Свой восьмой номерной альбом группа НЕЙРО ДЮБЕЛЬ/НЭЙРА ДЗЮБЕЛЬ/NEURO DUBEL записывала в минской "Scat Records". Над материалом работали: Александр "Дядя Саша" Куллинкович - тексты, вокал; Юрий "Паскуда" Наумов - музыка, гитара, вокал (в этом издании, как и в предыдущих, обозначен только как гитарист); Максим Паровой - музыка, гитара; Максим Ивашин - клавишные; Стас Поплавский - бас; Андрей Степанюк - ударные. Альбом выдержал несколько изданий на кассетах и CD, а в минувшем году впервые увидел свет на виниле. Для издания был сделан специальный мастеринг.
Альбом посвящен животному и растительному миру. Его название происходит от калмыцкой легенды, согласно которой Белый старец остановил охотника, убивающего сайгаков. Правда, ни в музыке, ни в текстах нет ничего калмыцкого.
Мне уже приходилось писать о стихоплетстве Александра Куллинковича. В данном случае под стихоплетством я понимаю сплетение слов в строки, а строк - в строфы. В тексты часто попадали фразы, случайно выхваченные из разговоров. Так родились такие "дюбелевские" шедевры как "Одуванчики", "Петрова", "Переехала Комбайном"... Поэзии творчества Александра Куллинковича также свойственна глубокая метафоричность.
Музыкальную составляющую альбома критики характеризуют как панк-рок. На самом деле это не совсем так: панк зачастую сочетается в композициях с разными стилями - от фолка до блюза.
Заглавный номер предваряется кратким монологом, в котором Александр Куллинкович голосом, записанным в замедлении, аргументированно призывает к моральному уничтожению охотников и членов их семей. Герой песни обращается к воображаемой возлюбленной. Глаголы "убить" и "изъесть" не воспринимаются буквально. Хотя можно залюбить и до смерти... Запев выдержан в реггейном ритме, припев атакует яростным панком. "Ехала Домой" тяготеет к фолк-панку. Кабаны, нападающие на героиню - судя по всему, метафора неприятностей, с которой той пришлось столкнуться по пути домой. Но песня заканчивается хэппи-эндом. Ритм-энд-блюз "Счастье" - философская рефлексия, подводящая слушателя к выводу: "Счастье познается в депрессии". Во многом с автором можно согласиться. "Трамвай" - веселая зарисовка. В припеве цитируется песня Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева "Куда Уходит Детство" из к/ф "Фантазии Веснухина". "Тюльпан" посвящена Светлане Сидорович, бывшей бэк-вокалистке НЕЙРО ДЮБЕЛЯ, трагически погибшей в 1993 году. "Дети" - кавер на песню-ужастик "Не Ходите, Дети, в Африку Гулять" из м/ф "Доктор Айболит". К сожалению, группа и издатели (я имею в виду все издания) не удосужились уточнить ее авторство. Посему восполняю пробел: композитор Георгий Фиртич, стихи Корнея Чуковского (на музыку положена первая строфа стихотворной сказки "Бармалей"). У ДЮБЕЛЕЙ получилось ничуть не страшно, а очень весело и заводно. Сам не замечаешь, как начинаешь подпевать. "Одуванчики" - экспериментальный трек, напоминающий альбом 1991 года "В Жопе". Композиция имеет свою предысторию: теплым апрельским днем 1998 года Александр Куллинкович и Юрий Наумов купили трехлитровую банку пива. Погода радовала. Ребята повалились в одуванчики, где всю банку и выпили. Тогда Юрий и придумал фразу "Приятно упасть в одуванчики!", которая стала рефреном песни. Остальная часть текста состоит из случайных, порой обрывочных фраз. Музыка то политональна, то атональна. "Винтокрылую Птицу" Александр Куллинкович на концертах объявлял как "песню про матерей". Как мне кажется, она навеяна фантастическими книгами и фильмами. "Неуклонно Стервенею" (за название спасибо Янке) - пожалуй, самая злая вещь на альбоме. В кратком вступительном слове к песне Куллинкович, чей голос на сей раз записан в ускорении, допускает неполиткорректное высказывание в адрес граждан США. А в тексте американцы попадают в один контекст с жлобами и проститутками... Кто такие герои фолк-панкового номера "Она и Они"? Да какая разница? Главное - очень классно. В припеве автор использует русскую народную припевку-закличку "Божья коровка, лети на небко. Там твои детки кушают конфетки". Но последней фразой меняет ее смысл: "Лети, пока себя они не вылили с мочой". "Лягушка" - просто дурачество, текст состоит из фраз, лишенных какого-либо смысла. В финале Александр Куллинкович что-то быстро и неразборчиво бормочет и заканчивает четко произносимой фразой: "Вот таким образом я появился в семью". "Петрова" существует в нескольких версиях. В альбом вошла акапелльная, в которой каждый музыкант пропевает партию своего инструмента. Ну очень забавно! Ближе к финалу Куллинкович истерически вопит две строчки припева песни Григория Пономаренко на стихи Инны Кашежевой "Нарьянмар". Суслики-убийцы из одноименной песни - существа вымышленные, а потому не страшные. Бег животных изображается с помощью фрагмента пьесы Эдварда Грига "В Пещере Горного Короля" из музыки к драме Генрика Ибсена "Пер Гюнт". Александр Куллинкович также цитирует "Землянку" Константина Листова на стихи Алексея Суркова. "Переехала Комбайном" - вещь автобиографическая: ДЮБЕЛЯ записывали альбом в, так сказать, поломанном состоянии: один из участников получил травму, другой простыл, третьего покусали комары... А по итогу судьба в синей ушанке всех переехала комбайном, сама того не заметив.
Конверт оформлен рисунками Натальи Поваляевой. На развороте опубликованы тексты песен. Кроме того, обладателей пластинки ожидают приятные сюрпризы.
Вместо резюме: "Охотник и Сайгак" - культовый альбом культовой группы. Музыканты выложились на все 100%. НЕЙРО ДЮБЕЛЬ получил "Рок-корону-98" в номинациях "Группа года", "Альбом года", "Песня года" и "Клип года". Я уверен, вполне заслуженно.
"Охотник и Сайгак" и сегодня звучит свежо и ново, как 27 лет назад. Хочется надеяться, что "БМАgroup" и "Wow Agency"/"ЎаЎ Агенцыя" продолжат издание альбомов НЕЙРО ДЮБЕЛЯ на виниле.