...Там будут танцы (фестиваль "Muz-Online-2010" в Томске)


Все-таки славно, что мировой экономический кризис не погубил отечественные рок-фестивали - и столичные, и, что важнее, провинциальные. Ведь именно на них заваривается обычно тот борщ, самые вкусные порции которого мы, жители Москвы-Питера, потом получаем в концертных залах, в радио- и телеэфирах, на больших летних open air'ах. Да, конечно, есть еще Интернет, при помощи которого можно узнать, какая музыка играется на другом краю света. Но живой драйв, подлинное сопереживание, настоящий обмен энергией - все это случается в полном объеме лишь на концертах и фестивалях. Лучшее выплескивается через край, достигает столиц, а потом возвращается обратно, растекаясь по всей стране - или по всем странам, если звезды встанут удачно. И побывать у начала этого потока всегда интересно. Не говоря уж о том, что полезно. Особенно для музыкального журналиста.

Томскую рок-жизнь кризис, безусловно, потрепал. В 2009 году не проводился традиционный уже фестиваль "Muz-Online", а журнал "Новый рок" впал в анабиоз на стадии верстки третьего номера, и узнавать об этом было печально. Однако черная полоса усилиями энтузиастов все-таки сменилась белой, и нынешней весной не только ситуация с "Новым роком" сдвинулась, наконец, с мертвой точки, но и фестиваль воскрес во всей своей красе. Кое-что, конечно, изменилось: скажем, место проведения (клуб "Метро" вместо "Fакелa") и длительность (отборочные дни не подряд, а с интервалом в неделю) - но и то, и другое, возможно, к лучшему. Однозначно хорошо то, что "Muz-Online" сделал первые шаги к межрегиональному статусу: из 99 поданных заявок несколько принадлежало иногородним группам. В полуфинал, правда, прошла лишь одна (а на гала-концертах, куда меня и позвали, не было и её), но - лиха беда начало. А многое осталось неизменным: хороший аппарат и звук, заинтересованная публика, четкая и продуманная организация. О красоте города и радушии принимающей стороны можно было бы написать несколько отдельных абзацев, однако это будет, как принято говорить на форумах и в блогах, явный оффтоп. Поэтому скажу лишь, что по результатам этой поездки "Muz-Online" окончательно вошел в число моих любимых фестивалей, а Томск - в число любимых городов. И хочется верить, что я побывала здесь не в последний раз.

Однако стоит подробнее рассказать о структуре фестиваля, тем более что со времен моего позапрошлогоднего отчета она обросла некоторыми нововведениями, а также небольшим скандалом, о котором справедливости ради следует упомянуть (тем более что он просочился и в Сеть). Итак, каждый "Muz-Online" имеет предварительный виртуальный этап: любая группа может выложить на сайт http://muz-online.tomsk.ru любую свою композицию, за которую потом голосуют и рядовые меломаны, и специально привлеченные эксперты. Результаты данного мероприятия определенным образом влияют на формирование следующего, "живого" этапа фестиваля. Он делится на две категории: тяжелую (панк-рок, хардкор и всевозможные разновидности металла) и легкую (блюз, реггей, инди, ска, фолк и так далее). В этом году обе категории наконец-то обзавелись названиями: "Hard line" и "Soft line" соответственно. Забегая вперед, сообщу, что победителям-тяжеловесам на гала-концерте дарили гирю, а победителям в легком весе - подушку; и то, и другое, конечно, с фестивальной символикой. Очень мило.

"Hard line" проходил 13 и 20 марта, "Soft line" - 12-го и 19-го, и это были вполне полноценные фестивали, по шесть групп ежедневно, но на них дело не кончилось: жюри выбирало по результатам каждого дня наилучший коллектив, достойный украсить собой гала-концерт. Еще один коллектив выбирали зрители (бумажки с названиями нужно было кидать в специальные урны). Итого - по четыре группы в каждой категории для двух гала-концертов, лучшие из лучших. Но случилось так, что в один из "Hard line"-дней группа, выбранная большинством зрителей, показалась жюри недостаточно интересной. Конфликт между этикой и практикой был достаточно острым, но выход все же нашелся: в финал этого дня вышли не две, а три команды (в том числе и любимцы публики), а на гала-концерте их играло, соответственно, пять. Плюс - специальные гости, выступавшие вне конкурса (на гала-"Soft line" - тоже, разумеется). Пришлось немного ужаться по времени, зато никто не ушел обиженным и заслужил положенные плюшки, как моральные, так и материальные: кроме зрительских восторгов, музыканты получили еще и всяческие призы. Иной раз - весьма солидные.

Жаль, что мне удалось посетить лишь гала-концерты, и обо всем прочем я знаю только по рассказам очевидцев. Да и самые интересные группы "Muz-Online-2008" - OTHER NOIZES и TEDDY'S BAND (ныне TE DISBAND) - почему-то в суперфинал не вышли, а хотелось их снова послушать живьем. Но пробыть в Томске две недели было никак невозможно, и поэтому пришлось ограничиться последним уик-эндом марта и одиннадцатью итоговыми выступлениями. И то, и другое тоже хорошо, но - маловато.

26 марта, "Hard line"-гала

День стартовал с ALTER EGO - тех самых, сильно любимых томскими поклонниками тяжелых форм рок-музыки, а точнее, альтернативы, перемешанной с ню-металом. Народ снова бурно выражал свои симпатии, но человеку чуть взрослее старшеклассника (мне, например) тут ловить почти что нечего. Ну, два вокалиста. Ну, поют о том, что всё плохо и жизнь говно. Может быть, конечно, поют совершенно об обратном, но ничего ж не разобрать. Визуально неинтересные, играют так себе. Короче, из тех групп, что надо просто перетерпеть. Хотя и отвращения не вызывают.

Еще одни лауреаты по версии зрителей, ALAGOS, звучали куда осмысленнее в плане игры и композиции. Понятно - они и выступают дольше (стабильный состав сформировался в 2006 году), а опыт всегда чувствуется. Тексты, правда, ровно так же непонятны, но это в основном потому что в трэш/дэт-метале принято рычать, а не петь. Да и заявленных в пресс-релизе элементов диско и блюза уловить тоже не удалось. Зато бас-гитарист/вокалист пару раз сыграл на дудочке, что внесло некоторое разнообразие в общую картину.

А вот в DEHYDRATED (дэт-метал с модификациями) за все впечатления полностью отвечает вокалистка Ирина, она же Bart. Уж в чем-чем, а в яркости и брутальности девушке отказать невозможно. А сама группа играет не только мощно, но и очень слаженно, несмотря на малый концертный стаж. Впрочем, за полтора года они успели проехаться с концертами от Иркутска до Питера, да еще и в компании французских грайндкорщиков. Где тут причина, а где следствие, не вполне ясно, но группа, без сомнения, сильная и в своем жанре перспективная.

SLOW DAWN за те два года, что я их не слышала, поменяли одну букву в названии, а стилистически еще больше сдвинулись в сторону солнечной Калифорнии (есть у томских групп такая слабость). Кроме того, заметно выросли как музыканты и всерьез обращают внимание на звук на сцене, что радует. А их барабанщик Руслан Шакиров (общий, кстати, с DEHYDRATED) получил отдельный приз как лучший барабанщик фестиваля.

THE MESSENGER, в свою очередь, порадовали лучшим местным гитаристом. Особенно на настройке - уж больно певучие звуки он извлекал из своего инструмента. В целом же это довольно стандартное "альтернативное" рубилово с песнями на тему "we shall overcome". То есть "вместе преодолеем" - группа все-таки русскоязычная. Забавно, однако, что все группы, выступавшие в этот день, названы строго по-английски, в чем я лично не углядела никакой объективной надобности.

Гостями первого дня стала группа из областного Северска с чудесным стилистическим самоопределением, которое очень хочется процитировать дословно: "APOKEFALE группа из Сибири, сумевшая создать оригинальный стиль blackcore, сркестив мерзский black/death metal с яростью metalcore, депрессивностью sludge, замысловатыми progressive/experimental структурами песен и больной атмосферной лирикой". Это вот "сркещение" они разносят уже почти восемь лет по городам и весям нашей страны, не забывая ближнее Зарубежье и дотянувшись даже до некоего штатовского лейбла. Ну что ж, дьявол на обложке последнего сплит-альбома им в помощь. На фестивале играли люто и злобно, выдавая все вышезаявленное, кроме, разве что, атмосферной лирики (тексты опять оказались неразборчивы) - впрочем, в клубе на тот момент стояла уже натуральная парилка, и от подобной атмосферы можно было скопытиться без всяких дополнительных усилий...

27 марта, "Soft line"-гала

Второй день, как и планировалось, стал во всех смыслах легче, а начался и вовсе с умилительного коллектива SUN ДАЛИ: акустическая гитара, ди-джей и застенчивая вокалистка Танечка с детским и абсолютно непоставленным голосом. Немного реггея, немного латино-попа, немного поп-рока. Лауреаты, понятно, по версии зрителей: очень симпатично и очень непрофессионально.

АБСОЛЮТНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ, в свою очередь, попала(и) в финал стараниями жюри и играла(и) получше, хотя не скажу, что по итогу впечатлила(и). Рок себе и рок. Про любовь. С клавишами. А больше как-то сказать нечего.

От группы с названием MOJO BAG BLUES BAND сразу можно ожидать старой-доброй традиции. Ожидания оправдались с лихвой. Причем в записи (на виртуальном этапе "Muz-Online") они звучали не очень убедительно, а сейчас сразу стало понятно, кто тут по-настоящему, стопроцентно на своем месте. Ведь фестиваль - это праздник, и создавать истинно праздничное настроение MOJO удается наилучшим образом. В том числе посредством имиджа (всех вместе и каждого музыканта в отдельности), и сценического поведения. Кроме того, фронтвумен бэнда Елена Мазина получила специальный приз за лучший женский вокал. Жаль, что на данном этапе главная ее забота - не рок и не блюз, а диплом, и в ближайшее время MOJO BAG BLUES BAND выступать не планируют. Иначе я с удовольствием рекомендовала бы их на все летние фестивали страны.

А вот поп-панкеры !СЛЕДЫ! как-то не вдохновили. То есть все бодренько, весело, пародийно исполненная эмо-песенка про значки (и про кабачки как вариант - с вокалистом группы ОХОТНИКИ ЗА РАЗУМОМ под техно-поп-фанерку), скакать вполне можно... а не цепляет. Или просто, как и в случае с ALTER EGO, я из такого давно уже выросла. Что не хорошо и не плохо, просто факт.

ВОЗДУШНЫЙ ПАТРУЛЬ, почетные гости второго дня, обозначенные везде как москвичи, на самом деле почти в полном составе - бывшие обитатели Томска. Уж не знаю, каковы их успехи в деле покорения столицы (и населяющих ее продюсеров), но на домашнем выступлении отожгли так, что мало не показалось. В общем-то, это поп-рок (бритпоп, рокапопс и как угодно), причем в крайне увлекательной и умелой своей ипостаси. Плюс энергичная подача и грамотная работа с залом. И способность получать видимое удовольствие от себя-таких-клевых-на-сцене. Этого удовольствия, даже если оно есть, многие почему-то стесняются, стремятся его спрятать за ширму типа "вы уж простите, что мы к вам обращаемся" или "не подумайте чего, мы сюда вышли о серьезных вещах говорить". А ведь рок-н-ролл - это музыка для танцев, занятие для молодых и наглых ребят, которым всего-навсего нравится всё это делать. ВОЗДУШНЫЙ ПАТРУЛЬ - как раз такие. От сравнений с FRANZ FERDINAND, мелькнувших уже в кое-каких отчетах, пожалуй, воздержусь, но вектор действительно тот самый. И это здорово. С ударением на первый или второй слог на выбор.

При этом странно, что в оба фестивальных дня, заканчивавшихся отнюдь не поздно (в 21:00), на сетах хэдлайнеров публика заметно рассасывалась. То ли пороху людям не хватает колбаситься три часа подряд, то ли приходят они смотреть лишь на своих друзей и знакомых, не интересуясь всеми прочими, а тем более условно-приезжими. Не могу решить. Тем более что в целом на посещаемость концертов в Томске жаловаться не приходится. Может быть, когда-нибудь я найду ответ на этот вопрос. А все остальное уже более или менее понятно.

Фото: Екатерина БОРИСОВА (2-5), А. ШВАЧКО (6)


Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 15 апреля 2010, 13:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Рецензии!СЛЕДЫ! - "В Городе Новый Шериф"Старый Пионэр29.06.2011

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 12 / 0.012