В чем состояла уникальность тольяттинской группы ХУГО-УГО? Во-первых, ее состав отличался открытостью и текучестью. Во-вторых, песни писались разными участниками, у каждого были свой почерк и свои взгляды на музыку и концепцию. Наконец, в-третьих (и это тесно связано с "во-вторых"), различные альбомы и даже песни ХУГО-УГО выдержаны в разной стилистике.
Группа была основана весной 1990 года двумя художниками-студентами - Владимиром Краснощековым и Алексеем Кондратьевым. Ее музыкальные устремления отразились в двух записях, которые скорее тянут на демо, чем на альбомы - "Ритм-н-Блюз" и "Два Солнца, Две Луны" (обе 1990). В раннем творчестве Владимира Краснощекова, который отвечал за музыку и тексты, в разных соотношениях проявились влияния ленинградских групп АКВАРИУМ, КИНО и ЗООПАРК.
"Дельтаплан" - первый относительно зрелый альбом ХУГО-УГО. Ему предшествовала упомянутая запись "Два Солнца, Две Луны". Конечно, группе с музыкальной точки зрения еще не хватало самостоятельности, но поиски собственного лица уже очевидны. Кто-то из критиков сравнивал звучание "Дельтаплана" с THE VELVET UNDERGROUND и малоизвестной курганской командой ЛИХОЛЕСЬЕ. Но культовая американская группа играла весьма и весьма разную музыку, а курганцев, честно говоря, я не слышал вовсе. И потом, на постсоветском пространстве существовало несколько групп под названием ЛИХОЛЕСЬЕ. Стилистику альбома ХУГО-УГО я условно определяю как сочетание протопанка, панка и психоделии.
Над "Дельтапланом" работали: Владимир Краснощеков (на момент записи также ХЭЙ ДЖУД СТРУКТУРА, впоследствии DOPPELBOCK) - гитара, вокал; Алла Сорокина - вокал, подпевки; Максим Котомцев (на момент записи также ХЭЙ ДЖУД СТРУКТУРА, впоследствии МЕРТВЫЕ ПАРИЖСКИЕ КУРТИЗАНКИ КОММУНИКАЦИЯ 69, RAILROAD UNDERGROUND, ПОХОТЬ, БЕЛКАНОВ-БЕНД и УЧИТЕЛЬ БОТАНИКИ) - соло-гитара; Алексей Кожанов (на момент записи также ПОППЕР, впоследствии AGNUS DEI, БН, МОДНЫЕ ШТУЧКИ, СОБАКИ КАЧАЛОВА, NETSLOV, SOLAR SYSTEM, ЗАЛИВ КИТА, SALUT! и МЕЛЬНИЦА, а также сотрудничество с Анной Пингиной) - бас; Алексей Кондратьев (впоследствии ПОХОТЬ и УЧИТЕЛЬ БОТАНИКИ) - перкуссия, вокал; Юрий Палий - перкуссия; Григорий Кузин - барабаны; Павел Шпуров - барабаны. Музыка всех песен, как и часть стихов, написана Владимиром Краснощековым, некоторые - в соавторстве с Алексеем Кондратьевым и Юрием Палием. Сюжеты всех песен очень легко вообразить.
Альбом открывает минималистичная "Считалочка". В ее основу положено восьмистишие, взятое из учебника Т. Н. Смирновой "Интенсивный курс немецкого языка". Веселая история о том, как лирический герой встречает трех девушек, которые идут по солнечной дороге, смеются, напевают и дерзко кружат юбками и, дабы никого не обидеть, целует всех троих. Сначала Алла Сорокина сбивчиво читает стихотворение, потом пропевает эти же строки более уверенно. В припеве к ней присоединяется Владимир Краснощеков. В конце композиции акустическая гитара и губная гармоника (исполнитель на которой не обозначен в выходных данных) чудовищно не совпадают по строю. Текст песни "Паштет" написан Владимиром Краснощековым и Алексеем Кондратьевым. Паштет мыслей и вино чувств - в общем, неплохие метафоры. А желать смерти возлюбленной, даже бывшей, нехорошо. Герои песни "Ты Помнишь Нашу Игру" на стихи Алексея Кондратьева воспоминаниями погружаются в прошлое. "Два Солнца, Две Луны" - песня Владимира Краснощекова на стихи Алексея Кондратьева. На фоне двух повторяющихся аккордов и вокализа Аллы Сорокиной Владимир нараспев читает стихи об одиночестве, справиться с которым невозможно даже вдвоем. "Дельтаплан" на стихи Владимира Краснощекова и Юрия Палия - развернутая метафора: герой всеми фибрами души и тела стремится убежать от повседневности. "По Голому Полу" музыкально и поэтически стилизована "под Янку". Бесцельное движение героини по замкнутому кругу передано и в музыке, и в стихах. Песню Владимир Краснощеков поручил спеть Алле Сорокиной, которая справилась с поставленной задачей на твердую "троечку": никакой экспрессии, да и некоторые слова просто проглочены. Образ сестры милосердия Флоренс Найтингейл вдохновил Владимира Краснощекова на создание одноименной песни. "Цветов на Свете Нет" - стилизация под английскую народную песню в представлении Владимира Краснощекова. Печальная история из жизни сэра Джона и графини Кэт. Автор представил те времена, когда на земле завянут все цветы. "Голубями Обсаженный Дом" на стихи Владимира Краснощекова и Алексея Кондратьева - апофеоз отчаяния, безысходности и безнадежности. В голосе Алексея слышна неподдельная боль. "Солнца Больше Нет" отсылает к Янкиной "Выше Ноги от Земли". В версии, включенной в альбом "Мотороллер", песня звучит еще более мрачно. Герой песни "Возьму и Умру" ("Круговорот") остро переживает несовершенство природы: "Рыбы едят икру. Кукушки заводят гнезда. Муравьи убивают бабочек. Дятлы клюют соловьев". Увы, мало в мире справедливости. "Девчонка" на стихи Алексея Кондратьева - дань уважения Майку Науменко. Просто очень веселая песня.
В записи альбома "Мотороллер" участвовали: Алла Сорокина - вокал; Максим Котомцев - гитара, клавишные; Владимир Краснощеков - бас-гитара, вокал; Павел Шпуров - барабаны. В песне "Всё Вода" на басу сыграл Алексей Кожанов. В этом альбоме Алла Сорокина спела 9 песен из 12. Автор большей части материала - Владимир Краснощеков. Исключения оговорены.
Музыкальная стилистика эволюционировала от акустического фолка в направлении пост-панка в духе JOY DIVISION. Поэтическая составляющая - несмотря на принадлежность текстов разным авторам - меняется в сторону смысловой рассогласованности и образной хаотичности, характерных для современной поэзии.
В песне Владимира Краснощекова на стихи Алексея Кондратьева "Сирень" конкретные образы (первый куплет) резко сменяются абстрактными (второй куплет). Героиня (автор писал текст в расчете на Аллу Сорокину) сначала по-детски радуется наступлению весны, затем убегает от реальности по звездам. "Самый Лучший День" можно интерпретировать по-разному: каждый день нашей жизни по-своему уникален и преходящ, поэтому мы должны ценить то хорошее, что в этот день произошло. А вот другое толкование: каждый из нас может вспомнить самый лучший день в своей жизни. У кого-то таких дней было много. А Владимир Краснощеков, судя по тексту, очень любил дождливые дни. Песня Максима Котомцева "Мы Встретимся Снова" представляет собой лишенный какой-либо логики набор фраз, завершающийся оптимистически - обещанием встречи. Сюжет песни "В Огромных Цветах" притянут за уши или высосан из пальца: героиня видит себя со стороны в нарисованном круге, ее сердце окружено огромными цветами. Второй куплет практически повторяет первый с маленькой оговоркой: то же самое происходит с ее возлюбленным. "Не Покидай Меня" - монолог девушки, возможно, героини предыдущей песни, преследуемой галлюцинациями. "Когда Настанет День" - песня о том, что в нашей жизни все с началом нового дня проходит, и плохое, и хорошее. Довольно спорное утверждение! Героиня песни "Свою Любовь", одержимая жаждой разрушения, готова уничтожать все вокруг, в том числе и любовь, как свою, так и своего возлюбленного. Заглавный номер - околоурбанистический "Мотороллер" Владимира Краснощекова на стихи Алексея Кондратьева - построен на контрасте: абстрактным образам противопоставляется мотороллер, который безостановочно движется по асфальту...
Песня Владимира Краснощекова "Телеграмму Тебе", спетая им же, обращена к не обозначенному адресату. Образ дрожащих проводов, уводящих вдаль, вероятно, позаимствован из фильмов Дэвида Линча. "Подвальный Пьеро" Владимира Краснощекова на стихи Алексея Кондратьева и Владимира Краснощекова - монолог андеграундного музыканта, рокера-подпольщика эпохи распадающегося Советского Союза. Хоть я и не Станиславский, но верю! В альбоме "Я Не Понял Ничего" песня представлена в иной, более "тяжелой" аранжировке, что, в принципе, не добавило ей убедительности. В философской зарисовке "Всё Вода" обыгрывается тезис Гераклита "Все течет, все изменяется".
"Дельтаплан" и "Мотороллер" дополнены записями с концертных выступлений, в которых, при весьма посредственном качестве, есть свой "изюм". Бонус к "Дельтаплану" - запись выступления на фестивале "Самый Плохой", который проходил в Самаре в доме молодежи "Гамак" 19 октября 1991 года. "Подвальный Пьеро" и "Солнца Больше Нет" прозвучали здорово, а вот в песне "Телеграмму Тебе" Владимир Краснощеков подзабыл слова. "Мотороллер" дополняет запись концерта в Жигулевске на базе группы АТАКА ТЕНЕЙ зимой 1992 года. Песня Максима Котомцева "Фонит Моя Гитара" воспринимается как жалоба, истошный крик души. Злобы уже нет, осталась только боль. "Был Праздник, Будут Поминки" Максима Котомцева на стихи Михаила Мартьянова (МЕРТВЫЕ ПАРИЖСКИЕ КУРТИЗАНКИ КОММУНИКАЦИЯ 69) я бы назвал философской зарисовкой, если бы не бьющие через край ярость и ненависть ко всему вокруг. Похоже, 67-й калибр из одноименной композиции - это то, что нужно лирическому герою Котомцева. И снова нагнетание злобы и ярости. В альбом "Мотороллер" входила песня Владимира Краснощекова "Самый Лучший День". На концерте же прозвучала другая песня на те же стихи, с музыкой Максима Котомцева.
Третий из обозреваемых дисков, "Мне Так Страшно", на самом деле содержит два альбома - "Мне Так Страшно" и "Я Не Понял Ничего". В 2007 году фирма "UR-Realist" выпускала эту работу на одном CD с альбомом "Непростительно Для Королевы" (1991), что было оправдано с точки зрения хронологии. Но тематически и настроенчески "Мне Так Страшно" образует дилогию именно с "Я Не Понял Ничего". Объединение этих двух альбомов представляется правильным и логичным. И я их буду рассматривать как один большой альбом.
Материал записывался в составе: Максим Котомцев - гитара, вокал, подпевки; Владимир Краснощеков - бас; Павел Шпуров - барабаны. Почти все песни принадлежат Максиму Котомцеву.
Возможно, на творчество ХУГО-УГО повлияла обстановка, сложившаяся в Тольятти к началу 90-х. В городе набирала обороты организованная преступность, вокруг "АвтоВАЗа" развернулась криминальная война. Людей убивали на улицах средь бела дня.
Герой дилогии погружен во враждебный ему мир, или, выражаясь языком Сартра, заброшен в ситуацию неподлинного существования. Его эмоциональное состояние передано адекватными выразительными средствами. Музыка - мрачный гаражный пост-панк с элементами психоделии. Поэзия (именно стихи, а не тексты) тяготеет к экзистенциализму.
Первая часть дилогии "Мне Так Страшно" открывается одноименной композицией. Ее короткий вариант вошел во вторую часть "Я Не Понял Ничего". Лирический герой, одержимый экзистенциальным страхом, будто сошел с картины Эдварда Мунка "Крик". Иногда в голосе Максима Котомцева вольно или невольно проскальзывают летовские интонации. "Любовь - Это Мое Большое Солнце" - песня Владимира Краснощекова. Автор наделяет любовь и солнце отрицательными коннотациями: ведь любовь, как и солнце, может не только согреть, но и испепелить. В романтической зарисовке "Когда Дожди Встают Стеной" Котомцев проводит параллель между природной стихией и настроением лирического героя. А вот песня "Мамы Нет с Большим Уютом" не характерна для ХУГО-УГО, она контрастирует со всем материалом. Ведь когда родителей нет дома, можно делать все что заблагорассудится. Весело, задорно и безбашенно! Герой композиции "Тихо Молятся" видит кровь и ощущает близость катастрофы. "Это Твой Конец" - апокалиптическая картина, мастерски нарисованная Максимом Котомцевым.
"Я Не Понял Ничего" и "Холодно Здесь" эмоционально перекликаются с композицией "Мне Страшно". "Все Твое, Детка" - яркий образец минимализма по-котомцевски. Содержание песни сводится к простейшей истине: каждому из нас остаются лишь колючка, запретка и прочие атрибуты несвободы. "Струны Натянуты" - зарисовка из жизни музыкантов. Натянуты струны - значит, можно играть. Композиция "Проституция - Хорошее Дело" первоначально входила в альбом "Непростительно Для Королевы". Котомцев обыгрывает разные значения понятия "Проституция". В зарисовке "Кто-то Ходит в Черном Небе" воспроизводится индустриальный пейзаж, возможно, тольяттинский, от которого становится не по себе.
Также в альбом вошли две вещи Владимира Краснощекова - "Подвальный Пьеро" (в постпанковой аранжировке) и инструментальная версия "Телеграмму Тебе".
Летом 1992 года покончил с собой барабанщик Павел Шпуров. В начале 1993-го ХУГО-УГО распалась. В марте 2005 года группа возродится и просуществует около двух с половиной лет, но это уже совсем другая история.
Напоследок информация для коллекционеров: "Выргород" выпускает альбомы ХУГО-УГО тиражом 150 пронумерованных экземпляров. Поэтому "Дельтаплан", вышедший в 2020 году, сегодня можно найти разве что на цифровых площадках. Поскольку качество записи, мягко говоря, не самое идеальное, из-за чего слова в некоторых песнях разбираются с трудом, каждый диск снабжен 4-хстраничным буклетом с текстами.
Эти 4 альбома - "Дельтаплан", "Мотороллер", "Мне Так Страшно" и "Я Не Понял Ничего" наиболее ярко отражают "золотой" период творчества тольяттинской команды, когда-то культовой, а ныне изрядно забытой. Представленные CD я рекомендую только вдумчивому слушателю. Создавая свои альбомы, ХУГО-УГО явно не ориентировались на широкую аудиторию.