"Новый Рок": Самиздат нынешних времен


№1: осень 2008, тираж 999 экз., 76 стр.
№2: зима 2009, тираж 999 экз., 104 стр.


Время "бумажного" рок-самиздата ушло безвозвратно, это факт. И не потому что перевелись энтузиасты, желающие рассказывать об интересной им музыке так, как им хочется и можется, без оглядки на формат и коммерческую успешность, а потому что появился гораздо более удачный способ воплощения подобных идей - интернет-сайты. И дело не столь в простоте и дешевизне интернет-проекта, который можно создать даже в одиночку, по готовым шаблонам, не обременяя себя необходимостью изучать верстку и дизайн, а также покупкой (или поиском в окружающем пространстве) ризографа или принтера. Дело в том, ради чего, как правило, и затевались в прошлых десятилетиях самодельные газеты и журналы - в ежедневно подтверждаемом ощущении приносимой своим трудом пользы, то есть в наличии оперативной обратной связи. Все-таки суть любого СМИ, даже очень маленького и совершенно независимого - не столь в самовыражении его создателей, сколь в распространении информации, кажущейся этим самым создателям важной и нужной. Любому СМИ необходимы читатели (какие именно и для чего именно - вопрос уже второй), и получить определенный круг читателей, причем динамично развивающийся и явно обнаруживающий себя, сейчас удобнее всего посредством интернет-проекта. Это всего лишь прогресс, веяние времени, с которым не поспоришь.

Однако есть тут и два "но". Первое и главное - недостаточное распространение Интернета (особенно безлимитного) вне крупных городов. Думается, что рано или поздно персональный компьютер с неограниченным выходом в Сеть будут иметь и дикий тунгус, и друг степей калмык, но до этого светлого момента еще плыть да плыть. А тем временем есть жизнь за пределами МКАД и прочих кольцевых, и меломан из деревни Верхние Бугры имеет ровно такое же право владеть интересующей его информацией, как и москвич/петербуржец/пермяк/и пр. "Первый канал"/"РТР" или "Европа Плюс"/"Радио Маяк", при всей своей общедоступности, данному меломану не в помощь - сами знаете, как там обстоят дела с форматом и неформатом. А вот музыкальный журнал можно получать посредством обыкновенной почты, обитая где угодно (помнится, у журнала "Fuzz" была подписчица, живущая на кордоне в каком-то таежном заповеднике в Читинской области). Второе же "но" - в простом желании (свойственном, как выясняется на практике, многим) читать не Интернет, а именно бумажный журнал. Не спеша листать, рассматривать картинки, уютно устроившись на диване или даже в ванне, и испытывать ощущения, описанные украинской присказкой "берешь в руки - маешь вещь". Именно потребность "взять в руки вещь" гарантирует нескорую смерть книг, винила (или CD), альбомов и открыток с репродукциями живописных полотен и - да, журналов. В том числе музыкальных.

При этом прогресс-то никто не отменял, и запросы у читателей/слушателей так-таки выросли. Теперь, если затеешь сам издать свою запись - будь добр озадачиться не только пристойным качеством звучания, но и нормальным оформлением: "лысой" CD-болванкой с написанной от руки на тетрадном листочке сопроводиловкой народ уже, как правило, слегка брезгует. Задумаешь делать журнал - будь готов к тому, что криво сброшюрованные листочки, размноженные на ксероксе с севшим картриджем, тоже ни у кого не вызовут большого восторга. То есть самосделанность как таковая уже недостаточна для привлечения внимания к артефакту, ибо времена запретов и гонений миновали; теперь есть выбор, и важно не только "что", но и "как". И тут определение "маешь вещь" поворачивается еще одной гранью: хочется держать в руках не просто носитель с музыкой, а красиво оформленный носитель с умело записанной музыкой; не музыкальный журнал как таковой, а интересный музыкальный журнал, изданный на достойном полиграфическом уровне, с грамотными и информативными статьями. В конце концов, доступность Интернета автоматически ведет к его забитости всякого рода мусором, и уж если кто-то решил приложить усилие к изданию "настоящего" журнала (а это процесс по определению энергоемкий), то от данного журнала ждешь качества как минимум не позорного. А как максимум - хорошего и очень хорошего.

Ситуация с музыкальными журналами в нашей стране никогда не была простой и однозначной, и каждый из них не может похвастаться как отсутствием разного рода проблем, так и долголетием. Из более или менее независимых дольше всех продержался "Fuzz", но и его дальнейшая судьба на сей день неясна. А уж лицензионные издания закрываются с той же частотой, что и открываются. Вообще есть подозрение, что будущее - не за медиагигантами, которые существуют на деньги рекламодателей, совершенно равнодушных к музыке, и могут закрыться в любой момент по прихоти "барина", а как раз за качественно выполненным самиздатом, то есть за журналами, издаваемыми узким кругом энтузиастов, чья цель - не сверхприбыли, а окупаемость, не самореклама, а то самое распространение важной и нужной, на их вкус, информации. Вот такая благородная кустарщина, как ни странно, может оказаться в итоге наиболее жизнеспособной и востребованной.

журнал ''Новый Рок'' №1Томский журнал "Новый Рок", издающийся на базе факультета журналистики ТГУ людьми, имеющими непосредственное отношение не только к журналистике, но и к музыке, являет собой яркий пример этого самого нового самиздата - вполне профессионального по текстовому и полиграфическому исполнению, но выходящего отнюдь не промышленным тиражом и распространяющегося, что называется, вручную. Пока выпущено два номера; в планах - ежеквартальная периодичность, увеличение тиража и повышение внешнего и внутреннего уровня подачи материалов. Во втором номере выросло как минимум число страниц, что обнадеживает; хотя, конечно, для того, чтобы затевать новый журнал в условиях пресловутого кризиса, отмеченного закрытием одних солидных изданий и сокращением штата других, не менее солидных, нужно обладать изрядным бесстрашием и оптимизмом. Предыдущая попытка - томский журнал "КоМУз", продержавшийся всего лишь год и три номера - должна была бы, наоборот, вогнать редакторат "Нового Рока" в уныние. Ан нет - тем более что, как пишет в предисловии к первому номеру "НР" главный редактор Александр Арляпов, "наличие своего музыкального журнала в нашем городе - многолетняя идея фикс разных сопричастных музыке и журналистике людей". С другой стороны, за условным плечом "Нового Рока" явственно просматривается тень легендарной газеты "ЭНск", издававшейся в Новосибирске в начале 90-х горсткой подвижников и отличавшейся, при всей своей внешней офсетной убогости, широчайшим охватом музыкальных тем и глубоким в них проникновением. Арляпов тоже в свое время был корреспондентом "ЭНска", так что ему есть и что вспомнить, и на что ориентироваться; молодое поколение авторов "Нового Рока" косится, скорее, на "Play" и немного на "Fuzz" - тоже не самые плохие образцы для подражания.

Однако образцы образцами, но надобно иметь и собственное лицо. Оно у "Нового Рока" уже вполне явственно прорисовано. Во-первых, традиционные для музыкального журнала разделы (новости - статьи - интервью - репортажи - рецензии - авторские колонки) снабжены индивидуальными, то есть присущими лишь "НР" названиями ("Знаки времени", "v_новь", "Наш человек в столице", "Стоп! Приехали", "Знак опроса", "Дело молодое") - идея не новая, однако создающая приятную иллюзию, будто каждый конкретный раздел и материал в нем уникален и аналогов не имеет. А оригинальная графика Олега Грибова делает эту иллюзию на шаг ближе к реальности. Во-вторых, почти все фотографии в номерах не надерганы из Интернета, а предоставлены местными (в основном) фотомастерами - что само по себе тоже не оригинально, поскольку все приличные издания ведут себя именно так, но зато гарантирует читателю свежие ощущения: этих фотографий он не увидит нигде, кроме как в "Новом Роке". Ну, и самое главное - содержание, о котором стоит поговорить подробнее.

Чем был хорош "ЭНск"? Тем, что в этой газете писалось решительно обо всей музыке, существующей в обитаемом мире. Если жанры - то от дремучего металла до электроники и авангарда. Если группы - то от THE DOORS до FUGAZI, и от АКВАРИУМА до каких-нибудь убогих панков из поселка Юргамыш Курганской области. Если новости - то от Москвы и Питера до Сиэттла, от Прибалтики до Камчатки. Писали (или переводили) многочисленные собкоры, так что информация была достоверная и зачастую уникальная. И дьявольски разнообразная. То есть каждый мог прочесть в очередном номере как сообщения о свежайших западных новинках, так и размышления о рок-классике, как интервью с признанным гуру, так и рецензию на кассетный альбом своего соседа по подъезду. "ЭНску" волшебным образом удавалось объять необъятное - потому и молились на него все меломаны страны. Повторить это не смог никто, и все прочие музыкальные газеты и журналы сосредотачивались либо на столичной и англо-американской музыкальной жизни, либо на каком-нибудь одном жанре/наборе сопредельных жанров, либо - в самиздатовском варианте - на сугубом андеграунде. Во всех этих случаях региональные рок-сцены во всем их многообразии описывались крайне непоследовательно и фрагментарно. Попытки же освещать чисто местные рок-дела не шли, как правило, дальше соответствующих полос в городских "молодежках" и очень часто превращались в толчение воды в ступе: "у гитариста группы N родился сын, с чем редакция его и поздравляет" плюс "к нам приехал, к нам приехал Вася Пупкин дорогой!" Кстати, томский "КоМУз", мне кажется, погорел именно на этом: он почти не был разомкнут на мировое музыкальное пространство, а для журнала - не для газетной полосы! - это путь тупиковый. Даже если региональная сцена изобилует интересными музыкантами, их число все-таки не бесконечно, да и игнорировать космополитизм рок-музыки, ее постоянное взаимопроникновение не стоит.

"Новый Рок" выбрал путь разумного компромисса. Как пишет руководитель проекта (журнал позиционирует себя именно так) Ю. Н. Мясников, "мы проигнорировали вариант музыкального журнала "обо всём"... Попытались конкретизировать читательскую аудиторию и пласт музыкальной культуры. И получилось, что рок - наиболее перспективен. Не просто рок, а новый рок как новый взгляд на его классику, новая попытка продолжить историю региональных рок-изданий, уникальной энциклопедии рок-газет, журналов 60-х - 90-х. А также ближе и обстоятельнее рассмотреть феномен потрясающей массовости и живучести рок-движения и, если хотите, рок-самодеятельности в отдельно взятом регионе (а Томск в этом смысле город умный и результативный)". Соответственно, журнальное пространство поделено между местными событиями, вестями из столиц и материалами о западных артистах и пластинках. Вот содержание двух номеров (не считая новостного блока, мелочей и авторских колонок):

"Новый Рок" №1
- томские артисты (интервью и статьи): Сергей Шпуль (S.P.U.L.), OTHER NOISES, TEDDY'S BAND, Денис Петухов (электронщик), Катерина Суходолина (рок-фотограф), Глеб Успенский (экс-БУДНИ ЛЕПРОЗОРИЯ) плюс опрос "Нужен ли нашему городу музыкальный журнал?"
- статья о Нике Кейве
- статья об акустических системах
- концертные отчеты: фестиваль "Саянское кольцо", DJ Krush в Новосибирске, Трики в "Б1 Maximum" (Москва), АДАПТАЦИЯ, ЛЕНИНГРАД, Дельфин, ANIMAL ДЖАZ и TANEL PADAR & THE SUN (Эстония) в Томске
- пять посмертных альбомов: JOY DIVISION, NIRVANA, Ник Дрейк, Янка, Башлачев
- 14 рецензий (довольно объемных) на пластинки, книги и DVD, из них 1 на работу томичей, 4 на артефакты отечественного изготовления, остальное - Запад.

журнал ''Новый Рок'' №2"Новый Рок" №2
- томские артисты (интервью и статьи): Михаил Сикорский (PHENOMEN ON), RECENT SPITE, Глеб Успенский (окончание мемуаров из №1) плюс опрос о самом важном событии 2008 года
- "Что это было?" - большое подведение итогов года в мировой, российской и томской рок-музыке
- 80 альбомов года
- томская общественная организация (филиал международной) "Еда вместо бомб" - помощь малоимущим
- статья о современных готик-группах (западных и наших)
- статья о Дэвиде Боуи
- статья о синтезаторе Korg RADIAS
- концертные отчеты: DEEP PURPLE в Новосибирске, THE ROOTS, SLAYER и SIGUR ROS в "Б1 Maximum" (Москва), АФРИКА (Новосибирск), KAMIO, TIAMAT, DAS ICH, Горан Брегович и Noize MC (он же и на обложке) в Томске
- пять альбомов-трибьютов (не рок-музыка)
- интервью с Сергеем Михалком (ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ)
- 27 рецензий (опять объемных) на пластинки, книги и DVD, из них 2 на работы томичей, 8 на артефакты отечественного изготовления, остальное - Запад.

Представление о музыкальных предпочтениях редакции "Нового Рока" можно составить даже по этой сводке; углубившись же в чтение, делаешь окончательный вывод, что корреспонденты журнала любят в основном так называемое инди во всех его проявлениях, от истоков до наших дней, а также плотно интересуются электронной музыкой и хип-хопом. Мейнстрим и всяческие мэтры и монстры рока представлены точечно (рецензии на новые альбомы МУМИЙ ТРОЛЛЯ и METALLICA, например) и, скорее, из вежливости, чем из насущной потребности. Это - вкупе с нежеланием ставить на обложку востребованных массами DEEP PURPLE или ЛЕНИНГРАД - свидетельствует о том, что цель "Нового Рока" - не столь раскрутиться, сколь высказаться, и еще о том, что журнал достаточно требовательно относится к культурному уровню своих потенциальных читателей. Я бы даже сказала, несколько тенденциозно относится, но объять необъятное действительно трудно, и лучше уж с душой писать о музыке, интересной именно тебе (плюс не очень широкому в ряде случаев кругу единомышленников), чем ведрами лить коммерчески успешную водичку о героях народных масс. Конечно же, встречаются и обратные варианты, когда журналист любит и знает популярных артистов, которые при этом еще и объективно хороши - но, видимо, среди авторов "НР" таких любителей, кроме Александра Арляпова и Ивана Радькова (написавших материалы, соответственно, о Кейве и Боуи), пока нет. Молодежь предпочитает писать и читать о чем-то новом, и это, в общем, нормально. Хотя называть в числе лучших альбомов года плод труда Скарлетт Йоханссон, возомнившей себя певицей - это, пожалуй, перебор...

В общем и целом, журнал получается во всех отношениях интересный и приятный, хотя и не лишенный, понятно, недостатков. Есть определенные претензии к верстке и дизайну. Фотографии респондентов в опросах слишком мелкие, а в концертных отчетах - слишком темные (я понимаю, что свет в клубах обычно кошмарный, но все-таки); зачем при этом разверстывать на полосу смутные очертания чьих-то рож (как в отчете об АДАПТАЦИИ) или общий план зрительного зала с публикой (Трики), мне глубоко неясно. Что до текстов, то они большей частью написаны грамотно и внятно, со знанием дела, что говорит наилучшим образом об уровне подготовки студентов на журфаке ТГУ, да и литредактор с корректором не просто значатся в выходных данных "Нового Рока", но и очевидно "умеют и любят свой котел". Однако порой они, видимо, слишком доверяют компетенции авторов, и пропускают такие перлы изящной словесности как "главная мысль, которая вертится на языке", "Янке суждено было стать новым Христом, если бы ее не съели люди", "экзальтация чувств гендерных взаимоотношений", "записали свою первую демо-запись", "с мешками под глазами и еле передвигая ногами" etc. А вот образец незамутненного невежества в исполнении колумниста "НР" Максима Мясоедова: "Творчество народное проявлялось, главным образом, по большим праздникам и объективно было связано с массовым весельем" (и легким движением руки отправляются в небытие все боевые, рабочие (work songs), походные и погребальные песни вместе с колыбельными, а также с заговорами, духовными кантами и госпелами). И отдельный луч недоумения хочется послать в сторону человека, ответственного за наполнение календарной рубрики "Датировка". Рубрика, в сущности, простая: знай сиди себе в Интернете и подбирай даты рождений и смертей всеразличных музыкантов по месяцам и годам. Однако и это нехитрое занятие требует ума, сосредоточенности и профессиональных знаний. Иначе получается чушь собачья. Вот, например:

- "В 1969 году Джордж Харрисон привел его [Билли Престона] на запись альбома "Get Back" - притом, что альбом назывался "Let It Be", и дальше совершенно правильно указано, что песня "Get Back" с Престоном вышла синглом;
- "В 1971 году вышла первая рок-энциклопедия The Old Grey Whistle Test" - на самом деле "The Old Grey Whistle Test" - это британское музыкальное телешоу, популярное, познавательное и даже издававшееся на DVD, но энциклопедией его не назвать даже в переносном смысле;
- "В 1937-м ушла из жизни Бесси Смит, американская блюзовая певица. Спустя 43 года Дженис Джоплин оплатила установку памятника на ее могиле" - любопытно было бы посмотреть, как Дженис Джоплин, умершая в октябре 1970 года, спустя десять лет вылезает из могилы, чтобы позаботиться о памятнике для Бесси Смит (37 + 43 = 80);
- "Джон Пол Джонс, игравший в знаменитых группах YARDBIRDS и LED ZEPPELIN" - Джонс, конечно, поучаствовал в записи одного из альбомов YARDBIRDS как сессионный бас-гитарист и специалист по струнным, но упоминать, описывая конкретно его карьеру, YARDBIRDS и LED ZEPPELIN на равных - это все равно что сказать "Квентин Тарантино, автор знаменитых фильмов "Отчаянный" и "Криминальное чтиво"";
- "До поры до времени мисс Ширли Бесси была знаменита исполнением хитов из фильмов о Джеймсе Бонде. Но вышедший в 1998-м совместный с электронщиками PROPELLERHEADS сингл подстегнул интерес к ее творчеству" - да-да, что бы леди Бесси, кавалер Ордена Британской Империи, делала без PROPELLERHEADS? Ведь в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой популярной британской певицы всех времен (я уж не говорю о 50 с лишним "золотых" альбомах и двух "платиновых" сборниках хитов, а также о бесчисленных наградах и первых местах в чартах) она попала по чистому недоразумению;
- "Александр Чернецкий, лидер харьковской группы ГПД и питерской группы РАЗНЫЕ ЛЮДИ" - а ничего, что первый альбом этой группы под маркой РАЗНЫЕ ЛЮДИ ("Дезертиры Любви") вышел в 1989 году, а в Питер Чернецкий переехал только в 1999-м?
- "В 1987-м в Новосибирском электротехническом институте, где учился Дмитрий Ревякин, прошел первый концерт его группы КАЛИНОВ МОСТ" - видимо, в Питере в 1986-м выступал какой-то другой КАЛИНОВ МОСТ с каким-то другим Ревякиным. Или автор хотел сказать, что в НЭТИ группа до января 1987-го ни разу не играла? Сомневаюсь что-то...

И это я только по верхам пробежалась, не сверяя каждую дату и каждый факт, а ведь наверняка эта рубрика таит еще немало открытий чудных. Так что, дорогая редакция "Нового Рока", советую вам либо поменять автора "Датировки", либо хорошенько накрутить ему хвост, чтобы в дальнейшем был внимательнее.

Можно, конечно, сказать - мол, зачем придираться к начинающим, портить им имидж, не лучше ли поддержать благое дело издания нового музыкального журнала? Так я, собственно, и поддерживаю, а конструктивная критика никогда и никому не во вред. К тому же, я искренне надеюсь, что в дальнейшем "Новый Рок", счастья ему и здоровья, будет мутировать лишь в лучшую сторону, избавляясь от недостатков и приобретая дополнительные достоинства. И, в частности, вырастет из томского издания в общесибирское. Регион огромный, богатый музыкой, но я не уверена, что полностью и хорошо интернетизированный. Да и расстояния там - не чета европейским, так что наверняка музыканты из разных городов не так хорошо знают друг друга и не так часто ездят к друг другу в гости с концертами, как следовало бы. Я уж не говорю про выезды в сторону Питера и Москвы... Надо с этим что-то делать, ведь обмен творческим опытом - штука крайне полезная. "Новый Рок" мог бы стать связующим звеном между сибирскими музыкантами, и даже меж ними всеми и обитателями столиц, в том числе продюсерами и концертными промоутерами. Это если журнал будет и дальше выходить, развиваясь и приобретая должную репутацию. Чего я ему искренне и желаю.

Электронный адрес редакции - . Думаю, любому из вас там ответят на возникшие вопросы и помогут с приобретением номеров журнала.

Автор: Екатерина Борисова
опубликовано 03 июня 2009, 09:03
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (13) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.004