чуть-чуть пополнили свои фонотеки. За соседними прилавками продавались всевозможные сувениры и безделушки; в расположенном неподалеку буфете можно было перекусить и купить прохладительные напитки.

Символом "Вольнага Паветра" была корова с крыльями. Поэтому не случайно в рамках фестиваля прошел первый республиканский чемпионат по метанию коровьих лепешек. Победителям вручались призы: за второе и третье места - майки размеров "L" и "S" с логотипами "Вольнага Паветра"; обладателю же первого места достался... ящик шампанского!

Пока продолжался фестиваль, над территорией парил бумажный змей, которого в вечернее время кто-то из зрителей подсвечивал фонариками. Зрелище неописуемое!

БАДЬЯН САУНА СИСТЕМФестиваль проходил одновременно на трех площадках: на большой (главной) и малой, а также в "Сарае" - на клубной площадке. На первых двух выступали группы и несколько ди-джеев, "Сарай" же предназначался только для ди-джеев. И, чтобы не пропустить что-нибудь интересное, нам приходилось перемещаться между площадками.

На малой площадке звучали в записи мировые хиты. Ожидался выход белорусской фолк-группы DZIVASIL, которая почему-то так и не появилась.

В это же время на большой площадке старательно настраивался Ансамбль Эзотерического Шансона НАГУАЛЬ. Наблюдая за процессом настройки, можно было лишний раз убедиться, насколько серьезно Леонид Павлёнок сотоварищи относятся к своим выступлениям.

Леонид Павлёнок, НАГУАЛЬНАГУАЛЬ отыграли программу из "классических" вещей, в которых ее лидер продемонстрировал свои субъективные представления о фольклоре разных стран: "Лодка" и "Маленький Зеленый Жук", "Всенощная" и "Рождество", "Катится Табор" и "Болотный Дух", кантровая "Каштаны Монмартра" и реггейная "До Свидания, Это Я, Или Привет Ману Чао"... Также была представлена новая композиция "Индич", написанная для кукольного спектакля "Почему стареют люди". Группе удалось завести публику. Народ танцевал у сцены, а во время исполнения одной из пьес парни и девушки водили хороводы. Композиция "Джябо Кя" была исполнена вместе со зрителями, среди которых было много фанатов группы: Леонид Павлёнок произносил фразу на птичьем, никому не знакомом языке, а зрители ее повторяли. Это ли не свидетельство всенародной любви?.. На мой субъективный взгляд, выступление НАГУАЛЯ было самым драйвовым на фестивале.

На малой сцене работал DJ Wojcio из Польши. А на большую после продолжительного перерыва вышел украинский DJ-проект БАДЬЯН САУНА СИСТЕМ. Если вы еще не знаете, что общего между Индией и хип-хопом, настоятельно советую при возможности сходить на их выступление.

КОМБА БАКХУкраинцев на большой площадке сменила костромская группа КОМБА БАКХ. Ее стиль критики определяют как православный рэп, хотя сами участники предпочитают другую характеристику - панк-хоп. От себя добавлю: с элементами джаза, русского и белорусского фольклора. Музыка - на большого любителя. Социально-актуальные тексты, в которых большое место отводится православной тематике, местами с элементами стёба. Мне запомнились рэп-проповедь "Надежда Грешника", философская вещица "Про Змею", назидательная "Гражданский Брак"... И еще песенка про путешественника Федора Конюхова. Зато жутко не понравился кавер белорусской народной песни "Забалела Ды Мая Галованька" - после ПЕСНЯРОВ совершенно не воспринимается. Более удачной получилась песня на стихи Якуба Коласа "Пра Каханне". В свое время композитор Игорь Лученок предложил свое прочтение коласовских стихов: его песня под названием "Любоў" в исполнении тех же ПЕСНЯРОВ стала всесоюзным хитом. В аранжировке Владимира Мулявина она превратилась в танец. Мелодия же, написанная участниками КОМБА БАКХ, приближается к романсу... Остальные композиции никакого впечатления не произвели и даже не осели в памяти.

Егор Забелов, GURZUFПо окончании выступления костромичей на большой сцене начался саундчек минского дуэта GURZUF. Мы с Юлией отправились к малой сцене, чтобы успеть увидеть и сфотографировать специально приглашенных гостей - минскую группу APPLE TEA. Музыка этого коллектива представляет собой сплав разных жанров и стилей: классический и современный джаз, фьюжн, фолк, этно... Прослушав несколько инструментальных композиций ЯБЛОЧНОГО ЧАЯ, я глубоко пожалел, что не следил за творчеством этой группы.

После ухода APPLE TEA мы вернулись к большой сцене. Там как раз начинали свое выступление GURZUF. Сейчас коллектив выступает в составе двух человек - Егора Забелова (аккордеон) и Артема Залесского (экс-ЛЮБОВЬ И СПОРТ, ныне также СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА - ударные) - и драм-машины. Дуэт демонстрирует совершенно новый подход к инструментальной аккордеонной музыке. В ней гармонично сочетаются академические традиции с разнообразными экспериментами в области прогрессив- и пост-рока, минимализма, транса, использования всевозможных электронных эффектов и сэмплов, а также необычно ярким, экспрессивным исполнением. Прозвучала и единственная в репертуаре дуэта песня - франкоязычный "Hip Hop", посвященный известному футболисту Зинедину Зидану. Оказалось, Егор не только аккордеонист-виртуоз - у него еще и великолепные вокальные данные!

MORFE ACOUSTIC BANDВ это время на малой сцене выступала группа MORFE ACOUSTIC BAND совместно с VJ Плахой. К превеликому сожалению, мне физически не удалось раздвоиться, чтобы полностью прослушать и GURZUF, и MORFE. Но то, что услышать все-таки удалось, задело за живое.

Музыку MORFE ACOUSTIC BAND можно охарактеризовать как фолк-грув. Вкусный коктейль из армянских, татарских, еврейских, балканских этно-мотивов и современных ритмов. Участники группы не объявляли названий композиций, но на экран, расположенный позади сцены, проецировался видеоряд с изображениями просторов Вселенной, и вдумчивый зритель, слушая композиции и одновременно наблюдая за визуальным рядом, мог дать полную свободу воображению.

Тем временем на большой сцене начиналось выступление сербской группы SHAZALAKAZOO. Пока на малой площадке настраивалась группа SOVIJUS из литовского города Утена, мы решили немного послушать земляков Горана Бреговича, которого очень любим. SHAZALAKAZOO сочетают в своей музыке балканские мотивы с современными танцевальными ритмами. В общем и целом нам понравилось. Однако пришлось поспешить на малую площадку, поскольку там начинали свое выступление SOVIJUS.

Mindaugas Suchockas, SOVIJUSНазвание SOVIJUS выросло из легенд о древней традиции захоронения балтов в четырех стихиях: в земле, в воде, на деревьях и в огне. Группа экспериментирует на грани электронной музыки, психоделии, фолка и минимализма; музыка дополняется видеорядом из живописных абстракций. Продолжительность каждой композиции достигает 15-20 минут, но, слушая их, не испытываешь усталости. Когда SOVIJUS завершили выступление, столпившиеся у сцены зрители потребовали продолжения. Но музыканты спокойно собрали инструменты и аппаратуру и удалились: по-видимому, слишком длинные у них композиции, чтобы исполнять что-то на "бис".

На этом фестиваль не заканчивался. На малой площадке организаторы устроили кинотеатр под звездным небом, а в "Сарае" продолжалась дискотека.

Неподалеку от палаточного городка располагалась зона отдыха. Там жизнь била ключом: кто-то орал песни под гитару, кто-то играл в теннис, кто-то жарил шашлыки, кто-то распивал заранее припасенные спиртные напитки (на территории "Вольнага Паветра" алкоголь не продавался).

Мы с Юлией изрядно устали за минувший день и, к тому же, нам предстояла долгая дорога домой. Поэтому ничто не могло помешать нашему сну...

APPLE TEAВместо резюме. В общем и целом фестиваль произвел хорошее впечатление. Было на что посмотреть, было что послушать, было от чего испытать удовольствие. И все же некоторые пожелания на будущее организаторам высказать хотелось бы. Во-первых, большая и малая площадки располагались практически рядом, а потому выступающие артисты мешали и друг другу, и зрителям, которые невольно оказывались в "зоне стереоэффекта". Во-вторых, быть может, все-таки лучше сделать так, чтобы все группы выступали на одной площадке, а ди-джеи - на другой. Зрители оказываются перед выбором, какую из групп, выступающих на разных площадках, увидеть/услышать. А как быть желающим присутствовать на выступлениях всех артистов?

И все же первый блин не оказался комом. Большое спасибо организаторам, спонсорам и всем остальным, кто имеет отношение к фестивалю. Хочется искренне верить, что проведение "Вольнага Паветра" станет доброй традицией.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 02 сентября 2011, 01:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.002