АКВАРИУМ - "Радио Африка" (CD, 2CD, LP)


(c) АКВАРИУМ, 1983
(c) & (p) A+ Records, 2023
CD1 14 tks./t.t. 48:34
CD2 14 tks./t.t. 51:48


В минувшем году исполнилось 40 лет альбому группы АКВАРИУМ "Радио Африка". Лучший способ отметить знаменательную дату - его переиздание.

Запись производилась в многоканальной студии "MCI" фирмы "Мелодия". Если верить информации в пресс-релизе, в самиздате (правильнее было бы сказать - в магнитиздате) распространялись две версии альбома. Первая - черновой микс, датированный 24 июля 1983 года. Сведение было выполнено Андреем Тропилло. Именно эта версия была положена в основу пластинки, выпущенной "Мелодией" в 1988 году (в усеченном виде), и последующих изданий на CD. Другое сведение было сделано Борисом Гребенщиковым* осенью того же года. По мнению лидера АКВАРИУМА, альбом должен был звучать именно так. Окончательная версия "Радио Африки" считалась утерянной. В прошлом году мастер-лента со сведением БГ была найдена в архиве басиста группы Александра Титова. Пленка подверглась термической обработке, запись была оцифрована и отреставрирована. В ноябре 2023 года альбом "Радио Африка" в definitive version появился на цифровых площадках, а через некоторое время увидел свет на виниле и компакт-дисках.

Версии отличаются друг от друга хронометражем песен (где-то концовки урезаны, где-то, наоборот, удлинены), тембром колокольных звонов, обрамляющих альбом, радиошумами между треками и оформлением. Хотя в обеих использовались записи колоколов, позаимствованные на "Ленфильме", звуки коротковолнового диапазона радиоприемника "Казахстан", записанные Борисом Гребенщиковым в туалете Дома юного техника, и фотографии Андрея "Вилли" Усова. Deluxe edition из двух дисков содержит обе версии альбома и все варианты оформления. Наконец, к русскому, немецкому и deluxe-изданиям прилагается 12-страничный буклет с текстами песен и архивными фото, а виниловая пластинка снабжена разворотным конвертом.

Почему - "Радио Африка"? Обратимся к интервью, данному Борисом Гребенщиковым Михаилу Садчикову и опубликованному в №03'1988 каталога-бюллетеня фирмы "Мелодия": "В свое время у нас с Сергеем Курёхиным была идея - называть наши общие проекты "Радио Африка". Потом мы отказались от них, но название осталось. В альбоме нет даже такой песни". И далее: "Хотя, наверное, можно с некоторой натяжкой сказать, что у нас какое-то время был интерес к африканской музыке. А, может быть, этот интерес появился и позже, чем название".

Состав участников записи сформировался случайно: Борис Гребенщиков - гитара, вокал; Андрей "Дюша" Романов - флейта, перкуссия, стиральная доска, вокал; Всеволод Гаккель - виолончель, бас-гитара, вокал; Михаил "Фан" Васильев - бас-гитара, перкуссия, маракасы; Сергей "Капитан" Курёхин (ПОП-МЕХАНИКА) - клавишные, фортепиано; Александр Ляпин (экс-АЛЬТАИР, ЭРМИТАЖ, НУ, ПОГОДИ!, ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН и СТАЯ) - гитара; Лилия Ляпина (ДЖАЗ-КОМФОРТ) - подпевки (в выходных данных не обозначена); Андрей Тропилло - свист, гитара, запись; Игорь Бутман - саксофон; Александр Титов (экс-СТАЯ, АВГУСТ и ЗЕМЛЯНЕ) - бас-гитара; Владимир Грищенко - бас-гитара; Петр Трощенков - ударные; Евгений Губерман (экс-ленинградское ВОСКРЕСЕНИЕ, джаз-ансамбль Давида Голощёкина и СТАЯ, на момент записи джаз-квинтет Игоря Бутммана) - ударные; Михаил Кордюков - ударные; Александр Кондрашкин (также СТРАННЫЕ ИГРЫ) - перкуссия.

"Радио Африка" - альбом, во-первых, мультикультурный, во-вторых, экспериментальный, отразивший поиски Бориса Гребенщикова и Сергея Курёхина в области музыкальной стилистики.

Задорная, радостная "Музыка Серебряных Спиц" навеяна ночными велосипедными прогулками Бориса Гребенщикова по курорту Солнечное. Это одна из самых ранних вещей, написанная еще в 1980 году. "Капитан Африка" - программная песня группы. Ни Сергей Курёхин, ни Сергей Бугаев здесь ни при чем. "Капитан Африка - это некая форма энергии, не имеющая человеческого воплощения", - говорил Борис Гребенщиков в одном из своих интервью. Сюрреалистический текст сочетается с джаз-роком и красивыми саксофонными пассажами. В припеве весьма приблизительно цитируется афоризм Жана-Батиста Мольера, который комедиограф произнес в ответ на обвинение его в плагиате. "Песни Вычерпывающих Людей" восходят к магическому реализму эпохи раннего социализма. Музыка создана под впечатлением от танго Ефима Розенфельда на стихи Георгия Намлегина "Счастье Мое". Мне она больше напоминает "When I'm Sixty Four" Пола Маккартни. В "Змее" повторяются, как заклинание, две строки: "У каждой женщины должна быть змея. Это больше, чем ты, это больше, чем я". Музыку отличают причудливый ритм, странные звуки, похожие на стрельбу из бластеров и других фантастических лазерных пушек, и хэт, пущенный в контрамоции, "задом наперед". В композиции "Вана Хоя" Борис Гребенщиков отталкивался от магических формул североамериканских индейцев. На бас-гитаре сыграл Всеволод Гаккель, причем так, как может сыграть только виолончелист, взявший в руки бас. Песня "Рок-н-Ролл Мертв" для многих стала гимном десятилетия. Борис Гребенщиков, по собственному признанию, написал ее, когда между двумя участниками записи - Александром Ляпиным и Сергеем Курёхиным - обозначились творческие разногласия. Аранжировка сделана Ляпиным. В лаконичной композиции "Радио Шаолинь" ярко проявилось влияние культуры Китая на АКВАРИУМ. Женский хор сымитирован ускоренными голосами Бориса Гребенщикова, поющими в унисон под аккомпанемент гитары, воспроизводящей пентатонику то в восходящем, то в нисходящем движении. Спиричуэл "Искусство Быть Смирным" обращен к библейским псалмам. Первые строки припева "Возьми меня к реке, положи меня в воду" - точная цитата из песни TALKING HEADS "Take Me to The River". "Тибетское Танго" - тема с вариациями. Ключевая роль в композиции отведена Сергею Курёхину, коему принадлежит музыка, Игорю Бутману и Борису Гребенщикову, повторяющему мантру "Ом, хохом, ку-кун, фи-фи". Центральный образ для песни "Время Луны" Борис Гребенщиков позаимствовал, вероятно, из безымянного стихотворения Даниила Хармса, датированного 28 июня 1931 года. АКВАРИУМ отдал дань входившей в моду "новой волне". Мой восторг не знает границ. Мальчик Евграф из одноименной песни - персонаж, судя по всему, рожденный богатым воображением Бориса Борисовича. Музыкальная составляющая мастерски стилизована под ретро 30-х годов минувшего столетия. Инструментал Сергея Курёхина "Твоей Звезде" - фантазия на тему романса Александра Вертинского "Ты Успокой Меня". Курёхин играет на чуть расстроенном фортепиано. Игорь Бутман добавляет фри-джаза: его саксофон то завывает, то скрипит, то взвизгивает... Песня "С Утра Шел Снег" написана под влиянием растафарианства. Реггей по-гребенщиковски. "Еще Один Упавший Вниз" - погружение в чань-буддизм. В конце песни Борис Гребенщиков изображает хор шаолиньских монахов. Перед финальным треком запечатлены стук сердца и шум моря.

Альбом АКВАРИУМА "Радио Африка" и сегодня, 40 с небольшим лет спустя, слушается свежо и актуально. Лично я предпочитаю сведение Бориса Гребенщикова. Но для полноты картины всем рекомендую обе версии.

Слушать альбом:
"Радио Африка"
"Радио Африка" (definitive version)
Заказать:
"Радио Африка" (русское издание)
"Радио Африка" (немецкое издание)
"Радио Африка" (deluxe edition, 2CD)
LP

* Минюст РФ считает его "иностранным агентом"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 01 апреля 2024, 21:54
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.04 / 5 / 0.002