О непривычном (М. Барешенкова и В. Лопатин в арт-кафе "Африка", Петербург, 13.04.2010)


Концерт оказался в чём-то уникальным. Оба автора-исполнителя, о которых пойдёт речь, вообще выступают редко. А для московской певицы и пианистки Марины Барешенковой это было первое выступление в Санкт-Петербурге. И хотя "Африка" - кафе, сцена в нём всё же не рядом с баром, а само помещение очень подходит для тихих акустических действ. И, слушая Марину Барешенкову и Вячеслава Лопатина, я испытывал двойственное чувство. С одной стороны, хочется, чтобы больше народу ходило на их концерты, интересовалось их творчеством; с другой стороны, если бы в маленький зал "Африки" набилась большая толпа, Марина и Вячеслав вынуждены были бы прорываться своими песнями сквозь обычный для толпы шум. Но они - не те люди, которые стремятся "зацепить" публику: слушатель (если уж он оказывается на их выступлениях) сам должен сделать над собой усилие и отдать часть внимания их песням.

Марина Барешенкова принципиально не играет на синтезаторе. Это ещё одна причина редкости её концертов - ведь пианино или рояль есть далеко не во всех залах. В "Африке" пианино расположено так, что к большей части публики Марина сидела спиной. Когда она пела, было невозможно следить за её мимикой - нам оставался только голос и звук инструмента. Марина представила собравшимся программу своего третьего студийного альбома, записанного сравнительно недавно. Эта всё та же пронзительная смесь романса и средневековой европейской музыки, спетая чистым и высоким голосом женщины, прожившей каждую свою строчку. Но, несмотря заложенный в них драматизм, песни Марины очень легки. И сама она умеет с юмором относиться если не к самим песням (это было бы как раз нелепо), то к своей робости и техническим огрехам. Да, хотя мы и не видели лица Марины, чувствовались и её волнение (всё-таки впервые играет в Питере), и ирония. За её игрой на пианино интересно следить: кажется, что пальцы ищут на клавиатуре созвучия, способные каждый раз немного по-новому проиллюстрировать спетое. Кажется, к этим песням-поискам нельзя привыкнуть. Скажу больше: привыкнуть к ним можно, но не нужно - лучше каждый раз слушать их, как впервые. "Как же радостно я скучаю" - это из песни "Мои Строчки", которой Марина начала питерский концерт. Под сводами расположенного в подвале кафе она пела, будто одна в высокой башне, из окон которой хочется обращаться к звёздам и верхушкам деревьев.

Вячеслав Лопатин в этот раз был без своего нынешнего партнёра, скрипача Николая Маркова (экс-ЯБЛОКО, экс-АКВАРИУМ), зато с сыном Даниилом в качестве блок-флейтиста. Надо сказать, что Даниил постепенно становится полноправным участником группы своего отца, играет в большей части песен - ещё немного уверенности в звукоизвлечении, и можно будет записывать его в студии. А так - его партии хоть и просты, но чётко продуманы: видно, что Вячеслав и Даниил программу отрепетировали основательно. Для самого Вячеслава этот концерт был нехарактерным, потому что он почему-то использовал гитару с металлическими струнами (обычно он играет на нейлоновых). От этого его песни прозвучали ближе к обычному представлению о фолк-роке. Что заставило меня вспомнить группу ЕХАЙ, лидером которой Вячеслав был в 90-е годы. Хотя в нынешних песнях Вячеслава рока, как такового, гораздо меньше, чем раньше - ему очень не помешал бы постоянный состав, но именно ритм-секция уже не так нужна. По своему обыкновению, не забыл Вячеслав и про балалайку, под которую исполнил два своих "почти хита" - "Божью Коровку" (песня ещё времён ЕХАЙ) и "Сверчка". А в начало и в конец программы он весьма уместно поставил соответственно песни "Пересвет" (осмысление подвига героя Куликовской битвы) и "Звезда" (нынче это, вероятно, одна из главных песен Лопатина, одно из самых поэтически сильных его произведений). Вячеслав и Даниил Лопатины фокусируют внимание слушателя на нюансах песен не столько ритмическими приёмами, сколько интонационными - та же "Звезда", если задуматься, вся приблизительно в одном темпе, но Вячеслав подаёт каждый куплет, будто возвращаясь к чему-то, сообщая что-то, недосказанное раньше.

Само сочетание исполнителей показалось мне очень гармоничным - как из-за похожих способов Марины и Вячеслава обращаться к публике (о чём я уже сказал в начале), так и из-за того, что оба они - возможно, не всегда осознанно - обращаются к музыкальным формам, которые хорошо слушаются в одном концерте.

Фото: Мария ИЛЬИНА

Автор: Игорь Лунев
опубликовано 16 апреля 2010, 13:26
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

РецензииМарина Барешенкова - "II"Игорь Лунев30.07.2009
РецензииМарина Барешенкова - "I"Игорь Лунев28.12.2009

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.02 / 6 / 0.009