ТЕПЛАЯ ТРАССА - "Вниз и Налево"


(c) ТЕПЛАЯ ТРАССА, 1991
(p) А_142 Records, 2023
MC 24 tks./t.t. 72:20
Цифровая версия 17 tks./t.t. 51:45


Помню, приехав в Питер в январе 1992 года, я забрел в кооперативную студию звукозаписи "Меломан" и неожиданно для самого себя купил за 35 рублей (большая сумма по тем временам!) журнал "КонтрКультУР'а" №03'1991. О чем не жалею до сих пор. А тогда мое счастье не знало границ.

В журнале в рубрике "Коллектор" Алексей Коблов рецензировал тогдашний магнитоиздат. Там я прочитал рецензию на альбом барнаульской группы ТЕПЛАЯ ТРАССА "Вниз и Налево (Репетиционная Запись)". Мне безумно захотелось его услышать. Мое желание исполнилось дважды: сначала я ознакомился со студийным альбомом 1992 года, а чуть позже - с репетиционной записью.

В 90-х годах мы с моими киевскими друзьями переписывали друг у друга на кассеты альбомы ТТ. Качество записей было так себе: какие-то песни обрывались, где-то на мгновение пропадал звук, исчезали и появлялись высокие частоты... Тем не менее, выход каждого нового альбома превращался для нас в большой праздник. Где-то у меня до сих пор хранятся старые кассеты... А в то время мы и представить себе не могли, что эти записи когда-нибудь будут официально изданы.

Ранние альбомы ТТ, записанные в домашних условиях на бытовые магнитофоны, выпускались различными лейблами на разных носителях, и не раз.

В 1992 году Вадим Макашенец и Сергей Кистанов приняли крещение в барнаульском Покровском монастыре. После этого в период с октября 1992 по июль 1993 года были записаны альбомы "Вниз и Налево", "Этот Мир (Рождественский Альбом)", "Надежда (Крещенский Альбом)", "Веселая Педократия" и "Царица Небесная", объединенные общей идеей и составившие условную пенталогию. Первый альбом записывался дома у Александра Подорожного, остальные - у Константина Кирьячкова.

В 2023 году лейбл "А_142 Records" начал переиздание альбомов ТТ в цифровой версии и на кассетах коллекционными тиражами. "Первой ласточкой" стал альбом "Вниз и Налево". Он выходил с разными оформлениями. Издатели снабжают альбомы ТТ своим оформлением - помещают на обложки изображение "малиновой девочки" в собственной интерпретации.

Над так называемым студийным альбомом работали: Леонид "Шао" Веремьянин (экс-ОПОРНЫЙ ПУНКТ) - гитара, вокал; Сергей "Талонов" Кистанов - соло-гитара, вокал; Константин "Ветеран" Кирьячков (экс-ОПОРНЫЙ ПУНКТ) - бас; Александр "Банзай" Подорожный (на момент записи также ДЯДЯ ГО) - ударные; Вадим "Дёпа Побоков" Макашенец - тексты; в записи песни "Товарищ Вечность" в качестве гитариста поучаствовал Алексей "Бякин" Белякин.

В самиздате первой половины 90-х было принято сравнивать ТЕПЛУЮ ТРАССУ с двумя группами - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Данные аналогии превратились в своего рода штамп. На мой субъективный взгляд, ГО оказала на барнаульцев гораздо большее влияние, нежели ИПВ. Но музыканты ТТ творчески подошли к традициям, заложенным Егором Летовым, критически их переосмыслив и переработав.

Музыкальную составляющую я характеризую как сочетание панка и минимализма. Ни о каких аранжировках не может идти речи. Три-четыре аккорда, монотонное инструментальное сопровождение, однообразные риффы... Что мне никоим образом не хочется относить к минусам.

Стихи гораздо сложнее, чем может показаться на первый поверхностный взгляд: как мне представляется, они зачастую не имеют сюжета, отражают скорее определенные настроения, а посему допускают самые разные, порой противоположные толкования. Творчество Вадима Макашенца обращено к самым разным истокам, в числе которых - Библия, труды русских мыслителей XIX - начала XX вв. (славянофилов и почвенников), экзистенциальная философия, поэзия Владимира Высоцкого, Бориса Гребенщикова, Александра Башлачева, Егора Летова, Романа Неумоева, Черного Лукича, Янки и других, а также советская песенная классика.

"У Кремлевской Стены" - исполненный боли и трагизма монолог о видимом, явном противостоянии между Западом и СССР... в котором последний потерпел поражение. Автор уличает западную цивилизацию во лжи, лицемерии и бездуховности. В тексте заимствуются "Землянка" Константина Листова на стихи Алексея Суркова, "Манифест коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса и "Три сестры" Антона Чехова. Это самая первая песня ТТ, которая прежде входила в репертуар предшествующей ей группы ОПОРНЫЙ ПУНКТ. "Одноместная" - яркий образец философской рефлексии. Любой из нас - индивид: каждый несет свой собственный крест, у каждого есть свое место на земле, каждый - воин, противостоящий внешним обстоятельствам и борющийся с собственными недостатками и слабостями. "Еврей" - песня о трагизме утраты веры в Бога. Эта трагедия - общая для еврейского и русского народов. По сути, все оказались в ловушке князя мира сего. Альтернативная версия, включенная в бонус, звучит уж очень легковесно. "Кишка Тонка" - призыв жить и радоваться, как бы трудно временами ни было. В тексте содержится отсылка к повести Юрия Полякова "Работа над ошибками" или снятой по ней социальной кинодраме Андрея Бенкендорфа. "Прохожий" - подбадривающее обращение к живущему человеку. В тексте цитируется песня Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова "Как Молоды Мы Были" из к/ф "Моя любовь на третьем курсе". Альтернативная версия, вошедшая в бонус, мало чем отличается от альбомной. "Товарищ Вечность" - критическое переосмысление титульной песни из многосерийного телефильма "Как закалялась сталь". Мелодия Игоря Шамо несколько видоизменена, при этом маршевый ритм сохранился. Вадим Макашенец переработал стихи Роберта Рождественского, поместив своего героя в пограничную ситуацию. Текст содержит отсылку к роману Рэя Брэдбери "451° по Фаренгейту". В песне "Тело" автор утверждает мысль, что телесная оболочка без духовного наполнения есть ничто. "Кончилась Зима" - эмоциональная кульминация альбома и развернутая метафора. Вадим Макашенец как автор стихов словно предчувствовал конец страны под названием Советский Союз... "Победители" - посвящение христианским святым и, в частности, царской семье Романовых. В припеве приводится хрестоматийная фраза "Победителей не судят" из книги Александра Суворова "Наука побеждать". Герой песни "Слезы Капали" переживает катастрофу за катастрофой, потерю близких и друзей, крушение собственного мира... Но сохраняет веру в лучшее. "Не Успеть" - песня-предупреждение или предостережение: можно жить, размениваться по мелочам и однажды упустить нечто существенное, судьбоносное. Важное драматургическое средство композиции - продолжительная нойзовая концовка. Текст отсылает к песне "Молодая Гвардия" ("Заре Навстречу") Леопольда Кнебельсбергера на стихи Арнульфа Айльдерманна в переводе Александра Безыменского. "Каждому Свое" - обыгрывание библейской цитаты "Да воздастся каждому по делам его" (Мтф. 24:16). В тексте также цитируются песня Черного Лукича "Кончились Патроны" и - в измененном виде - название фильма Георгия Николаенко "Шел четвертый год войны". "Зачем Человеку Крылья" - реквием по Александру Башлачеву.

Бонус кроме упомянутых выше песен содержит минутный "Инструментал" и - только в цифровой версии - жизнеутверждающий гимн "До Свидания". Создавая текст песни, Вадим Макашенец отталкивался от фразы "...И сказал всему «До свидания»" из хита Евгения Доги на стихи Владимира Лазарева "Мне Приснился Шум Дождя".

Кассетное издание включает в себя еще один бонус - репетиционную запись альбома "Вниз и Налево", сделанную в актовом зале издательства газеты "Алтайская правда" 25 января 1991 года специально для журнала "КонтрКультУР'а" и Алексея Коблова, который в то время входил в число организаторов фестиваля "Индюки". На вкладыше к кассете отсутствуют сведения о данной записи. Посему восполним "белое пятно": Леонид Веремьянин - гитара, вокал; Сергей Кистанов - соло-гитара, вокал; Константин Кирьячков - бас; Александр Подорожный - ударные; Глеб Бровчук и Александр Григораш - запись. Значение данного артефакта трудно переоценить. Сама запись была забракована отборочной комиссией "Индюков": качество ниже плинтуса, Шао то забывал слова, то пел мимо микрофона... Но, благодаря ей, о ТТ в Москве узнали раньше, чем в родном Барнауле. Вот только почему-то репетиционная запись вошла в издание в усеченном виде, без двух треков - "Пустячок" ("Попутная Песня") и "Щепки". "У Кремлевской Стены", "Победители", "Зачем Человеку Крылья" и "Не Успеть" еще не имели своей внутренней драматургии. Песня "Каждому Свое" первоначально исполнялась на другую мелодию. В первой версии "Тела" текст был чуть-чуть другим. "Прохожий" при всей своей сырости и недоработанности выглядит куда более жизнерадостным и оптимистичным. А вот песня "Товарищ Вечность" получилась какой-то вялой, да и барабан звучит как-то уж очень по-пионерски... Тем не менее, репетиционная запись позволяет проследить, как шла работа над композициями.

В целом издание у меня нареканий не вызывает. Поклонники ТЕПЛОЙ ТРАССЫ получили отличный подарок, с чем их от души поздравляю. Да и я с огромным удовольствием вставлю кассету в магнитофон и вспомню свою панк-н-ролльную молодость.

Ждем издания последующих альбомов!

Слушать альбом
Заказать MC

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 01 февраля 2024, 18:06
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.06 / 5 / 0.016