Семнадцать мгновений осени (третья часть)


12. Слово из трех букв: ВИА

ВИА - как много в этом звуке для сердца русского слилось! Почему, спросит молодой читатель, нам, любителям русского рока, должны быть интересны эти одиозные динозавры совковой попсы? Да потому, дети мои, что люди, стоящие за этой дурацкой аббревиатурой, были, в основном, такими же рок-н-рольщиками в душе, как и вы. Они так же втайне воображали себя Леннонами, Плантами и Блэкморами, как нынешние молодые гитаристы представляют себя Кобэйнами, Йорками и Гэллахерами. Только времена были другие и другие правила игры. Им тогда приходилось гораздо труднее. Сейчас, по крайней мере, не висит над страной удушливый запах коммунистической идеологии, хотя, конечно, от нынешнего шоу-бизнеса тоже попахивает. Теперь, чтобы выйти на большую сцену и "всех мочалок застебать, нажав ногой своей на мощный фузз", требуется заинтересовать этим толстого дядю с кошельком. А в те времена следовало заинтересовать толстого дядю из филармонии, которому не нужны лишние проблемы с волосатиками, а план выполнять надо. "Спойте, ребята, что-нибудь про стройотряд или трудовой энтузиазм, ну, на худой конец, про светлую любовь комсомолки к члену партии, а то заладили, понимаешь, "шизгара-шизгара"". Утрирую, конечно, но где-то так.

Итак, все коллективы, о которых пойдет речь в третьей части, с теми или иными оговорками, следует отнести к классическим вокально-инструментальным ансамблям. Все те ансамбли, о коих мы говорили до сих пор, тоже с оговорками, но следует отнести к рок-группам (я, как мог, пытался это объяснить в конкретных статьях). Деление это весьма условно, ибо в разные времена под одним и тем же названием могли существовать совершенно разные коллективы - и стилистически, и по составу исполнителей. Настоящие ВИА, в силу специфических особенностей, которые мы увидим ниже, были очень сильно подвержены мутациям, связанным то с изменениями в культурной политике, то с веяниями музыкальной моды, то просто с меркантильными интересами. Роль личности в истории ВИА невысока, за редким исключением. Но! Настоящих личностей - музыкантов с большой буквы - мы с вами, дорогие читатели, в этой истории (вернее, историях) увидим предостаточно, в том числе и рок-музыкантов высшего эшелона. Для многих неформально мыслящих музыкантов ВИА были эдакими привалами на их трудном пути. Например, можно было перекантоваться некоторое время после конфликта с властями, заработать на инструменты (да и вообще на хлеб), подучиться. Да, именно подучиться, ибо было у кого - грамотных, профессиональных музыкантов в ВИА всегда было предостаточно. Нередко там пересекались музыканты разных поколений и школ. Бывало, что из ВИА вырастали настоящие рок-банды, и вообще, как я уже говорил, судьбы российского рок-н-ролла и движения ВИА пересекались довольно причудливо. Все это мы увидим на конкретных примерах, - я специально расписал довольно подробно послужные списки некоторых известных музыкантов. Ну, а пока сделаем попытку выделения признаков, классификации, обобщений и развенчания некоторых мифов.

Итак, разумеется, вся эта возня с электрогитарами началась с битломании. К середине 60-х эта болезнь поразила и СССР, и ничего с этим поделать было нельзя, - слишком уж ярким было явление. Конечно, и до THE BEATLES рок-н-ролл проникал за железный занавес, но массового болельщика не находил, а записи БИТЛОВ произвели фурор и породили массовое подражание. Появились самодельные электрогитары, самодеятельные бит-группы, выступавшие на школьных вечерах и иногда в заведениях общепита. Отношение общества и властей к этому явлению было сложным и неоднозначным. Одни талдычили о тлетворном влиянии загнивающей западной псевдокультуры, другие несли ахинею о новой пролетарской культуре, протестующей против фальшивых ценностей буржуазного общества. Меж тем, кто-то мудрый решил: пусть себе играются, только под надзором, чтобы далеко не зашло. Опыт в этом деле у системы имелся: джаз в Союзе существовал десятки лет, при этом его объявляли то голосом угнетенных народных масс, то "музыкой толстых". Само слово "джаз" то разрешали, то запрещали. В итоге джаз таки был, но формально это называлось эстрадными оркестрами и ансамблями.

Сам термин "вокально-инструментальный ансамбль" существовал и ранее в филармонической среде, и здесь пришелся очень к месту - он всех устраивал, ибо выражал суть явления и не вызывал раздражения у идеологов. Главной задачей властей было загнать стихийное явление в привычные для системы рамки, идя на некоторые уступки молодежной моде. "Мы вам - инструменты, репетиционную базу, сцену и т. д. Вы нам - лояльность, галочки в отчетах и... постригитесь, в конце концов!". Так появились клубные самодеятельные ВИА, ставшие основой всего движения. В СССР их были десятки тысяч. В 70-х любое уважающее себя предприятие или учебное учреждение считало своим долгом приобрести электромузыкальные инструменты отечественного производства (и весьма отвратного качества) для своих "песняров". Солидные предприятия находили возможность приобрести фирменные инструменты, да и музыкантов подыскать поинтересней. Как и заводские спортивные команды, ВИА являлись частью имиджа предприятия, элементом престижа. Коллективы гордились своей самодеятельностью и с удовольствием посещали концерты и танцевальные вечера. Для повышения культурного и технического уровня самодеятельности приглашались профессиональные музыканты и педагоги (порой совершенно не понимающие современной музыки), - они назначались руководителями ВИА.

Эта должность во времена СССР была обязательной, но трудноопределимой по сути. Не следует путать руководителей ВИА с чиновниками из филармоний и отделов культуры - это совершенно разные должности. Руководитель был (или числился) участником ВИА, и зачастую выполнял одновременно функции аранжировщика, педагога, исполнителя, менеджера, снабженца и проч. А бывало, и вовсе никакой функции не выполнял, предпочитая не мешать талантливым ребятам.

Позже, когда самодеятельные музыканты набрались опыта, стали выделяться руководители из их среды. Во второй половине 60-х начали появляться профессиональные ВИА, то есть коллективы, для членов которых постоянным местом работы были филармонии. Это был своеобразный прорыв. Так появились "ВИА первой волны": ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ (Ленинград), ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ (Москва), НОРОК (Молдавия), ОРЭРА (Грузия). Их было не так уж и мало, но мы с вами будем говорить только о тех, кто оставил заметный след в грамзаписи, все остальное - предмет для большой и серьезной книги, которую, надеюсь, кто-нибудь да напишет. Создавали эти коллективы, как правило, опытные музыканты, поработавшие с ведущими мастерами эстрады СССР. При формировании первых ВИА упор делался на выпускников музыкальных учебных заведений, а впоследствии возникла тенденция "перетекания" в ВИА наиболее талантливых музыкантов из самодеятельных, а порою просто подпольных, почти запрещенных групп.

"Вторая волна ВИА", весьма условная, конечно, поднялась в начале 70-х. Именно тогда возникло большинство известнейших профессиональных ансамблей - САМОЦВЕТЫ, ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, ЛЕЙСЯ ПЕСНЯ, СИНЯЯ ПТИЦА, ДОБРЫ МОЛОДЦЫ, МУЗЫКА, КАЛИНКА, ВЕРАСЫ, КРАСНЫЕ МАКИ и др. Зачастую их создавали музыканты из ВИА "первой волны" или набравшиеся опыта лидеры самодеятельных (вернее, полупрофессиональных) коллективов. Здесь, наверное, требуется некоторое пояснение. Поскольку популярность рок-музыки по прошествии бурных 60-х не спала, а, напротив, в 70-х только возросла, по проторенным первопроходцами дорогам на штурм эстрадных подмостков устремилась целая армия молодых людей с электрогитарами наперевес. Остановить это движение не представлялось возможным, а вот направить в нужное русло оказалось вполне по силам олигархов от культуры. Так появилась система конкурсов ВИА, - совковая альтернатива западным рок-фестивалям. Конкурсы и фестивали проходили перманентно на самых различных уровнях: от школьного или заводского до республиканского и всесоюзного. Поскольку за каждым самодеятельным ВИА стояло какое-то учреждение, порой весьма влиятельное, появилась тенденция освобождать музыкантов от других обязанностей, чтоб они могли сосредоточиться на репетициях. Так появились полупрофессиональные коллективы, участники которых формально числились рабочими и служащими, на деле же это были музыканты, сосредоточенные на добывании очередных дипломов. Таковыми, например, были ГОЛОСА ПОЛЕСЬЯ, позже известные профессионалы СИНЯЯ ПТИЦА. То же самое происходило и в спорте, где профессионалов по советским законам не могло быть вовсе.

"Третьей волной ВИА" я называю ту тенденцию, которая возникла с середины 70-х. В те времена профессиональные ВИА плодились в основном почкованием, то есть, в силу различных причин (творческих разногласий, личных амбиций или меркантильных интересов) ВИА разваливались на части, и частенько эти части жестоко боролись меж собой за "товарный знак". В результате этой возни возникало два (а то и больше) коллектива, ничем не отличающиеся друг от друга, кроме названия. Именно так появились ПЛАМЯ из САМОЦВЕТОВ, НАДЕЖДА из ЛЕЙСЯ ПЕСНЯ, ЗДРАВСТВУЙ ПЕСНЯ из КРАСНЫХ МАКОВ и др. Бывал и другой сценарий, когда опытный музыкант известного ВИА создавал свой коллектив (или брал под опеку какой-нибудь малоизвестный), где и реализовывал свои амбиции. Как правило, такие коллективы тоже мало отличались от материнского (СЯБРЫ - ПЕСНЯРЫ). Именно этот период в истории ВИА и позволяет многочисленным хулителям стиля делать заявления типа "все они на одно лицо, репертуар один и тот же, сплошная халтура" и т. п. Именно в это время возникает категория руководителей-"жучков" (будущих менеджеров), ставящих во главу угла задачу "засветиться" на ТВ, радио, конкурсах, при этом готовых идти на любой компромисс. О музыке мало кто думал - главное успех любой ценой. Большинство песенных "шедевров" тех лет совершенно серы, зато весьма идейно выдержаны. Наиболее актуальной темой был БАМ (Байкало-Амурская магистраль, если кто не знает), самая знаменитая ударная комсомольская стройка.

Короче говоря, к концу 70-х случился кризис, а вернее, полный крах движения. Именно в это время отечественные рок-группы начинают робко показываться на свет из подвалов. Появляются первые пластинки, статьи, полуподпольные рок-фестивали, первые профессиональные рок-коллективы (АВТОГРАФ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, АРАКС). ВИА начинают интенсивно мутировать - кто в популярное диско, кто в актуальный рок, кто в эстрадное шоу. В 80-х некоторые ВИА пытались играть рок под старой вывеской с новыми музыкантами, - как ЗДРАВСТВУЙ ПЕСНЯ или ПОЮЩИЕ СЕРДЦА. Кто-то изменил название, но не желал менять суть как ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ (СИНТЕЗ-ТРУППА ИГОРЯ ГРАНОВА), кто-то, как СИНЯЯ ПТИЦА, с помощью модного композитора (Юрий Антонов) еще держался на плаву. Как бы то ни было, к концу 80-х все они были снесены свежим ветром под названием "русский рок" и прочно забыты.

Ностальгический интерес к старым ВИА возник только в конце 90-х, чем они не замедлили воспользоваться. И теперь по городам России вновь кочуют СИНИЕ ПТИЦЫ, ПОЮЩИЕ СЕРДЦА, САМОЦВЕТЫ, ДОБРЫ МОЛОДЦЫ, ОРИЗОНТЫ и проч. Иногда один и тот же коллектив бывает одновременно сразу в двух и более местах. Не подумайте, что вам подсовывают туфту, - через любой ВИА проходило до полусотни артистов, так что в разное время под одним и тем же названием выступали совершенно разные составы. Может, это как раз тот случай... Одно скажу точно, - репертуар у них будет одинаков, ибо исполняются на таких мероприятиях все хиты 70-х, и свои, и чужие. Впрочем, чужими (как и своими) они могут называться весьма условно, ибо одни и те же музыканты в разное время работали в нескольких известных ВИА, а репертуар у последних и в лучшие годы не сильно различался. В процессе создания этого обзора мне представился случай рассмотреть эту проблему подробнее. Материал, опубликованный одной из саровских газет, мы решили разместить как приложение к обзору, слегка адаптировав его для нужд сайта.

Справедливости ради надобно пару слов сказать и о самобытности. Не совсем правильно думать, что все ВИА были на одно лицо, существовали и весьма характерные исключения. Приведу здесь наиболее одиозные имена из тех, что не попали в подробный обзор.

ПОЮЩИЕ ГИТАРЫПОЮЩИЕ ГИТАРЫ. Собственно, первый профессиональный ВИА, выпустивший еще в 1968 году первый лонгплей в этом жанре. Испытывая явный дефицит подходящего русскоязычного репертуара (об этом еще поговорим), музыканты записали программу, состоящую в основном из инструментальных обработок известных песен в духе VENTURES и SHADOWS. После такого многообещающего старта ансамбль оставил в 70-х на удивление мало записей на виниле. Пока ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ пожинали плоды своей бешеной популярности в изматывающих гастролях, музыкальная мода изменилась, и их монополия на биг-бит закончилась, да и вообще, исповедуемый ими стиль вдруг стал неактуален. Впоследствии в 70-х они так и не смогли перестроиться на новый лад, как и кумиры их молодости THE BEATLES, VENTURES и THE BEACH BOYS. Попытка перейти на другой уровень при помощи модных в ту пору крупных форм (мюзикл "Орфей и Эвридика", для которого система изобрела чудовищный термин "зонг-опера", чтобы не использовать слово "рок") тоже не принес коллективу ни морального, ни материального удовлетворения. Огромный монстр "музыкального театра ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ" тихо почил к концу 70-х, формально существуя и до сих пор.
Лучшие записи: "Для Меня Нет Тебя Прекрасней", "Сумерки", "Саласпилс", "Карлсон" (кавер-версия "Yellow River" CHRISTIE).

САМОЦВЕТЫ САМОЦВЕТЫ. Эти ребята появлялись на голубом экране и радиоволнах чаще любых других подобных коллективов. Их песни знали наизусть все, имевшие слух. Написав краткую характеристику этого ВИА, я зачем-то полез в электронную "энциклопедию Кирилла и Мефодия", где обнаружил практически аналог своей филиппики. Её и привожу, ибо лучше не скажешь: "Само название ансамбля стало синонимом жанра ВИА со всеми его достоинствами и недостатками. Добившись первоначального успеха с серией мелодичных номеров в битовых традициях, с течением времени САМОЦВЕТЫ переключились на банальную и безликую псевдопатриотическую лирику, стали почти хрестоматийным примером музыкального конформизма, неоднократно меняли состав и распались в середине 80-х годов, превратившись в явный анахронизм". Правда, на сцене Ю. Маликов и компания работали без дураков, иногда просто потрясая публику экспрессией и мощью.
Лучшие записи: первый лонгплей (1973), как и второй "У Нас Молодых" (1974) пользовались в народе довольно большой популярностью. Далее же началась рутина в духе сборников из серии "Это песни твои, комсомол", редко прерываемая откровениями вроде хита "Все, Что Есть У Меня".

ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ. Московский ответ ленинградским ПОЮЩИМ ГИТАРАМ. Один из популярнейших ВИА под руководством опытнейшего музыканта и композитора Игоря Гранова оставил в грамзаписи на удивление мало следов. Однако созданный из простецкой песенки Френкеля суперхит "Ветер Северный" (1971) остается и по сей день одним из символов эпохи. Потрясающий факт, но очень показательный, - на той же пластинке (формат миньон) были записаны битловская "I Saw Her Standing There" и детская песенка "У Дороги Чибис". Это иллюстрация того парадоксального положения вещей в репертуарном вопросе в период становления жанра, о котором мы еще поговорим.
Лучшие записи: в середине 70-х, как все остальные, Гранов увлекся крупными формами. Результатом стал очень милый и легкий мюзикл "Красная Шапочка, Серый Волк и ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ", созданный совместно с молодыми тогда М. Задорновым, Л. Измайловым и А. Хайтом. Лонгплей с музыкой из этого спектакля (1979) и остался их лучшей работой в грамзаписи.

ДОБРЫ МОЛОДЦЫ ДОБРЫ МОЛОДЦЫ. Вышедшие из скандально известной ленинградской бит-группы АВАНГАРД-66, они проделали путь до "ВИА четырех Ф" (Флярковский-Фельцман-Френкель-Фрадкин), что подразумевало стабильную безликость и серость. Дебютировав в грамзаписи с интересным миньоном "Золотой Рассвет" (кавер-версия песни THE FORTUNES "Freedom Come, Freedom Go"), они так и не снискали признания у массового слушателя. Одно время этим ВИА руководил известный питерский джазовый музыкант Всеволод Левенштейн, больше известный в России как радио-ди-джей русской службы "Би-Би-Си" Сева Новгородцев. Самым ярким моментом в истории этого ВИА было участие в записи легендарного альбома Д. Тухманова, где солировал великолепный А. Лерман, покинувший перед этим ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ, а после этого страну.
Лучшие записи: на мой взгляд, самой интересной их работой следует считать лонгплей "При Самом Рождении Дня" (1978), куда вошли песни А. Флярковского из культового молодежного фильма 70-х "Розыгрыш", повествующего о нелегкой доле самодеятельного школьного ВИА. Интересен сей альбом не мастерством исполнения, а тем лишь, что в другом виде эти песни не издавались.

МУЗЫКА. Непустая попытка повторить подвиг ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA. В состав ВИА входил классический струнный квартет. Однако отсутствие оригинального мощного песенного репертуара не позволило коллективу попасть в высший эшелон жанра.
Лучшие записи: первый миньон коллектива ("Пеппи" 1974) был хорош и многообещающ, но на этом все и закончилось. Более ничего интересного записать не удалось. Только в 1983 году было издано довольно претенциозное произведение А. Богословского - опера-феерия "Алые Паруса" с их участием, записанная еще в середине 70-х.

КАЛИНКА. Лубочный эстрадный фолк, дошедший, в конце концов, до дешевого шоу с девицами в кокошниках и прочей белибердой. Упомянут мной лишь потому, что в этом коллективе некоторое время работал автор культовых молодежных песен Юрий Акулов, о котором мы еще вспомним.
Лучшие записи: что-то не припоминаются.

Вернуться к предыдущей части статьи

Продолжение следует

Автор: Naftalin
опубликовано 14 июня 2005, 11:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
Читать комментарии (1) | Оставьте свой отзыв

Другие статьи
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2019, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.03 / 5 / 0.001