Забытая волна (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, АРГОНАВТЫ, МИФЫ...)


Какое-то время назад мне на глаза попалась статья, содержащая такие строки:

"...Он был самым старым среди питерских рокеров первого поколения.
...Группа ЗООПАРК была создана Майком в 1981 году, а ещё в 1980 он сольно записал альбом "Сладкая N. И Другие", имевший огромный успех по стране..."


Меня не покидает надежда, что хотя бы небольшое количество прочитавших заметили, мягко говоря, некоторую несправедливость этой цитаты, но... Даже если и найдутся таковые, вряд ли число их будет велико.

И, ах, если бы она была одна!

На самом же деле сталкиваться с подобными проявлениями журналистской фантазии приходится постоянно. И неизменно хочется опровергнуть каждое прочитанное слово, и неизменно возникает вопрос: а, собственно, зачем? Кому это может быть нужно?

И всё же считаю нужным спорить, хотя бы из уважения к истории и тем, кто её вершил. И очень надеюсь не свернуть себе шею, ступая на зыбкую почву прошедшего, в стремлении восстановить историческую справедливость.

Итак, начнём.

Михаил "Майк" Науменко родился в Ленинграде в 1955 году. А в 1953 году, как это ни удивительно, родился другой всем известный рок-музыкант и ленинградец - Борис Гребенщиков. Я думаю, не составит никакого труда вычислить, кто из них старше... Кстати, в этом же году родился ещё один основатель легендарной группы АКВАРИУМ - Анатолий "Джордж" Гуницкий.

На этом первое недоразумение считаю исчерпанным. Но дальше-то и вовсе интересно!

Эти самые музыканты будущей рок-легенды под названием АКВАРИУМ в 70-е годы уже посещали рок-концерты, проходившие в ДК и актовых залах различных учебных заведений города на Неве, именовавшимся тогда Ленинградом. Помимо наших будущих рок-звёзд, на этих концертах собирались толпы и других людей, и к слову сказать, музыканты выступали там вовсе не западные (что и вообразить-то, в принципе, абсурдно), а самые что ни на есть свои, ленинградские молодые люди, с плохими гитарами и самопальной аппаратурой. Этому факту есть множество свидетелей и свидетельств (благо, не о древнейшей истории речь ведём), в том числе и замечательная статья Анатолия Гуницкого - "Евангелие от САНКТ-ПЕТЕРБУРГА". Именно так называлась самая популярная в те годы группа, заправлял которой спортсмен, ставший музыкантом, а впоследствии ещё и историком и даже довольно известным писателем - Владимир Рекшан.

Читаем:

"В начале семидесятых САНКТ-ПЕТЕРБУРГ затмил, - нет! - забил, заглушил, задавил своей популярностью все остальные ансамбли. Он возник еще в те дремучие времена, когда за неимением гитары некоторые музыканты брали полированную доску (спинку кровати, например!), выпиливали из нее деку и прикрепляли к какому-нибудь завалящему грифу.
Эпоха веселого хаоса!"


Перед глазами всплывает картина, как многие, читающие эти строки, невольно замешкались, представив себе молодых длинноволосых мальчиков, которых иногда нам показывают по телевизору под вывеской САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, блещущих на рок-сцене 70-х годов... Так вот, эта вторичная (как минимум) группа не имеет ровно никакого отношения к подлинному САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, о котором ниже.

Группа САНКТ-ПЕТЕРБУРГ явилась на свет в 1969 году, что само по себе уже явно ломает все утвердившиеся в общественном сознании представления о времени возникновения отечественной рок-музыки. Но самое примечательное здесь то, что эта группа уже исполняла тексты на родном языке! Я думаю, многим небезызвестен тот факт, что долгое время в Стране Советов блуждали великие сомнения - а возможно ли вообще существование рок-музыки, сопровождаемой русскими текстами.

Соответственно, вполне вероятно предположить, что и САНКТ-ПЕТЕРБУРГ был далеко не первым в нашей стране коллективом, исполняющим рок. И, что характерно, именно так оно и было!

Вот несколько фактов.

Когда-то в незапамятные времена в Военно-Механическом Институте города Ленинграда появилась одна из первых отечественных рок-групп - АРГОНАВТЫ. И было это в 1965 году. Вот, что можно прочитать, открыв энциклопедию известного питерского журналиста, историка и биографа нашей рок-культуры Андрея Бурлаки:

"Одни из первых звёзд в истории питерской рок-сцены, АРГОНАВТЫ принадлежат к числу групп, оказавших существенное и во многом определяющее влияние на формирование музыкальной эстетики русского рока, а их история - живое свидетельство его эволюции: от простодушного копирования британского бита 60-х - к блюз-року следующего десятилетия, и через жанровые эксперименты и искания середины 70-х - к рок-н-роллу и биг-биту, возвращённым в обиход новой волной".

Идём дальше, но остаёмся всё в том же 1965 году, и, кстати, в том же самом Военно-Механическом Институте - появляется группа ГАЛАКТИКА.

И снова нельзя не обратиться за толкованием к нашему эксперту:

"Даже среди прочих военмеховских групп, которые во второй половине 60-х, несомненно, лидировали в Питере по части своего профессионального уровня, технического оснащения и степени приближения кавер-версий западных хитов к их оригиналам, группа ГАЛАКТИКА выделялась основательностью в подходе к своему звучанию, исполнительским мастерством и желанием воздействовать на публику исключительно музыкальными средствами".

Переступаем порог 1966 года (впрочем, оставаясь в стенах того же института) и обнаруживаем появление ещё одной группы - ФЛАМИНГО. И эксперт говорит нам:

"Едва ли не самая яркая звезда короткого, но насыщенного разнообразными событиями периода в истории питерского рок-н-ролла, группа ФЛАМИНГО, вне всяких сомнений, заслуживала той популярности, которой она пользовалась в конце 60-х и самом начале 70-х: её имя объединяло, пожалуй, лучших на тот момент музыкантов города, в репертуаре ФЛАМИНГО всегда была наиболее интересная и актуальная музыка, она была динамична, открыта любым новым идеям и, в довершение всего, стала первой жертвой культурных репрессий в эпоху брежневского застоя".

Впрочем, групп таких было достаточно, и перечислять их здесь все не имеет никакого смысла... Были свои звёзды и в других учебных заведениях, и вне заведений... Скажу только, что и это не самые первые появившиеся в Северной столице коллективы.

Читаем:

"Не только одна из самых популярных питерских бит-групп середины 60-х, но и первая подлинная легенда питерской рок-сцены, ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ имели все данные для того, чтобы быть звёздами, и, без преувеличения, использовали эти возможности на все сто - даже через тридцать с лишним лет после того, как группа прекратила своё существование, очевидцы с восторгом вспоминают их концерты, а бывшие участники группы позже играли (да и сейчас играют) важную роль в культуре Санкт-Петербурга".

И возник этот коллектив в конце 1964 года...

Упомяну и ещё один коллектив, чьё название известно каждому в нашей стране, а группу, к сожалению, не знает почти никто - это группа ЗЕМЛЯНЕ.
И умоляю вас ни в коем случае не путать её с теми ЗЕМЛЯНАМИ, которые сразу же всплывают в сознании каждого. Вовсе не та это группа!

"Группа с богатой событиями историей и драматической судьбой, безусловная легенда питерского рока 70-х и лучшее лекарство от ностальгии в наши дни, в годы своего расцвета ЗЕМЛЯНЕ славились превосходным исполнением музыки своих западных кумиров и единомышленников - прежде всего, DEEP PURPLE - хотя позже успешно совмещали его с собственным творчеством, были героями сейшенов и лауреатами фестивалей, знавали взлёты и падения, но сумели пронести истинный рок-н-ролльный дух через все времена и эпохи, невзирая на любые причуды быстротечной моды".

Ну, и, конечно же, ни в коем случае нельзя забывать про жемчужину того времени, группу, записи которой и поныне занимают почётное место в фонотеках поклонников отечественной рок-музыки - легендарную группу МИФЫ, созданную в том же 1965 году двумя известными (теперь) музыкантами Сергеем Даниловым (30.11.1951-27.02.2007) и Геннадием Барихновским. Этот коллектив, начав свою деятельность с традиционного исполнения кавер-версий западных хитов, позже полностью перешёл на собственный материал.

С начала 70-х годов в Ленинграде начинает появляться всё больше групп, исполняющих песни собственного сочинения на родном языке: здесь и легендарные РОССИЯНЕ, и уже означенный выше САНКТ-ПЕТЕРБУРГ... В общем, рок-н-ролльная жизнь в Северной столице 70-х годов шла уже полным ходом, и этого никто у неё не отнимет. Вернёмся к "Евангелию...":

"Рок-музыка, как отбойный молоток, вгрызалась в дремлющее сознание.
Поначалу публика все больше танцевала. Потом от пляшущей толпы отделились рокеры (они не знали еще, что стали рокерами) и робкими шагами подошли к сцене. Понравилось.
Они носили пестрые, смешные одежды и отращивали все, что могло вырасти, они выделялись экстравагантным поведением и особым выражением на лицах. ...Для рокеров, уже приобщенных к таинству, неистовые, порывистые, как ураганный ветер, грохочуще-булыжные, вулканически-чувственные песни САНКТ-ПЕТЕРБУРГА оказались настоящим откровением.
Поколение обрело свой язык и свой голос, начиналась новая эпоха.
Несколько метров, отделяющих рокеров от плясунов, стали пространством эксперимента, на котором утверждался "филармонический" рок. Рок как искусство".


И вот только теперь мы подошли к моменту, когда на питерском небосклоне начинают появляться те самые группы, которые почему-то повсеместно считаются так называемой "первой волной" российской рок-музыки!

1972 год - появляется группа АКВАРИУМ, созданная двумя студентами: Борисом Гребенщиковым и Анатолием Гуницким (последний ныне известен многим, как автор множества статей и нескольких книг о рок-музыке и не только, а к имени его давно и прочно прикрепился псевдоним "Джордж").
Известность же придёт к этой группе значительно позже:

"Питерская группа АКВАРИУМ и её харизматический лидер - автор песен, поэт и певец Борис Гребенщиков занимают в истории отечественного рока особое место, поскольку их творчество, начиная с первой половины 80-х, оказало огромное влияние на сознание, по меньше мере, трёх поколений слушателей, послужив катализатором грядущих перемен в обществе..."

И именно Борис Гребенщиков впоследствии будет способствовать появлению на рок-сцене двух легендарных персонажей - Виктора Цоя и Михаила Науменко. В 1978 году будет записан совместный альбом БГ и Майка под названием "Все Братья - Сёстры", а сама группа ЗООПАРК возникнет лишь к концу 1980 года.

Группа КИНО появится и того позже - к 1982 году (до этого какое-то время коллектив, состоящий из двух человек - Виктора Цоя и Алексея Рыбина, носит харизматичное название ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. На эту тему самим Алексеем Рыбиным написана замечательная книга "КИНО с самого начала"...). И, к слову сказать, КИНО во всех существующих книжках о рок-музыке зовётся не иначе как "новая волна"...

А теперь, находясь уже в следующем столетии, я открываю современный портал, посвящённый отечественной рок-культуре, и читаю вступительную статью:

"В конце 70-х - начале 80-х зародилось рок-движение в Советском Союзе, которое стало альтернативой официальной культуре..."

Скажите мне, господа журналисты, писатели, историки, куда ж вы дели 15 лет жизни того явления, о котором пишите?! Что это: сознательное нежелание знать или просто небрежное отношение к предмету своих рассуждений? Или если лично вы об этом не знаете, то можно считать, что и не было этого? И насколько серьёзным может быть исследование, если в нём заведомо отсутствует половина фактов?

Я могу сказать только одно: к истории надо относиться бережно, если уж браться за её изучение, а тем более за то, чтобы передавать знания другим. Историю должны творить её участники, а не летописцы! Летописцы же должны максимально стараться её не искажать.


Все факты и даты сверены с материалами Андрея Бурлаки
Прочитано и одобрено Андреем Бурлакой и Владимиром Рекшаном


Автор: НЕС
опубликовано 18 сентября 2007, 19:04
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

Архив"Парус" №04'1991 (В. Рекшан, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР)Старый Пионэр22.05.2006
АрхивМИФЫ (разные издания)Екатерина Борисова15.06.2015

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.08 / 8 / 0.046