Осенний марафон №12 (фестиваль "Золотая Осень-2010" в Бресте)


Проведение во второй половине ноября в городе-герое Бресте традиционного ежегодного фестиваля "Золотая Осень" уже стало хорошей традицией. Раньше в рамках фестиваля проводились конкурсы среди эстрадных исполнителей, бардов, фольклорных коллективов и, конечно же, рок-групп. Мне приходилось заседать в жюри рок- и бардовской частей фестиваля. А с 2008 года фест стал сугубо "роковым".

Первый рок-конкурс в рамках "Золотой Осени" прошел в ноябре 1999 года. С тех пор в фестивале успели поучаствовать такие брестские группы, как ДАЙ ДАРОГУ!, ONEGIN, КЛЕЙ!, СЬЦЯНА, ИМПЕРИЯ и автор/исполнительница Катерина Хасаншина, балансирующая на грани авторской песни и бард-рока... Со временем у организаторов появилась возможность приглашать гостей из других городов и даже стран. На двенадцатую "Золотую Осень" продюсер фестиваля Олег "Патям" Степанюк (рок-музыкант, в прошлом работавший в таких группах как НЕГАТИВ, КОЛА, НАИЗНАНКУ, КИНДЕРСЮРПРИЗ, ONEGIN) подготовил брестчанам и гостям города приятный сюрприз в виде 45-минутного финального выступления гостей из Москвы - группы БРИТВА ОККАМА.

19 ноября в фойе ДК Профсоюзов зрителей встречали представители МООП - милицейского отряда охраны правопорядка, которые раз за разом монотонно повторяли заученные слова: "Ножи? Пистолеты? Колющее? Режущее?" Забегая наперед, скажу, что на протяжении всего фестиваля МООПовцы вели себя вежливо и не мешали публике оттягиваться.

Роль массовика-затейника досталась Максиму Галенко - организатору концертов и фестивалей. Кстати, Максим вел "Золотую Осень" уже в четвертый раз, и всегда блестяще справлялся со своей ролью.

Программа фестиваля строилась из двух частей. За неделю до события, 10-11 ноября в городском Доме культуры состоялся отборочный конкурс, в котором участвовали 27 брестских групп, представляющих самые разные направления рока. И только пяти из них посчастливилось выйти в финал: SOUL EMIGRANT, LOVER'S GUN, ВСЁ СРАЗУ, AMERTA и ALT+F4. Соответственно, первая часть фестиваля состояла из выступлений групп-финалистов отборочного тура, каждая из которых играла по 3 композиции. Жюри из нескольких рок-музыкантов и одного журналиста (в моем лице) должно было оценить группы в целом, а также определить лучших вокалиста, гитариста и барабанщика.

SOUL EMIGRANT играют бритпоп а ля PLACEBO. Безупречная сыгранность - притом, что группе меньше года. Как утверждают знатоки - безукоризненный английский. Тексты об осознании индивидом своего "я" во времени и пространстве. "What You Know?" - любовная история, хотя и вымышленная, но недалекая от реальности. "Erased" воспроизводит определенные душевные чувства и переживания. "Alco Valentine" - песня о состоянии аффекта, которое может возникнуть у молодых людей во время вечеринки... Вокалиста группы Святослава Лаврова жюри признало лучшим - на мой взгляд, вполне заслуженно.

LOVER'S GUN придерживаются стандартизированного хард-рока. Тексты также на английском и с претензией на серьезность: "Analyse" - призыв к человеку задуматься о своей жизни. Центральный тезис композиции: "Вся жизнь - борьба". Песня с оптимистичным названием "Don't Say Good Bye" должна была бы логически завершать выступление. Но напоследок прозвучала композиция "Nobody Cares" о нарастающем равнодушии между людьми. Надо отдать должное вокалисту Дмитрию Демидюку: в своих текстах он избегает морализаторства. Группа была удостоена третьего места. Лично мне их композиции показались скучноватыми, - быть может, потому что хард мне эстетически не близок...

ВСЁ СРАЗУ - лауреаты "Золотой Осени-2008" - решили снова напомнить о себе. По стилистике это добротный рокапопс. Я бы даже сказал - европейского качества. Тексты, написанные гитаристом Сергеем Ляшуком, исполнены юношеского максимализма: Группа представила тематически разнообразную программу: "Война" - об отношениях, складывающихся сегодня между людьми, о дефиците любви. "Незаметный Гость" - о вещах, понятных, быть может, только самому автору. А "Красавица" посвящалась всем любительницам гламурной жизни.

AMERTA внесли в обстановку мажорную ноту веселыми рок-н-роллами с незлобиво-ироничными белорусскоязычными текстами Евгения Мелеха. "Панчохі" (в переводе с белорусского - "Чулки" или "Колготки") - композиция социально-бытового содержания. Песенка "У-е" в оригинале имела политический подтекст, и, дабы не быть обвиненным в "уклонении от линии партии и правительства" (обвинение, надо сказать, более чем опасное, сулящее в будущем великое множество неприятностей), Евгений был вынужден изменить текст. Название "Паэт" ("Поэт") говорит само за себя... К слову, Евгений не только хорошо поет, но и здорово танцует. Его движения на сцене вызвали неожиданные ассоциации с Адриано Челентано из фильма "Укрощение строптивого" в момент, когда тот мнет виноград... Во время выступления группы пространство между сценой и первым рядом постепенно заполнилось танцующей публикой.

Жюри присудило группе второе место. Хотя, на мой взгляд, ребята заслуживали большего.

ALT+F4 завершали конкурсную часть фестиваля. Стилистику группы можно приблизительно определить как "альтернативный симфо-метал": композиции отличаются сложностью внутренней структуры, выходят за пределы куплетной формы. Начало выступления задержалось из-за внезапно возникших технических проблем, и ее лидер Дмитрий Денисов немного рассказал о группе. Пожалуй, сегодня всем известна комбинация компьютерных клавиш Alt+F4 (выход из программы). Дмитрий трактовал название как выход за рамки какого-либо определенного музыкального направления, эксперименты с различными стилями. Выступление открыла инструментальная композиция "Intro". Герой песни "Enjoy The Moment" погружается в философские размышления о жизни, в которой очень много условностей, стандартов и стереотипов. "Confession Of The Dead" - мрачный монолог от имени мертвеца, убитого неизвестно зачем и за что. Важно отметить, что все концерты группы ориентированы на синестетическое восприятие, в котором участвуют все органы чувств: большое значение в их композициях имеет визуальный ряд. Например, вокалист Дмитрий Денисов крутил на сцене сальто...

Не могу не порадоваться за группу: лучшими гитаристом и барабанщиком были признаны ее участники - соответственно Михаил Симоненко и Илья Терещук. Группа же в целом была удостоена первого места и получила приз зрительских симпатий.

Вторую часть концерта открывали финалисты прошлогоднего фестиваля "Золотая Осень" - группа THE FRAIZ. За 4 с небольшим года они приобрели в родном Бресте статус культовой команды. Музыканты определяют свою стилистику как "alternative/indie/dance/British". Характерные черты творчества группы - бьющий через край оптимизм, неуемное жизнелюбие, безумная позитивная энергетика. Названия песен вполне отвечают концепции: "Побольше Жизни", "Весь Мир Твой", "Счастье", "Dance", "Paruslov". Во время выступлений THE FRAZE демонстрируют незаурядное хореографическое и актерское мастерство, но, мне кажется, они еще не реализовали свой потенциал. У ребят все данные для того, чтобы завоевать пространство СНГ и обрести популярность не меньшую, чем у ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО и ЛЕПРИКОНСОВ.

D_TAILS - группа широко известная и горячо любимая как в Бресте, так и за его пределами, включая Украину, Польшу и Чехию, где коллектив неоднократно выступал с концертами. А на Нашем НеФормате еще в 2004 году была опубликована рецензия на дебютное демо D_TAILS. Многое с тех пор изменилось в лучшую сторону. Ребята вышли далеко за рамки стандартизированного хардкора. Сегодня группа представляет собой альтернативное творческое объединение, без устали ищет свой индивидуальный стиль. Впрочем, кое-что осталось неизменным: D_TAILS по-прежнему выглядят интереснее ANIMAL ДЖАZ и интеллигентнее ПСИХЕИ. На концерте публика на ура принимала "Вспомни" и "Ярче Всех", "Пятую Черту" и "Гостя", "Куклу" и "Иглы". Последнюю песню группа исполнила, идя навстречу пожеланиям трудящихся. За что отдельное спасибо, большое-пребольшое.

EXIST M - гости из Минска. Стилистику группы можно охарактеризовать как synth-metalcore. Участники коллектива, совместно сочиняющие композиции, находятся в непрерывном поиске новых музыкальных форм. Во время выступления вокалистка Настя общалась с публикой, да так вежливо, что вне концерта вряд ли кому-нибудь пришло в голову проводить какие-либо параллели между нею и хэви-металом. Просто поразительно, что такая миниатюрная девочка может рычать аки львица. Поберегла бы ты свой голос, Настя! Еще пару лет - и разговаривать сможешь только шепотом...

Названия композиций, сыгранных на концерте, свидетельствуют о разнообразии тематики: "Perfect Dream", "Кола", "Inflekt", "Лабатамія", "Alter Ego". Но из-за живородного рыка невозможно было разобрать, на каком языке песня. Мне выступление этой группы показалось одной непозволительно затянутой композицией, периодически прерываемой репликами Насти...

БРИТВА ОККАМА - хедлайнеры фестиваля - готовились к выступлению долго и тщательно. Группу любят многие, но далеко не многим понятны этимология названия и вытекающие из него концепция и содержание песен. Поэтому сделаем кратенькое отступление в курс философии.

Уильям Оккам (ок. 1285 - 1349) - английский философ-номиналист, выдвинувший идею, которая получила название "Бритва Оккама" Кратко ее можно сформулировать так: "Самое простое решение - самое верное". В развернутом варианте это правило гласит: если понятие не может быть постигнуто интуицией и его нельзя проверить на практике, то и из науки его следует исключить, то есть отсечь. Как этот принцип проявляется в творчестве группы? Процитирую фрагмент интервью ее лидера, вокалиста и автора почти всех композиций Дмитрия "Митяя" Абрамова: "У нас есть некий принцип - мы стараемся из меньшего сделать лучшее. Все, что лишнее - оно не имеет места". Стилистику БРИТВЫ ОККАМА журналисты обычно определяют как тяжелую альтернативную музыку с элементами фолка и фанка. Сами же участники группы предпочитают не сковывать себя какими-либо стилевыми определениями, ибо это ограничивает свободу, превращая приверженность какому-либо направлению в самодовлеющую цель.

Для "Золотой Осени" БРИТВА ОККАМА приготовили великолепную программу из композиций, различных по характеру, настроению и тематическому содержанию: "Табу", "Мое Я", "Ымарш", "Нити", "Тай"... Очаровательная басистка Елена "Мулан" Холматова ("секс-символ группы", как сказал один из зрителей) своим волшебным голосом с неподражаемыми восточными вибрациями исполнила медитативную композицию "Eternal Now" собственного сочинения. Прозвучали две новые песни, названия которых Митяй не потрудился объявить. Группа подготовила и сюрприз: к великой радости публики, Митяй вместе с приглашенным на сцену гитаристом ALT+F4 Михаилом Симоненко поочередно солировали на пионерском барабане и тамтаме...

Я второй раз присутствовал на концерте БРИТВЫ ОККАМА. Впервые услышал группу в Минске на фестивале альтернативной музыки "Третья 5'ка", но тогда никаких эмоций не испытал. А сейчас пожалел, что не следил за творчеством этого замечательного коллектива...

Фестиваль "Золотая Осень-2010" отразил во всей полноте положение на брестской рок-сцене. Количественно англоязычные группы начинают преобладать над русско- и белорусскоязычными, и это не может не огорчать. В то же время, на фесте проявилась устойчивая тенденция к существенному возрастанию профессионального уровня коллективов, работающих в различных направлениях, будь то хард'н'хэви, бритпоп или рокапопс, и это радует.

Фото: Юлия ХАТЫПОВА

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 01 декабря 2010, 16:52
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 5 / 0.001