Александр Непомнящий - "Полюс", "Земляника" (2CD) & "Я Потом Расскажу Тебе, Родина"


(c) Александр Непомнящий, 1997
(p) Колокол, 1997 (MC), Bull Terrier Records, 2020 (CD), Выргород, 2020 (CD)
14 tks./t.t. 55:43
(c) Александр Непомнящий, 1999
(p) Колокол, 1999 (2MC), Выргород, 2020 (2CD)
CD/MC1 11 tks./t.t. 42:55
CD/MC2 10 tks./t.t. 40:55
(c) Александр Непомнящий, 2003
(p) Выргород, 2022
8 tks./t.t. 30:45


Творческий путь рок-барда Александра Евгеньевича Непомнящего (16.02.1968, Ковров Владимирской области - 20.04.2007, Иваново) подразделяется на три периода:

1) 1991-1997 - лево-анархистский. В этот период записаны альбомы "Как Бы Best of" (1993), "Новые Похождения А. И. Свидригайлова" (1994), "Экстремизм" (1995), "Под Тонкой Кожей" (1995), "Темная Сторона Любви" (1996). Автор еще не определился в своем отношении к богу.
2) 1997-2000 - право-патриотический. Выходят альбомы "Полюс" (1997), "Земляника" (1999), "Поражение" (2000), "Зерно" (2000). Александр Непомнящий вступает в Национал-большевистскую партию, из которой вскоре выходит. Во многих песнях обращается к богу, отношение к которому меняется в сторону положительного.
3) 2001-2004 - православный период, ознаменованный альбомами "Хлеб Земной" и "Я Потом Расскажу Тебе, Родина" (оба 2003). У музыканта обнаруживают глиобластому - злокачественную опухоль мозга. Александр Непомнящий приходит к богу и принимает православие.

В последние 2,5 года ничего не писал из-за прогрессировавшего онкологического заболевания.

Александр Непомнящий имел два образования - филологическое и богословское, которые повлияли на его творчество (последнее - в значительной степени в третий период). А еще отличался высокой эрудицией. Не могу отказать себе в удовольствии с головой окунуться в поэтические произведения, которые поражают широтой и богатством интертекстуальных связей, выявить первоисточники, к которым обращался автор. Стих(опесн)и Александра Непомнящего теснейшим образом связаны с традициями русской не только рок-поэзии, но и поэзии, литературы в целом. По многим из них разбросаны цитаты из Священного Писания. Я изучал Библию, но, честно признаю́сь, что из-за огромного объема Книги книг помню далеко не все. Поэтому мог что-то упустить или не распознать.

Подчеркну: я категорически не разделяю политические взгляды Александра Непомнящего, которые тот исповедовал во второй и третий периоды. В то же время отношусь к нему как к поэту с большим уважением и восхищением.

Александра Непомнящего сравнивали и сравнивают: чаще - с Александром Башлачевым, реже - с Владимиром Высоцким, Егором Летовым и Янкой. Подобные аналогии у самого Непомнящего вызывали раздражение. Он, как некогда спел таганский бард, предпочел выбираться своей колеей. Конечно, имели место некоторые влияния, но - не более того. Еще стоит сказать, что у Непомнящего музыкальная составляющая во все творческие периоды уступала поэтической: музыка выполняла вспомогательную функцию по отношению к поэзии.

Важно отметить, что некоторые альбомы Александра Непомнящего издавались лейблами "Выргород" и "Bull Terrier Records" с разными сведениями, мастерингами и оформлениями. У "Выргорода" оформление классическое, у "Bull Terrier Records" - экспериментальное. "Выргородские" издания повторяют оформление кассет, выпущенных студией "Колокол", выполненное Надеждой Стахурской. Почти ко всем дискам прилагаются буклеты с текстами песен.

Впервые "Полюс" был выпущен на кассете "Колоколом", затем тиражировался на CD-R. В 2020 году был издан на CD "Bull Terrier Records" и "Выргородом". "Bull Terrier"-овское издание снабжено буклетом с текстами песен и комментариями. В оформлении использованы иллюстрации из книги "Поход «Челюскина»" (М., "Правда", 1934).

Этимологию названия альбома Непомнящий раскрыл в интервью медногорскому самиздатовскому журналу "Совсем Другая Музыка": "Полюс - символ неподвижного центра, где времени нет, ось, вокруг которой колесо Сансары крутит... Альбом, если в двух словах, наверное - просто иллюстрация к тому, что «Царствие Небесное силой берется»".

"Полюс" стал переломным в творчестве Непомнящего. Формально он открывает второй период. Но часть песен, вошедших в альбом, написана в первый. Сам автор называет "Полюс" очень личным. Публицистичность, характерная для предыдущих альбомов, здесь тоже присутствует, но отступает на задний план.

В середине 90-х годов Александр Непомнящий сотрудничал с "металлической" группой КРАНТЫ. Гитарист этой команды Андрей Булычёв в двух песнях подыграл на соло-гитаре, а Алексей Вертоградов - на гитаре и кое-где на перкуссии. Звучание получилось панковским. Мне больше нравится звук на "Bull Terrier"-овском издании: он резче и более подходит к этим песням.

"Земляничные Поляны" вдохновлены сказкой Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева". На записи "Квартирник с Калугиным у Радагаста" Александр Непомнящий поясняет, что задумал песню как полемику с политиком и философом Александром Дугиным, который считал избавление Кая от чар владычицы ледяного чертога неудавшейся инициацией. Но признался, что отталкивался скорее от "Герды" ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, где героиня освобождает своего возлюбленного от власти Люцифера. Название содержит отсылку как минимум к трем претекстам - к психологической драме Ингмара Бергмана "Земляничная поляна", песне Джона Леннона "Strawberry Fields Forever" и балладе Александра Башлачева "Имя Имен". У Бергмана и Леннона земляничная поляна - идиома для обозначения любимого места, заветного уголка, связанного с приятными воспоминаниями и положительными эмоциями. Для Башлачева земляника символизировала жертву, которую Поэт приносит как плату за свой дар. У Непомнящего земляничная поляна, как мне кажется, понимается в православном контексте - как особое пограничное пространство, где каждый получает право на прощение, как символ надежды на спасение и возрождающейся человеческой души. Земляничные поляны скрыты от человеческого глаза слоем снега, но сохраняются в первозданном виде до второго пришествия Иисуса Христа. Строчки "Алые лучи, рассветные лучи совсем иного неба, совсем иной Земли" - аллюзия на Апокалипсис. В текст органично вписываются цитаты из "Песни о Смешном Человечке" Александры Пахмутовой на стихи Натальи Шемятенковой и из башлачевской "В Чистом Поле - Дожди". Во втором куплете к голосу и акустической гитаре присоединяется зафуззованная гитара Андрея Булычева. В альбом "Земляника" вошла версия под две акустические гитары; на второй, очевидно, играет Алексей Вертоградов, что в выходных данных не указано. Еще одно название - "Для Всех и Ни Для Кого" - обращено к подзаголовку книги Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра". Александр Непомнящий подвергает рефлексии ницшеанскую формулу "Человек есть то, что до́лжно превзойти", сталкивая ее с жизненным текстом Христа. Фразы "Всего лишь сделать первый шаг по воде..." и "Иди по земле, она станет водой" отсылают к Евангелию от Матфея (14:2-3): можно стать сверхчеловеком, обретя веру через испытания. Автор переосмысливает строки из песни Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова "И Вновь Продолжается Бой" и "Песни о Друге" Владимира Высоцкого из к/ф "Вертикаль". "Конец" - осмысление индивидуальной судьбы человека, который противопоставляется толпе биороботов. "Тусовка" - образец злой сатиры, даже, я бы сказал, сарказма. Александр Непомнящий высмеивает молодых людей, считающих себя экзистенциалистами и концептуалистами, якобы завернутых на Кастанеде и латиноамериканской прозе, слушающих Заппу и COIL, употребляющих все, что изменяет сознание... но на самом деле поверхностных и недалеких. Герой песни "Знаю" ("Апофатия") исполнен неиссякаемого оптимизма. Текст отсылает к стихотворению Алексея Плещеева "Травка зеленеет, солнышко блестит..." и сказке Михаила Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь". "Только Дорога" - развернутая метафора человеческой жизни. Припев заключает в себе максиму: "Есть только дорога, а все остальное - смерть". "Автостопная" во многом автобиографична. В тексте цитируются песни Егора Летова "Загово́р", "Раздражение" и "Вечная Весна", упоминаются кот ученый из пушкинской сказки "Руслан и Людмила" и оркестровое вступление "Полет Валькирий" ко второму действию оперы Рихарда Вагнера "Валькирия". Название "Партизанская" нуждается в пояснении: слово "партизан", встречающееся в песнях Непомнящего, заключает в себе три семы (смысловые единицы): поэт, музыкант и солдат. В первых двух приставка "рок-" подразумевается сама собой, третье предполагает борьбу со злом, с темными силами. Не зря в припеве упоминаются белорусские леса: ведь именно Белоруссия в годы Великой отечественной войны славилась партизанским движением. "По Одному" - размышления о бренности жизни и неизбежности смерти. В музыке и стихах композиции "Люби" ("Безысходность") во всей полноте передано эмоциональное состояние, обозначенное в подзаглавии. Лирический герой видит выход в любви. При этом слово "любовь" понимается во всех значениях.

Художественный мир Александра Непомнящего строится на противопоставлении двух полюсов - северного и южного. Лирический герой устремляется к первому и отталкивается от второго. Северный полюс вмещает бытие, под которым понимаются Бог, Добро, Любовь, Свобода, Свет, Жизнь, Дом и Родина. Южный сопрягается с небытием, иначе говоря - с Диаволом, адом, системой, матрицей, Всемирным государством, обществом потребления ("обществом спектакля"), отчуждением, рабством, подверженностью страстям и похотям, смертью заживо. Об этом заглавная песня альбома.

Для Александра Непомнящего и его лирического героя главные враги - система и истеблишмент как ее часть. В некоторых песнях обозначается противостояние между андеграундом и истеблишментом. Таковы "Про Поэтов" и "Бесплатно". Создавая последнюю, автор отталкивался от песни Егора Летова "Попс". Андеграундные музыканты предпочитают играть бесплатно, не покупаются и не продаются. Автор также обращает внимание на социальное неравенство: на чеченскую войну отправляются простые люди, тогда как представители господствующего класса от нее отмазываются или откупаются.

"Родина" на стихи Максима Байдакова и Андрея Булычева - неофициальный гимн НБП. Воинственно, агрессивно и убедительно. Если бы я был нацболом, непременно повелся бы и искал внутренних и внешних врагов.

Альбом "Земляника" также впервые был издан на кассете студией "Колокол", а в 2000-х распространялся на CD-R. В 2020 году был официально выпущен на CD.

На вопрос журналиста Константина Шаронина о хипповском происхождении названия "Земляника" Александр Непомнящий отвечал: "...с санскрита Суздаль переводится как Земляника. И, если подумать, то мы ведь в самом центре мира живем. И каждый ответственен за все. А хипповство... мне очень близка эта форма существования и выражения мысли". Во время сочинения песен для этого альбома автор находился под сильным влиянием мифологий разных народов, философии Фридриха Ницше и Мигеля Сиррано, традиционализма Александра Дугина, концепции евразийства Гейдара Джемаля...

"Шива" (другое название - "Про Кузнеца Вакулу") и "Масленица" образуют так называемую весеннюю дилогию. Такое оптимистическое начало. Имя индуистского божества в данном случае употребляется рифмы ради. В тексте первой песни цитируются "Все Летит в Пизду" Егора Летова и "Красная Армия Всех Сильней" Даниила и Дмитрия Покрассов на стихи Анатолия Д'Актиля, в тексте второй - "Чужой Дом" Янки. "Отрепьевская" - едкая сатира на анархо-панков и, возможно, бывших соратников по НБП. И снова в тексте промелькнул Егор Летов с "Передозировкой". Название "Ренессанс" говорит само за себя. Песня отсылает к "Красному смеху" Леонида Андреева или Романа Неумоева, либо к Янкиной "Гори, Гори Ясно". "Каменное Небо" - настоящая боевая агитка, ни больше, ни меньше. В тексте упоминаются европейская народная сказка "Красная шапочка", фильм Василия Пичула "Маленькая Вера", песня Владимира Высоцкого "На Нейтральной Полосе"; автор переиначивает и вставляет в свой текст цитату из "Свободы" Егора Летова. Очень понравился "Огонь". От него просто тепло, светло и приятно. Крыжовник из одноименной песни Александр Непомнящий и его лирический герой связывают с родиной... которая предана. Лозунгу "Будущего Нет", выдвинутому Джонни Роттеном и давшему название песне, придается противоположный смысл, а именно - позитивный и созидательный. Процитирую фрагмент интервью Александра Непомнящего петербургской самиздат-газете "Порог" (ответ на вопрос о сохранении культуры): "Наша культура все равно умрет. Известный факт - в нашей религии, христианской, и в индуизме, и в исламе - конец этого мира неизбежен. И в конце на какое-то время по полной программе неизбежно побеждают силы зла, но это не страшно. Я всегда привожу пример Брестской крепости - совершенно неважно, захватят эту крепость, не захватят, неважно, что ты бьешься за ту победу, которой, может, не увидишь никогда - главное, что за твоей спиной стоят некие ценности, которые ты принял, являешься, соответственно, их носителем, и за счет этого становишься таким большим, выше облаков. А твоя земная победа в данном случае никакого значения не имеет. И мне совершенно неинтересно, что будет после нашей победы... Любая победа человеческая происходит здесь и сейчас, а не в будущем". И снова в текст органично вписывается цитата из песни Егора Летова "Про Дурачка". "Иголка" восходит к русским народным сказкам. В данном случае иголка - метафора жизни, которая в утином яйце... Лирический герой оказывается перед богом с глазу на глаз. Он утверждает созидание и бытие. Пояснение к песне "Господин Оформитель" находим в интервью Александра Непомнящего петербургскому изданию "Арт-город" за февраль 2002 года: "Мне кажется, у наших мыслителей есть общий порок - желание свои проекты оформить в какие-то движения и означенные умом конструкции..." Вероятно, имелся в виду Александр Дугин или иной деятель НБП. Хотя я могу ошибиться. В текст вписалась строчка из русской народной песни "Черный Ворон". "Чандала" - посвящение американскому поэту Эзре Паунду. Автор выражает протест против бездуховной современной действительности, показателем которой служит лик Богородицы на зажигалке. А солнце предстает мертвым и фальшивым... "Колыбельная" - развернутая метафора массовой готовности к самоуспокоению и самообману. В тексте цитируются "Давайте Восклицать" Булата Окуджавы из к/ф "Ключ без права передачи", "Единственный Дом" ("Джа Даст Нам Все") Бориса Гребенщикова и афоризм Федора Достоевского о спасительной силе красоты из его романа "Идиот". "Имя" - переосмысление башлачевского "Имени Имен" Александр Непомнящий подключает современный ему контекст, цитирует песни "Если б не Было Войны" Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана, "Придет Вода" Янки и "Повезло" Егора Летова. А в припеве переиначивается пушкинская строка "Что в имени тебе моем?" "Контркультурный Блюз" мне хочется назвать "Тусовка №2". Непомнящий иронизирует над стереотипами андеграунда (не только музыкального) и говорит о приходе к власти масонов. Достается и растаманам, и скинхедам, и толкиенистам... Текст отсылает к песне Егора Летова "Все Идет по Плану" и альбому METALLICA "Master of Puppets". В "Поражении" автор высказывает претензии окружающему миру. Собственно, поражение терпит русская культурная традиция, которой привержен Александр Непомнящий. "От Греха" - история обращения к вере Фомы неверующего. Скорее всего, вымышленная. Бывает ли так на самом деле? Лично я очень и очень сомневаюсь. Непомнящий вновь отсылает к "Снежной королеве" и к собственным песням "Земляничные Поляны", "Полюс" и "Юрьев День". "Автостопная № 2" ("Цветочек") напомнила мне поэму Венедикта Ерофеева "Москва - Петушки". Возможно, сюжет Александр Непомнящий позаимствовал из нее. Известно, что милицию он воспринимал негативно - как часть системы. В тексте упомянуто аленький цветочек из одноименной сказки Сергея Аксакова. В альбом "Я Потом Расскажу Тебе, Родина" вошла доработанная версия песни. В ней Александр Непомнящий разыгрывает в ролях разговор между автостопщиком и милиционером. Хоть не Станиславский, но - верю! "Оскольская" (другое название - "Старооскольская") автобиографична от и до: сам Александр Непомнящий не только выступал на легендарном фестивале "Оскольская Лира", но и состоял в жюри. "Посевная" вновь обращает слушателя к Библии: "Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли... Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, а учения фарисейского и саддукейского" (Мф. 16:5-12). При желании можно обнаружить отсылки к башлачевским "Мельнице" и "Тесту". Для Александра Непомнящего, как и для Сашбаша, Слово и Любовь едины и тождественны. Также в тексте легко узнается цитата из "Коней Привередливых" Владимира Высоцкого. "Земляника" - метафора центра мира, в котором мы живем. Самопальный CD-R дополнял еще один трек: Александр Непомнящий читает небольшой фрагмент сказки "Снежная королева".

Альбом "Я Потом Расскажу Тебе, Родина" записывался специально для издания на лейбле "Выргород". К сожалению, из-за прогрессировавшей болезни Александру Непомнящему так и не удалось закончить запись. Поэтому издатели доукомплектовали CD тремя песнями, записанными в разное время, которые вписались в концепцию. Правда, по качеству записи они уступают альбомному материалу.

Этот альбом - плод православного сознания автора. Поэзия становится более сложной. Проникновение в смысл требует многократного и вдумчивого прослушивания.

Вертолет из одноименной песни - метафора обезбоженного мира (по Мартину Хайдеггеру). Воображаемая апокалиптическая картина, созерцая или представляя которую, слушатель чувствует себя некомфортно. На создание образного строя работают цитаты из фильма Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы", мультфильма Владимира Попова и Эдуарда Успенского "Трое из Простоквашино", песен "Имя Имен" Александра Башлачева, "Туман" Александра Колкера на стихи Кима Рыжова из кинофильма "Хроника пикирующего бомбардировщика" и "Песенки Крокодила Гены" Владимира Шаинского на стихи Александра Тимофеевского из мультфильма "Чебурашка". "Бабочки" - обращение лирического героя к Родине, которую тот любит экзистенциальной любовью. Трогательно до слез! Александр Непомнящий крайне враждебно относится ко всем тем, кто пытается поучать Россию (вероятно, имеется в виду "коллективный Запад"), и к борхесовской Вавилонской библиотеке. "Стекло" ("Отчуждение") - метафора разделительной полосы между жизнью и смертью, символ непреодолимого препятствия. Социальный протест ощущается и в стихах, и в музыке, и в исполнении. Во втором куплете узнается реминисценция из романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". Песня также входила в "Хлеб Земной". Там Александр Непомнящий поет с большей яростью. "Курская" исполнена напряженного драматизма. Кажется, Курская битва разрастается до масштабов целого мира. Автор утверждает единство русской нации.

Сема "солдат", давшая название песне, заключает в себе метафору: лирический герой находится на собственной войне, т. е. пребывает в крайних, пограничных состояниях. А если быть более конкретным - отстаивает и утверждает христианские ценности. Этот трек известен по мультимедийному CD "Хлеб Земной". "Сегодня Был Дождь" - монолог человека, путешествующего по России автостопом. По музыке - почти кантри. В припеве цитируется "Солнышко Лесное" Юрия Визбора. Заключительный номер "Здравствуй" знаменует начало новой жизни. Оптимистический финал, подводящий черту не только под альбомом, но и под всем творчеством Александра Непомнящего. В текст "вмонтирована" цитата из грибоедовского "Горя от ума".

Рекомендовать альбомы Александра Непомнящего всем и каждому я, пожалуй, воздержусь. Песни ковровско-ивановского рок-барда требуют погружения на глубину смысла, на которое способны очень немногие. Эти альбомы - для них. Что касается "Полюса" - думаю, фанатам Александра Непомнящего имеет смысл приобрести оба издания.

Слушать альбомы:
"Полюс"
"Земляника"
"Я Потом Расскажу Тебе, Родина"
Заказать CD:
"Полюс"
"Выргород"
"Bull Terrier Records"
"Земляника"
"Я Потом Расскажу Тебе, Родина"

Автор: Геннадий Шостак
опубликовано 23 января 2023, 11:09
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв

Другие рецензии
   
  Rambler's Top100
 
Copyright © 2002-2024, "Наш Неформат"
Основатель
Дизайн © 2003 (HomeЧатник)
Разработка сайта sarov.net
0.07 / 5 / 0.006