ЦЕМЕНТНЫЙ САД - "Всё Ни о Чем" & "Ещё Один День!"


(c) & (p) ЦЕМЕНТНЫЙ СⒶД, 2023
12 tks./t.t. 66:17
(c) & (p) ЦЕМЕНТНЫЙ СⒶД, 2023
10 tks./t.t. 40:29


ЦЕМЕНТНЫЙ САД, а если быть более точным, ЦЕМЕНТНЫЙ СⒶД - проект петербуржца Виктора Любимова, который, выбирая название, вдохновился хоррор-романом Иэна Макьюэна или снятой по нему кинодрамой Эндрю Биркина.

Дата создания проекта - 2019 год. Все записи сделаны дома у Виктора Любимова. Оформление альбомов ЦС одинаково. На каждой обложке - логотип проекта с символом "Ⓐ", объясняющим потенциальному слушателю концепцию, которая не меняется. Настроение песен подсказывается названиями альбомов: "Будущего Просто Нет" (2019), "Путь в Никуда" (2020), "Страна Дураков" (2021). Все перечисленные работы можно рассматривать как единый огромный сверхтекст, несмотря на то, что некоторые песни написаны Любимовым совместно с другими авторами.

Музыкальный стиль - панк, иногда обильно разбавленный фолком. Песни выдержаны в минорных тональностях. Стиль большинства текстов я склонен определять как инвективу. Поэзию нельзя оценивать однозначно. Есть у Виктора Любимова весьма и весьма любопытные поэтические находки. Кое-где он использует прием, называемый по-разному: "рассечение слова" (Роман Якобсон), "разложение слова" (Велимир Хлебников), "раздвиг" (Алексей Кручёных), "амфиболия" (Алексей Чичерин):

Из покоя выбираясь,
Попадаешь в другой мир
И с опаской озираешь-
ся, как будто дезертир.

("Всем Насрать").

А есть и образчики галимого рифмоплетства. Например:

...А коль с того света случайно вернули тебя,
То на этом месте все равно места нет нихуя.

("Красный Марш").

В творчестве Виктора Любимова ярко проявилось влияние Егора Летова на уровне мелодических оборотов, художественных приемов, заглавий и обилия заимствований.

Четвертый и пятый альбомы ЦС - - соответственно "Всё Ни о Чем" и "Еще Один День" - могли бы стать логическим продолжением предыдущих работ группы. Правда, в них взаимоотношения между человеком и государством получают философское преломление.

В 2020 году ЦС было записано демо под названием "Цементный Сад", из которого три года спустя родился альбом "Всё Ни о Чем". В первой половине релиза, как я отмечал выше, остро ощущается влияние Егора Летова - больше поэтически, чем музыкально. Например, в названии "Всем Насрать" читается строчка "Всем вам насрать на мое лицо". Уже здесь обозначается противостояние между людьми и властью. Человек абсолютно бесправен, власть безусловно всемогуща. Автор делает особый акцент на проблеме разобщения ("Друг на друга всем насрать"). В названии "Красный Марш" содержится прямая отсылка к одноименному бутлегу ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, либо к исполнявшейся Егором Летовым с сотоварищами песне Дмитрия Истомина, Дмитрия Селиванова, Олега Чеховского и Александра Чиркина (все - ПУТТИ). Правда, сам Виктор Любимов впадает в глубокое заблуждение. Приведу лишь одну фразу: "И словно икона, смотрит портрет Ильича..." Лидер государства, речь о котором идет в тексте, руководствуется иным источником, а именно - трудами русского философа Ивана Ильина...

Баллада "Черная Радуга" не только посвящена памяти Егора Летова, но и написана на мелодию его композиции "Семь Шагов за Горизонт". В стихах также есть заимствования из песен "Про Мишутку" и "Дембельская". Все ценности, о которых пел лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, остались в прошлом... Лирический герой песен "За Горизонт" и "Думы" поддается депрессивному настроению и стремится уйти за пределы окружающей его реальности. "Страна Дураков" восходит к песне Егора Летова "Ветер с Гор" ("Страна Дураков"). Только адрес чуть-чуть изменился. "На Западном Фронте без Перемен" - всего лишь расхожая цитата, не имеющая никакого отношения к Эриху-Марии Ремарку, и развернутая метафора, обозначающая отсутствие каких-либо изменений в нашей жизни.

В балладе "Похороны" Виктор Любимов позаимствовал у Егора Летова музыкальную форму. Композиция длится около 14 минут. Автор то проповедует, то воспроизводит воображаемые разговоры героев со смертью. В "Цементном Саде" Любимов создает собственный образ, не имеющий никакого отношения к упомянутым роману и фильму. Это метафора некой большой страны. Изюминка композиции - печальные, трогательные подпевки Виктории Новозеловой. В конце песни цементный сад взрывается.
Стихи заглавного номера написаны в соавторстве с Викторией. Все вокруг однообразно и монотонно. "Жизнь продолжается, ничего не меняется". В альбоме "Еще Один День" эта песня присутствует с измененной аранжировкой и звучит куда убедительнее.

Второй из рассматриваемых альбомов короче по хронометражу и слушается гораздо легче. Название "Ещё Один День!" отражает всё те же однообразие и безысходность нашей жизни. Виктор Любимов воплотил на практике свою давнюю мечту - посотрудничать с Денисом Шкарбановым, лидером питерской группы ЗНАМЁНА БЕЗ ВОЖДЕЙ.

Песня "Я Чувствую Смерть" была записана совместно с Викторией и Денисом. Виктор Любимов играет разными значениями понятия "смерть": ведь человек может оставаться живым и здоровым физически, но при этом умереть духовно. Виктория Новозелова читает строки о конечности человеческого существования, да так, что мурашки по коже... Герой монолога "Мне Нет Дела", как может, самоизолируется от общества и остается самим собой. Здесь, как и прежде, он выступает как обличитель. "Ветер Гонит Пыль" - попытка философского осмысления лирическим героем окружающей действительности и своего места в ней. "Еще Один День" - это и рефлексия о нашей сегодняшней жизни, и показ нравственного падения современного общества, и призыв к человеку начинать изменения с самого себя ("Убей тварь в себе!"). Великолепный дуэт Виктора Любимова и Дениса Шкарбанова.

Четыре композиции созданы Виктором Любимовым на стихи Виктории Новозеловой. "Прохожий" - философское стихотворение, прочитанное Викторией под лирический инструментал. Случайно встретившийся человек может оставить в нашей душе неизгладимый след, однажды мы можем неожиданно и беззаветно влюбиться в прохожего (-ую) раз и навсегда... Немое кино из одноименной песни - развернутая метафора нашей постсоветской реальности. По музыкальной форме - блюз, проникновенно спетый и превратившийся в крик боли. "Тень" - апокалиптически-сюрреалистический почти рэп, исполненный под скрип виниловой пластинки. Очевидно, Виктория Новозелова отталкивалась от юнгианского понимания тени как набора скрытых сторон личности, которые человек бессознательно в себе подавляет. "Жизнь" - еще одна сюрреалистическая картинка, в которой, словно в фильме, страшные кадры сменяют друг друга. В музыке утяжеленный панк органично соединяется с электроникой. За аранжировку отдельное спасибо группе ЗНАМЁНА БЕЗ ВОЖДЕЙ. Дотошный слушатель уловит вербально-музыкально-интонационную цитату из песни Егора Летова "Дезертир".

Песня Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева "Этот Мир" из к/ф "Женщина, которая поет" не только пользуется большой любовью у представителей панк-рока, но и вызывает желание по-своему ее интерпретировать. Достаточно вспомнить кавер, сделанный уфимской группой ДЕТИ КРАСНОГО ОКТЯБРЯ, и версию, предложенную группой ТЕПЛАЯ ТРАССА с текстом Вадима Макашенца. Виктор Любимов написал собственный текст к запевам на музыку Зацепина, припев же остался дербеневский. Все будет хорошо, но только не здесь, не всем и не нам. В первом куплете цитируется фраза "Нет человека - нет проблемы", приписываемая Иосифу Сталину (благодаря роману Анатолия Рыбакова "Дети Арбата"), а на самом деле принадлежащая американскому консультанту по вопросам обороны Томасу О'Каллагану-младшему.

Что радует: в обозреваемых альбомах Виктор Любимов смог преодолеть тематическое однообразие, тогда как первые три можно было смело объединить в один громоздкий сверх-альбом, слушать который весьма и весьма тяжело. Особенно удачными мне кажутся песни, сочиненные в соавторстве и записанные совместно с группой ЗНАМЁНА БЕЗ ВОЖДЕЙ. Подождем следующих работ ЦС. Тогда можно будет сказать о творчестве проекта более конкретно.

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 30 января 2025, 22:31
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2025, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.003