Вадим Курылев: "Зачистим контакты культуры!"


Совсем недавно вышел альбом ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРТИЗАН "Контакт", ставший для группы дебютным. Про свою последнюю работу рассказывает лидер группы Вадим Курылев.

Старый Пионэр: Часто музыканты пишут в буклете альбома какие-то вводные слова. Хочется сказать что-нибудь слушателю перед тем, как он начнет слушать диск?
Вадим Курылев: Честно говоря, впервые в жизни у нас (включая мои сольные альбомы) в буклете напечатаны тексты. Это настолько важное достижение, что я даже не знаю, что можно к сказанному в текстах еще добавить. Альбом открывает песня "Контакт", она же - первая в буклете, так что песня как раз играет роль эпиграфа к альбому. Мы выходим на контакт. Даже еще точнее скажу: эпиграфом к альбому является одна строчка из песни: "Зачистим контакты культуры от ржавчины конъюнктуры!"

Вадим КурылевСП: А почему "Контакт" стал первым альбомом? "Ингерманландия" записывалась похожим составом и с похожим звучанием, но на обложке обозначена как сольная работа Вадима Курылева.
Вадим: Да, официально "Ингерманландия" не считается альбомом ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРТИЗАН. Хотя внутри вкладыша все равно написано: "ELECTRIC GUERILLAS BAND". Это мы просто не договорились с издателем (Фирма грамзаписи "Никитин" - прим. СП). Получалось слишком длинно и громоздко: "Вадим Курылев И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРТИЗАНЫ - Ингерманландия". Труднопроизносимое слово, длинное название группы... В общем, из конъюнктурных соображений наше название, к сожалению, было сокращено до простого "Вадим Курылев". Также по просьбе "Никитина" обложка была несколько видоизменена, что меня сильно расстроило: был добавлен белый фон вокруг замечательной фотографии Владимира Дворника. Замерзшая во льдах наша ингерманландская дамба была полностью окружена черной рамкой, но позвонили из "Никитина" и сказали, что обложка слишком темная, надо сделать как-то посветлее. И "бомбовский" (из "Бомбы-Питер" - прим. СП) художник добавил белое поле. Я считаю, что это было неправильно, но, к сожалению, не смог этому воспрепятствовать. Через год права на издание "Ингерманландии" вернутся к "Бомбе-Питер", и мы обложку переделаем обязательно. Мы уже договорились с Олегом Грабко (директор "Бомбы-Питер" - прим. СП), что обложку восстановим первоначальную. Но на самом деле, конечно, этот альбом был уже альбомом ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРТИЗАН.

СП: А обложка "Контакта" не вызывает сожалений?
Вадим: На данном этапе обложка меня удовлетворила. Но вообще я сейчас склоняюсь к тому, что в дальнейшем обложки буду делать сам. Я считал, что каждый должен заниматься своим делом, и обложки должны делать художники, но в андеграундном независимом искусстве приходится делать все самому. Нет, я Володе Дворнику очень благодарен, он все обложки нам сделал хорошими, но в будущем я хочу делать их сам. Предыдущий наш релиз - альбом "Беглец" с римейками моих старых лирических песен - был оформлен моими картинками. Там были использованы мои абстрактные живописные работы, и я считаю, что это был очень хороший опыт. В дальнейшем я хочу эту линию продолжать. Например, в группе ПИКНИК все обложки альбомов рисует сам товарищ Шклярский.

СП: Стилизованная аббревиатура EG становится официальным логотипом группы?
Вадим: Да, это упрощенный вариант нашего логотипа. У нас есть вариант более торжественный - использован для заставки на сайте, майки мы с ним выпускаем, флаги, а этот значок каждый может нарисовать от руки на стене. Это я сам придумал. Долго думал, как изобразить, и пришел к такому лаконичному варианту.

СП: Нырнем под обложку. В вашей заглавной песне упомянуты мещанство, плебейство и ханжество. Это три основных порока современного общества?
Вадим: Это не основные пороки, но это то, с чем нужно бороться в искусстве. Это важные пороки тех, кто занимается искусством, и тех, кто его потребляет. А так, конечно, на свете гораздо больше пороков.

СП: Речь идет про искусство у нас в стране?
Вадим: Не только. Во всем мире так. В чем наше отличие? Во всем мире, кроме мещанства, ханжества и плебейства есть еще свободная и независимая музыкальная культура, если говорить именно о музыке, а не об искусстве вообще, - а в России с этим сейчас тяжело. В советские времена был сформировавшийся десятилетиями андеграунд культурной музыки. Это были сначала барды, потом это стало больше переходить в рок-формы, потом был рок-взрыв 80-х. Советский Союз развалился, и андеграунд развалился вместе с ним. Сейчас мы еще не дошли до расцвета отечественного андеграунда, потому что он еще не пророс в новой почве. В основном такую музыку сегодня слушает молодежь, а в советские времена на концерты ходила не только молодежь, но и творческая интеллигенция - писатели, художники, композиторы, поэты - люди взрослые. Это поп-формы полностью ориентированы на молодых, которые должны быть миловидными, пластичными, прыгать и строить глазки. Вообще, как правило, в поп-музыке век недолог, за исключением отдельных поп-мафиози. Вся остальная масса - это однодневки. В свободном искусстве таких сроков нет. Можно смело посвятить этому всю жизнь.

СП: "Песня Для Радио" в себе несет какой-то скрытый мессидж?
Вадим: На самом деле это просто ироничная песня. Честно говоря, идею этой песни я позаимствовал у панк-группы NOFX. У них была песня "Please Play This Song On The Radio" еще в начале 90-х. Мне показалось, что к нашей теме и вот к такому альбому эта песня вполне подойдет. Это ироничный, полушуточный номер. Не надо забывать, что мы относимся к этому вопросу все-таки не совсем серьезно. Как и сама песня "Контакт", кроме серьезного смысла, содержит в себе пародийное начало. "Песня Для Радио" - это, в общем-то, пародия.

СП: Хорошо. Предположим, что эту песню взяли в ротацию "Нашего радио". Это каким-то образом изменит общую ситуацию?
Вадим: Не знаю. Возможно, что и изменит. Вообще эта песня, несмотря на свое название, не предназначена для радиовоспроизведения, и вряд ли ее на какое-то радио возьмут. Если только на какую-нибудь относительно независимую радиостанцию вроде "Радио Рокс" или на радио "Культура", но и то на один раз, а не в плей-лист. Чтоб она прозвучала на "Нашем радио"... это слишком сомнительно. Но если бы она там прозвучала, то, я думаю, многие бы улыбнулись, услышав ее, и все-таки задумались о том, что происходит в нашей культуре, в нашей музыке. И таким образом эта песня могла бы если и не изменить сразу что-то существенно, то помочь изменить хоть что-то.

СП: Нет опасений, что кто-то может обидеться на слова про Джона Леннона в "Духе Противоречия"?
Вадим: Знаешь, я не думаю, что у рулей власти сейчас стоят битломаны. Ну, я не знаю... Уж если бояться такого, то я не знаю, что вообще делать. У меня была целая история с рьяными поклонниками Юрия Шевчука, которые считали, что я о нем высказываюсь недостаточно почтительно. А я просто на некоторые вопросы отвечал в ироничных тонах. Для меня это естественно, я не могу и не хочу к нему относиться как к какому-то божеству. Я с ним много лет работал бок о бок и; естественно, я его воспринимаю, прежде всего, как человека. Когда мне задают достаточно щекотливые вопросы (бывают не очень приятные) о наших взаимоотношениях с Шевчуком, часто я иронизирую, отвечая на них. Так вот, определенная группа людей страшно обиделась на то, что я в таких тонах высказываюсь об их кумире. Они ставили мне палки в колеса, даже фактически травили меня, писали в Интернете обо мне какие-то гадости откровенные, будто я поливаю Шевчука грязью у него за спиной, а сам пользуюсь названием ДДТ в своих гнусных целях. Причем, когда все это дошло до Шевчука, реакция у него была негативная по отношению к этим людям, естественно, а не ко мне. То же самое и про Джона Леннона. Я думаю, что если бы Джон Леннон был жив, то он бы оценил этот юмор и отнесся бы к этой фразе вполне нормально. А что касается его фанатичных поклонников, которые могут обвинить меня в каком-то святотатстве и богохульстве, то я не хочу думать об этих людях.

СП: Часто приходится сталкиваться с сотворением кумира из твоей персоны?
Вадим: Среди наших поклонников нет фанатов в общепринятом значении этого слова. И я надеюсь, что до этого дело не дойдет. У нас есть поклонники, но они, в основном, люди думающие и адекватно соображающие. Стадионной группой мы, естественно, никогда не будем...

СП: Что значит "никогда не будем"? Как можно от этого зарекаться?
Вадим: Я не то чтобы зарекаюсь, а просто трезво смотрю на вещи. Но у нас такой цели-то и нет.

СП: Цели такой, может, и нет, но вы же - громкая группа, будто предназначенная для больших площадок.
Вадим: В этом и заключается наш парадокс. Печальный парадокс. Потому что наш жанр действительно рассчитан на хорошее и мощное звучание оборудования и на залы побольше, чем те клубы, в которых нам приходится выступать. Это единственное, почему мы иногда печалимся, что играем в маленьких клубах и на плохом аппарате. Не потому что мы хотим, чтобы на нас приходили десятки тысяч людей, а просто мы хотели бы хорошо звучать. Но вот на Западе и в клубах ведь все хорошо звучит. У них клубы более приспособлены для громкой музыки. У нас с этим сложнее. Есть клубы более высокого уровня, но мы даже до этих клубов еще не добрались. В Москве - это "Б2", "Точка", в Питере - "Порт", "Red Club". В "Реде" мы, правда, выступали пару раз. Но даже в лучших клубах не все гладко. Такой клуб как "Порт", скажем, - это хороший большой зал для рок-концерта, но там аппарат, на самом деле, не очень хороший. Я не хочу обижать этот клуб и людей, которые там работают, я прекрасно понимаю, в каких условиях им приходится работать. Наверняка они делают все, что возможно. Спасибо им, что вообще такая площадка в городе есть. Будем надеяться, что они разживутся более качественным аппаратом.

СП: После "Духа Противоречия" записана "X-Loop". Понятно, что экс-луп - это тоже дух противоречия...
Вадим: Ну да.

СП: ...а вот последний трек альбома "Dance Dance Dance" - это что?
Вадим: Это печальная ирония или ироничная печаль. Я объясню суть этого номера, и почему он закрывает альбом: это самый форматный номер нашего альбома. Это произведение может смело звучать на всех радиостанциях страны. На самом деле именно его можно было бы смело назвать "Песня Для Радио".

СП: Весь альбом выстроен в энергичном ключе и все же в десятой песне ("Не Для Всех"), ближе к концу альбома, когда уже никто не ожидает, вдруг прорывается лирика.
Вадим: Порядок песен, конечно, не случаен. По задумке эта песня играет роль антишока. Обычно шокируют тем, что идет спокойная-спокойная музыка, и вдруг происходит какой-то резкий всплеск. Поскольку у нас вся музыка энергичная и динамичная, шокировать можно в обратную сторону. Поэтому она еще и утрирована тем, что в ней нет даже барабанов. Она записана в самом наимягчайшем виде, в каком можно было ее представить. Это небольшое проявление моей лирической стороны. Я задумывал сделать этот альбом полностью рок-н-ролльным, но все-таки от себя не убежишь. Как-то все же захотелось вставить лирическую нотку. Не могу без этого. Я понял, что если ее не добавлю, то просто покривлю душой. Наша главная исходная установка свободной андеграундной музыки в том, что мы не кривим душой. Мы делаем то, что идет из нашего сердца. Если какая-то часть лирики из сердца идет, она должна присутствовать. Так эта песня и появилась в альбоме.

СП: Еще в самом конце альбома - "Черная Луна".
Вадим: Да, верно. Там есть еще лирическая песня - "В Городе Цвета Дождя". Она более жесткая по музыке, но по тексту - тоже романтическая.

СП: Эта песня была написана в связи с конкретным человеком?
Вадим: Да. И этот человек - я. В процессе написания песни или стихотворения бывает, что возникают образы каких-то конкретных людей. Такое бывает часто. Но у меня нет ни одной песни, где во время написания в голове фигурировал какой-то один человек. Как правило, в моих песнях присутствует собирательный образ.

Вадим Курылев и Дмитрий Ковалев на репетицииСП: Иван Васильев и Михаил Чернов приняты в ваш партизанский отряд или они - сессионные музыканты?
Вадим: Они - студийные сессионные музыканты. Правда, был прецедент, когда они сыграли с нами концерт. Один раз это было, в "Ред клубе". Мы тогда специально делали концерт, чтобы сыграть с духовиками. Мы хотели это дело записать и снять, но получилось не очень хорошо и снять, и записать. Конечно, мы не можем позволить себе держать в составе еще и духовую секцию. Это сразу же увеличивает расходы на дорогу во время гастролей. Ездим мы в основном в Москву, но все равно это билеты на поезд, размещение на ночевку, транспорт по городу и так далее. Мы не можем себе позволить расширенный состав. Нам даже тяжеловато бывает, когда мы выступаем впятером (в таком составе я ни на чем не играю, а только пою). Мне лично такой состав больше всего нравится, но даже это мы не можем себе позволить, т.к. пять человек не помещается в одно купе, в одну машину и в одну квартиру. Сразу возникает масса проблем, поэтому чаще всего мы ограничиваемся четырьмя участниками группы.

СП: На диске один из бонусов - видеоклип. Имеет ли смысл снимать клипы, если их не показывают?
Вадим: Так и наши песни нигде не передают. Так что же, и альбом не записывать, что ли? Цель такая же, как и у всего остального, что мы делаем: творить. Мы клипы снимаем малобюджетные и даже безбюджетные. Мы снимаем клипы сами, монтируем с помощью друзей и на это деньги не тратим. Мы бы и рады потратить, но у нас их нет. Поэтому у нас все клипы в андеграундном стиле, самодельные. Это нормально, это тоже жанр - индепендент в видеоискусстве.

СП: А почему в бонусах две песни Ордановского?
Вадим: Мы практически в каждый альбом включаем одну или две песни наших легендарных рок-авторов, таким образом показывая, что мы продолжаем традицию, что в нашей стране все-таки есть рок-традиция. Сейчас молодежь в своем большинстве этих песен не знает и нигде не слышит. Мы хотим каким-то образом обратить внимание молодежи на наши культурные истоки в рок-музыке. Если в альбоме "Эквилибриум" мы записали песню ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, достаточно известную и сейчас, то на "Ингерманландии" мы пошли дальше в прошлое и записали две старых песни АКВАРИУМА. Записали эти песни мы в более современном, почти панковском виде. Для многих это был шок, потому что Гребенщикова-то все знают хорошо, но что у него могут быть такие песни - никто не ожидал. Конечно же, у АКВАРИУМА они были не такие жесткие, мы их немного осовременили и ужесточили. Кавер-версии получились, опять же, ироничные, с юмором. Так мы показали народу и исходную составляющую группы АКВАРИУМ, и наши рок-истоки. Я помню эти песни Гребенщикова с самой ранней юности, и они мне всегда нравились. Я вообще всю жизнь мечтал их когда-нибудь сыграть и записать. А в альбоме "Контакт" мы пошли еще дальше вглубь веков и взяли для кавер-версий еще более старую питерскую группу - РОССИЯНЕ. Я на концерте РОССИЯН был в начале 80-х, когда у них был уже последний период в творчестве. Вскоре Ордановский пропал без вести, и группа РОССИЯНЕ прекратила существование. А я был на их концерте в 1982 году, когда они были на самом пике своей подпольной славы. Они начинали свой концерт с песни "Будет День". Вот когда я РОССИЯН увидел в первый раз, мне настолько врезалась в сознание она, что за столько лет нисколько во мне не померкла. Я понял, что надо ее сыграть и записать. Текст ее может вызвать некоторое замешательство у современного слушателя, потому что там такие слова: "Кто не с нами, тот против нас", - но на самом деле суть песни в том, что нужно изменить мир к лучшему. И, конечно, тут еще надо понимать, когда эта песня была сочинена, в каких условиях она исполнялась: был полный андеграунд, советские времена. На самом деле песня с очень светлым посылом, хоть она и "закована в броню фуззовых риффов". А середина там лирическая. Любили РОССИЯНЕ многочастные композиции. "Будет День" как раз очень типична для их репертуара. Мы ее сократили, потому что у РОССИЯН она была в четыре раза длиннее: там были очень длинные психоделические проигрыши, как в те годы было модно. Мы сделали, можно сказать, более форматный номер для современного слушателя. А вторая песня - "Последний Трамвай". Эту песню РОССИЯНЕ на концертах не исполняли, а запись сохранилась только репетиционная. Это одна из последних песен Ордановского. Я ее очень хорошо знал благодаря тому, что Евгений Мочулов, который работал в группе ДДТ звукорежиссером, а позже - директором, раньше играл в группе РОССИЯНЕ. На всех гастролях во время всяких посиделок - в дороге, в гостиницах - он постоянно брал гитару и пел эту песню. Песня действительно очень хорошая. Она тоже врезалась в мое сознание, потому что я около сотни раз слышал ее в исполнении Жени Мочулова. В конце концов, мне тоже захотелось ее спеть. Я послушал оригинальную запись и сделал кавер-версию. Вот такой у нас получился мини-трибьют из двух песен группе РОССИЯНЕ.

Автор: Старый Пионэр
опубликовано 19 января 2007, 12:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв | Купить диски



Другие статьи на нашем сайте

РецензииВадим Курылев & ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРТИЗАНЫ - "Контакт"Старый Пионэр16.01.2007
СтатьиВадим Курылев: "Корпоративы - это не наш формат"Старый Пионэр13.02.2007
СтатьиВадим Курылёв: "Бунт рок-н-ролла теряет ярость..."НЕС22.12.2010

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2018, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 7 / 0.019