"Парус" №04'1991 (В. Рекшан, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР)


Рок-облепиха
(интервью с Владимиром Рекшаном)

Владимир Рекшан - лидер легендарной питерской рок-группы САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (не путать с попсовым САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ В. Киселева), автор повести "Кайф полный", член Союза писателей СССР и прочее, прочее, прочее...

- Володя, что такое "Кайф полный"? Ностальгия ли по минувшему времени, коммерческое предприятие, протест против дня сегодняшнего или что-то еще?
- Это ни то, ни другое и ни третье. В первую очередь, это способ освободиться от истории, связанной с моей юностью и юностью моего поколения. Окружение, в котором я нахожусь, периодически подталкивает меня к форме существования как бы "живой мумии": "Да, ты помнишь?.. Это было когда-то... 20 лет назад..." А я хочу жить сегодняшней жизнью. И завтрашней тоже. Если захочется - написать рок-н-ролл. Если не захочется - писать книжки и издавать их. То есть, это форма освобождения. Потому что вся эта история подпольного рок-н-ролла висела, как кандалы на ногах. А теперь вот написал, освободился, живу дальше.

- Для тех, кто не успел прочитать "Кайф полный", расскажите в двух-трех словах историю становления советского рок-н-ролла.
- Кстати, по образованию я, кроме всего прочего, историк, поэтому даже историю нашей музыки делю на периоды.
Первый - это "доисторический", приблизительно середина 60-х гг., когда в страну прорвались первые образцы жанра и, как ответ, начали появляться рок-группы. В принципе, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - первая мощная русскоязычная группа, которая добилась успеха. Хотя уже многие играли собственные сочинения, ПЕТЕРБУРГ играл только свое. Но на ПЕТЕРБУРГЕ и закончился, в принципе, доисторический период. Второй - это "первоисторический", с середины 70-х годов до середины 80-х гг. Начался он с первых записей МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, то есть рок-музыка уже стала фиксироваться на пленке. На концерте человек сыграл - воздух поколебался, перестал - стулья поломали, разошлись и вроде ничего не осталось. А запись - это уже начало нового "исторического" периода.
Третий период, я бы сказал, "экспортно-импортно-коммерческий". Люди поехали за границу, рок-н-ролл попал в кино. Но тут наметилось деление. Одни занимались большим шоу-бизнесом (какие-то ВИА, какие-то ЗЕМЛЯНЕ), и был подпольный рок-н-ролл, который худо-бедно, но существовал. Между ними была стена. Где-то в 85-86 гг. эта стена была сломана, и на год-два началось победное шествие рок-музыки. И вдруг какой-то отток публики с концертов, из залов. С чем связано? Мне думается, с активизацией шоу-бизнеса, который первые года два-три все же проморгал. А потом пошло. Прокручивать по радио и телевидению, на стадионах настоящую рок-музыку, сформировавшуюся в подполье, нет смысла - коммерчески невыгодно. Поэтому советский шоу-бизнес - нормальный шоу-бизнес, бизнесмены с легким бандитским уклоном - переориентировался и начал делать суррогат рока и рок-групп. Все очень похоже: люди с такими же волосами, гитарами, барабанами - но это суррогат. Есть он в литературе, есть в музыке, в живописи, есть и в рок-н-ролле. И сейчас этот суррогат - попс, масскультура - повернули всю рок-музыку немножко обратно. Вот идет третий период: достаточно успешно люди выезжают на Запад. Им там дарят гитары, они получают мелкие суточные, гордятся, что за границу поехали... А ленинградский рок, как настоящий рок, выезжает за границу мало. Внутри страны ему сейчас сложно, потому что приходится противостоять шоу-бизнесу.

- Как чувствует себя сегодня Ленинградский рок-клуб?
- Он сейчас находится в нищенском существовании. Но мне кажется, рок-клубу и не нужно противостоять советскому шоу-бизнесу. Рок-клуб, если он клуб, должен заниматься клубной деятельностью. Это, как Английский клуб - музыканты приходят, общаются, выпивают чашку чая, кофе... И мне кажется, что это основное.

- Знаете, Володя, я затрудняюсь сказать, кем читатели знают Вас лучше: музыкантом, писателем, но уж точно, что совсем не знают как незаурядного спортсмена. А кто Вы сейчас?
- Сейчас сложно. С одной стороны - как бы молодой писатель, с другой - стареющий музыкант и совсем уж старый спортсмен. Приходишь в Дом писателя - там на тебя смотрят как на юношу. Заходишь в рок-клуб и должен там трясти своими сединами. Поэтому я не знаю, кто я сейчас.

- Кем в нашей стране быть интереснее и легче?
- Что значит интереснее? Я как-то не разделяю. Рок-н-ролл - это одно... А спорт такой же рок-н-ролл, азарт в нем, может, даже покруче. Но легче всего и интереснее из спорта, литературы и рок-н-ролла - это собирать облепиху на Алтае. Пять лет подряд ездил, собирал облепиху.
Вот это лучше всего.

Вита РОМАНЕНКО


Коллъ, Ассъ
Заметки о киевской группе КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР

Короче!

Для начала - о самом начале:

1. Время и место встречи: год 1982, город Киев.
2. Состав: Василий Гойденко (гитара, вокал, клавишные), Глеб Бутузов (гитара), Алексей Киевцев (бас), Александр Рыдненко (барабаны).
3. Имя: КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР.

В 1989 году "критик всех времен и народов (цитируя незабвенную "Программу А") Артем Троицкий назвал киевскую группу КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР первой в списках лидеров советского авангарда. Неплохой конец... Да, не удивляйтесь, именно конец. В мае 1990 года КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР прекратил свое существование. А потому и статья моя сегодня будет грустной и удручающей.

Внутренние разногласия и принципиальные расхождения во взглядах на музыку (это достаточно отчетливо просматривается в их последних работах) привели группу к распаду, что, в свою очередь, послужило причиной появления на свет трех новых и совершенно независимых друг от друга коллективов.

Впрочем, название как таковое сохранилось, изменения затронули только...

Хотя стоп! Лучше все по порядку.

Несколько лет назад, году, кажется, в 88-м, популярный, во всяком случае, на тот момент киевский самиздатовский журнал "Отрыжка" писал:

"Существует в нашем гадостном месте достаточно интересное и год от года крепнущее явление. Зовется оно - КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР. КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР - группа, на которой сломает зубы еще не один музыкальный критик. Творчество этого коллектива - это реализация наимизернейших эмоций музыкантов, каскад необычных художественных приемов, а также издевательство над номенклатурным быдлом".

Наиглавнейшее в жизни КОЛЛЕЖСКОГО АСЕССОРА - КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР... Все это в прошлом. В прошлом остались и регулярные ежедневные встречи в кафе большого кирпичного универсама, что находится, как и следовало предполагать, в Киеве, рядом со станцией метро N. К слову, я специально не даю названия станции, дабы возбужденные поклонники, не дай бог, не разобрали сие творение киевских архитекторов на сувениры.

Все это уже в прошлом, как и восемь альбомов, выпущенных группой за восемь лет, и компакт-диск (СД), еще, правда, не выпущенный, но уже дожидающийся своего часа на отнюдь не пыльных полках брюссельской студии Артема Троицкого. Так что приятного вам прослушивания, дорогие брюссельчане!

Сегодня же, как уже неоднократно говорилось раньше, КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР в прежнем виде не существует. В настоящее время группа выглядит следующим образом:

КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР:
Нью-К.А. (Василий Гойденко и Александр Рыдненко) - то же самое, что и К.А. в прошлом, только без слов и СД;
ГОДЗАДВА (Глеб Бутузов и Кº) - саунд конца 60-х - начала 70-х гг., англоязычные тексты в интерпретации истинных авангардистов;
Алексей Киевцев название для своего детища еще не придумал и музыку, соответственно, держит пока в секрете.

Ну вот, в общем-то, и все.

И бог его знает, применимо ли в данном случае бессмертное высказывание "Лучше меньше, да лучше...". Посмотрим.

А пока, как говорит один мой хороший знакомый:

- Продолжение есть!

Юлиан МАВР

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 22 мая 2006, 12:35
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (2) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиЗабытая волна (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, АРГОНАВТЫ, МИФЫ...)НЕС18.09.2007

Другие записи архива
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 6 / 0.01