ГОГЕН глазами гитариста (часть 1)


Про группу ГОГЕН ходит много слухов, легенд, небылиц. Поэтому я решил написать биографию группы, увиденную глазами ее гитариста - то есть моими. Конечно, если бы это могли бы сделать Дима и Сергей, картина была бы намного полнее, но, увы, этого уже не случится. А вот бас-гитаристу Гоше моя идея понравилась. Он тоже напишет свою версию.

1968 год. До-рок-н-рольный период. Справа - Санек Агашин. Первый учитель гитарных баре, звездочек, лесенокОфициально датой рождения группы ГОГЕН считается 1988 год, когда вышел альбом "Мы - Рыбы!". На самом деле все началось намного раньше. В городе Магнитогорске, на Южном Урале.

Родители мои - музыканты. Соответственно, и меня определили в музыкальную школу по классу фортепиано. Заниматься музыкой мне страсть как не хотелось, я бредил плаванием и ходил в бассейн, но родичи были категоричны (за что теперь я им безумно благодарен): музыкальную школу окончишь, а там делай что хочешь. Вот так и тренькал я этюды Черни, отбывал срок на уроках сольфеджио. В общем, занятия музыкой никакой радости мне не приносили. Не знаю, как бы сложилось все дальше, если бы не...

Наверно, в жизни каждого музыканта есть это "если".

Летом 1972 года я приехал погостить к двоюродному брату в город Сибай. Брат на 2 года старше меня, ему тогда было уже 14 лет, поэтому родители купили ему замечательный переносной магнитофон "Романтик" - мечту всех советских хиппи. И вот однажды на этом чуде техники я услышал запись. Она была кошмарная, записанная с "Голоса Америки" с постоянно плавающей волной, но аккорды, которые там прозвучали, меня потрясли, ошеломили. Эту песню знает весь мир, каждый начинающий гитарист первым делом учится играть этот рифф. Вы, наверно, уже догадались. Да, это были DEEP PURPLE - "Дым Над Водой". С этого момента я осознал, что есть такая музыка - рок. Тяжелый рок.

В том же году у меня родилась сестра, и поэтому отцу осенью должны были дать большую квартиру. Родители заранее перевели меня в новую школу, поближе к новой квартире. В декабре мы, наконец-то, переехали. На новом месте у меня еще не было друзей, поэтому все свободное время я проводил на старом дворе. Друзья показали мне нового пацана, который вселился в нашу квартиру. Худенький, интеллигентный очкарик. Как сейчас бы сказали - ботаник. Оказалось, что этого пацана я знаю. Он учился в моей новой школе, только на год младше. И звали его Игорь Протасов. И еще в новой школе встретил мальчишку, с которым мы не общались, но я видел его раньше, поскольку он тоже учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Он учился на класс старше меня, и звали его Дима Гнедышев.

А музыка уже не давала покоя. Она кипела, бурлила. Наваливалась новая информация - Битлы, Роллинги, Хипы, куча групп, а гитару достать негде. Как ни странно, в то время купить гитару в магазине было невозможно. Втайне от родителей я выписал ее через "Посылторг", совсем не надеясь, что ее когда-нибудь пришлют. Однако месяцев через 5-6, когда я уже и забыл про это, гитара все-таки пришла. Родители, хоть это и стало для них сюрпризом, денег дали. Первые уроки я брал у дворовой шпаны, причем не столько как играть на гитаре, а как срывать и бить ею в случае, если ее будут отбирать. Сейчас это кажется смешным, а в то время самым простым способом получить гитару был отобрать ее у счастливого обладателя. В общем, к седьмому классу я уже прилично бренькал и знал какое-то количество аккордов. К тому же, выяснилось, что еще несколько моих одноклассников приобрели гитары. Не создать свою группу уже просто было нельзя!

Начали репетировать у меня дома. Три акустические гитары и вместо барабанов - учебники. Даже сделали запись. Для одноклассника ко дню рождения переиначили несколько популярных песенок. Всем понравилось. Но на этом эксперимент и закончился. Дело в том, что из всего нашего квартета меня устраивал только один человек - Игорь Скрыпкин. У него был не только музыкальный слух, но и голос.

А групп в это время развелось по всей стране видимо-невидимо. В нашей школе была традиция: десятиклассникам разрешали собирать вокально-инструментальный ансамбль, а девятиклассники были на подхвате. Потом, перейдя в десятый, они становились "королями" сцены, а новоиспеченные девятиклассники вожделенно ждали, когда же придет их черед, и потихоньку тренькали, когда разрешали десятиклассники.

Как раз в это время старший брат Игоря Скрыпкина учился в десятом классе и играл в группе. Групп было две. Нам повезло, нас пускали на все репетиции (ведь братан старший играет!). Более того, старшие ребята давали нам гитары - умереть не встать, настоящие электрические. В общем, на следующий год случился казус. У девятиклассников, которые стали десятиклассниками, не оказалось ни одной группы. И старшие ребята, которые уже отучились, передали всю аппаратуру нам. Двум Игорям-восьмиклассникам. Девятиклассники пытались бунтовать, но директор школы рассудил очень просто: раз музыканты-выпускники (а люди они все были в школе уважаемые) передали всё нам, значит, пусть так и будет. Вот и стали мы заправлять школьной вокально-инструментальной жизнью. Девятиклассники собрали, конечно, пару групп, и не позволить им репетировать мы не могли, но группы были откровенно слабые. Кстати, в одной из групп играл Дима Гнедышев. Уже тогда было видно, что он тоже музыкант, да вот только партнеры у него были - швах. Да и, к тому же, после восьмого класса он ушел в другую школу, поэтому тягаться с нами ему было тяжело. А там он собрал свою группу, с которой и музицировал. Правда, никого из них мы не знали. Только изредка встречались на улице. Школы были рядом, да и жили все примерно в одном районе. Очень модно было ходить компаниями и петь песни под гитару. Димкин голос было слышно за версту. Даже не голос, а голосище!

Гоша в десятом классе. Солист и барабанщикВ девятом классе мы уже были звездами школьного масштаба, и когда играли на танцах, попасть к нам в школу ученики из других школ почитали за счастье. Ведь что такое дискотека тогда еще ни кто не знал. Наш пример оказался заразительным, и восьмиклассники собрали свою группу. К моему удивлению, барабанщиком, к тому же поющим, - вернее, даже лидер-вокалистом в ней - оказался парнишка, который переехал в мою квартиру - Гоша Протасов. Парень подрос незаметно, отрастил длинные волосы, сделал себе прическу и очки как у Джона Леннона и вовсю дубасил Битлов со своей командой. Достойная смена нам выросла.

В нашей группе был идейный вдохновитель, как мы его звали - Андрей Васенин. Он учился на год старше нас, в одном классе с Димой. Когда Дима перешел в другую школу, они все равно оставались друзьями. После окончания школы вдвоем уехали покорять Москву. Андрей хотел поступить в театральный, куда хотел Димка - не знаю. Оба никуда не поступили. Промыкавшись с полгода в Москве, оба вернулись в Магнитку.

Наступил 1978 год. Закончилась школьная пора и началась студенческая жизнь. Я поступил в Горно-Металлургический институт. А от Андрея узнал, что Дима - в Педагогический на инфак. Конечно, в институте сложилась новая группа. Танцы, свадьбы, банкеты... Но на третьем курсе наш бас-гитарист благополучно женился, тем самым прервав нашу музыкальную деятельность. Группа как-то сама собой распалась. Знаю, что Дима в это время занимался тем же самым, только в Пединституте. Правда, на втором курсе случилось еще одно знаковое событие. Дима женился на моей однокласснице Ирине Довбыш. А среди первокурсников нашего факультета я обнаружил Гошу Протасова.

Вот таким наглым я и пришел в Гошину группуОсенью 1980 года я уже был "упакованным" по тем временам гитаристом, правда, без группы. И вдруг случайно узнаю, что Гоша Протасов играет. И тут я выкинул номер, от которого малость ошалели все музыканты Гошиной группы, и он в том числе. Узнав, где они репетируют, я в один прекрасный день пришел к ним с гитарой, бесцеремонно поздоровался, подвинул их гитариста, воткнул гитару в усилок, и, пока они не опомнились, сказал: "Я с вами поиграю немного". Немая сцена была круче, чем у Гоголя. Минут 15 они приходили в себя от такой наглости. Главное - с этого момента мы с Гошей уже не разлучались в музыке.

Отыграв новогодние вечера, я решил переделать группу. Поменять солиста и бас-гитару. В новую группу вошли почти все музыканты моей прежней группы и Гоша со Славой Куликовым. О Cлаве хочется сказать отдельно, потому что его роль в том, что, в конце концов, родился ГОГЕН, огромна. Славик - самый близкий друг детства Гоши и вдобавок поэт. В новой группе Гоша оказался без барабанов, зато у них со Славиком был один на двоих орган "Вельтмастер", чудо ГДРовской техники. И, к тому же, Гоше достался весь репертуар THE BEATLES, МАШИНЫ и ВОСКРЕСЕНИЯ. Так прошел еще год, и наступили новогодние праздники. Нам предстояло, помимо озвучивания танцев, играть концерты на сцене. И вот тут мы решили усилить свой состав. Я долго думал, кого бы позвать. И...

Вокально-инструментальный ансамбль МАГНИТОН. Именно в нем не захотел играть Дима. Я и вокалист Андрей Кузьмичев. С ним мы играли в первой институтской группе. И его же я пригласил потом в Гошину, когда переделывал ееПожалуй, с этого времени и начинается история группы, которая впоследствии стала ГОГЕНОМ. Был декабрь 1981 года. Димку я нашел в Пединституте. Разговор у нас был недолгим. Я объяснил ему, что нам нужно, и Дима согласился. Оказалось, что группа его вроде бы и существует, но они практически не играют. Договорились о дне репетиции и разошлись. На репетицию Дима пришел, мы поиграли, поговорили. Это был первый опыт нашей совместной игры. Мы, честно говоря, были удивлены его владением инструментом. Музыкальная школа такого мастерства не давала. Оказалось, что Дима увлекся джазом и серьезно занимался джазовой импровизацией и техникой игры. В общем, мы от него были в полном восторге и договорились о следующей репетиции. Но на следующую репетицию Дима не пришел. Я позвонил ему, он мне что-то ответил невнятно, но обещал быть на следующей. На репетицию Дима пришел, но играть с ним было невозможно. Дима был пьян в стельку. Вместо репетиции мы переругались. Дима наговорил нам кучу обидных слов, суть которых была примерно в том, что мы лабухи, все это не то, играть нужно по-другому, что он супер-музыкант и т. д. и т. п. Потом он ушел.

Там же. Клавиши - Славик Куликов, ритм-гитара - Гоша Протасов, бас - Коля СуняйкинМы страшно на него обиделись. Пришлось срочно искать замену. Две недели новогодних праздников мы ежедневно давали по часовому концерту на сцене, потом перетаскивали аппаратуру в танцзал и играли на танцах по 5-6 часов. Праздники мы отработали, правда, закончилось все грандиозной дракой с "местным" населением, и ушли на "каникулы". Хотелось отдохнуть от всей этой кутерьмы. Вот так закончился наш первый совместный музыкальный опыт с Димой Гнедышевым.

Слава Куликов - ''Кульман''. Поэт и идейный вдохновительФевраль 1982 года. Сессия сдана. Каникулы. Целыми днями Гоша, Славик и я пьем пиво и что-нибудь покрепче. Все разговоры только о музыке. Возвращаться снова в ДК нет никакого желания. И вот тут-то и начинает свое черное дело Славик. Все, о чем бы мы ни говорили, он сводит к одному: Гнедышев был прав, играть нужно собственные вещи. Читает нам свои стихи, которые могли бы быть песнями. Мы с Гошей особо не сопротивляемся, в глубине души понимая, что Славик прав.

В конце концов, решение было принято. "Историческая" встреча произошла у Димки дома. Итогом ее стала новая группа. Базироваться мы решили в Пединституте. Состав группы определили просто. Дима - вокал, орган, Славик - ритм-гитара, Гоша - подпевки, пиано (не зря же он тоже закончил музыкальную школу по классу фортепиано), барабанщика предложил Дима - Володю Фролова из Пединститута, правда, мы с ним до этого были не знакомы, я - соло-гитара, бас... А вот тут начались проблемы.

Как раз в период раздумий. МАГНИТОН похоронен. С Димой Гнедышевым еще не встречались. Гоша фотографируетВсе музыканты в городе уже знали, что мы решили играть только свои вещи. Большинство посчитало, что мы немного, мягко говоря, тронулись, заболели "звездной болезнью", как говорили за глаза. В общем, никто не захотел с нами играть. И вот тут мне пришла в голову "гениальная" мысль - научить Гошу играть на бас-гитаре. Поначалу он сопротивлялся, но я его убедил, что все получится. К тому же, у меня был веский аргумент: барабанщиков в то время в городе было пруд пруди, а вот бас считался как бы второстепенным инструментом. В итоге, через неделю занятий Гоша начал потихоньку извлекать сносные звуки и даже вошел во вкус. Группа родилась, мы приступили к репетициям. Поскольку своих песен еще не было, Дима предложил для начала брать THE BEATLES и досконально разбирать их песни. Выбрали самую простенькую, на наш взгляд, и начали...

Вот он, КАКТУС. После очередного концерта. Слева направо: Славик Куликов обнимает барабанщика Володю Фролова, между ними торчит голова Димы Гнедышева и его протянутая рука за стаканом, я с бутылкой, Витя Фроленков - наш художник и фанат, Анвар Минигалимов - в КАКТУСЕ-2 ритм-гитара, а пока просто поклонник, Витя Губский - общий друг, Гоша Протасов, Ирина Гнедышева - Димина женаКакими же мы были наивными! Простецких THE BEATLES не бывает! Недели две мы добросовестно и вдохновенно трудились над Битлами, и неизвестно, сколько еще продлилось бы наше самообучение... Но тут из Москвы на каникулы приехали мои школьные друзья. Они всегда привозили с собой различные музыкальные новинки. Привезли и на этот раз. И среди кучи записей оказался альбом русской группы. Я впервые встретил эту группу, но то, что я услышал, просто сразило меня наповал. Срочно поставил запись всем. Шок был еще сильнее. Это был альбом УРФИН ДЖЮСА "15". Все, Битлы в сторону. Теперь мы знали, что делать.

Группу назвали КАКТУС. На Славины стихи Дима написал музыку. Первый альбом мы назвали "Круги На Воде", вспомнив Козьму Пруткова. В нем была одна песня, в которой Дима был и автором стихов.

На репетиции КАКТУСА. Гоша теперь бас-гитарист. Из-за колонки выглядывает барабанщик Володя ФроловЧерез пару месяцев концерт был готов. Аппаратуры у нас в то время путной не было. Впрочем, как и у большинства тогдашних групп. Но выход мы нашли быстро. В нашем распоряжении был актовый зал Пединститута. Первые концерты мы устроили на сцене. Отгородили занавесом, сделали свет, поставили скамейки. Это был фурор. Такого в городе еще не было. Тогда же начались наши опыты с записями. Кстати, некоторые сохранились до наших дней.

А осенью мы с Димой в первый раз разругались. Сейчас даже не могу вспомнить причину, но поскандалили сильно. Я забрал гитару и ушел из группы. Дня через два, конечно, поостыл, но, как говорится, нашла коса на камень. Мы с Димой не встречались и даже не созванивались. Так прошло недели две, и неизвестно, чем бы все закончилось, но оказывается, у нас в городе уже были почитатели, и первый среди них - Андрей Васенин.

Наша первая афишаКаждый год перед ноябрьскими праздниками в цирке проходил КВН между командами Горно-Металлургического и Педагогического институтов. Я был в команде горняков, а Дима - педагогов. После игры Андрей подошел ко мне и пригласил с ним выпить, мы зашли в гримерку, и туда же другие ребята, якобы случайно, притащили Димку. Андрей заставил нас выпить на брудершафт. Лицо было сохранено с обеих сторон.

Начались новые репетиции. Дима сочинил на поэму Маяковского "Хорошо" рок-оперу. Мы решили показать ее на областном конкурсе вокально-инструментальных ансамблей. Готовились долго и тщательно. Профком Пединститута пошил нам костюмы. Известный актер нашего не менее знаменитого в то время на весь Союз и не только Театра кукол "Буратино" сделал нам сценическую постановку. Цель у нас была одна - занять первое место в областном смотре и поехать в Москву. В победе мы не сомневались. Вот только была одна проблема. Выступать перед комиссией мы должны были в актовом зале Пединститута на своей аппаратуре. А на зал ее как раз и не хватало. Выход мы нашли быстро. Живьем играть невозможно, а озвучить магнитофоном можно. Недолго думая, мы записали все на магнитофон. Настал день премьеры. Зал набился до отказа студентами. Комиссия чинно уселась в центре. После выступления зал содрогнулся от оваций. Комиссия была просто сражена наповал. Ура, победа! Пока выносился вердикт, мы принимали поздравления. Оказалось - зря! Поначалу нам сразу и безоговорочно присудили первое место, но тут кто- то из местных преподавателей сказал: да они играли не сами, а под магнитофон. Возмущению комиссии не было предела. Смысл сводился к одному: таким известным исполнителям как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и т. д. позволительно пользоваться фонограммой, а вы... Дальше шло сплошное возмущение, а наши жалкие потуги объяснить, что у нас нет аппаратуры, потонули в праведном гневе высокой комиссии от искусства.

Едем на очередной концерт. Дима сидит в кабине - бережет горло. 10 ноября 1982 года. День студентаНикуда мы не поехали. А может, это и к лучшему. Зато на всю жизнь у нас выработался стойкий иммунитет к фанере и фанерной попсе.

Вот так закончилось наше первое сотрудничество с Димой. Весной 1983-го у Димы начались госэкзамены, а у меня дипломирование. Было не до музыки. А летом Дима объявил, что уезжает жить в Крым по распределению, и смылся, даже не попрощавшись. Мы на него жутко обиделись. Вместе с Гошей и Славиком взяли другого барабанщика - Володю Коростылева, Анвара Минигалимова на ритм-гитару, Вадика Мингалева на саксофон и сделали новый КАКТУС. Музыку писал Гоша на стихи Славы Куликова.

КАКТУС-2. За барабанами Володя Корыстылев, саксофон - Вадим Мингалев, ритм-гитара - Анвар МинигалимовЕще год мы играли новую волну и реггей и выступали с концертами, тем более что группу в городе полюбили. А потом пришел 1984 год. Гоша закончил Горный, и его забрали на два года в армию командовать танковым взводом в далекую Аджарию, в Батуми, Славика с Вадиком просто забрили в солдаты, а Анвар с Володей уехали по распределению. Остался я один. К тому же, я уже работал в это время в уголовном розыске. Какая музыка? Все! Остались жулики, кражи, разбои, ограбления, убийства, засады. Гитару продал. Зачем она оперу? Рока больше нет!

Конец первой части

Часть 2

Автор: Игорь Доставалов
опубликовано 21 июля 2006, 12:58
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (13) | Оставьте свой отзыв



Другие статьи на нашем сайте

СтатьиГОГЕН глазами гитариста (часть 2)Игорь Доставалов13.11.2006
Архив"Парус" №06'1990 (А. Гуницкий, БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА, ГОГЕН, ЗАРТИПО)Старый Пионэр27.01.2005
ПоэзияДмитрий Гнедышев. Группа ГОГЕН. Альбом "Мы - Рыбы"Старый Пионэр16.02.2006

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 6 / 0.009